- Финансы

Антимонопольная служба: чем занимается, правовые полномочия и функции

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Антимонопольная служба: чем занимается, правовые полномочия и функции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Суть антимонопольного законодательства состоит в создании условий для свободного предпринимательства и в обеспечении свободной рыночной конкуренции. Исполнение постулатов антимонопольного законодательства невозможно без введения антимонопольных ограничений.

Дата основания: 9 марта 2004 года
Подчинено: Правительство Российской Федерации
Вышестоящее ведомство: Правительство Российской Федерации
Предшественники: Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Главные направления деятельности

Чем занимается антимонопольная служба в РФ? Главная ее стратегическая цель — обеспечить свободу конкуренции, ограничить монополистические нарушения в пределах экономического пространства России.

Исходя из этой цели определены главные направления работы:

  • Создание благоприятных условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих организаций, не относящихся к естественным монополиям.
  • Предотвращение и пресечение случаев вмешательства госорганов, властных региональных и муниципальных структур в функционирование рынка. Снижение вероятности коррупционного риска при размещении муниципальных и госзаказов.
  • Обеспечение равного потребительского доступа к продукции, услугам и товарам, реализуемым организациями естественной монополии. А также развитие конкуренции в среде данных естественных монополий.

Как рассматриваются дела?

Рассмотрение дела происходит следующим образом:

  1. Специально для рассмотрения дела созывается комиссия. В ее составе — работники антимонопольного органа (не менее 3 сотрудников). Председателем комиссии становится или начальник данной территориальный структуры или его заместитель.
  2. Если рассматривается дело в отношении кредитной организации, то в состав комиссии приглашают представителей Центробанка России.
  3. Дело обязательно рассматривается с участием как заявителя, так и ответчика. Они излагают собственные позиции и доказательства в их защиту.
  4. После своих сообщений стороны удаляются. В их отсутствие члены комиссии принимают решение на основании большинства голосов в защиту той или иной позиции.
  5. Если для принятия окончательного решения требуется предоставление дополнительной доказательной информации, привлечение определенных заинтересованных лиц, проведения экспертизы, то рассмотрение дела откладывается на определенный срок.
  6. По результатам рассмотрения комиссией производство по делу может быть прекращено в двух случаях. Первый — члены комиссии не нашли в действиях ответчика нарушения антимонопольного законодательства. Второй — ответчик признается нарушившим нормы российских законов. В этом случае ему выдается соответствующее предписание, обязательное для выполнения.

Как решения, так и предписания органа ФАС в РФ возможно обжаловать в суде.

В сфере строительства и недвижимости

ФАС контролирует деятельность органов власти, компаний и иных организаций в сфере строительства, капремонта, инженерных изысканий, землеустройства, картографии и геодезии, подготовки проектной документации.

В 2018 году был расширен список процедур в сфере строительства, подлежащих ускоренному рассмотрению ФАС в случае поступления жалоб.

Основная часть жалоб в сфере строительства касается затягивания сроков: при предельном сроке, равном 10 дням, реальный срок превышает его в два раза.

Среди наиболее распространенных нарушений, которые выявляют антимонопольные органы в сфере строительства:

— Нарушение срока выдачи градостроительного плана земельного участка.

— Нарушение срока выдачи разрешения на строительство или внесения изменений в разрешение на строительство.

— Отказы в подключении к различным инженерным системам объектов капитального строительства, например, к сети электроснабжения.

— Нарушение сроков заключения договоров на подключение к инженерным системам.

— Незаконные требования к заявителю и составу документов.

С начала 2016 года центральный аппарат ФАС России и его территориальные органы получили право рассматривать жалобы на органы власти и сетевые организации в сферах строительства по «ускоренной» процедуре — в течение 7 — 14 рабочих дней

Читайте также:  Как ИП будет платить взносы за себя в 2023 году. Сумма платежей, сроки уплаты

В 2019 году ФАС запустила возможность дистанционного рассмотрения жалоб на торги свыше 1 млрд рублей в сфере земельного, концессионного, природного законодательства, приватизации, банкротства и иных отраслей во всех регионах РФ

Каковы основания для мер воздействия

Для того чтобы реализовать одну из перечисленных мер воздействия на участников рынка, у Федеральной антимонопольной службы должны быть достаточные основания, к числу которых относятся:

  • поступление жалобы на действия государственного или муниципального заказчика (если речь идет о таковых участниках) при условии, что такая жалоба поступила от участников закупочных мероприятий;
  • в отношении Федеральной антимонопольной службы поступила информация о том, что было нарушение действующего законодательства в тех сферах, которые контролирует указанный государственный орган;
  • у ранее вынесенного предписания истек срок его исполнения, и возникла необходимость провести проверку исполнения такого предписания.

Исключение в отношении проведения проверок применяется только в том случае, если речь идет о таких мероприятиях по применению действующего законодательства, которые затрагивают государственную тайну либо может повредить безопасности государства.

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

  • Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением данного законодательства.
  • Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
  • Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
  • Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
  • Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.

ФАС является единственным надзорным общегосударственным федеральным органом, сотрудники которого не обязаны носить утвержденную форменную одежду.

Внеплановая проверка ФАС по жалобе: как проводится

Внеплановые проверки УФАС проводятся как минимум двумя инспекторами. Если проверяет Центральный аппарат ФАС, в составе проверочной комиссии должно числиться минимум три сотрудника.
Процедура может осуществляться как на территории проверяемого субъекта (выездная проверка), так и без выезда к нему с запросом необходимой документации (документарная проверка). К проверке также могут быть привлечены сотрудники правоохранительных органов и эксперты соответствующей сферы деятельности.

При запросе документов проверяющему необходимо будет предоставить их в течение трех рабочих дней. Как правило, все эти моменты будут прописаны в приказе о проведении проверочных мероприятий. Если по документам обнаружатся нарушения антимонопольного законодательства, будет назначена выездная проверка по адресу проверяющего.

В случае непосредственного визита инспекторов в компанию или если проверяющие найдут подтверждение жалобам в представленной документации, производится осмотр территории, забор образцов товара, продукции, назначаются необходимые экспертизы.

Процедура проверки длится не более 1 месяца и может проводиться в документарной форме или с выездом на территорию компании. Отсчет ведется с момента составления приказа о начале проверочных мероприятий и до направления проверяемому акта о результатах проверки. Срок проверки может быть продлен не более чем на 2 месяца в отдельных исключительных случаях: например, для проведения необходимых лабораторных экспертиз, перевода документов, оформленных на иностранном языке и др.

После окончании ревизионных мероприятий сотрудники ФАС оформляют акт о проверке в 2 экземплярах, один из которых выдается представителю проверяемой организации под роспись. При обнаруженных нарушениях составляется предписание об устранении нарушений в определенный срок. Если будут найдены достаточно грубые или повторные нарушения, инспекторы могут привлечь компанию к административной ответственности. После получения на руки окончательного заключения о результатах проверки компания может представить свое ответное возражение в пределах 15 дней.

Причины внеплановой проверки ФАС

Проверки ФАС регламентированы ст. 25 федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Административным регламентом, утв. приказом ФАС от 25.05.2012 № 340, а также Приказом ФАС № 75/14 от 11.02.2014 г.

ФАС имеет право проверять все государственные органы и компании, исполнительные органы власти, ИП, коммерческие фирмы, в том числе ООО, АО, их обособленные подразделения. При этом положения федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», касающиеся порядка проведения проверок ФАС, могут не применяться в части, регламентируемой положениями антимонопольного законодательства (п.4 ст.1 закона № 294-ФЗ).

Плановые проверки проводятся по предварительно утвержденному на год графику. Внеплановые — в любое время, после поступления жалобы или иного сообщения о нарушении антимонопольных правовых норм от следующих лиц:

  • компаний, граждан, СМИ;
  • правоохранительных органов;
  • общественных объединений;
  • местной администрации;
  • иных госорганов;
  • уполномоченных при президенте России и в регионах по защите предпринимательских прав.
Читайте также:  Как дать пояснения при расхождении налоговой базы по прибыли и НДС

Проверки ФАС могут быть назначены в случае поступления обращения или невыполнения предписания после рассмотрения жалобы при проведении госзакупок по закону № 44-ФЗ. При таких жалобах инспекторы будут проверять деятельность компании в пределах 3-х последних лет (Методические рекомендации ФАС по проведению проверок № АЦ/8325 от 25.05.2007).

ФАС России на современном этапе

Создание Общественного совета проводилось по новым правилам, разработанным правительством: участвовали Гражданская палата Российской Федерации и Открытое правительство. Он образован из представителей неправительственных и некоммерческих организаций – 75% кандидатов от гражданской палаты и 25% – от Экспертного совета при правительстве Российской Федерации. В Общественный совет вошли представители ведущего бизнеса ассоциации, Ассоциация юристов России, Ассоциация экспертов по конкуренции.

Замечание 1

ФАС России разработал Порядок исчисления максимально допустимого ежегодного перечисления тарифов на услуги общего пользования и связи с общественностью, используя метод максимального ценообразования и правила его применения.

Такие изменения дают возможность получить прибыль от эффективного управления затратами. Цель метода, обеспечивающего возможность получить прибыль от эффективности управления затратами (инфляция минус X-фактор) заключается в подчинении предмета естественных монополий правилам, воспроизводят дисциплину конкурентных рынков. Этот подход определяет обоснованность сравнения динамики производительность экономического субъекта с производительностью экономики страны в целом и будет точнее отражать стимулы рынке. Операторы связи осуществляли апробацию Приказа. этот метод может применяться не только в сфере общения, но и в других регулируемых сферы.

Проект этого нормативно-правового акта прошел процедуру общественного обсуждения и антикоррупционную экспертизу и была утверждена FAS Методическим советом по вопросам тарифного регулирования. Утверждение приказа запланировано на 2018 год. Регулирования в топливно-энергетическом комплексе

Что это за служба? ФАС можно охарактеризовать и с помощью короткой справки:

  • Служба основана 9 марта 2004-го.
  • Ее предшественниками выступали: Госкомитет РСФСР по антимонопольной деятельности и поддержке новых экономических образований, Государственный антимонопольный комитет РФ, Министерство по антимонопольной деятельности и поддержке предпринимателей.
  • Деятельность антимонопольной службы подведомственна российскому Правительству. Подчиняется непосредственно его Председателю. Службой представляются ежегодные отчеты по итогам своей деятельности.
  • Вышестоящим над ФАС ведомством также является Правительство РФ.
  • Штаб-квартира российской антимонопольной службы находится в Москве, по адресу: улица Садовая-Кудринская, дом 11.
  • На сегодняшний день в центральном аппарате ФАС трудится порядка 860 сотрудников. В территориальных подразделениях службы — более 2500.
  • Руководитель управления антимонопольной службы РФ — Игорь Юрьевич Артемьев (с марта 2004 года).
  • Государственное учреждение имеет собственный официальный сайт.

Главные направления деятельности

Чем занимается антимонопольная служба в РФ? Главная ее стратегическая цель — обеспечить свободу конкуренции, ограничить монополистические нарушения в пределах экономического пространства России.

Исходя из этой цели определены главные направления работы:

  • Создание благоприятных условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих организаций, не относящихся к естественным монополиям.
  • Предотвращение и пресечение случаев вмешательства госорганов, властных региональных и муниципальных структур в функционирование рынка. Снижение вероятности коррупционного риска при размещении муниципальных и госзаказов.
  • Обеспечение равного потребительского доступа к продукции, услугам и товарам, реализуемым организациями естественной монополии. А также развитие конкуренции в среде данных естественных монополий.
Читайте также:  Когда суд просит приобщить доказательства в апелляции

Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются :

  • контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в том числе в сфере электроэнергетики, использования земли, недр, водных и других природных ресурсов;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
  • надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
  • контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну);
  • контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о размещении заказов;
  • контроль за осуществлением иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ключевыми законодательными актами, которыми в своей работе руководствуется ФАС России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции» , «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» , «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» , «О рекламе» . С 01 февраля 2010 года ФАС России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленных Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» . ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

Основные направления деятельности

На основании Доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФАС России на 2008-2010 годы , представленного ФАС России в Правительство Российской Федерации, стратегической задачей ФАС России является обеспечение свободы конкуренции и ограничение монополистической деятельности в рамках единого экономического пространства Российской Федерации. Исходя из данной задачи, ФАС России определены 3 основных цели своей деятельности:

  1. Создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям.
  2. Предотвращение и пресечение антиконкурентного вмешательства органов государственной власти и местного самоуправления в функционирование рынков, снижение коррупционных рисков при размещении государственного и муниципального заказа.
  3. Обеспечение равного доступа потребителей к товарам, работам, услугам, реализуемым субъектами естественных монополий, и развитие конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности субъектов естественных монополий.

Деятельность ФАС России в рамках достижения первой из указанных целей направлена на пресечение антиконкурентного поведения отдельных хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках, в том числе на снижение уровня недобросовестной конкуренции, предупреждение и пресечение злоупотреблений доминирующим положением, соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию (так называемых «картельных сговоров»), повышение качества проводимых исследований состояния конкурентной среды на товарных рынках. Большое значение ФАС России также уделяется направлению контроля за органами власти всех уровней в целях предотвращения создания административных барьеров для осуществления предпринимательской деятельности. В рамках контроля органов власти выделяются три основных направления: контроль процедур размещения государственного и муниципального заказа; контроль предоставления государственных и муниципальных преференций отдельным участникам рынков; пресечение ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий органов государственной власти и местного самоуправления с отдельными хозяйствующими субъектами.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *