- Финансы

Расторжение брака по просьбе жены (хул‘)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расторжение брака по просьбе жены (хул‘)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Как предотвратить развод в исламе

В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.

Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.

Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.

Развод при наличии детей

– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?

– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.

Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.

– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?

– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.

Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.

– Могут родители договориться и оставить ребенка с матерью?

СЛУЧАИ, КОГДА ЖЕНА ИМЕЕТ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ РАЗВОД

Для развода в Исламе должна быть веская причина, только тогда он будет дозволен. Ислам порицает желание женщины развестись со своим мужем, если у нее нет достаточных на то оснований или серьезных причин, и даже Пророк Мухаммад ﷺ говорил, что «женщина которая желает развестись со своим мужем, но причин для этого серьезных нет, не почувствует даже запаха Рая».

Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.

Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.

У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.

Для совершения развода талак ар-радж‘и Ислам требует соблюдения нескольких условий:

  1. развод должен быть четко сформулирован произнесением определенных слов: мужчине следует сказать прямо и четко своей жене: «Ты разведена»;
  2. если мужчина использует вместо четкого произнесения о совершении развода какие-то завуалированные выражения, то ему нельзя использовать в своих словах частицы, которые усиливают фразы, указывая на окончательный разрыв супружеских отношений – это наличие таких фраз, как «С этого момента ты отвечаешь за себя сама!»;
  3. мужчина не должен использовать в своих словах усилительные частицы и фразы, так как они могут привести к окончательному и безвозратному разводу, то есть талак баин;
  4. число «три» или «третий» мужчина не должен произносить в своей речи, а также числа больше трех, поскольку максимум двукратным является развод талак ар-радж‘и, а все, что имеют число больше, являются безвозвратными разводами.

Если все эти условия соблюдены, то развод будет относиться к типу талак ар-радж‘и, и тогда мужчина свою жену может вернуть без того, чтобы повторно заключать брак и выплачивать махр.

Малое (байнуна ас-сугра) и великое расставание (байнунат аль кубра) предполагают определенные результаты.

Результаты байнуна ас-сугра или малого расставания:

  • только один или два раза может состояться такой развод, и воссоединение супругов может быть только через повторный брак с выплатой махра;
  • поскольку при малом расставании брак не считают окончательно расторгнутым, то на мужчине будет лежать материальное обеспечение женщины, и женщина может, если хочет, остаться жить в доме мужа;
  • при байнун ас-сугра махр аль муаджаль требуется выплатить немедленно;
  • при байнун ас-сугра в случае смерти одного из супругов, другой право на наследование сохраняет.

Результаты байнунат аль кубра или большого расставания:

  • супруги окончательно разведены, и право мужа на трехкратный талак использовано;
  • мужчина и женщина начинают становиться недозволенными друг для друга, им запрещено вступать в половые отношения, и воссоединиться они уже не могут. Для их воссоединения необходимо, чтобы женщина вышла замуж за другого мужчину, с которым прожила бы в его доме семейной жизнью, развелась или естественным путем овдовела, а после этого выждала идду;
  • пока не окончится идда, женщина имеет право на то, чтобы мужчина нес ответственность за ее материальное обеспечение, оставаться в доме мужчины до окончания идды, но она должна вести себя по отношению к мужу по-другому, не как супруга, а как совершенно чужая для него женщина;
  • право наследования при большом расставании аннулируется;
  • мужчина должен выплатить женщине необходимый махр аль муаджаль.

Также существует хадис, где сообщается о беседе Пророка Мухаммада ﷺ с Умаром, отцом Абдуллаха ибн Умара. Когда Пророк ﷺ узнал, что Абдуллах ибн Умар также своей жене дал развод во время месячных, он повелел его отцу передать сыну, чтобы вернулся и подождал, когда у жены пройдут месячные, а потом подождал, пока пройдут еще одни месячные, и если желание дать ей развод у него останется, то тогда он сможет это сделать, но не прикасаясь к ней все это время. В хадисах сказано, что во время месячных мужчине будет неправильным дать развод жене или дать ей трехкратный талак за один раз.

Читайте также:  Можно ли получить банковскую карту по доверенности — тонкости процедуры

Причина того, почему во время месячных не следует дать развод жене, объясняется так: мысль о разводе приходит в голову мужа в момент гнева, когда он не может трезво рассуждать и мыслить о том, какое будущее ожидает его детей и его супругу. Когда муж стремится в пылу гнева дать сразу троекратный талак, с целью как можно скорее разводиться — с этого момента уже не будет возврата.

Супругам рекомендуется во время месячных не разводиться, в этой рекомендации подразумевается желание отсрочить расставание мужа и жены, так как есть шанс, что, когда они оба будут жить вместе и женщина будет находиться в состоянии чистоты, она будет более привлекательной для своего мужа, он может вновь воспылать к ней новыми чувствами и вернуться в свою семью. Но если же он дал трехкратный талак, он не сможет уже вернуться к своей супруге, даже если раскаяние его будет велико. Если же муж терпеливо после каждого месячного цикла, не прикасаясь к жене, дает по одному талаку, то его намерение и цель совершить развод выглядит твердым и непоспешным — это означает, что семейной жизни пришел конец, и решение мужа непреклонно.

Имеет ли женщина право на развод?

Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.

Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.

В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.

В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.

Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.

Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

У женщины после развода нет никаких обязательств перед бывшим мужем. Она вольна жить, как захочет и искать новые отношения. Единственное, что может связывать бывших супругов – это общие дети.

Экс-супруг не может запрещать женщине выйти замуж повторно, а посещения возможны только с ее согласия. Если же мужчина начинает преследовать свою бывшую жену, то она вправе обратиться в правоохранительные органы или в суд.

Мужчина обязан содержать своего ребенка до совершеннолетия. При этом он имеет право решать, оставить ли его у женщины или доверить воспитание другим людям.

Всё, что мы должны знать о разводе

Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».

Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:

أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي

«Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).

В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.

Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание.

Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:

«Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.

Она сказала по-персидски: «Мой муж хочет забрать моего сына». Абу Хурайра сказал ей по-персидски: «Тяните жребий». Тогда пришёл её муж и сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»

Абу Хурайра сказал: «Я говорю это лишь потому, что слышал, как к посланнику Аллаха ﷺ пришла одна женщина, когда я сидел у него, и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет забрать у меня сына, а ведь мой сын уже подрос, и может принести воды из колодца Абу Инабы, и помогает мне!»

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اسْتَهِمَا عَلَيْهِ

«Тяните жребий».

Её муж сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»

Тогда Пророк ﷺ сказал:

هَذَا أَبُوكَ، وَهَذِهِ أُمُّكَ فَخُذْ بِيَدِ أَيِّهِمَا شِئْتَ

«Это твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку кого хочешь». Ребёнок взял мать за руку, и она ушла вместе с ним»» (Абу Дауд 2277).

Однако, при этом не следует забывать, что в вопросе опеки над детьми приоритетным фактором является именно польза для ребёнка.

Поэтому, не смотря на возраст ребёнка, опеку над детьми следует поручать тому из родителей, кто очевидно лучше справляется со своими родительскими обязанностями.

Очень важно, чтобы родители подошли к вопросу воспитания детей максимально ответственно и без эмоций, избрав для него наилучший вариант и договорившись между собой.

В случае возникновения разногласий между родителями в вопросах опекунства, решение в интересах ребёнка должен принимать судья. Основными критериями при этом являются богобоязненность, состояние здоровья, условия жизни, образование родителей и другие, имеющие значение в деле воспитания ребёнка, факторы.

В исламе можно выделить четыре вида разводов:

  • талак (инициируется мужчиной);
  • хуль (осуществляется женщиной);
  • мубараах (по взаимному согласию);
  • лиан (в случаях супружеской измены).

Последние два являются наиболее простыми в реализации, тогда как первые требуют выполнения определенных действий, с исполнением которых у некоторых возникают трудности.

Читайте также:  Что делать если человек угрожает физической расправой а полиция не реагирует

Существует два вида расторжения браков: талак раджгий и талак баин. В первом случае предусмотрена возможность возврата жены, тогда как во втором – таковая отсутствует.

Талак раджгий действует трижды. То есть, если он объявлялся единожды, мужчина может сказать своей бывшей жене «Я вернул тебя», и в результате семья будет считаться восстановленной.

Однако при этом у супруга останется только два талака. Но даже после третьего развода у мужчины все равно имеется возможность воссоединиться с супругой в период идды.

В исламе существует такое понятие, как мубараах. В соответствии с ним супруги могут расторгнуть брак по взаимному согласию. Это самый простой способ выйти из официальных отношений.

Наиболее часто мубараах инициируется по следующим причинам:

  • ошибочный выбор супруга/супруги;
  • сватовство (вмешательство родителей);
  • взаимное неисполнение супружеских обязанностей;
  • не очень хорошее материальное положение;
  • отсутствие доверительных отношений.

При этом предпочтительно, чтобы муж и жена обоюдно приняли соответствующее решение. Однако при желании мужчина может развестись с женой и без ее согласия.

В то же время женщина, согласно мусульманским традициям, не может этого сделать.

Как правильно развестись

Хвала Аллаху, ниспославшему Коран и мудрость, чтобы вывести людей из мрака неведения к свету знания! Мир и благословение пророку Мухаммаду, который разъяснил все, что делает нас счастливее, и предостерег от всего, что навлекает беды и разрушает судьбы. Мир и благословение его пречистому роду и всем праведным сподвижникам!

Мы часто слышим, что семья — это ячейка и фундамент любого общества. Семья играет огромную роль в воспитании детей и становлении личности. Вместе с тем для верующих семья — это в первую очередь источник душевного равновесия, без которого трудно избегать грехов и двигаться навстречу Аллаху. Но даже в счастливом браке, где супруги дополняют друг друга, не обходится без разногласий и ссор. Индивидуальные предпочтения, эмоциональное состояние, взаимоотношения с окружающими и многие другие факторы всегда могут привести к семейным ссорам. Ислам учит проявлять сдержанность в таких ситуациях и идти навстречу друг другу, не позволяя шайтану посеять рознь в семье. Но люди есть люди, и не каждому и далеко не всегда удается адекватно воспринять слабость ближнего.

Бывает, что с течением времени супруги притираются друг к другу. А бывает и так, что поведение или какая-либо черта партнера вызывают все большее раздражение и расшатывают брак. Проблемы вырастают до таких масштабов, что оба супруга или один из них начинают подумывать о разводе. Коран запрещает торопиться с таким решением и велит обоим супругам и их родственникам сделать все возможное для примирения. Но ислам не делает человека заложником такой ситуации. Если увещевания, откровенные разговоры и вмешательство родственников не приносят мир в семью, то Коран позволяет мужу объявить развод, а женщине требовать развод или обратиться с соответствующим иском в суд.

Поскольку ислам предполагает жесткий патриархат, то право давать развод имеется только у мужчины. Единственной возможностью для женщины как-то повлиять на данный процесс является просьба мужа о расторжении отношений. При соответствующем решении мужчины, супруга имеет право также дать развод, но она должна сделать это незамедлительно, как только услышит слова мужа.

Развод в исламе – это весьма сложный процесс, который является неизменным в течение сотен лет. Из каждого правила здесь могут существовать десятки исключений, поэтому при расторжении отношений очень важно знать мусульманские обычаи. В противном случае отмена брака может быть признана недействительной, и супругам придется проходить всю процедуру повторно.

Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены

Аллах говорит в Кур’ане:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ

«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)

Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.

Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.

عن عمران بن حصين -رضي الله عنهما- أنه سُئِلَ عن الرجل يُطلِّق امرأته، ثم يَقَعُ بها، ولم يُشْهِدْ على طلاقها، ولا على رَجْعَتِهَا، فقال: «طَلَّقْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، وَرَاجَعْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، أَشْهِدْ على طلاقها، وعلى رَجْعَتِهَا، ولا تَعُدْ»

Так передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды спросили о человеке, который дал развод своей жене, а потом вступил в половые отношения с ней и не брал свидетелей ни когда давал ей развод, ни когда возвращал её. Он сказал:

«Ты дал развод не по Сунне и вернул жену не по Сунне. Бери свидетелей, когда даёшь развод и когда возвращаешь. И не поступай так больше!» (Абу Дауд 2186).

Вместе с этим, нет прямых указаний от пророка на обязательность присутствия свидетелей. Пророк ﷺ сам давал развод без свидетелей, а также не выяснял их наличие, когда слышал о том, что развелся кто-то из сподвижников.

Поэтому, нет сомнения, что даже в их отсутствие талак будет действительным.

Развод по инициативе жены (хуль’у)

С точки зрения Ислама, давать развод (талак) является исключительно правом мужчины. На это указывают слова Аллаха:

يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ

«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод [талак], то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку» (65:1)

Если это право реализуется, то брачный дар (махр) муж оставляет бывшей жене:

وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا

«Вам [мужчинам] не дозволено брать что-либо из того, что вы дали им [то есть забирать махр]» (2:229)

При этом важно отметить, что под влиянием какой-либо мимолетней обиды или плохого настроения, жена не должна выпрашивать у мужа дать ей развод. О таких женщинах посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:

أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاَقاً فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّةِ

«Для любой женщины, попросившей у мужа развода без уважительной причины, благоуханье Рая станет запретным» (Абу Дауд 2226, Тирмизи 1187).

Однако, для исключительных случаев Шариат предусматривает возможность жены выкупить себя у мужа, освободившись тем самым от никах. Называется такой выкуп — خلع — хуль’у.

Аллах говорит об этом в Кур’ане:

فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا ٱفْتَدَتْ بِهِۦ

«Если же вы опасаетесь, что они [супруги] не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то оба [супруга] не совершат греха, если она выкупит развод» (2:229)

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) жена Сабита ибн Кайса пришла к пророку ﷺ и сказала:

يَا رَسُولَ اللَّهِ ثَابِتُ بْنُ قَيْسٍ مَا أَعْتُبُ عَلَيْهِ فِى خُلُقٍ وَلاَ دِينٍ ، وَلَكِنِّى أَكْرَهُ الْكُفْرَ فِى الإِسْلاَمِ

«О посланник Аллаха, я не порицаю (Сабита ибн Кайса) ни за его характер, ни (за его отношение к) религии, однако я не хочу [чтобы неприязнь к нему подтолкнула меня совершить] неверие в Исламе!»

Посланник Аллаха ﷺ спросил (её):

أَتَرُدِّينَ عَلَيْهِ حَدِيقَتَهُ

«Вернёшь ли ты ему его сад [махр]?»

Она сказала: «Да».

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал (Сабиту):

اقْبَلِ الْحَدِيقَةَ وَطَلِّقْهَا تَطْلِيقَةً

«Прими (от неё свой) сад [махр] и дай ей развод!»

(Бухари 5273, «Сахих аль-Джами’ ас-сагыр» 1140, «Сахих ан-Насаи» 3463).

Эта же история приходит и в другом риуаяте.

Передается от Хабибы бинт Сахль аль-Ансарийя, да будет доволен ею Аллах, что она была женой Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса, и однажды посланник Аллаха ﷺ выйдя из дома для совершения утренней молитвы в утренних сумерках, обнаружил её у дверей.

Посланник Аллаха ﷺ спросил:

Читайте также:  Делаем загранпаспорт: как оформить, куда обратиться, какие документы подать.

مَنْ هَذِهِ؟

«Кто это?»

Она ответила: «Я — Хабиба бинт Сахль».

Он спросил:

مَا شَأْنُكِ؟

«Что случилось?»

Она ответила: «Я не могу больше жить с Сабитом ибн Кайсом».

Когда подошёл Сабит ибн Кайс, посланник Аллаха ﷺ сказал:

هَذِهِ حَبِيبَةُ بِنْتُ سَهْلٍ. وَذَكَرَتْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَذْكُرَ

«Это Хабиба бинт Сахль, и она сказала мне то, что пожелал Аллах».

Хабиба сказала: «О посланник Аллаха! Всё, что он дал мне — у меня».

Посланник Аллаха ﷺ сказал:

خُذْ مِنْهَا

«Забери это у неё».

И он забрал у неё это, и она пошла к своей семье и стала жить там (Абу Дауд 2227).

Из этого хадиса мы понимаем, что сподвижник соблюдал права своей жены должным образом, однако она, не смотря на это, испытывала к нему непреодолимую личную неприязнь, а поэтому не хотела жить с ним. Именно в таких случаях и применим выкуп себя женой (хуль’у).

В случае хуль’у ‘идда составляет один месяц.

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّ امْرَأَةَ ثَابِتِ بْنِ قَيْسٍ اخْتَلَعَتْ مِنْهُ، فَجَعَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِدَّتَهَا حَيْضَةً

Передается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что жена Сабита ибн Кайса расторгла свой брак с ним посредством хуль’у и Пророк ﷺ сказал ей, что её ‘идда — одна менструация (Абу Дауд 2229, Тирмизи 1185).

Как мусульманская религия подходит к вопросу развода

Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.

Если в Католицизме развод после заключения брака невозможен, то Ислам такого положения не имеет и не удерживает вместе тех людей, которые несчастливы друг с другом, характеры которых не сходятся и затрудняют их семейную жизнь, даже если в этой семье есть ребенок. Развод в Исламе – это предупреждение возникновения греховных ситуаций и поступков у людей, которые вынуждены оставаться вместе из-за ребенка, но вынуждены искать на стороне того, чего в семейной жизни им не хватает: если люди в браке совершенно чужие друг другу, совершенно по-разному смотрят на мир, если вместе они ужиться не могут, то от необходимости сохранять этот никому не нужный брачный союз Ислам их освобождает.

Великим благом для мусульман является дозволенность развода в Исламе, поскольку дарит возможность двум людям найти для себя подходящую пару еще раз, дает второй шанс на счастливую семейную жизнь. Сказано Всевышним Аллахом: «Если разведутся супруги, то Всевышний Аллах обеспечит каждого из них из Своей Милости, ибо Аллах – Объемлющий и Мудрый» (сура Ан-Ниса / Женщины, 130 аят).

Развод в руках мужа — почему?

Один из самых частых вопросов – почему именно мужу принадлежит право развода. Для этого существуют неоспоримые причины, среди которых и то, что женщина является более эмоциональной по своей натуре, а мужчина отличается более рациональным и практичным подходом к жизни.

Поскольку развод является шагом очень серьезным, его следует обдумать и не действовать под влиянием эмоции. Муж способен подойти к этому вопросу более взвешенно, поскольку после развода последует целый ряд неприятных моментов, которые он будет обязанным решить: необходимо позаботиться о материальном обеспечении женщины и детей, выплате махра и алиментов, определению дальнейшей судьбы несовершеннолетних детей, их воспитанию и возможности видеться со своим отцом или матерью, поэтому муж отнесется к вопросу развода серьезно, а женщина может принимать решения под влиянием эмоций.

Условия для развода и расторжения никаха

Я знаю, что не должен был хватать ее за руки и срываться, но несмотря на это считаю, что я ее не бил, так как не наносил никаких ударов, пощечин или серьезных физических увечий. Она также развелась со мной в мечети, показав документы о разводе, полученные в загсе, сказав мулле, что я ее избивал.

С женой, желающей совершить хуль‘у, должен быть заключен действительный̆ брак, независимо от того, вступал муж с ней̆ в половую близость или нет, даже если она разведена, при условии, что развод неокончательный̆ и ‘идда ее еще не закончилась. Кроме того, она должна быть из тех, чьи добровольные пожертвования действительны.

Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака.

Если мужчина скончался, а махр не был выплачен, махр тут же возвращается женщине. Ее имущество не включается в наследство мужчины, не делится между наследниками, никто не имеет права посягать на махр женщины. Если после выплаты махра у мужчины остается имущество, то оно делится между наследниками. Выплата махра жене – это главное условие.

В зависимости от обстоятельств, сопровождающих разлад в семье, могут быть некоторые особенности, связанные с распадом семейных уз в исламе.

Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.

Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.

У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.

У мужчин в мусульманских странах больше прав, поэтому чаще разводы инициируются именно с их стороны — им проще исполнить процедуру и получить одобрение официальных органов. Фактически, чтобы избавиться от жены, мужу следует трижды произнести «талак», что значит «я развожусь с тобой». Но слова должны прозвучать не сразу, а через промежутки: 1 раз в цикл менструации у женщины, то есть примерно раз в месяц (в итоге как раз и проходит тот самый трехмесячный период, отведенный на раздумья).

В исламе предусмотрено два вида развода по инициативе мужа: талак раджгий и талак баин. В первом случае супруги после прекращения брака имеют право снова сойтись со временем, а потом развестись (и сойтись снова) еще два раза. Во втором случае расставание будет уже окончательным.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *