- Гражданское право

Сироту сняли с очереди на квартиру что делать

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сироту сняли с очереди на квартиру что делать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Когда человеку, имеющему статус ребёнка-сироты, исполняется 23 года, он может заявить свое право на получение квартиры при условии, что он состоял в списке граждан, нуждающихся в жилье. Обычно на учёт ставят сирот возрастом 14-23 года представители заведения, где воспитывается ребёнок, или попечители. Однако если администрация интерната или детдома не сделала этого вовремя, воспитанник, достигший совершеннолетия, может встать на очередь самостоятельно.

Кто считается «ребёнком-сиротой» и «ребенком, оставшимся без попечения родителей»?

Согласно Федеральному акту, который определяет дополнительные гарантии для детей, лишённых родительской заботы, ребёнком-сиротой признают несовершеннолетнего, у которого умер один родитель или оба. Детьми, оставшимися без попечения родителей, считаются граждане до 18 лет, которые лишились заботы и опеки одного или обоих родителей ввиду разных обстоятельств:

  • с детства у ребёнка нет родителей;
  • суд лишил родительских прав родителей по одной из причин, предусмотренных законодательно;
  • родители пропали без вести;
  • неспособность родителей ввиду разных причин распоряжаться своими правами и нести ответственность за свои действия;
  • длительное нахождение родителей на лечении в учреждениях здравоохранения;
  • отец и мать заключены под стражей;
  • родители отказываются от их прямых обязанностей, от воспитания и защиты интересов собственных детей;
  • родители категорически отказываются забирать своих детей из воспитательных, заведений или социальных учреждений.
  • и в остальных ситуациях, когда закон признает ребенка лишенным опеки и заботы родителей.

Как получить жильё сироте?

Заключение о том, нуждается ли человек, носящий статус сироты, в жилплощади, выносится на усмотрение специальной комиссии, которая занимается вопросами детей, лишенных родительской заботы. Если ребенок-сирота не является владельцем собственной квартиры, пригодной для комфортного проживания, государство обязано помочь ему с этой проблемой. Жилплощади для выпускников социальных учреждений выделяет жилищный фонд города, к которому относится заведение.

Согласно законодательству, когда ребёнок-сирота достигает возраста 14 лет, его обязаны внести в реестр лиц, которым нужно жильё. Для этого официальному представителю (опекуну или уполномоченному из учреждения, воспитывающее ребёнка) или самому человеку, при достижении им 18-ти лет, нужно подать документы в городской отдел опеки и попечительства. Очередь формируется из людей, достигших 14 лет. Поэтому не важно, в каком возрасте становиться на учёт, главное успеть до наступления 23 лет. Позже доказать своё право на собственный угол будет очень тяжело, а в некоторых случаях практически невозможно.

Перечень необходимых документов и куда их подавать

Для заявления своих прав на положенное жилье, сирота должен собрать необходимые документы, перечень которых регламентируется Постановлением № 397 об организации реестра. Обычно нужны оригиналы и копии:

  • документов, подтверждающих личность (свидетельство о рождении и паспорт);
  • документов, доказывающих, что человек или кто-то из его семьи нанимает жильё на условиях договора социального найма (при наличии таковых);
  • документов, свидетельствующих о полномочиях попечителя;
  • документов, которые доказывают, что ребёнок лишён родительской заботы;
  • справок, которые свидетельствуют о том, что помещение, принадлежащее сироте, не отвечает условиям комфортной жизни и санитарным нормам;
  • доверенности официального представителя ребёнка.

Предложили несколько вариантов, очередники согласились на один из них, но их всё равно сняли с очереди, а квартиру так и не предоставили

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Большинству категорий граждан, претендующих на бесплатную квартиру, достаточно подтверждения статуса, включенного в перечень социальных льгот (на основании заключения врача или справки с работы). Людям с низким уровнем дохода придется доказать свое финансовое положение, чтобы получить жилье по договору социального найма. Совокупный заработок всех членов семьи должен быть меньше прожиточного минимума, который устанавливает региональная власть. Причем учитывается не только зарплата, но и проценты от вкладов и депозитов, доход от сдачи квартир в аренду, гонорары, стипендии, пенсии и алименты от бывших супругов. Чтобы получить статус малоимущей семьи, нужно подать заявку в местный муниципалитет.

Помимо низкого уровня заработка, гражданин должен подтвердить один из дополнительных критериев, по которым он может претендовать на квартиру. Это может быть отсутствие жилья или недостаточная площадь с учетом количества проживающих — менее 10 кв. м на человека. На положительное решение о выдаче ключей влияют многодетность (трое и более детей), статусы матери-одиночки и сироты. Кроме того, государственная комиссия может навести справки о репутации заявителя на работе и среди соседей, а также обратить внимание на условия проживания: умение поддерживать чистоту и порядок, сохранять квартиру в пригодном для жизни состоянии.

Читайте также:  Как рассчитать земельный налог 2022 для физических лиц

Мобилизация-2022: кого мобилизация коснется в первую очередь?

Согласно федеральному закону № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», существует три разряда наиболее востребованных резервистов. Кого призовут в первую, вторую и третью очередь, зависит от возраста и звания.

1 очередь

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 35 лет.
  • Младшие офицеры — до 50 лет.
  • Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 55 лет.
  • Полковники, капитаны 1 ранга — до 60 лет.
  • Высшие офицеры — до 65 лет.

2 очередь

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 45 лет.
  • Младшие офицеры — до 55 лет.
  • Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 60 лет.
  • Полковники, капитаны 1 ранга — до 65 лет.
  • Высшие офицеры — до 70 лет.

3 очередь

  • Солдаты, матросы, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы — до 50 лет.
  • Младшие офицеры — до 60 лет.
  • Майоры, капитаны 3 ранга, подполковники, капитаны 2 ранга — до 65 лет.

Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда. Разряды можно посмотреть у себя в военном билете (страница 11, см фото 2).

Что важно знать, если есть медицинские противопоказания

Как выглядит медицинский документ-основание для отказа от мобилизации? Его нужно готовить заранее или в военкомате во всем разберутся?

Если у вас есть военный билет и там указано, что вам присвоена категория Д, то мобилизовать вас не могут. Но призвать могут людей с другими категориями, включая категорию В, которая подразумевает ограниченную годность к военной службе, и Г — временную негодность. Перечень заболеваний, при которых человека признают негодным, ограниченно годным или временно негодным, содержится в расписании болезней. Это часть положения о военно-врачебной экспертизе.

После получения военного билета состояние здоровья человека может измениться — поэтому при мобилизации в военкомате проводят повторное медицинское освидетельствование. И если по его итогам человека признают негодным к военной службе, категорию в военном билете поменяют.

Для упрощения процедуры освидетельствования человеку с установленным диагнозом из расписания болезней стоит самому, до получения повестки, пройти медицинское обследование и получить документы, подтверждающие заболевание. Это можно сделать в любой лицензированной медклинике. Но желательно обратиться туда, где вы наблюдались ранее, где вам поставили соответствующий диагноз и хранят вашу медицинскую карту.

Если вы получите повестку, напишите заявление о приобщении актуальных медицинских документов к личному делу призывника в военкомате.

Что важно знать семьям с детьми

В каких случаях родителя не касается мобилизация?

По действующему закону о мобилизации родителю дают отсрочку в таких случаях:

  1. в семье четверо и более детей до 16 лет;
  2. у мужчины на иждивении ребенок до 16 лет без матери;
  3. у женщины есть ребенок до 16 лет;
  4. у женщины беременность от 22 недель;
  5. у супруги беременность от 22 недель и есть трое детей до 16 лет;
  6. у матери четверо и более детей до 8 лет и нет мужа.

ст. 18 закона о мобилизации

Также есть общие основания для отсрочки независимо от наличия детей, но они могут подойти родителям:

  1. бронь по постановлению правительства — его пока нет;
  2. негодность к военной службе по здоровью;
  3. уход за родственниками по медпоказаниям;
  4. опекунство и попечительство брата или сестры до 18 лет;
  5. соответствие другим категориям, которые могут получить отсрочку по указу президента.

То есть отец двоих детей отсрочку получить не сможет. Но если есть трое детей до 16 лет и жена беременна на сроке от 22 недель — такое право есть.

А вот женщина получит отсрочку даже при наличии одного ребенка до 16 лет.

Что делать, если очередь на жилье сироте не движется?

Дети-сироты действительно имеют право получить жилье в льготном порядке. До 2013 года жилье данной категории предоставлялось вне очереди. Пункт о внеочередном порядке в настоящее время исключен.

В настоящее время законодатель не регламентировал порядок срока предоставления жилья, что, на мой взгляд, порождает нарушение Вашего жилищного права. В ситуации, которую описали, вмешивается понятие «возрастные сироты»: «право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями».

Новый Жилищный кодекс, вступивший в силу в 2005 году, разрешил выдавать бесплатные квартиры только тем нуждающимся, которых официально признали малоимущими. На практике это означает, что для получения социальных метров семья должна не просто жить в тесноте, но и не иметь ценного имущества, а также зарабатывать настолько мало, чтобы за 20 лет не суметь накопить на недвижимость. Причем условие распространяется на все время стояния в очереди, — обращает внимание адвокат Олег Сухов. Если через несколько лет после попадания в список заявитель устроится на хорошую работу и выберется из нищеты, его автоматически исключат. Чиновники используют правило в своих интересах. С одной стороны, вполне легально и очень активно отчисляют новых очередников. С другой — незаконно применяют изменившийся порядок к старым. Дело в том, что по нормам ЖК имущественный ценз не распространяется на тех, кто встал на учет до 1 марта 2005-го. Соответственно, и снимать таких людей с очереди лишь потому, что они поправили свое финансовое положение нельзя. Тем не менее, чиновники это делают. Вопреки закону, здравому смыслу и многочисленным судебным решениям. Свежий пример из Тульской области: супруги ждали квартиру с 1998 года, вдвоем проживая на 18,5 кв. м. Прошлой осенью очередников вычеркнули из списка из-за того, что жена вышла на пенсию. Местные власти посчитали, что теперь-то доходов семьи должно хватить на покупку жилья, и предсказуемо проиграли процесс.

Порядок предоставления жилья

Порядок предоставления данной льготы носит заявительный характер, то есть «автоматически» ребенок-сирота не получит жилье при достижении 14 лет. Для этого нужно составить и подать заявление на получение жилья.

В какой именно орган подавать – зависит от региона, поскольку обеспечение жильем сирот относится к полномочиям местных, а не федеральных органов власти. В виду этого названия органов могут отличаться: обычно – это органы опеки и попечительства, но их полномочия могут быть делегированы и другим департаментам.

Как бы не назывался орган, его сотрудники обязаны разъяснить процедуру оформления и предоставить заявителю перечень необходимых документов.

ШАГ 1.. Составление заявления. Если раньше заявление писали сами сироты, равно как и собирали документы, подавали их в соответствующие инстанции, то с 2019 года в связи с уменьшением возрастного порога, эта обязанность возложена на их законных представителей.

Если законный представитель сироты не подаст заявления для постановки на учет в течение 3-х месяцев с момента исполнения ребенку 14 лет, то заявление должны направить органы опеки и попечительства.

Также обратиться с таким заявлением имеют право сами дети-сироты и приравненные к ним лица в следующих случаях.

Читайте также:  Срок хранения личных карточек в 2023 году
До 18 лет Если ребенок приобрел полную дееспособность до совершеннолетия
После 18 лет Если не были включены по каким-либо причинам в очередь в период с 14 до 18 лет

Составляется оно в 2-х экземплярах и направляется в органы опеки и попечительства, а также жилищный одел (департамент) местной администрации.

ШАГ 2. Сбор документов. Документы утверждаются на региональном уровне, а их пакет формируется в индивидуальном порядке для каждого заявителя.

Основания для снятия с очереди на улучшение жилищных условий

Права получения жилплощади сохраняются за гражданами лишь до того момента пока не будет выявлено основание, по которому они не смогут состоять на учете и будут сняты.
В соответствии с законодательством РФ граждане могут быть сняты с очереди в следующих случаях:

  • Они по собственной инициативе подали соответствующее заявление (когда гражданин сам просит снять себя с учета, то причину указывать не требуется);
  • Когда основание, по которому им должно было быть предоставлено жилье по договору социального найма, было утрачено. К примеру, финансовое состояние семьи было улучшено и она не считается больше малоимущей — когда было получено наследство, которое улучшило финансовое состояние, было получено повышение по службе и т. д.;
  • При переезде в другой регион или страну (но когда речь идет о переезде в пределах города, то место в очереди сохраняется и гражданин не может быть снят по этим основаниям);
  • Если была выдана материальная помощь на строительство дома либо приобретения квартиры, гражданин также не может претендовать на жилплощадь;
  • Когда после постановки на учет в очередь на квартиру выяснилось, что сведения, представленные гражданами, оказались не достоверными;
  • При увольнении с предприятия, от которого должна была быть выделена площадь, гражданин также не может претендовать на нее в дальнейшем;
  • В случае намеренного ухудшения жилищных условий с целью получения жилплощади;
  • При покупке гражданами дачи, которая была признана годной для круглогодичного проживания;

После того, как было выявлено одно из вышеперечисленных обстоятельств, сотрудники уполномоченного органа (в данном случае — Департамент жилищной политики) в течение 30 дней принимают решение о снятии с очереди на получение жилья. Данное решение должно содержать сведения о причинах, по которым произошло исключение из очереди. Но как поступить, когда граждан сняли с очереди при отсутствии оснований? Возможно ли доказать свою правоту и восстановиться на учете? Куда необходимо обратиться для восстановления?

Сироту сняли с очереди на квартиру что делать

  1. Если приходится жить с родителями, которых лишили прав в отношении сироты, то потребуется решение суда. Этот документ имеется в органе опеки и попечительства того региона, где жило семейство во время судопроизводства.
  2. Если площадь не соответствует санитарной норме или признана нежилой, то справку можно взять в муниципалитете.
  3. О болезни родственника, прописанного в квартире совместно с сиротой, выдает документ больница.
  4. То, что доля имущества слишком мала для проживания, подтверждает документ о собственности. В нем должны быть указаны все владельцы и общая жилая площадь.

Важно: если у гражданина есть несколько обстоятельств, способствующих выделению ему отдельной квартиры, то необходимо подтвердить все.

Изначально, после того, как человек остался сиротой, у его родителей наверняка была какая-либо недвижимость. Она сразу закрепляется за ребенком.

Поле того, как ему исполняется 18 лет, органы опеки и попечительства предоставляют ему право распоряжаться этой недвижимостью.

По сути, ООП выступает гарантом сохранности такого имущества до совершеннолетия его полноправного владельца и тем самым, решая вопрос с предоставлением жилья.

Раньше обстоятельства, при которых выдавали жилье сиротам отличались от нынешних:

  • Сейчас гражданин становится в очередь, хотя тогда жилплощадь выдавалась сразу же, при наличии его у муниципалитета.
  • На данный момент проводятся разбирательства по поводу прав.
  • Сейчас помещение оформляется в порядке социального найма.

Для того чтобы гражданину выделили помещение, следует составить заявление в двух экземплярах, один из которых отдается районным органам управления, а второй – органам опеки.

Основные требования охватывают то, что жилье должно соответствовать жилищным и сан. нормам, иметь водоснабжение, необходимую сантехнику (туалет, ванна/душ), отопление, водоотвод.

Исключается проживание ребенка с посторонними людьми (нельзя предоставлять коммунальную собственность), помещение должно находиться в том районе, где проживал ребенок до этого, либо там, где находится его орган опеки.

По законам России, жилплощадь выдается по договору социального найма сроком на 5 лет (не меньше), и по его истечении может переходить в полное владение дитя сироты. При этом жилище невозможно получить без очереди.

Эти факторы исключают возможность проведения махинаций со стороны правительства, потому как никто не может передать жилье лицам, которые этого не заслуживают, перепродать его либо оформить договор найма.

Жилплощадь не выдадут лицу, у которого:

  • уже имеется место жительства;
  • условия проживания соответствуют соц. стандартам.

Но и тут есть некоторые исключения. Лицо ставится в очередь на жилье детям сиротам, если живет:

  • со смертельно больным человеком, которому необходим постоянный уход;
  • с людьми, которые не имеют родительских прав;
  • в жилище, которые не удовлетворяет санитарные/жилищные стандартам либо является неприспособленным для проживания.

Вопросы предоставления жилья регулируются следующими правовыми актами:

  • Семейный Кодекс российской Федерации (статьи № 54, № 123).
  • Федеральный закон № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по соц. поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
  • Гражданский Кодекс российской Федерации (статья № 292).

Почему сироту сняли с очереди на жилье?

В зависимости от самого основания это может быть смерть лица, страдавшего болезнью из правительственного перечня, увольнение из органов прокуратуры или суда, отставка из вооруженных сил, достижение ребенком из многодетной семьи совершеннолетия и т. п. Самостоятельное решение жилищного вопроса – частный случай утраты оснований, но только если человек приобрел жилья в собственность.

Существуют еще два особых случаях, когда очередников снимают с учета. Во-первых, если человек уехал в другое муниципальное образование (другой район области, как правило), кроме муниципалитетов в пределах городов федерального значения. Таких всего три: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Во-вторых, если документы, подтверждающие права человека на социальное жилье, не соответствовали действительности. То есть если основания предоставления муниципальной квартиры не было изначально.

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

Читайте также:  Сколько промилле алкоголя допустимо в 2022 году

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся — супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет д�� 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Снятие с учета на основании законодательных актов, вступивших в силу после 1 марта 2005 года, кроме случаев, предусмотренных подп. 1, 3 — 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, незаконно. Например, судами удовлетворяются исковые заявления граждан, незаконно снятых с учета после изменения статуса общежитий на многоквартирные дома в связи с его передачей в муниципальную собственность (Определение Верховного Суда РФ от 18.02.2014 N 5-КГ13-137).

В судебной практике имеется немало случаев, когда оспариваются решения органов местного самоуправления о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с приобретением уже совершеннолетними детьми своего жилья.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *