- Гражданское право

Экологический сбор с 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический сбор с 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Список товаров, по которым будет необходимо оплачивать утилизационный сбор в 2023 году, включает 18 категорий товаров, которые производятся на территории Республики Казахстан или ввозится из-за границы.

Особенности составления договора с оператором расширенных обязательств

Изготовитель продукции на территории РК или импортер продукции на территорию Казахстана отправляет заявку в рамках правил, утвержденным правительством РК. Далее в обозначенный временной срок вносит на банковский счет оператора расширенных обязательств производителей (импортеров) утилизационный платеж. Методику расчета утилизационного платежа утверждает уполномоченный орган в области охраны окружающей среды.

Под утилизационным платежом (далее – утилизационный платеж) понимается плата оператору расширенных обязательств производителей (импортеров), осуществляемая производителем (импортером) за организацию сбора, транспортировки, подготовки к повторному использованию, переработки, обезвреживания и (или) утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции (товаров), на которую (которые) распространяются расширенные обязательства производителей (импортеров), и ее (их) упаковки.

Кто платит экологический сбор в 2021 году

Экосбор — это не налог, а дополнительный платеж от организаций и ИП в бюджет. Такие сборы необходимы для поддержки отечественной системы утилизации использованной упаковки, просроченной продукции.

  • производители, импортеры товаров, обязательных к утилизации после просрочки, порчи, потери потребительских свойств;
  • объединения, союзы таких производителей и импортеров;
  • компании, использующие упаковку, подлежащую обязательной утилизации.

Для каждого производителя и импортера установлены нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2021 год (РП РФ № 3722-р от 31.12.2020). На законодательном уровне закреплен и перечень товаров, упаковок, которые подлежат утилизации и по которым необходимо платить экосбор в бюджет и отчитываться в контролирующие органы (РП РФ № 3721-р от 31.12.2020).

По сути, экосбор платят только те, кто не утилизировал товары, упаковку из перечня РП № 3721-р. Вот еще случаи, когда не платят экологический сбор:

  • если в отношении импортированной продукции и упаковки не установлена обязанность компенсации;
  • если у производителя или импортера заключен специальный договор на утилизацию;
  • если компания выполняет установленный норматив утилизации.

Можно ли не платить экосбор

Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:

  • Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
  • Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
  • Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.

Побочные продукты: новые платежи в бюджет

В случае, если побочные продукты все же будут признаны отходами производства, то предприятию необходимо будет уплатить в отношении них плату за НВОС. Следует иметь в виду, что к ставке при расчете платежа в отношении продукта, признанного отходами, применяется дополнительный коэффициент 52. Так будет сказано в ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2023 года.

Есть и исключение — при котором указанный коэффициент не применяется. А именно, если признание побочного продукта отходом обусловлено размещением на объекте расположения отходов, и при этом соответствующее размещение было осуществлено не позднее, чем через 11 месяцев с момента формирования побочного продукта. Если позднее, то дополнительный коэффициент применять, таким образом, требуется.

Читайте также:  Как самому составить исковое заявление в суд за моральный ущерб

Первый платеж за НВОС в отношении побочного продукта производства, признанного отходом, необходимо будет произвести в срок до 1 марта 2024 года. Квартальные платежи в данном случае не производятся. Это следует из положений ст. 16.4 Закона № 7-ФЗ в редакции, применяемой с 1 марта 2023 года. Платеж за НВОС в отношении продуктов, признанных отходами, вносится по месту расположения:

  • объекта размещения отходов — если признание продукта отходом обусловлено размещением продукта на соответствующем объекте;
  • объекта, на котором производилось складирование продукта — если его признание отходом было обусловлено неиспользованием продукта в собственном производстве (либо передачей на сторону по истечении трех лет после отнесения вещества (предмета) к побочному продукту производства).

Президента попросили оказать поддержку реформе РОП

Руководитель Российского экологического оператора Денис Буцаев обратился к Президенту РФ Владимиру Путину с просьбой поддержать изменения, связанные с расширенной ответственностью производителя (РОП). Глава государства согласился рассмотреть этот вопрос.

На встрече с В. Путиным глава публично-правовой компании рассказал, что в сфере утилизации источником возврата инвестиций является расширенная ответственность производителя. Эти платежи производитель продукта, который подлежит утилизации, должен производить в качестве экосбора. Либо он может это делать путем заключения прямых договоров с утилизатором. «Институт очень хороший, но правоприменение в этом институте очень сложное», — отметил Д. Буцаев.

Администрированием РОПа в настоящий момент занимается Рос­природнадзор. По словам гендиректора РЭО, по тарифу граждане уплачивают 200 млрд руб., а в качестве экосбора удается собрать только 5 млрд руб. Это напрямую влияет на возможность окупить довольно дорогие объекты, связанные с утилизацией.

В 2020 г. под руководством вице-премьера правительства Виктории Абрамченко были разработаны изменения в институт расширенной ответственности производителя, которые позволят значительно повысить эффективность указанного инструмента. «Мы предложили в этом отношении рынку в настоящий момент отказаться от некоторых элементов, которые позволяют, скажем так, уходить от ответственности не совсем добросовестным участникам. В первую очередь это связано, конечно, с так называемыми поддельными актами об утилизации», — объяснил Д. Буцаев.

Он привел в пример предприятия, которые при наличии мощностей на 50 тыс. т перерабатывают 200 и 300 т, выписывают акты, по которым якобы все утилизировано, что позволяет предприятиям в дальнейшем не платить, отходы при этом оказываются на полигонах. «Исходя из этого, в настоящий момент подготовлен проект изменений в федеральный закон, который позволит исключить подобного рода злоупотребления и сделать систему более понятной, прозрачной и, самое главное, эффективной, в том числе и для участников рынка», — добавил глава РЭО.

Он объяснил, что экосбор не является налогом и может быть использован только для выплат тем участникам рынка, которые занимаются профессионально утилизацией, — на капитальное и операционное возмещение затрат. «Это система, которая в настоящий момент зарекомендовала себя лучше всех как в целом мире, так и в тех важных для нас направлениях работы, которыми в настоящий момент занимаемся. Я бы в этом отношении просил у вас поддержать изменения в расширенную ответственность производителя соответствующим поручением правительству», — сказал Д. Буцаев.

«Хорошо, давайте посмотрим», — ответил В. Путин.

Какой порядок расчёта экологического сбора?

Порядок расчёта зависит от того, утилизирует компания отходы самостоятельно или нет.

Чтобы самостоятельно утилизировать отходы, нужно создать собственные объекты по сбору, обработке и утилизации. Или же заключить договор со специализированной фирмой. Но чаще компании самостоятельно не утилизируют, а вместо этого платят экологический сбор. Получается, что, по сути, сбор является платой за отказ заниматься утилизацией.

Итак, если организация своими силами утилизирует товары и упаковку, то применяется следующая формула расчёта платежа:

Экологический платеж = Ставка сбора x (Количество отходов, подлежащих утилизации за отчётный год, исходя из норматива x Количество утилизированных отходов за отчётный год)

Если организация своими силами не утилизирует товары и упаковку, то применяется следующая формула расчнета платежа:

Сумма экологического сбора = Ставка сбора x Масса товара (упаковки), выпущенного в обращение в РФ для внутреннего потребления за прошлый календарный год, предшествующий отчётному x Норматив утилизации отходов, установленный на отчётный период

Ответственность за неуплату экологического сбора или несдачу декларации

Несмотря на то, что экологический сбор – это не налоговый платеж, за его неуплату предусмотрена ответственность, так же, как и за непредоставление декларации.

Читайте также:  Транспортный налог для пенсионеров Московской области. Таблица ставок. Льготы

Если у компании есть обязанность по уплате сбора, а она этого не сделала или внесла платеж частично, то нужно ждать требование от Росприроднадзора. В этом случае контролирующий орган дает возможность в добровольном порядке перечислить причитающуюся к уплате в бюджет сумму. Это нужно сделать в течение 15 календарных дней. Если налогоплательщик проигнорирует данное требование, то Росприроднадзор может подать на компанию в суд и в итоге перечислить сбор в бюджет придется все равно.

В случае, когда не была сдана декларация, ответственность грозит как ответственным лицам, так и организации. Что касается административной ответственности, то для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3-6 тысяч рублей, для компании – 20-80 тысяч рублей.

В связи с такими серьезными санкциями не в интересах предпринимателей уклоняться от сдачи декларации и уплаты сбора в бюджет.

Тема экологических отчетов достаточно сложная. Далеко не все предприятия и предприниматели сталкиваются с составлением таких отчетов и уплатой сборов. Большинство компаний предпочитают переложить ответственность за формирование отчетов по этому направлению на специально обученных людей, иными словами, воспользоваться услугами специальных организаций, работающих в этой области. Экологический сбор один из таких экологических отчетов. Это совсем не одно и то же, что плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор касается только утилизации товаров и упаковки. Перед тем, как начать работать с этим направлением деятельности компании, нужно тщательно изучить теорию вопроса.

Как уплатить в сроки без штрафов

  • Для начала определите, попадает ли предприятие в список тех субъектов, кто должен платить экологический сбор. Это можно установить, сверяя список видов деятельности по ОКВЭД с перечнем, указанным в Постановлении 2970-р. Если таких видов несколько, экосбор нужно считать по каждой из них.
  • До 1 апреля составьте отчет (декларацию) по экологическому сбору и отправьте ее в электронном виде в Росприроднадзор. Теперь это можно сделать через официальный сайт ведомства.
  • Вычислите сумму платежа и оплатите его в установленный законодательством срок — до 15 апреля следующего за отчетным года.

При расчете суммы сбора к уплате нужно учитывать действующие в отчетный период ставки и нормативы утилизации также по каждому виду товаров или упаковки. Если отходы предприятия собирает и утилизирует сторонняя организация, нужно проверить наличие действующего договора, чтобы предъявить его проверяющим при необходимости.

Компания ЭкоПромЦентр предлагает предприятиям в Санкт-Петербурге и по всей России заключить договор на экологическую поддержку. Эта услуга позволит:

  • Избежать ошибок при заполнении отчетности, нарушения сроков ее сдачи.
  • Снизит вероятность возникновения рисков, связанных с изменением законодательства. Ведущий ваше предприятие эколог ЭкоПромЦентра вовремя предупредит о новых вступающих в силу положениях, касающихся организации.
  • Поможет оптимизировать затраты. Используя рекомендации экологов, предприятия в некоторых случаях могут выполнить утилизационный норматив с меньшими затратами. Делается это с помощью нахождения оптимального баланса утилизации своими силами и привлеченными специализированными компаниями по переработке, переходом на другой тип упаковки или технологию.
  • Разгрузит штатных экологов предприятия. Передача сторонней организации части их функций повысит качество работы сотрудников за счет снижения их нагрузки.

Уменьшение размера платежа

Коэффициенты используются в виде наказания за превышение нормативов, а также в качестве поощрения для предприятий, применяющих инновационные методы обработки отходов.

Ключевое условие использования понижающего коэффициента – нововведения должны снизить негативное воздействие или уменьшить объемы уничтожаемого мусора. Например, если отходы 3 класса опасности после обработки стали относиться к менее опасному 4 классу, то такая работа поощряется понижением размера платежа.

Используется несколько значений, позволяющих максимально снизить платеж до 70%:

Значение Условие применения
0,3 При работе на собственной территории и отсутствии превышений лимитов
0,33 Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса
0,49 Размещение отходов 4 класса, образовавшихся при обработке отходов 3 класса
0,5 Размещение отходов 4-5 класса, образовавшихся при обработке отходов перерабатывающей и добывающей промышленности
0,67 Размещение отходов 3 класса, образовавшихся при обработке отходов 2 класса

Особенности расчета сбора за НВСО

Порядок исчисления экологического сбора определен ст.16.3 Закона №7-ФЗ в ред. от 03.07.16.

Плательщики самостоятельно исчисляют величину платежа путем умножения платежной базы на ставку с учетом коэффициентов, прописанных в указанной статье. При расчете применяются сведения экологического контроля.

Читайте также:  Опекунство над инвалидом 1 группы

Базой выступает одна из следующих величин:

  • Объем веществ, выбрасываемых или сбрасываемых в окружающую среду;
  • Масса отходов, размещаемых на соответствующих объектах.

Задача плательщика – определить объем выбросов, сбросов или массу отходов. Сделать это можно самостоятельно или воспользоваться помощью специализированных организаций.

Расчет проводится отдельно по каждому вредному веществу, включенному в соответствующий перечень, и по каждому классу опасности отхода.

Для каждого вида вещества или отхода устанавливается своя ставка, размер которой определяется российским правительством. Кроме того, для особо охраняемых зон действуют дополнительные коэффициенты, которые также устанавливает Правительство РФ.

Сроки, место сдачи и виды отчетности по экологическому сбору

Перед сдачей отчета следует уточнить срок уплаты экологического сбора за 2021 год в 2021. Неналоговый платеж оплачивается до 15 апреля 2021 г. за отчетный 2021 г. Декларация и отчетность за предыдущий год предоставляется до 1 апреля 2021.

Отчетная документация предоставляется сотрудникам Росприроднадзора по месту регистрации. Реквизиты для уплаты сбора необходимо уточнять на сайте природоохранных и территориальных органов. Неналоговый платеж за негативное воздействие на экологию перечисляется:

  • На счет природоохранной организации по месту регистрации. Плательщик – производитель готовой продукции и тары.
  • На счет Росприроднадзора. Плательщик – импортер при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

На сайте территориального органа ежегодно указываются сроки сдачи отчетной документации по каждому пункту.

Что входит в отчетность по экологическому сбору

Экологическая отчетность включает в себя 4 формы:

  • Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации. Форма утверждена проставлением Правительства Российской Федерации от 24.12.15 № 1417 в ред. от 25.07.18;
  • Документ, удостоверяющий соблюдение нормативов утилизации отходов. Отчетность включает фактический объем продукции, утилизованной за год, предшествующий отчетному, и договоры, акты или лицензии, подтверждающие факт утилизации. В случае, если утилизация не проводилась производителю или импортеру положено сдавать нулевую отчетность. Форма утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.15 № 1342 в ред. от 17.10.18;
  • Расчет суммы экологического сбора. Документ подается в том случае, если производитель или импортер не осуществляет самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров или осуществляет ее в объеме, который не соответствует нормативам. Форма утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488; Приказ Росприроднадзора от 01.03.2019 № 70 вносит изменения в №488
  • Документ, содержащий информацию о местах утилизации и сбора отходов. Отчет подается в том случае, если производитель или импортер располагает настоящими местами утилизации и сбора. Отчет состоит из 2 частей, включающих сведения о месте сбора и мощностях по утилизации. Форма утверждена постановлением Правительства РФ от 30.12.15 № 1520.

Меры ответственности за уклонение от уплаты экологического сбора

Согласно обновленным Правилам взимания экологического сбора при выявлении ошибок в расчете, искажении данных, уклонении от уплаты взноса или факте переплаты, контролирующий орган направляет плательщику акт контроля с запросом на разъяснение касательно установленных неточностей и расхождений с последующим изменением в расчетах и предоставлением отчетности повторно.

Сроки обжалования акта контроля: 10 рабочих дней с даты получения.

Если в процессе проверки контролирующий орган установил факт переплаты, плательщику предлагается зачет излишков в счет следующего отчетного периода или возврат средств. Пакет необходимых документов для получения зачета или возврата приведен в Правилах взимания экологического сбора (п. 15.10, 17, 18, 19).

Если пояснения не сформированы, орган Росприроднадзора вправе взыскать экологический сбор в рамках судебного процесса.

В настоящий момент факт задолженности по ЭС и уклонение от предоставления экологической отчетности законодательством Российской Федерации не нормируется (ожидаются поправки с ужесточением степени ответственности, вплоть до приостановления деятельности компании), однако из сведений, опубликованных на официальных сайтах региональных управлений Росприроднадзора, неплательщикам могут вменить административную ответственность:

  • По статье 8.5 КоАП РФ «Сокрытие или искажение экологической информации»: должностные лица и ИП – 3-6 тыс. рублей; юридические лица – 20-80 тысяч рублей;
  • По статье 19.7 КоАП РФ «Непредставление сведений (информации)»: должностные лица и ИП: 300-500 рублей, юридические лица: 3-5 тысяч рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *