Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лицензия на капитальный ремонт здания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Определение перечня работ по капитальному и текущему ремонту осуществляется в соответствии с действующим законодательством. Законы и нормативные акты устанавливают порядок и правила для проведения строительных работ.
Производство ремонтных работ: Строительно-монтажные работы
В процессе строительно-монтажных работ выполняются следующие виды деятельности:
- Демонтажные работы, включающие снятие старых конструкций, систем отопления, вентиляции, электроснабжения и других компонентов;
- Монтажные работы, которые включают установку новых конструкций, систем, оборудования;
- Строительные работы, включающие в себя возведение стен, перегородок, укладку полов и другие строительные операции;
- Отделочные работы, включающие укладку плитки, окраску стен и потолков, установку напольных покрытий и многие другие работы;
- Монтаж инженерных систем, таких как отопление, вентиляция, кондиционирование, электроснабжение и водоснабжение;
- Установка и подключение оборудования, включая сантехнику, электрооборудование, системы безопасности и другие устройства.
Обоснование проводимых работ
Особое внимание следует уделить вопросам обоснованности проведения ремонтных работ. Согласно п. 6 ст. 55.24 ГрК РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации учреждения должны обеспечивать техническое обслуживание зданий, сооружений, их эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений осуществляется в период их эксплуатации путем периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Для справки: на основании п. 3.2 ВСН 58-88(р) проводимые осмотры делятся на плановые и внеплановые. В свою очередь, плановые осмотры подразделяются на общие и частичные.
При общих осмотрах контролируется техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах – техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Внеплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.
Обратите внимание: общие осмотры должны проводиться два раза в год (весной и осенью).
Для проведения указанных осмотров учреждению следует создать комиссию, а их результаты нужно отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В данных документах должны содержаться оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтных работах. Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта должны ежегодно отражаться в его техническом паспорте.
Основанием для проведения ремонтных работ должны служить акты осмотра имущества и дефектные ведомости (дефектные акты) (Письмо Минфина РФ от 04.12.2008 № 03-03-06/4/94). С целью проведения осмотров в учреждении необходимо сформировать комиссию или назначить ответственных лиц. В дефектной ведомости целесообразно показать следующие сведения:
- идентификационные данные объекта основных средств (инвентарный номер, краткую характеристику объекта, место его расположения и т. д.);
- выявленные дефекты и недостатки;
- перечень необходимых работ для приведения объекта основных средств в рабочее состояние;
- подписи членов комиссии, проводящих осмотр.
Оформление выполненных работ
Напомним, что оплата выполненных работ должна осуществляться в порядке, установленном заключенным контрактом. При этом следует помнить, что согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта учреждение обязано провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться учреждением своими силами, или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае проведения ремонтных работ экспертизу следует осуществлять в виде контрольных обмеров выполненных работ.
Кому нужен допуск СРО
Допуск СРО требуется для работ, проводимых в области строительства и реконструкции и ставящих под угрозу безопасность людей или самого объекта. Это условие распространяется на любые организации.
Мероприятия по отделке листовым, штучным, рулонным сырьем, а также действия при капремонте наливных крыш выполняют только члены СРО. Если действия связаны с покрытием антисептиком или огнезащитные веществом, требуется также разрешение МЧС России. В других случаях при обустройстве кровли допуска саморегулируемой организации и дополнительных разрешений не нужно.
Получая допуск СРО капитальный ремонт, компании-исполнители выполняют его ответственно и качественно.
Членство СРО нужно фирмам, которые занимаются монтажом и ликвидацией опасных инженерно-технических коммуникаций в сфере:
- вентиляции воздушных потоков;
- обеспечения водными ресурсами;
- отопления;
- подачи энергии;
- контроля за режимами температуры и влажности;
- сигнализации и видеонаблюдения.
Необходимые документы для вступления в СРО на капитальный ремонт ОКС
Немного фактической информации | • Заявление • Анкета организации-заявителя • Карточка организации с реквизитами |
Уставные документы: | |
ИП | • ИНН • ОГРНИП • Диплом о высшем образовании |
Юр.лицо | • ИНН • ОГРН • выписка из ЕГРЮЛ для компаний, зарегистрированных в 2017 году и позднее • приказ о назначении руководителя копии решения о создании организации, устава, паспорта руководителя; • приказы, решения, протоколы, листы записи из ЕГРЮЛ • свидетельства на вносимые изменения в учредительные документы (при наличии изменений) |
Документы, подтверждающие наличие в собственности или в аренде имущества, а также наличия материально-технической базы (МТБ), необходимых для выполнения капитального ремонта ОКС | • копия договора аренды или свидетельство о праве собственности на юридический или фактический адрес помещения или здания • сведения о МТБ для работ по реконструкции, строительству, капитальному ремонту или сносу ОКС |
Копии документов по квалификационному составу | • уведомления о включении в НОСТРОЙ • приказы о приеме сотрудников на работу • трудовые договора • трудовые книжки сотрудников • удостоверения о повышении квалификации • дипломы о высшем образовании • должностные инструкции • протоколы РосТехНадзора по проверке знаний промышленной безопасности (в случае выполнения работ на особо опасных и технически сложных либо атомных объектах) • паспорта и СНИЛС сотрудников |
Выданные ранее лицензии, если планируется выполнять работы на атомных объектах | лицензия |
Копии документов о страховании ответственности | • заявление • страховой полис • договор страхования ответственности членов СРО за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по заключённым контрактам |
Документы на систему менеджмента качества | • сертификат ИСО • положение о системе контроля качества • приказ |
Документы по охране труда и технике безопасности | • удостоверения по охране труда и технике безопасности • приказ на ответственны лиц • протоколы учебного центра • положения |
Инструкция по госзакупке капремонта
- Проект на выполнение работ (п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ), который входит в полный пакет документов на капитальный ремонт здания по 44-ФЗ, если законодательством не предусмотрено иное.
- Требование к первой части заявки участников тендера — только наличие согласия на выполнение работ (ч. 3.1 ст. 66 44-ФЗ), о котором компания информирует заказчика с помощью технических средств торговой площадки.
- О том, какие дополнительные требования необходимы по капремонту по 44-ФЗ:
- наличие свидетельства о членстве в СРО, если это требование необходимо для данного вида работ;
- наличие лицензии на выполнение работ по сохранению культурного наследия (реставрация, ремонт и проч.) в соответствии с постановлением № 349 от 19.04.2012;
- аналогичный опыт — при размещении заказа на работы, которые требуют особой квалификации на основании положений постановления № 99 от 04.02.2015.
- Определяет, что закупать и на основании чего (текущий ремонт, реконструкцию или капремонт).
- Определяет способ размещения заказа.
- Готовит тендерную документацию.
- Составляет техзадание.
- Проводит расчет НМЦК.
- Формирует проект контракта.
- Определяет победителя.
- Оформляет исполнение контракта.
- Текущий ремонт проводится для устранения незначительных неполадок, которые проявляются в ходе повседневной эксплуатации, предупреждения износа зданий, проведения профилактических мероприятий. Например: косметический ремонт.
- Капитальный ремонт нужен для восстановления характеристик здания или их изменения. Пример: реконструкция объекта или надстройка еще одного этажа.
Критерии определения подрядчика зависят от способа размещения заказа: электронный аукцион на капитальный ремонт по 44-ФЗ предполагает выбор победителя по критерию цена, а при проведении конкурсов важны и нестоимостные критерии (квалификация и проч.), которые прописаны в документации заказчика.
- Электронным аукционом закупают работы, когда главный критерий — цена.
- Конкурсом в электронной форме проводят работы, если важна квалификация и опыт подрядчика.
- Конкурсом с ограниченным участием в электронной форме — если проведение работ требует особой квалификации (реконструкция памятников архитектуры и проч.) на основании п. 1 ч. 2 ст. 56.1 44-ФЗ.
- Запрос котировок в электронной форме и закупку у единственного источника используют при соблюдении лимита заказа и объема закупок, которые уже проведены этими способами (п. 2 ст. 82.1, п. 4, п. 5, п. 9 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).
- Запрос предложений проводят, если предыдущий тендер не состоялся или реализуют часть расторгнутого контракта (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83, п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
Нужно получать новое разрешение на строительство, если изменились проектные решения
Если же изменения проектной документации влияют на конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта капитального строительства и при этом не связаны с объективными обстоятельствами, а вызваны предпринимательскими решениями, то в данном случае с учетом характера вносимых изменений необходимо получение нового разрешения на строительство, а не внесение изменений в выданные разрешения.
При этом необходимо учитывать практику Верховного Суда РФ о возможности внесения изменений в разрешение на строительство в случае изменений проектной документации. В частности, в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 11.11.2015 по делу N 301-ПЭК15, (А65-4542/2014) суд указал, что перечень оснований для внесения изменений в разрешение на строительство не является исчерпывающим:
В случае, если в ходе строительства объекта капитального строительства застройщиком принято решение об изменении проектных решений такого объекта, которые вызваны объективными обстоятельствами, то требуется внесение соответствующих изменений в ранее полученное разрешение на строительство.
Согласно с п. 7 ст. 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений.
Однако вопрос, в каких случаях необходимо внесение изменений в разрешение на строительство, а в каких случаях требуется получение нового разрешения, по-прежнему остается дискуссионным. Проблема связана с тем, что предусмотренные в ст. 51 ГрК РФ основания для внесения изменений в разрешение на строительство не являются исчерпывающими.
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, капитальный ремонт — это замена или восстановление:
- строительных конструкций или их элементов, кроме несущих;
- инженерно-технических сетей и систем (их составных частей);
- элементов несущих конструкций на идентичные или более совершенные по характеристикам.
Главной отличительной особенностью является сохранение технико-экономических показателей объекта.
Таким образом, к ремонту не относятся:
- полная замена несущих конструкций;
- изменение площади, этажности, высоты, строительного объёма здания (пристройки, надстройки).
Когда допуск не нужен?
До 2010 года ремонт квартир в большинстве своём мог осуществляться компаниями только при наличии определённой лицензии. Обязанность по лицензированию деятельности таких фирм утратила свою силу с 2010 года. С этого времени для осуществления определённых видов работ стал требоваться допуск саморегулируемых организаций.
Так как требование о вступлении в СРО распространяется на ремонтные работы, связанные с безопасностью объектов, на уникальные и технически сложные сооружения, в отношении обычного ремонта квартир такие требования не распространяются. Ремонтно-отделочные работы, которые производятся при частичных или комплексных реконструкциях квартир, обычно не включены в государственный перечень.
При изменении конструкции пола вступление в СРО требуется для ведения работ по гидроизоляции строительных конструкций. Также не нужно становиться членами СРО тем компаниям, которые проводят ремонтные работы на объектах индивидуального-жилищного строительства, высотой не более 3 этажей. При монтаже электрических и инженерных сетей внутри квартиры получать допуск СРО не нужно.
Ремонт в обычной квартире не считается ни особо опасным действием, ни уникальным, ни технически сложным мероприятием. Так, для того, чтобы ремонтные работы были признаны производимыми в отношении уникального объекта, должен соблюдаться один из следующих критериев:
- Высота объекта более 100 метров;
- Пролеты в строении более 100 метров;
- Наличие консоли более 20 метров;
- Подземная часть конструкции расположена ниже планировочной отметки более чем на 10 метров;
- В здании есть конструкции с нестандартными габаритами, для расчета которых требуется применение специальных методов.
Перепланировка как один из наиболее распространённых видов работ не является разновидностью текущего ремонта. Ремонтные работы по переустройству или перепланировке помещения в многоквартирном жилом доме сейчас осуществляются исключительно теми организациями, которые имеют допуск к таким видам деятельности, полученный от саморегулируемых объединений.
Многим предпринимателям сложно однозначно определить, необходим ли допуск к СРО в том или ином случае их деятельности. Если есть определенные сложности или неоднозначные соображения по этому вопросу, рекомендуется обратиться к Приказу Минрегиона № 624, где указан перечень особых видов работ, или к ст. 48.1 Градостроительного Кодекса, где прописаны критерии особо опасных, технически сложных и уникальных ремонтных работ.
Реконструкция зданий: что это, в каких случаях и для чего проводится
Градостроительный кодекс РФ трактует реконструкцию как изменение характеристик объекта строительства, а именно площади, высоты и количества этажей. Это перепланировка, замена, воссоздание и пристройка строительных конструкций. Реконструкции подлежат здания, жилые дома.
Во время реконструкции жилых зданий может проводиться усовершенствование технических свойств, экономических параметров и характеристик домов и их элементов. Но это не является обязательной процедурой. Главное в процессе реконструкции – восстановить или заменить несущие конструкции. А модернизация является необязательным пунктом технологического процесса. Но некоторое усовершенствование все же проводится, так как целью реконструкции является не только устранение физического изнашивания дома, но и доведение его характеристик до соответствия с действующими требованиями и нормами.
Если задача реконструкции сделать пристройку или надстройку, например, вместо неиспользуемой чердачной зоны организовать мансарду, то нужно весь дом довести до соответствия действующим нормам и требованиям. Очень часто в процессе реконструкции происходит новое строительство.
Оформление разрешения (ордера) на производство работ
Для производства строительных работ по капитальному ремонту зданий оформляются разрешение Инспекции государственного архитектурно — строительного надзора (ИГАСН) и ордер Объединения административно — технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ) на основании решения Окружной межведомственной комиссии, утвержденного распоряжением префекта административного округа, и согласованной, утвержденной проектной документации.
Для производства строительных работ по ремонту и покраске фасадов оформляется ордер Объединения административно — технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ) на основании согласованной и утвержденной проектной документации.
По объектам государственной собственности города Москвы разрешение (ордер) на производство работ оформляется Инспекцией государственного архитектурно — строительного надзора (ИГАСН) и Объединением административно — технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ) на основании постановления Правительства Москвы или распоряжения первого заместителя Премьера Правительства Москвы об утверждении проектной документации.
Определение капитального ремонта дано в статье 166 Жилищного кодекса РФ. Эта же статья устанавливает правила проведения капремонта . Статья 154 Жилищного кодекса РФ описывает, какие платежи включаются в плату за жилое помещение . Взносы на капремонт – входят в структуру платежа за жилые помещения . … Капремонт – это отдельный вид деятельности по обслуживанию МКД, который финансируется за счёт средств фонда капитального ремонта дома. Фонд капремонта МКД формируется одним из способов, выбранных собственниками: накопление средств на спецсчёте МКД или на счёте регионального оператора капремонта .
Даже если не требуется получать отдельное разрешение на проведение капитального ремонта здания, местные органы самоуправления должны быть извещены о планируемых работах до их начала. Перечень документов для утверждения на собрании или в администрации содержит:
- Дефектный акт, составленный экспертной комиссией с указанием метода проведения ремонта (полное восстановление, замена, частичное исправление технических недостатков и пр.);
- Полное описание ремонтных работ и услуг, необходимых для капремонта;
- Срок выполнения, календарный план;
- План расходов на закупку материалов и оплату услуг подрядчиков.
Государственная экспертиза проектной документации
Проектная документация на капитальный ремонт жилых зданий, затрагивающий конструктивные характеристики домов независимо от источника финансирования работ и формы собственности объекта, подлежит государственной экспертизе в соответствии с действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Заказчик направляет на экспертизу комплект согласованной в установленном порядке проектной документации.
Замечания Мосгосэкспертизы о необходимости дополнительных согласований, корректировки проектной документации в части соблюдения действующих норм и правил подлежат обязательному выполнению.
Срок подготовки экспертного заключения Мосгосэкспертизой:
— по объектам городского бюджета — до 20 дней;
— по остальным объектам — до 30 дней.
При необходимости устранения замечаний Мосгосэкспертизы по проектно — сметной документации срок подготовки экспертного заключения — 10 дней.
Копия сводного заключения передается заказчиком в Москомархитектуру для формирования базы данных.
Как упоминалось, оценка объекта — обязательный этап, без которого реализовать процесс ввода здания после капитального ремонта нереально. При этом по закону процесс может осуществляться одновременно с приемкой объекта, которая ведется при участии заказчика (строительной компании) по соглашению стройподряда.
Процесс оценки соответствия отремонтированного здания действующим нормам организуется с участием заказчика (строительной компании) или же по его поручению структурой стройконтроля при участии подрядной стороны. Возможны и другие варианты ввода объекта в эксплуатацию, когда в процессе оценки принимают участие государственные органы власти (к примеру, стройнадзор).
Также участие в оценке могут принимать компании, которые берут на баланс инженерные сети, принимаемые после капитального ремонта. У строительной компании по закону есть право привлечь к работе независимого специалиста, который также проведет оценку объекта (ввод в эксплуатацию которого планируется) после проведения оценки и получения разрешающих документов.