- КОАП

Изменились льготы 2023 гдля ликвидаторов ЧАЭС в Москве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменились льготы 2023 гдля ликвидаторов ЧАЭС в Москве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.

Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы

К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

  • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
  • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
  • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
  • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

Всего есть 4 категории чернобыльцев:

  1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
  2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
    • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
    • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
    • в течение 1987 года — от 14 суток;
    • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
  3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
    • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
    • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
    • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
    • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
    • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
  4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

Трудовые права чернобыльцев защищаются ТК РФ в усиленном режиме, а именно – они пользуются следующими трудовыми льготами:

  1. Не подпадают под сокращение кадров в случае его проведения на предприятии.
  2. Наделены правом обязательного обеспечения рабочим местом в случае переезда.
  3. У них на протяжении 4-х месяцев сохраняется средняя заработная плата и не прерывается стаж при увольнении с предыдущего места работы.
  4. Чернобыльцы получают доплату до размера прежнего заработка, если их перевели по медицинским показаниям на место с меньшей зарплатой.*
  5. В плане отпуска они вольны сами выбирать его дату, а не идти на ежегодный отдых тогда, когда скажет работодатель.
  6. Кроме основного отпускного периода, который оплачивается всем работникам по ТК РФ, чернобыльцы имеют право раз в 12 месяцев воспользоваться дополнительными 14 днями оплачиваемого отпуска.

* — доплата производится за счет работодателя до полного восстановления трудоспособности или получения группы инвалидности.

Мнение Верховного Суда

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Логика Конституционного Суда

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2022 году в России

Это касается и людей, которые были уволены в связи с ликвидацией предприятия. Постановление правительства, которым определяется уровень индексации выплат, пособий и компенсаций утверждается ежегодно. Размер выплат зависит от уровня инфляции за предыдущий год. По прогнозу социально-экономического развития, инфляция ожидается на уровне 3,4 процента. Поэтому в проект документа заложена такая же цифра повышения пособий.

  1. получившие радиационные заболевания;
  2. стали недееспособными по причине катастрофы;
  3. покинувшие дома в Чернобыле;
  4. население, проживающее вблизи опасной территории;
  5. принимающие участие в ликвидации аварии на АЭС;
  6. работающие в зоне ЧАЭС после катастрофы.

Ну Москва…, это у нас отдельное государство) а вообще, вам бы обратиться в соцзащиту по вашему проживанию, может, там что прояснится. Просто я давно где-то читала, что именно льготы распространяются на самих ликвидаторов и их детей. И все. Мож сейчас кто еще тут отзовется.

У меня муж так же сын ликвидатора Чернобыльской АЭС. В этом году в пенсионном фонде нам без проблем оформили пособие ребенку до 18 лет, как внуку Чернобыльца. К тому же моей свекрови подсказали добрые люди, что после достижения 50 лет ей положена пенсия, т.к. она вдова Чернобыльца. Единственное «НО», замуж она больше не выходила.

Чтобы получить соответствующее удостоверение, следует обратиться в органы социальной защиты по месту жительства, куда предоставить: Те категории граждан, которые имеют право на льготы для чернобыльцев (не все категории чернобыльцев имеют право на дополнительный отпуск), могут воспользоваться правом на очередной ежегодный оплачиваемый отпуск, при этом самостоятельно назначить дату начала этого отпуска.

26 апреля 2022 года исполняется 35 лет со дня аварии на Чернобыльской АЭС. За ликвидаторами последствий радиационных аварий и пострадавшими в радиационных авариях и катастрофах после тех трагических событий закрепилось такое понятие как «чернобыльцы». Для этой особой категории граждан государство предусмотрело специальные меры поддержки.

Помимо «чернобыльской» ЕДВ пострадавшие лица могут получать вторую ЕДВ, если на то есть основания. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (первая ЕДВ выплачивается как ликвидатору, вторая ЕДВ — как инвалиду). Такое исключение предусмотрено только для лиц, имеющих право на ЕДВ как «чернобыльцы» — остальные категории граждан могут получать лишь одну выплату.

Гражданам, которые являются получателями одновременно двух выплат, набор социальных услуг (далее — НСУ) по «чернобыльской» ЕДВ предоставляется со дня назначения в денежном эквиваленте, а по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном виде. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ в натуральном виде и получать НСУ в денежном выражении.

Гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, государственная или страховая пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа с уменьшением пенсионного возраста: участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 1986-1987 годах — на 10 лет (мужчинам с 50 лет, женщинам с 45 лет), участникам ликвидации аварии в 1988 -1990 годах — на 5 лет (мужчинам с 55 лет, женщинам с 50 лет).

Читайте также:  Что делать, если вам грозит выселение из служебного жилого помещения?

В отдельных случаях «чернобыльцы» могут получать и государственную, и страховую пенсии одновременно. Так, на две пенсии имеют право граждане, получившие инвалидность вследствие военной травмы (полученной при исполнении обязанностей военной службы) при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС — военнослужащие срочной службы, а также лица, призванные на военные сборы.

  1. лицам, которые оказались проживающими либо работающими на территории с повышенной радиацией (величина обеспечения – 200% указанной выше социальной выплаты).
  2. тем, кто из-за катастрофы или участия в ликвидационных работах пострадал от лучевой болезни, – пенсия в этом случае равна 250% социальной;
  1. на 3 года был уменьшен возраст для тех, кто был переселен из зоны отселения, дополнительно вычитается за год проживания по полгода, но без превышения 7 лет.
  2. на 1 год – для живущих в особой по статусу социально-экономической зоне с дополнительным вычетом 1 года за каждые 4 постоянного проживания, не переходя в целом границы 3 лет;
  3. на 2 года – для получивших право на отселение из соответствующей зоны, плюс за каждые 3 года проживания в этой местности добавляется 1 год, но без превышения 5 лет;

Размеры пенсий пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф в 2022 году Ввиду особого характера льготы и крайне тяжелых последствий радиационного воздействия, размеры выплат по данному виду гособеспечения будут существенно выше стандартных пенсионных платежей. Рассмотрим, в каком процентном отношении увеличена пенсия чернобыльцев ликвидаторов на сегодня:

Решение о порядке предоставления НСУ можно изменять путем подачи заявления в Пенсионный фонд РФ в срок до 1 октября. Порядок, указанный в заявлении, будет действовать с 1 января следующего года после обращения в ПФР. То есть, если обратиться до 1 октября 2022 г., порядок оказания социальных услуг изменится с 1 января 2022 года.

  • Оплата жилплощади в 50 процентов.
  • Право на улучшение жилищных условий.
  • Гражданина не имеют право повергнуть сокращению на рабочем месте.
  • 50 процентов оплаты коммунальных услуг.
  • Скидка на топливо в 50 процентов, предназначенное для отопления помещения.
  • Обслуживание без очереди в аптеках и поликлиниках.
  • Внеочередное участие в кооперативах жилищного строительства, возможность получить в первых рядах садовый участок или место в гаражном комплексе.
  • Без очереди в детские дошкольные учреждения, а также школьные и санаторные учреждения устраиваются дети чернобыльцев.
  • Первоочередное обеспечение местами в домах ветеранов, престарелых и инвалидов.
  • Жители могут получать медицинские услуги до наступления пенсионного возраста в тех медицинских центрах, за которыми они закреплены.
  • Трудоустройство на новом месте жительства после переезда без очереди. Кроме этого, за чернобыльцем сохраняется зарплата в течение 4 месяцев и непрерывный трудовой стаж.
  • Предоставление дополнительного отпуска по месту работы.

Указанные в таблице размеры выплат увеличиваются на районный коэффициент, установленный в районе проживания получателя. Кроме того, если назначенная величина пенсии меньше прожиточного минимума пенсионера (ПМП), то будет назначена социальная доплата до ПМП. С подробной таблицей с указанием размеров ПМП по регионам можно ознакомиться в статье по ссылке.

Москва выплаты Чернобыльцам в 2022 году

Дополнительно будут проиндексированы все виды социальной помощи, пособий и надбавок для граждан, проживающих и зарегистрированных на территории Москвы. В следующем году размер выплат будет увеличен на 2,6%. При этом получить надбавку смогут все пенсионеры, которые попадают под специальные условия.

В 2022 году в России пройдет обязательная индексация всех видов пенсий, которые получают неработающие пенсионеры — страховых, военных, социальных и государственных. При этом для каждого вида пенсионного обеспечения законодательно установлена своя дата проведения индексации и процент, в соответствии с которым будут увеличены пенсионные выплаты. К сожалению, для работающих пенсионеров индексация на 2022 год не запланирована, а единственная прибавка, которая их ожидает, будет назначена в августе в результате перерасчета пенсии за дополнительный стаж. Однако, ситуация скоро может измениться. Президент поручил правительству до 1 февраля представить предложения относительно индексации пенсий этой категории россиян (читайте об этом ниже).

Кто имеет право на получение льгот и выплат

В истории СССР были крупные техногенные катастрофы, некоторые из них привели к радиоактивному заражению местности и нанесли ущерб огромному количеству людей. Самая печальная катастрофа – авария на Чернобыльской АЭС, произошедшая 26 апреля 1986 года. Но были также и другие аварии. Так, 29 сентября 1957 года произошла «Кыштымская авария» – катастрофическая ситуация на химическом комбинате «Маяк» (закрытый город Челябинск-40, в настоящее время – Озерск). Взорвалась емкость с радиоактивными отходами. Однако еще с 1948 года радиоактивные отходы сливались в реку Теча. Кроме того, с 1949 года советские власти проводили ядерные испытания на Семипалатинском испытательном полигоне (сейчас территория Казахстана). Из-за несовершенства технологий территория оказалась зараженной, негативные последствия для здоровья и сейчас ощущают военнослужащие, работники полигона, жители окружающих населенных пунктов.

Для обеспечения социальной защиты пострадавших был принят Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Нормы этого закона распространяются и на пострадавших при других техногенных катастрофах с радиационным заражением.

Ошибка: На льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС претендует сотрудник медицинского учреждения. Он участвовал в оказании помощи пострадавшим от радиации в зоне отчуждения. По роду своей профессиональной деятельности врач работает с в условиях радиационного излучения.

Комментарий: Медицинскому персоналу, который ежедневно по роду своей деятельности сталкивается с радиационным излучением, не положены подобные льготы. Упомянутые лица получают льготы, положенные им по причине работы в опасных для здоровья условиях.

Ошибка: Гражданин, участвовавший в эвакуации людей из зоны отчуждения ЧАЭС, не претендует на льготы участникам ликвидации аварии на ЧАЭС. Причиной тому является тот факт, что он был направлен на работы в командировку.

Комментарий: Командированные и временно направленные на работу в зону отчуждения люди также имеют право на получение указанных льгот.

Какая пенсия у ликвидаторов ЧАЭС в 2022 году

  • Ежемесячная выплата на каждого ребенка*
    • до достижения возраста полутора лет — в размере 3 959,24 руб.;
    • в возрасте от полутора до трех лет — в размере 7 918,48 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 7 статьи 18 Закона РФ N 1244-I (указанная норма действует с 01 июля 2016 года).
  • Пособие по временной нетрудоспособности
    • В размере 100% среднего заработка, учитываемого при начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации, независимо от продолжительности страхового стажа, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности

    Основание для назначения:

    • Пункт 6 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременное пособие беременным женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель) постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение
    • 183,89 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 6 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременное пособие гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенным (переселяемым) из зоны отселения (включая детей), в связи с переездом на новое место жительства на каждого переселяющегося члена семьи
    • 1839,06 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 5 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
  • Пособие на погребение
    • 13994,72 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть четвертая статьи 14 Закона РФ N 1244-I

С 1 февраля 2022 года социальные пособия чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического индекса роста потребительских цен за 2021 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 27 января 2022 г. N 73 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2022 году” в размере 1,084.

В случае ухода за двумя и более детьми размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется. При этом суммированный размер указанного пособия в случае ухода за двумя и более детьми не может превышать 100 % заработка, из которого произведено исчисление этого пособия, но не может быть ниже суммированного двукратного установленного федеральным законом минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

*) Указанная норма будет действовать для граждан, которые указаны в пунктах 7, 8 и 9 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет назначено до 30 июня 2016 года, до наступления оснований прекращения его выплаты.

С 1 июля 2016 года вступили в силу Положения статьи 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», согласно которой пункт 7 части первой статьи 18 изложен в следующей редакции:

«7) ежемесячная выплата на каждого ребенка:

до достижения возраста полутора лет — в размере 3 000 рублей;

в возрасте от полутора до трех лет — в размере 6 000 рублей;».

Причем, такая выплата будет производится при условии постоянного проживания или работы её получателя непосредственно перед датой рождения ребенка, по уходу за которым назначается ежемесячное пособие: в зоне отселения — не менее 1 года; в зоне проживания с правом на отселение — не менее 3 лет; в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом — не менее 4 лет.

Назначение указанной ежемесячной выплаты на каждого ребенка гражданам будет осуществляться при обращении за ней после 1 июля 2016 года, при этом указанная ежемесячная выплата лицам, продолжающим получать ежемесячное пособие по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет, не осуществляется.

  • 27.02.2017 г. Пенсии в России в 2017 году: военным и работающим пенсионерам, последние новости о индексации с 1 апреля

    В 2017 году пенсионное обеспечение российских граждан должно быть проиндексировано несколько раз. По-крайней мере такие обещание были даны правительство перед началом года и реализованы 1 февраля, когда индексация затронула сразу несколько прослоек населения из числа пенсионеров.

  • 12.07.2016 г. В правительстве прокомментировали реформирование пенсионной системы

    В правительстве сейчас не обсуждается идея повышения пенсионного возраста, как и изменения, связанные с накопительной компонентой в пенсионной модели. Кроме того, не обсуждается и реформирование пенсионной системы в целом. Об этом сообщили «Российской газете» в аппарате вице-премьера России…

  • Ежемесячные денежные выплаты
  • Материнский семейный капитал
  • Государственные социальные пособия
  • Ежемесячные выплаты на детей
  • Государственные стипендии
  • Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение
  • Социальные пенсии
  • Ежемесячные доплаты к пенсии
  • Ежегодные дене��ные выплаты
  • Единовременные денежные выплаты
  • Социальные субсидии
  • Компенсационные выплаты
  • Государственная социальная помощь
  • Региональный материнский капитал
  • Организация отдыха и оздоровления детей
  • Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
Читайте также:  Как сменить учредителя участника ООО

Пенсия ЧАЭС в 2022 году с 1 апреля

Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

Часть вторая. — Утратила силу. (в ред. Федерального закона от 06.12.2021 N 409-ФЗ)

Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)

Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:

1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.

2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).

3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.

Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.

5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:

из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);

на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны:

зона отчуждения;

зона отселения;

зона проживания с правом на отселение;

зона проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)

Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльско�� АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)

Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.

На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))

С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.

Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.

Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

  • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
    • инвалидам I группы — 33930,80 руб.
    • инвалидам II группы — 23751,58 руб.
    • инвалидам III группы — 16965,45 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
  • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
    • семьям, потерявшим кормильца — 33930,80 руб.
    • родителям погибшего — 16695,45 руб.

    Основание для назначения:

    • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

Решение о порядке предоставления НСУ можно изменять путем подачи заявления в Пенсионный фонд РФ в срок до 1 октября. Порядок, указанный в заявлении, будет действовать с 1 января следующего года после обращения в ПФР. То есть, если обратиться до 1 октября 2022 г., порядок оказания социальных услуг изменится с 1 января 2022 года.

Читайте также:  Договор дарения на колхозный пай

Согласно вышеуказанному документы к зоне отчуждения относятся некоторые поселения Брянской области, а именно Заборский, Медведевский и Барсуковский сельсоветы, а также поселки Барсуки, Князевщина, Прогресс и Нижняя Мельница (Красногорский район).

  • получившие или перенесшие заболевания в результате событий на ЧАЭС;
  • получившие инвалидность вследствие вышеупомянутой катастрофы;
  • ликвидировавшие последствия аварии в период с 1986 по 1990 год;
  • трудящие��я в зоне отчуждения;
  • эвакуированные и переселенные, в том числе дети, находящиеся на этапе внутриутробного развития;
  • живущие или трудящиеся в зоне проживания с правом отселения или зоне со льготным статусом;
  • покинувшие зону проживания с правом отселения в добровольном порядке;
  • являющиеся нетрудоспособными родственниками погибшего кормильца;
  • пострадавшие вследствие техногенных или радиационных катастроф.
  • несовершеннолетних детей;
  • совершеннолетних детей в возрасте до 25 лет при соблюдении определенных условий;
  • супруга, на иждивении которого есть ребенок в возрасте до 14 лет;
  • нетрудоспособного супруга;
  • нетрудоспособных родителей;
  • нетрудоспособных бабушку и дедушку.

Целевым назначением рассматриваемого типа выплат является компенсация неблагоприятных последствий для здоровья, которые зафиксированы по причине вредного воздействия факторов радиационного и техногенного характера. В большинстве случаев законодатель устанавливает выплаты лицам, которые находились в зоне возможного воздействия вредных факторов, даже если негативные последствия для состояния здоровья не выявлены.

Размер пенсии чернобыльцам на Украине и в Беларуси

На Украине величину пенсии определяет Кабинет Министров. Пенсия чернобыльцев в 2022 году будет повышена на 190-240 гривен. Для ликвидаторов аварии размер выплат будет равен:

Группа инвалидности % от прожиточного минимума
1 180%
2 160%
3 145%

Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии

Однако в Пенсионном Фонде ему отказали, т. к. формулировка причины инвалидности не указывает на право мужчины получать две пенсии.

Решением Петроградского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 7 февраля 2019 года, отказано в удовлетворении исковых требований Алексея Львовича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Петроградском районе Санкт-Петербурга о назначении заявителю второй пенсии как участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ставшему инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы.

Суды исходили из того, что согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение пенсии по инвалидности и страховой пенсии по старости предоставляется гражданам, причиной инвалидности которых является военная травма; Алексей Львович же не относится к инвалидам вследствие военной травмы, а потому и не имеет права на получение одновременно двух пенсий.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации согласились с Алексеем Львовичем в том, что граждане, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы (служебные обязанности), если они стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, приравниваются к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы, и имеют право на одновременное получение двух пенсий – пенсии по инвалидности по нормам Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Однако причин для получения права на две пенсии ВС всё же не усмотрел, т. к. одним из условий назначения страховой пенсии по старости является достижение мужчиной возраста 65 лет; возможность же одновременного получения гражданами двух пенсий, назначаемых в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», одна из которых – пенсия по старости, назначаемая гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, а другая – пенсия по инвалидности, данным Федеральным законом не предусмотрена.

Аргумент, связанный с возрастом заявителя, опровергается Определением Верховного Суда от 25.07.2008 №46-В08-8, в котором отмечено, что указанная пенсия назначается относящимся к этой категории граждан мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам – 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет соответственно.

Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Именно в силу этого военнообязанные граждане, которые в период прохождения специальных сборов принимали участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и в связи с причинением вреда их здоровью стали инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, получили те же льготы по пенсионному обеспечению, какие были установлены ранее для инвалидов вследствие военной травмы, включая предусмотренное подпунктом 1 пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на одновременное получение двух пенсий – по инвалидности в соответствии с названным Федеральным законом и страховой пенсии по старости на условиях, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» (с учетом назначения им страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста).

Государство заботится об одной из наиболее незащищенных категорий граждан: назначаются пособия, увеличиваются пенсионные выплаты. Также были приняты новые льготы для пенсионеров в 2022 году.

  1. Жители РФ, которые получают государственную помощь в виде пенсии, не перечисляют с нее долю в сторону бюджета страны. Пенсионные выплаты не попадают в список доходов, с которых вычитаются налоги.
  2. Пенсионеры не обязаны вносить земельный взнос, если размер территории не больше 6 соток (это касается как работающих лиц, так и неработающих). Кроме этого, налог не распространяется, если у граждан в собственности находится 1 объект недвижимости жилого типа и 1 нежилого (к примеру, гараж).
  3. Пенсионеры, которые получают социальные пособия, также не должны платить с них налоги, но только в том случае, если средства переведены в официальном порядке из государственного бюджета.
  4. Лица, получающие пенсию, не переводят проценты с подарков, при этом не важен тип организации-отправителя. Размер стоимости подарков (учитывается годовой период) не должен быть больше 4 тыс. руб. Если сумма превышает лимит, то придется перечислить 13% в пользу государственного бюджета.
  5. Налоги не нужно вносить за путевки в санатории и материальную помощь, которую выделил бывший работодатель.
  6. Пожилые граждане, которые проводят весь летний сезон на даче, по федеральным нормам не должны отчислять налоги на имущество. Это послабление действует по всей территории России.
  7. Если пенсионер осуществляет рабочую деятельность по самозанятости, он должен придерживаться всех правил данной системы, вносить налоги: 4% для физических лиц и 6% для юридических.

В соответствии с федеральными нормами транспортный налог не затрагивает владельцев автомобилей, которые оборудованы для удобства лиц, имеющих группу инвалидности.

Налоги не нужно платить за автомобильный транспорт, который выделили органы социальной защиты. Если показатель мощности машины не выше 100 л.с., то ее хозяин также освобождается от обязательных перечислений.

Пособия для проживающих в чернобыльской зоне

  • зона отчуждения — тридцатикилометровая зона вокруг станции, население полностью эвакуируется, населению запрещено постоянно проживать в этой зоне, хозяйственная деятельность ограничена;
  • зона отселения — эта зона находится за границей зоны отчуждения. Из части зоны, с высокой степенью загрязнения население эвакуируется в обязательном порядке, Население остальной части зоны может, в случае добровольного принятия решения, переселиться в другие районы. «Добровольные переселенцы»вправе в соответствие с законом рассчитывать на возмещение вреда и меры социальной поддержки. Население зоны отселения обеспечивается обязательным медицинским контролем его состояния здоровья.
  • зона проживания с правом на отселение — эта зона находится за границей зон отчуждения и отселения. Жители населенных пунктов этой зоны имеют право, также как и жители зоны отселения, переселиться в другое место жительства и им тоже гарантировано возмещение вреда, социальная поддержка и обязательный медицинский контроль.
  • зона проживания с льготным социально-экономическим статусом– к этой зоне относится часть территории РФ, которая находится далее от эпицентра аварии за зонами отчуждения, отселения и зоной проживания с правом на отселение. Эта зона характеризуется созданием хозяйственно-экологической структуры, которая должна улучшить качество жизни населения выше среднего уровня и компенсировать негативное влияние психоэмоциональной нагрузки из-за чернобыльской катастрофы.

Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС

  1. скидка в 50% на оплату коммунальных услуг или же при покупке топлива для отопления жилья различными видами печей;
  2. невозможность попадания под сокращения на официальном месте работы;
  3. вне очереди граждане могут покупать участки земли для частного строительства или дачи;
  4. вне очереди они получают медицинскую помощь и обслуживаются в аптеке, а также могут вступать в различные кооперативы;
  5. дети данных граждан могут отправляться вне очереди в различные лечебницы или санатории, причем питание оплачивается государством;
  6. для чернобыльцев в домах инвалидах и престарелых выделяются бесплатные места;
  7. дети могут на льготных условиях поступать в разные высшие учебные заведения;
  8. кроме традиционного ежегодного отпуска для этих граждан предлагается 14 дополнительных отпускных дней, которые в полном размере оплачиваются работодателем;
  9. в некоторых регионах для чернобыльцев предлагаются даже налоговые послабления, которые предполагают снижение или отсутствие необходимости уплаты транспортного налога.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *