- КОАП

Лишение лицензии УК ЖКХ за 2 протокола судебная практика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишение лицензии УК ЖКХ за 2 протокола судебная практика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Верховный Суд вынес Определение № 305-ЭС19-26163, в котором разобрался, законно ли аннулирование лицензии на управление многоквартирными домами при отсутствии виновных действий (бездействий) со стороны общества.

ВС: отсутствие деятельности по управлению многоквартирным домом не влечет аннулирование лицензии

ООО «Управляющая компания жилого комплекса «Малаховское озеро» имеет бессрочную лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 11 июня 2015 г.

Так как в Реестре лицензий Московской области сведения об управлении обществом многоквартирными домами в период с 11 января по 31 августа 2018 г.

отсутствовали, Лицензионной комиссией Московской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами было принято решение от 1 ноября 2018 г.

об обращении инспекции в арбитражный суд с заявлением об аннулировании выданной обществу лицензии.

Решением Арбитражного суда Московской области от 11 апреля 2019 г. заявление инспекции было удовлетворено. Суд руководствовался положениями п. 51 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. о лицензировании отдельных видов деятельности, ч. 1, 2 ст.

199 Жилищного кодекса и исходил из факта отсутствия сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет общество, в реестре лицензий субъекта РФ в течение более шести месяцев.

Десятый арбитражный апелляционный суд и Арбитражный суд Московского округа оставили решение первой инстанции без изменения.

Общество обратилось в Верховный Суд, который, изучив кассационную жалобу, отметил, что согласно ст.

3 Закона о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).

«То есть лицензия – это разрешение государства заниматься определенным видом деятельности, и при получении лицензии лицензиату не вменяется обязанность осуществлять лицензируемую деятельность. Иное не установлено ни положениями Закона о лицензировании, ни положениями Жилищного кодекса», – заметил Суд.

Он указал, что положения Жилищного кодекса, касающиеся лицензирования, имеют приоритет над положениями Закона о лицензировании в рассматриваемой сфере правоотношений (ч. 5 ст. 192 Жилищного кодекса). Согласно ч. 12 ст.

20 Закона о лицензировании лицензия аннулируется только по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об аннулировании лицензии.

Жилищным кодексом также установлен судебный порядок аннулирования лицензии.

ВС сослался на ч. 6 ст.

192 Жилищного кодекса, в соответствии с которой положения Закона о лицензировании в части приостановления, возобновления действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами. Таким образом, заметил он, рассмотрение лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии возможно только по основаниям, установленным Жилищным кодексом.

ВС указал, что основания для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлены ч. 2 ст. 199 Жилищного кодекса.

Суд отметил, что поправками (Закон № 485-ФЗ от 31 декабря 2017 г.) в ст. 198 ЖК РФ были ведены ч. 5.2–5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий субъекта РФ. Часть 2 ст.

199 Жилищного кодекса изложена следующим образом: основанием для рассмотрения лицензионной комиссией вопроса об обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами является исключение из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, указанным в ч. 5–5.4 ст.

198 ЖК, сведений о многоквартирных домах, общая площадь помещений в которых составляет пятнадцать и более процентов от общей площади помещений в многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в течение календарного года, предшествующего дате принятия лицензионной комиссией решения об обращении в суд, а также отсутствие в течение шести месяцев в реестре лицензий субъекта РФ сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

Из пояснительной записки к Закону № 485-ФЗ, отметил ВС, следует, что целью его принятия является устранение правового пробела в отношении невозможности аннулирования лицензии при выявлении существенных нарушений в деятельности лицензиата, совершении им деяний, направленных на воспрепятствование законной деятельности должностных лиц органов государственного жилищного надзора. Для этого поправками в ст. 198 Жилищного кодекса были введены ч. 5.2–5.4, устанавливающие новые основания для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий.

Суд напомнил, что это вновь совершение лицензиатом и (или) должностными лицами лицензиата в течение года со дня назначения административного наказания за нарушение лицензионных требований, отнесенное к грубым нарушениям, грубого нарушения лицензионных требований (ч. 5.2).

Совершение лицензиатом действия (бездействия), направленного на воспрепятствование законной деятельности должностного лица орг��на государственного жилищного надзора по проведению проверок или уклонение от таких проверок, если в течение года лицензиату и (или) должностному лицу лицензиата, должностным лицам лицензиата судом три и более раза было назначено административное наказание за такие действия (бездействие) (ч. 5.3), также является основанием для исключения многоквартирного дома из реестра лицензий. Последнее основание – вступление в законную силу решения суда о признании лицензиата банкротом (ч. 5.4).

«Анализ названных положений Жилищного кодекса позволяет сделать вывод о том, что аннулирование лицензии на основании части 2 статьи 199 Кодекса в редакции Закона № 485-ФЗ допустимо, в частности, для случаев, когда из-за противоправного поведения лицензиата исключаются сведения о многоквартирных домах из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, в результате чего в реестре лицензий субъекта Российской Федерации отсутствуют в течение шести месяцев сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат», – указал ВС.

В случаях, когда в результате проверки деятельности какой-либо управляющей компании были выявлены определенные нарушения, составляется специальный протокол, после чего – такая управляющая компания получает соответствующее предписание, которое обязывает ее устранить подобные нарушения в определенный срок. Если управляющая компания не выполняет эту обязанность в течение года, то она лишается своего права на управление жилищно-коммунальными услугам, а на должностные лица могут быть возложены определенные обязанности по уплате административных штрафов. В случаях, если управляющая компания лишается своего права управления хотя бы 15% жилых помещений, тогда ей грозит лишение лицензии на осуществление своей деятельности на срок в три года. А лицу, осуществляющему руководство этой компанией, – запрет на подобный вид деятельности.

Читайте также:  В Латвию на автомобиле в 2023 году

«Подделка протокола — не основание для лишения лицензии»

В ответе, полученном Резедой Сафиуллиной из ГЖИ РТ, говорится, что, согласно Жилищному кодексу РФ, лицензия аннулируется только по решению суда, «на основании рассмотрения органа жилищного надзора», то есть ГЖИ. А «выявление прокуратурой подделки протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома не может быть основанием для аннулирования лицензии». И — вишенка на торте — руководитель Госжилинспекции республики Сергей Крайнов, подписавший этот ответ, сообщил заявительнице, что она вправе обратиться с иском в суд о признании поддельного протокола недействительным сама. Правда, уточнил:

«Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении».

Что он имел в виду, сказать трудно — то ли о решении о выборе УК, «узаконенном» поддельными протоколами (и тогда Сафиуллина безнадежно опоздала с иском), то ли о «решении» сотрудников ОП «Горки» таки признать, что протоколы — фальшивка (и тогда у потенциальной истицы еще есть немного времени, чтобы составить исковое заявление).

Условия аннулирования лицензии

Если на протяжении года управляющей компании дважды и более раз назначалось административное взыскание за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органа госжилнадзора (ГЖН) по отношению к многоквартирному дому, сведения о подобном доме в результате вынесения соответствующего решения органом госжилнадзора исключаются из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Владельцы могут на протяжении двух месяцев после получения уведомления о наявности причин для того, чтобы было произведено исключение из Реестра лицензий, вынести решение о пролонгации деятельности управляющей компании по управлению их многоквартирным домом. В таком случае есть 3 рабочих дня, на протяжении которых следует сообщить о принятом решении в орган госжилнадзора, сделать это следует, отправив заказное письмо с соответствующим заявлением и приложенной копией протокола.

Если произошло исключение сведений о доме из Реестра лицензий, это является основанием для прекращения деятельности организации-управленца.

Лицензия может быть аннулирована исключительно в судебном порядке по подаче соответствующего заявления органом госжилнадзора. Аннулирование может произойти вследствие наличия ряда причин:

  • обнаружен факт искажения предоставляемой информации;
  • было допущено нарушение требований лицензии;
  • предписания ГЖН не выполнялись более двух раз;
  • нарушена процедура выдачи лицензии;
  • выявлены факты невыполнения условий контракта с многоквартирным домом.

Ответственность за нарушения

В соответствии с рассмотренными изменениями в Жилищном кодексе внесены изменения и в Кодекс об административных правонарушениях.

Так по статье 7.23.3 за нарушения правил предпринимательской деятельности по управлению МКД управляющая компания (ИП) может быть дисквалифицирована на срок до 3 лет, либо оштрафована на сумму до 250 тысяч рублей.

Если компания осуществляет свою деятельность без лицензии, то по статье 14.1.3. она дисквалифицируется на 3 года или штрафуется до 300 тысяч рублей.

Если компания не выполняет предписание региональной Госжилинспекции, она может быть оштрафована до 300 тысяч рублей.

Должностные лица по этим статьям могут быть оштрафованы на сумму от 50 до 200 тысяч рублей.

Поможет ли лицензирование управляющих компаний улучшению их деятельности? Это мы увидим уже с мая 2015 года.

Изучайте ЖКХ! Скачайте бесплатно документы по ЖКХ!

При получении лицензии каждая управляющая организация чётко соблюдает требования закона, а именно ФЗ№ 255 от 21.07.2014. Однако при любом выявленном нарушении компании может грозить уголовная или административная ответственность.

Если нарушений зафиксировано много, то УК может быть лишена лицензии, выданной ранее. При зафиксированных двух и более нарушений в течение 12 календарных месяцев со стороны УК влечёт за собою отзыв права по управлению жилым домом.

При этом органы, осуществляющие контроль, в первую очередь принимают к сведению нарушения, связанные с:

Статья 196 ЖК РФ чётко регламентирует о проведении контроля над деятельностью управляющих организаций.

Для этого жильцам следует пожаловаться в органы жилищной инспекции, направив письменное заявление.

И, если после проведения проверки найдётся достаточно оснований, то УК может быть лишена лицензии.

  • Скачать бланк коллективного заявления в жилищную инспекцию
  • Скачать образец коллективного заявления в жилищную инспекцию

Надзорные органы штрафуют УО за грубые нарушения как за просто нарушения лицензионных требований

За другие нарушения, которые были отнесены к грубым, орган Госжилнадзора пока продолжает штрафовать управляющие организации по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.

Например, прокуратура в Северной Осетии привлекла к административной ответственности две работающие в регионе УО за нарушения требований законодательства к эксплуатации ВДГО и незаключение соответствующих договоров. Компании были наказаны по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, хотя надзорное ведомство отметило, что УО совершили грубые нарушения лицензионных требований.

В Томске рассматривается вопрос об аннуляции лицензии управляющей компании, из-за ненадлежащего исполнения обязанностей которой погибла женщина. На неё с крыши многоквартирного дома упала глыба льда. После проверки деятельности УО орган Госжилнадзора исключил из реестра лицензий 35% жилого фонда, который был в управлении компании. Теперь УО лишится лицензии на управление МКД.

Мнения о том, что в конечном итоге изменит лицензирование в данной сфере, достаточно серьезно расходятся между собой. Так, заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства А. Чибис считает, что это приведет в порядок сферу ЖКХ: уберутся недобросовестные управляющие компании, перестанет существовать «серый рынок» управления жильем, любой собственник теперь сможет увидеть достоверную информацию о своей управляющей компании в специальном федеральном реестре на сайте Минстроя России, а к 2016 г. планируется разработать целый портал государственной информационной системы в сфере ЖКХ (ГИС ЖКХ), в котором в личном кабинете жильцы смогут контролировать порядок исполнения управляющими компаниями своих обязанностей, подавать жалобы, проверять корректность начисления платежей, оплачивать услуги ЖКХ. Однако председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Г. Хованская заявляет, что лицензирование рассматриваемых организаций недопустимо с учетом текущего уровня коррупции и негативно скажется на конкуренции на рынке жилищно-коммунальных услуг, к тому же имеются существенные недоработки и противоречия в самом документе.

Каковы будут итоги лицензирования, пока точно сказать нельзя. Многие эксперты считают, что возможности государства контролировать деятельность управляющих компаний достаточно ограничены. Государственный жилищный надзор может контролировать деятельность управляющих компаний только в рамках соблюдения лицензионных требований. Но даже в этом вопросе ситуация такова, что перечень крайне мал и является закрытым. Минстрой России попытался решить данную проблему на уровне постановления Правительства РФ, предложив проект Положения, в котором расширится перечень требований. Но, к сожалению, Минэкономразвития России не поддержало данный проект, поэтому на данный момент остается только одно решение этой проблемы – выносить ее на федеральный уровень.

Читайте также:  Правовой режим земель водного фонда

Порядок лишения лицензии управляющей компании

Как гласит ч.1 ст.199 Жилищного Кодекса РФ, лицензию могут аннулировать только по решению суда на основании и после рассмотрения письменного обращения в суд органа ГЖН с заявлением о нарушении УК лицензионных требований и не устранения их в срок. Для этого у органа ГЖН на руках должно быть соответствующее решение лицензионной комиссии. В свою очередь, при принятии решения лицензионная комиссия руководствуется положением ч.2 ст.199 ЖК РФ.

Что это значит? Это значит, что если из вашего реестра управляемых домов исключили МКД, площадь которых составляет от 15% от общей площади помещений в многоквартирных домах, то это автоматически становится основанием для подачи на вас в суд с целью аннулирования вашей лицензии.Что такое реестр лицензий субъекта РФ и как исключить из него МКД 12369 0 .

Руководствуясь ч.5 ст.198 ЖК РФ, можно выделить следующие этапы процедуры аннулирования лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД:

  1. Сначала орган ГЖН должен в течение 1 календарного года 2 и более раз выдать вам предписание по устранению нарушений лицензионных требований в отношении одного или нескольких МКД, которыми вы управляете.
  2. Если вы не исполните эти предписания ГЖН или исполните их не должным образом, то уже суд 2 и более раз вынесет вам или ответственному должностному лиц вашей УК административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом ГЖН.
  3. В данном случае орган ГЖН вправе в законодательном порядке и в установленные сроки исключить из реестра лицензий сведения о МКД, в отношении которых по решению суда вы совершили нарушение лицензионных требований.
  4. Лицензионная комиссия на основании имеющихся данных (если из реестра МКД ушло 15% площади МКД от общей площади домов) рассматривает вопрос об обращении на вас в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
  5. Орган ГЖН на основании решения лицензионной комиссии уже может обращаться в суд с требованием лишить вас лицензии.

За что могут лишить лицензии?

Важно понимать, что лишение может последовать только после решения суда. При этом перед вынесением вердикта суд тщательно анализирует основания для лишения лицензии управляющей компании. Для этого контролирующие органы должны предоставить серьёзные доказательства о том, что УК нарушала закон. При этом сотрудники Госжилнадзора должны подать исковое заявление в суд при наличии соответствующих оснований для отзыва лицензии ЖКХ.

Лицензию могут отозвать при следующих ситуациях:

  • Искажение информации управляющей организацией.
  • Нарушение требований по лицензированию.
  • Отказ от выполнения условий контракта с жителями жилого объекта.
  • Нарушения процесса получения лицензии (предоставление заведомо ложной информации).

Приостановление деятельности УК на определённое время может последовать, если:

  1. Данные об управляющей организации являются недействительными.
  2. У организации нет подходящих помещений.
  3. У сотрудников отсутствует необходимая квалификационная подготовка.
  4. Штат организации не укомплектован полностью.

Важно! Если согласно оговоренным срокам УК не исправляет ошибки, то лицензия отзывается навсегда.

При этом сам процесс отзыва имеет особенности:

  • аннулирование лицензии не расторгает соглашение с жильцами дома. Согласно законам РФ, жители вправе повлиять на работу УК при условии, если компания получит соответствующее разрешение в вышестоящих органах;
  • если на протяжении 12 месяцев УК не выполняет предписания органов, осуществляющих контроль более 2 раз, то данные автоматически удаляются из регистрационного реестра.

Нужно помнить некоторые нюансы, которые есть в законодательстве и применяются на практике. Так, согласно ч.5.1 ст.198 ЖК РФ , если в течение 1 календарного года вам или иному должностному лицу вашей УК суд 2 и более раз назначал административное взыскание за неисполнение предписания ГЖН или выполнения его не должным образом об устранении нарушений лицензионных требований, то из реестра лицензий будут исключены сведения обо всех управляемых вами МКД.

Еще одна особенность состоит в том, что управляющая компания осуществляет свою деятельность на основании заключенного с собственниками помещений в МКД договора управления. И надо отметить, что этот договор управления сохраняет свою силу и после аннулирования лицензии управляющей компании . Исходя из этого, по закону у жильцов МКД есть право принять решение, хотят ли они и в дальнейшем пользоваться услугами вашей УК или нет. То есть, отчасти судьба вашей управляющей компании находится в их руках.

Если этот пробел в законодательстве не будет устранен, то, возможно, в скором будущем будут не редки судебные разбирательства между органами ГЖН, управляющими компаниями и жильцами МКД. Чтобы не попасть в эту неловкую ситуацию, рекомендуется исполнять все свои обязательства по соблюдению лицензионных требований.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение порталаРеформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнениеГИС ЖКХ ). Мы всегда рады вам помочь!

Нарушение лицензионных требований влечет за собой административное наказание, предписание с требованием исправить выявленные недочеты. При грубом нарушении действующего законодательства возможна и уголовная ответственность.

Если в течение одного года УК было допущено не менее двух нарушений при управлении многоквартирным домом (в дальнейшем МКД), то она может лишиться права им управлять.

В случае, когда нарушения были допущены в не менее чем 15% домов, которые находятся на обслуживании у УК, то лицензию у такой компании могут отозвать, аннулировать решением суда.

За деятельностью УК осуществляется лицензионный контроль , основной целью которого является выявление нарушений и их пресечение (часть 2 ст.196 ЖК РФ).

Занимается Госжилнадзор (ГЖН). Он вправе проводить как документальные, так и выездные проверки. Если в результате проверки будут выявлены какие-либо нарушения, они должны быть зафиксированы в протоколе.

Согласно п.2 ст. 196 ЖК РФ , должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, должны установить, что выявленные нарушения являются причиной действия либо бездействия сотрудников лицензиата.

Если осуществляется проверка документов УК, то ГЖН запрашивает необходимые документы, которые могут подтвердить факт нарушения. В случае обнаружения такового, у УК запрашивают пояснения по факту выявленных нарушений . Они должны быть предоставлены в десятидневный срок.

Если в результате будут обнаружены несоответствия, явные признаки нарушений или объяснения просто не предоставлены — назначается выездная проверка.

Ее результаты фиксируются актом проверки. Если нарушения будут установлены, то руководству УК выдается предписание с требованием устранить выявленные недочеты. Возможно и привлечение к административной ответственности, т. е. наложение взыскания.

За что Госжилнадзор выдает предписания

Предписания об устранении нарушений при управлении МКД выписываются по итогам документарной или выездной проверки управляющей организации. При документарной проверке орган ГЖН запрашивает документацию у управляющей организации, чтобы подтвердить факт нарушения, а также запрашивает пояснения от УО по выявленным нарушениям. После этого проводится выездная проверка.

Читайте также:  Волгоград льготный проездной билет для пенсионеров в 2024 году

Лишение лицензии управляющих компаний ЖКХ

При наличии трех предписаний дело об аннулировании лицензии передается в судебные органы.

Так как полномочиями по вынесению предписанию обладают только органы Государственного жилищного надзора, они будут выступать в суде в качестве истца по таким делам. Лицензии можно лишиться только по решению суда. Если уполномоченные органы не реагируют на обращения собственников жилых помещений в многоквартирном доме, для лишения лицензии УК необходимо подать жалобу в вышестоящий федеральный орган.

Как лишить УК лицензии для управления домом, если она не исполняет свои обязанности по договору? Собственники в многоквартирном доме вправе не только расторгнуть договор, но и уведомить об этом факте региональный орган Госжилнадзора.

За каждое нарушение будет вынесено предписание, что даст возможность обратиться в суд за аннулирование разрешительных документов.

«Теперь лишить лицензии можно практически любую компанию», — говорит Кокин.

Для этого не требуется идти в суд, жилищная инспекция может принять это решение сама.Нельзя сказать, что правительство впервые взялось за управляющие компании.

Законодательство становится по отношению к ним все жестче.

«Первым шагом стало сокращение действия срока лицензии до пяти лет»

, — говорит Кокин. С января управляющие компании не должны иметь схожие названия.

Таким образом государство борется с компаниями-двойниками. Они используются для подмены выбранной жильцами компании, причем из-за схожести названия такую подмену сложно заметить. В апреле начал работать закон о прямых договорах между собственниками имущества в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями.

Он тоже направлен на устранение компаний, которые пришли, чтобы пользоваться чужими деньгами, а не чтобы управлять домами и оказывать людям качественные услуги.

Тем самым недобросовестные УК сегодня можно отрезать от денежного потока.В постановлении также есть норма о том, что управляющие компании должны вести учет собственников и нанимателей общих помещений. До этого в реестр они должны были включать только владельцев квартир и нанимателей квартир.

«Бывали случаи, когда мы приезжали в какой-то дом, видели, что подвал занят, но в управляющей компании даже не знали, кем. Могли ответить, что это не их дело», — говорит Разворотнева.

Теперь следить за тем, кто занимает подвальное помещение, — это дело управляющей компании.Правда, новые нормы не решают всех проблем с УК.

«Лишить лицензии теперь можно, но кто будет управлять домами вместо них?»

— спрашивает Кокин.

Причины лишения УК лицензии

Основания для лишения управляющей компании лицензии даны в ст. 20 ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Такое возможно, если лицензиат сам подал заявление о прекращении данного вида деятельности, о прекращении вообще любой предпринимательской деятельности, о вступлении в силу решения суда о ее аннулировании.

В этом же нормативном акте дано указание, что аннулирование действия лицензии возможно только по решению суда. Инициатором данного разбирательства может быть лицензирующий орган. Он должен действовать на основе решения лицензионной комиссии.

Основаниями для отзыва лицензии у управляющей компании может быть невыполнение лицензионных требований или иных требований законодательства. Несоответствие в работе может быть выявлено в ходе плановой или внеплановой проверки. График плановых проверок устанавливаются лицензирующим органом ежегодно.

А вот внеплановые, в соответствии со своим названием, могут организовываться в срочном порядке, при наличии следующих причин:

  • у УК уже имеется предписание о необходимости устранить нарушения в работе. Проверка в данном случае необходима, чтобы проконтролировать приняло ли руководство компании меры для их устранения или нет. Причиной может стать как истечение сроков, предоставленных на исправление, так и заявление самого нарушителя о досрочном исправлении ошибок;
  • заявление о нарушении законодательства. Его могут подавать граждане, органы власти, СМИ. Проверка в этом случае проводится только если существуют указания на наличие грубых нарушений. Такими являются неправомерные действия, которые приводят даже к потенциальной опасности для граждан, окружающей среды, государства, объектов культурного наследия и т.д.

Процедура получения разрешения на обслуживание многоквартирных домов оговорена в разделе X Жилищного Кодекса РФ и в Положении, утвержденном Постановлением Правительства № 1110 от

В получении разрешения на осуществление данной деятельности есть некоторые особенности, свойственные только лицензиям для УК. Так, лицензирующими органами являются только региональные учреждения, осуществляющие функции по контролю и надзору за сферой ЖКХ. Соответственно, документ, им выдаваемый, будет действителен только на территории одного региона.

Эти органы власти устанавливают отдельные правила и нормативы, которые действительны только на территории соответствующего региона. Чтобы получить лицензию, руководителю организации предварительно необходимо сдать квалификационный экзамен. Только по положительным результатам тестирования ему будет выдан аттестат, который и будет подтверждать его право заниматься подобной деятельностью.

Отличительной особенностью лицензии на управление многоквартирными домами является ограниченный срок действия. Она действительна только в течение 5 лет. Затем разрешение необходимо получать снова. В соответствии с п. 12 Положения о лицензировании, в данном виде деятельности не предусмотрено такого варианта, как приостановление действия лицензии, если существуют достаточные основания полагать, что УК не справляется, ее сразу аннулируют.

Почему управляющие организации могут лишить лицензии

Изменения в порядок аннулирования лицензий управляющих организаций внёс Федеральный закон от № 485-ФЗ. Он вступил в силу 11 января.

Как и до внесения поправок, лишить лицензии управляющую организацию могут только по решению суда на основании заявления органа ГЖН об аннулировании лицензии (ч. 1 ст. 199 ЖК РФ).

К существовавшим до принятия № 485-ФЗ основаниям, по которым орган ГЖН может обратиться в суд, добавились новые. Лицензионные требования к управляющим организациям перечислены в ст. 193 ЖК РФ, нарушение одного из пунктов этой статьи может привести к аннулированию лицензии:

  • лицензиат должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя на территории РФ;
  • фирменное название УО не должно быть тождественным или схожим до степени смешения с фирменным наименованием лицензиата, право на управление МКД у которого возникло ранее;
  • наличие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии квалификационного аттестата;
  • отсутствие у должностного лица лицензиата или соискателя лицензии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а таже тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • отсутствие в сводном федеральном реестре лицензий на осуществление деятельности по управлению МКД сведений об аннулировании ранее выданной лицензии;
  • соблюдение требований к раскрытию информации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *