- КОАП

Изменения в Приказе Минтранса №440 с 1 марта 2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в Приказе Минтранса №440 с 1 марта 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Новые устройства получили свое название благодаря тому, что способны в режиме реального времени – в процессе движения транспортного средства – передавать сведения о нарушении водителем режима труда и отдыха, а также о превышении допустимого скоростного режима. Кроме того, фиксируется и факт активизации блока СКЗИ, его извлечения или установки и попытка изменения идентификационных данных транспортного средства. Вся информация с онлайн-тахографа поступает в автоматизированную информационную систему «Тахографический контроль». В пояснительной записке к проекту Минтранса отмечено, что готовятся изменения в КоАП, предусматривающие возможность привлечения к административной ответственности по данным, направленных в систему.

Шаг 1. Кто эксплуатирует автомобиль?

На первом шаге нужно понять, кто эксплуатирует выбранное транспортное средство: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо.

В большинстве случаев для этого достаточно посмотреть в свидетельство о регистрации ТС и найти поле «СОБСТВЕННИК (владелец)«.

Например, если в поле «собственник» указаны ФИО собственника (Иванов Иван Иванович), то автомобиль принадлежит физическому лицу.

Если в поле «собственник» указано название организация (ООО ПДДМастер), то автомобиль принадлежит юридическому лицу.

Примечание. Важно понимать, что в некоторых случаях автомобиль может принадлежать юридическому лицу, а эксплуатироваться физическим лицом. И наоборот.

Такое возможно, если юридическое лицо передает автомобиль в аренду физическому лицу. Либо физическое лицо передает автомобиль в аренду юридическому лицу.

Или все-таки это требование будет касаться только тех, кто осуществляет международные перевозки?

Нет, проверять тахограф будут у всех, кто должен его установить. Неважно: ездит автомобиль исключительно по территории России или в международном сообщении.

Единственное: в последнем случае речь идет о контрольном устройстве ЕСТР.

Заметим: когда стало известно о том, что принято Постановление, обязывающее проверять тахограф при техосмотре, некоторые СМИ указали, будто новый порядок коснется только международных перевозчиков. Однако это не так.

В документе четко оговаривается, что он действует «в случае, если транспортное средство подлежит оснащению тахографом в соответствии с требованием законодательства РФ или контрольным устройством в соответствии с требованиями … ЕСТР».

Подчеркнем: отсылка к требованиям законодательства РФ означает, что тахограф должен быть с блоком СКЗИ.

Установку тахографов в городских автобусах снова перенесли на год

Сроки оснащения транспортных средств категорий М2 и М3, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, будут определены соответствующим Постановлением Правительства РФ в соответствии с требованиями ст. 20 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»

Полный приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.10.2020 № 440.

  • Тахографы для физлиц с 1 января 2021 года — 25/12/2020
  • Тахографы с 1 января 2021 года: последние новости — 26/11/2020
  • Онлайн-тахографы: последние новости [5.06.2020] — 05/06/2020
  • Тахографы для автобусов физлиц стали обязательны с 1 мая 2020 года — 01/05/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 февраля 2021 года — 01/03/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 февраля 2021 года — 01/03/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 ноября 2020 года — 01/03/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 августа 2020 года — 01/03/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 мая 2020 года — 01/03/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 июня 2021 года — 01/03/2020

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3.

Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен

в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

До какого года действует шайбовый тахограф, соответствующий требованиям ЕСТР? Нормы действующего законодательства, как уже было отмечено выше, предусматривают различный переходной период для разных типов тахографов, которые можно встретить на автомобилях, ездящих по отечественным дорогам.

Читайте также:  Жилье для военнослужащих: вопросы и ответы

Многие перевозчики ещё до вступления в силу нового порядка успели установить на свои транспортные средства аналоговые контрольные приборы, которые при этом полностью соответствовали требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), подписанного в Женеве в 1970 г. Существует ли переходной период для них?

В соответствии с упоминаемым уже приказом Министерства транспорта РФ №273 от 21.08.2013, для такого рода автомобилей также установлен переходной период, во время действия которого ставить тахограф со СКЗИ не было обязательно. Нормы приказа позволяли продолжать использовать установленный ранее тахограф старого образца до 1 января 2021 года.

Такое аналоговое устройство, впрочем, должно было в обязательном порядке оснащено возможностью регистрации информации на пластиковых картах с электронным носителем информации, которые бы соответствовали требованиям ЕСТР или Приказу Минтранса №36.

Что показала проверка

Министерство экономического развития пришло к выводу, что за семь лет не удалось достигнуть целей приказа Министерства транспорта об обязательной установке тахографов на транспортные средства, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов. Об этом говорится в заключении, подписанном замминистра экономического развития Саввой Шиповым, копия которого есть у РБК. Его подлинность подтвердил представитель Минэкономразвития.

Основная цель приказа Минтранса «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства» от 13 февраля 2013 года — повышение безопасности дорожного движения. Тахограф — это устройство, записывающее информацию о скорости и маршруте движения автомобиля, а также о режиме труда и отдыха водителей. Оно имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус, что обеспечивает защиту информации и предотвращает ее умышленное искажение.

Такие тахографы должны были установить примерно на 2 млн машин, общие расходы на их эксплуатацию за три года могли достичь 55 млрд руб., подсчитало Минэкономразвития. Из них 40 млрд руб. пришлось бы потратить на замену блоков криптографической защиты информации (СКЗИ), 15 млрд руб. — на замену карт водителя и предприятия, которые также прилагаются к тахографу.

По данным министерства, за семь лет действия приказа такими устройствами были оснащены только 718,4 тыс. транспортных средств, или около 35% от необходимого количества. В Минэкономразвития полагают, что пропорционально (на те же 35%) должно было снизиться количество ДТП. Однако этот показатель сократился лишь на 17,6%. «Таким образом, цели регулирования приказа № 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства» не могут быть оценены как достигнутые», — заключает Шипов.

В пресс-службе Минтранса отказались от комментариев.

Для остальных физических лиц, владеющих грузовиками, отсрочка на установку тахографов все еще продолжает действовать. Следующее время X наступит 1-го июня 2020-го года.

С 1-го июня этого года ездить с тахографами также должны будут грузовые автомобили массой от 12 тонн, экологический класс которых соответствует Евро-3 или ниже того.

Окончательно отсрочка перестанет действовать 1-го июня 2021-го года. С этого времени все грузовики массой от 3,5 тонн вне зависимости от того, кому они принадлежат — физическому лицу, юридическому или ИП, необходимо будет оборудовать тахографами с блоком СКЗИ.

На какие автомобили устанавливается тахограф

К такому транспорту относят:

  1. грузовые авто категории 2 и 3, общей массой более 3,5 т.;
  2. пассажирские автобусы и микроавтобусы, с посадочными местами более 8 сидений (категория М2 и М3), для перевозки по пригородным и внутригородским рейсам;
  3. автотранспорт, перемещающий опасные для здоровья человека грузы, несмотря на их класс;
  4. все самосвалы;
  5. автокраны-манипуляторы.

Есть из этого списка и ряд исключений. Кто не обязан иметь тахограф:

  • ТС категории М2 и М3, если они выполняют регулярные рейсы по перевозке людей или багажа (ПП от 14.09. 2009 г. № 112). Это означает, пока рейсы имеют регулярный характер, водитель транспорта может передвигаться без тахографа, но в случае изменения маршрута, например, заказ на перевозку отдыхающих на экскурсию, наличие измерительного прибора является обязательным! Однако регулярные перевозки маршрутным или иным пассажирским автотранспортом по загородным направлениям (свыше 50 км) также предусматривает оснащение ТС тахографом.
  • Транспорт для с/х работ – трактор, для перевозки скота и пр.
  • Спецтранспорт, используемый для строительных целей – бетономешалки и пр.
  • Авто для учебных целей, в том числе с большой массой или для пассажирских перевозок.
  • Транспорт, эксплуатируемый более 30 лет.
  • Военные ТС.
  • Транспорт, задействованный органами МВД либо ФСБ.

Цифровой тахограф – на какие транспортные средства он ставится?

С 2020 года вступили в действие поправки в закон о проверках. 25 января 2020 года правовой портал «Гарант» опубликовал руководство Ространснадзора по соблюдению обязательных требований. Надзорный орган дал пояснения по спорным моментам, в частности, относительно видов транспорта, на которые следует установить тахографы с 1 января 2020 года. Постановление правительства и приказы Минтранса не дают, например, однозначного ответа, должны ли оснащаться этими приборами служебные автобусы, не совершающие непосредственно коммерческих рейсов.

Позиция Ространснадзора: если организация осуществляет предпринимательскую деятельность, тахографы на служебных автобусах должны быть установлены в обязательном порядке.

При этом в нормативных актах четкого определения понятию «коммерческие перевозки» нет. Словарь финансовых и юридических терминов портала «КонсультантПлюс» трактует его так: «регулярные перевозки, при выполнении которых перевозчик в силу закона или иных правовых актов обязан осуществить перевозку по обращению любого гражданина за плату, определяемую перевозчиком». То есть на коммерческий характер перевозки указывают:

  • наличие договора,
  • плата за услугу.
Читайте также:  Пособие при рождении ребенка в 2023 году

Сроки установки тахографов с СКЗИ

Транспортные средства Срок установки тахографов
Автобусы, кроме пригородных и городских 1 июня 2014
Пригородные автобусы 1 июня 2018
Городские автобусы 1 июля 2021
Грузовики для перевозки опасных грузов 1 апреля 2014
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок 1 июля 2014
Грузовики тяжелее 12 тонн 1 сентября 2014
Грузовики тяжелее 3,5 тонн 1 апреля 2015
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами 1 июля 2016
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ 1 января 2018

Шаг 1. Кто эксплуатирует автомобиль?

На первом шаге нужно понять, кто эксплуатирует выбранное транспортное средство: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо.

В большинстве случаев для этого достаточно посмотреть в свидетельство о регистрации ТС и найти поле «СОБСТВЕННИК (владелец)«.

Например, если в поле «собственник» указаны ФИО собственника (Иванов Иван Иванович), то автомобиль принадлежит физическому лицу.

Если в поле «собственник» указано название организация (ООО ПДДМастер), то автомобиль принадлежит юридическому лицу.

Примечание. Важно понимать, что в некоторых случаях автомобиль может принадлежать юридическому лицу, а эксплуатироваться физическим лицом. И наоборот.

Такое возможно, если юридическое лицо передает автомобиль в аренду физическому лицу. Либо физическое лицо передает автомобиль в аренду юридическому лицу.

В общем, на первом шаге следует выяснить, кто эксплуатирует транспортное средство. Если эксплуатацией занимается физическое лицо, то переходите к шагу 2. Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то переходите к шагу 3.

Приказ Минтранса России №440 заменит Приказ №36 с 01 января 2021 года

  • 27 ноября 2020 года Министерством Юстиции Российской Федерации зарегистрирован приказ Минтранса России № 440 от 28 октября 2020 года «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортных средствах» (далее по тексту Приказ № 440).
  • Приказ № 440 пришел на смену утрачивающему силу приказу Минтранса России № 36 от 13 февраля 2013 года, вступает в силу с 01 января 2021 года.
  • Приказ № 440 сохранил основные требования и структуру своего предшественника и состоит из текста самого приказа и пяти приложений к нему:
  • Приложение № 1. Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства.
  • Приложение № 2. Категории и виды транспортных средств, оснащаемых тахографами.
  • Приложение № 3. Правила использования тахографов, установленных на транспортные средства.
  • Приложение № 4. Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства.
  • Приложение № 5. Правила контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства.

Вместе с тем, в Приказ 440 внесен ряд изменений. В частности:

  • Приложение № 2 дополнено категорией транспортных средств, которые не подлежат оснащению тахографами: «транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов в пределах границ территории предприятия, не выезжающие на дороги общего пользования».
  • Приложением № 3 закреплена обязанность ФБУ «Росавтотранс» по предоставлению сведений об экземпляре тахографа, блока СКЗИ тахографа, карты, переданном, активизированном, утилизированном организациями-изготовителями тахографов, блоков СКЗИ тахографа, карты должны предоставляться владельцу соответствующих сведений на основании заявления.

Кроме того из приложения № 3 исключена норма, позволяющая водителю вносить в распечатку тахографа сведения, заверенные подписью.

Также исключен порядок действий водителя в случае повреждения карты водителя, неправильного ее функционирования, а также в случае ее потери или кражи.

  • Из приложения № 4 исключена норма обязывающая мастерскую при замене СКЗИ тахографа «уничтожить ключевую информацию, содержащуюся в блоке СКЗИ тахографа, при этом сертификат открытого ключа должен быть сохранен в составе блока СКЗИ тахографа».

При этом уточнено, что работы по выводу из эксплуатации тахографа, блока СКЗИ тахографа осуществляется в соответствии с требованиями технической документации организаций — изготовителей тахографов и (или) блоков СКЗИ тахографа и требованиями Положения о разработке, производстве, реализации и эксплуатации шифровальных (криптографических) средств защиты информации (Положение ПКЗ-2005).

  • Кроме того, нормами принятых 438 и 440 приказов Минтранса России определен срок оснащения тахографами следующих категорий транспортных средств:
    • грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами;
    • транспортные средства категорий N2 и N3, эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;
    • транспортные средства категорий М2 и М3, (за исключением транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров), эксплуатируемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

На какие автомобили устанавливается тахограф

К такому транспорту относят:

  1. грузовые авто категории 2 и 3, общей массой более 3,5 т.;
  2. пассажирские автобусы и микроавтобусы, с посадочными местами более 8 сидений (категория М2 и М3), для перевозки по пригородным и внутригородским рейсам;
  3. автотранспорт, перемещающий опасные для здоровья человека грузы, несмотря на их класс;
  4. все самосвалы;
  5. автокраны-манипуляторы.
Читайте также:  РВП по браку в России 2023 граждан Узбекистана

Есть из этого списка и ряд исключений. Кто не обязан иметь тахограф:

  • ТС категории М2 и М3, если они выполняют регулярные рейсы по перевозке людей или багажа (ПП от 14.09. 2009 г. № 112). Это означает, пока рейсы имеют регулярный характер, водитель транспорта может передвигаться без тахографа, но в случае изменения маршрута, например, заказ на перевозку отдыхающих на экскурсию, наличие измерительного прибора является обязательным! Однако регулярные перевозки маршрутным или иным пассажирским автотранспортом по загородным направлениям (свыше 50 км) также предусматривает оснащение ТС тахографом.
  • Транспорт для с/х работ – трактор, для перевозки скота и пр.
  • Спецтранспорт, используемый для строительных целей – бетономешалки и пр.
  • Авто для учебных целей, в том числе с большой массой или для пассажирских перевозок.
  • Транспорт, эксплуатируемый более 30 лет.
  • Военные ТС.
  • Транспорт, задействованный органами МВД либо ФСБ.

В каких случаях необходима

Устройство фиксации данных, как и любое техническое средство, имеет определенный ресурс, может сломаться, работать со сбоями.

В зависимости от ситуации, специалисты выделяют несколько причин, которые служат поводом для замены устройства:

  1. Естественный износ.
  2. Выход из строя блока СКЗИ, неисправности других электронных элементов.
  3. Продажа автомобиля или покупка нового.
  4. Изменение профиля работы. Для международных перевозок устройства с криптозащитой запрещено использовать.
  5. Выполнение технических работ, переоборудование, провоцирующее возможные сбои в работе устройства.
  6. Несоответствие установленного оборудования требованиям закона.

Приказ Минтранса № 36 от 01.07.2013 г. говорит об обязательной установке тахографов с блоком СКЗИ.

Перед выполнением такой процедуры следует определиться с некоторыми вопросами:

  1. Какая география перевозок транспорта? Если автомобиль планируется использовать за пределами страны, тогда целесообразнее устанавливать устройство ЕСТР. Для России подойдет СКЗИ. Важно! Блок криптозащиты запрещается для использования за пределами РФ.
  2. На какое напряжение бортовой сети рассчитано ТС? Некоторые приборы рассчитаны на 24, 12 Вольт стабильного тока.
  3. Как подобрать тахограф в зависимости от спидометра? Ответ следующий:
      при механическом спидометре (тросик от коробки передач) или электрическом (скорость фиксируется от изменения напряжения) следует провести замену. Причина – получение только импульсных сигналов, что не могут обеспечить данные образцы. В случае их использования может фиксироваться недостоверная информация, возможна поломка тросика, что влечет за собой риск получения штрафа;
  4. если спидометр электронный с функцией фиксации скорости, это дополнительный плюс.

Нужен ли тахограф на личный грузовик?

До 1 ноября 2021 года установка тахографов была обязательна только для транспортных средств, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Т.е. частникам тахограф бы не нужен.

Однако с 1 ноября 2021 года в закон «О БДД» добавлен следующий пункт:

3.

Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны: … обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем десятым пункта 1 настоящей статьи;

Таким образом, с 1 ноября 2021 года тахограф нужен

в том числе на личные грузовые автомобили категории С и личные автобусы.

Введение тахографов на автомобили физических лиц с 1 ноября 2019 года

Правила обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства.

Изменения коснулись и правил настройки тахографа, которая теперь проводится раз в 3 года или после замены блока СКЗИ тахографа, нарушения пломбировки тахографа, ремонт тахографа или его модернизация, изменения идентификационного или государственного регистрационного номера транспортного средства, изменения эффективной окружности шин на любом из колес ведущих осей транспортного средства.

Кстати, в случае замены блока СКЗИ тахографа внеочередной проверки не требуется, если:

  • замена произведена согласно требованиям технической документации организации-изготовителя модели тахографа и модели блока СКЗИ.
  • сведения о результате проверки блока СКЗИ тахографа внесены во ФГИС АРШИН.
  • проводимые при замене блока СКЗИ тахографа работы и (или) проводимая после замены блока СКЗИ настройка не влияют на метрологические характеристики тахографа.

Если у блока СКЗИ тахографа вышел срок эксплуатации, то мастерские должны:

  • демонтировать из тахографа блок СКЗИ тахографа;
  • передать демонтированный блок СКЗИ тахографа с сохраненным сертификатом открытого ключа на хранение владельцу транспортного средства.

В новой редакции приказа прописаны и правила вывода из эксплуатации тахографа или блока СКЗИ тахографа. В этом случае мастерские обязаны:

  • выгрузить из тахографа данные на внешние носители и передать их владельцу транспортного средства;
  • демонтировать из тахографа блок СКЗИ и передать его на хранение владельцу транспортного средства;
  • направить информацию в ФБУ “Росавтотранс” для учета сведений о выводе тахографа и блока СКЗИ из эксплуатации в соответствующих перечнях.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *