- КОАП

Гранты и субсидии для бизнеса, о которых вы не знали

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Гранты и субсидии для бизнеса, о которых вы не знали». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Комментируемой статьей регулируются случаи и порядок предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг.

В зависимости от периодичности проведения конкурсов гранты бывают:

  1. Разовые – конкурс проводится один раз, средства направляются на выполнение конкретных задач.
  2. Цикличные – конкурс проводится регулярно несколько раз за период.
  3. Постоянные – программы размещения грантов, функционирующие на постоянной основе без фиксированных сроков приема проектов. Проекты рассматриваются по мере поступления.

Благотворительные фонды проводят конкурсы по размещению грантов самостоятельно. Для финансирования крупных проектов фонды объединяются.


Гранты подразделяются на:

  1. Гранты общей поддержки – поддерживают выполнение программы проекта НКО.
  2. Целевые гранты – обеспечивают реализацию мероприятий определенного проекта.
  3. Гранты с частичным финансированием – консолидированная помощь нескольких фондов или размещение в проекте средств НКО.
  4. Капитальные гранты – субсидия на покупку основных средств (приобретение, ремонт или аренда недвижимости и оборудования).
  5. Корпоративные гранты – помощь НКО корпорациями, либо софинансирование предпринимательскими структурами.
  6. Начальные гранты – финансирование некоммерческих проектов на этапе запуска или для открытия новых направлений работы НКО.
  7. Гранты в натуральной форме – помощь в виде передачи материального имущества.
  8. Перспективные гранты – субсидия для обществ с ограниченной ответственностью. Не меньше минимального размера уставного капитала, выдается фондом частями в установленный период.
  9. Посреднические гранты – финансирование выполнения социально ориентированного проекта от имени спонсора.
  10. Стимулирующие гранты – финансирование части бюджета на осуществление проекта и подталкивающее к поиску дополнительных фондов для финансирования.

Критерии оценки заявок

Заявления на получение гранта рассматриваются фондами на конкурсной основе. Учитывается убедительность обоснования проекта, адекватность расходных статей, уровень подготовки участника, срок действия результата и др. Грантополучатель отчитывается и предъявляет объективные результаты по предыдущим проектам (финансовая и статистическая отчетность, публикации научных работ и исследований).

Параметры оценки заявок:

  • соответствие задач, идей и целей некоммерческого проекта приоритетным направлениям и требованиям фонда;

  • важность решаемых проектом задач, актуальность для общественности;

  • экономическая оправданность вложений, обоснованность предлагаемых действий для достижения результата;

  • авторитет некоммерческой организации, направившей заявку;

  • общественная полезность результата проекта;

  • размер собственных вложений НКО и других организаций.

Отличие гранта от субсидии на иные цели

Статья 78.1 БК РФ регулирует предоставление других видов субсидий, в том числе выдаваемых на цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания (абз. 2 п. 1). Как и грантовые деньги, средства «иной» субсидии имеют целевой характер. Чем же тогда они отличаются?

Как пояснил Минфин в Письме от 19.10.2015 N 02-01-10/59734 (далее — Письмо N 02-01-10/59734), указанные виды субсидий обладают разной правовой и экономической сущностью. Единственное основание для формирования в законе (решении) о бюджете расходов на предоставление юридическим лицам грантов в форме субсидий — это наличие решения Президента РФ, Правительства РФ, высшего должностного лица субъекта РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации. Решения об учреждении грантов юридическим лицам могут быть приняты исходя из приоритетов государственной (региональной, местной) политики в любой сфере общественных отношений, которая соотносится с полномочиями органов публичной власти.

В частности, на федеральном уровне примером такого решения стало Постановление N 354: в нем Правительство РФ одобрило предложение Минкультуры о ежегодном присуждении грантов театрам, работающим в субъектах РФ и муниципальных образованиях. Пример на региональном уровне — Постановление Правительства Калининградской области от 13.03.2015 N 110 , в котором указано, что гранты муниципальным общеобразовательным школам выдаются в рамках областной госпрограммы «Развитие образования».

«О предоставлении грантов в форме субсидий муниципальным общеобразовательным организациям на проведение мероприятий, направленных на обеспечение равного доступа населения к качественным услугам начального общего, основного общего, среднего общего образования по итогам проведения конкурсных отборов».

Из сказанного вытекает второе отличие гранта от субсидии на иные цели — выбор учреждения-победителя происходит по результатам конкурса. В остальных случаях конкурсная основа предоставления бюджетных средств не предусмотрена.

Отличия субсидии от компенсации

Особенность составляет период выплаты. Субсидия предоставляется получателю для расходования на определённые нужды, а компенсация возмещает ему уже потраченную сумму на приобретение чего-либо.

К примеру, производителям сельскохозяйственной продукции могут быть предоставлены субсидированные средства на покупку оборудования или техники: получили денежные средства — приобрели комбайн. А может быть выплачена компенсацией часть процентной ставки по кредитованию. Приобрёл комбайн в кредит, погасил платёж по нему и получил частичное компенсирование оплаченного платежа.

Читайте также:  Госуслуги: как узнать пенсионные накопления

Внимание! Субсидирование удобнее компенсации, поскольку не требует поиска личных или кредитных денег для совершения покупки.

Кто может рассчитывать на субсидирование

В соответствии с законодательством РФ, на получение государственной субсидии могут претендовать следующие категории:

  • малоимущие граждане, получающие денежные средства на обеспечение жизнедеятельности из бюджета: федеральной социальной службы, региона проживания и муниципального органа власти;
  • граждане, пострадавшие от стихийных катаклизмов;
  • граждане, которым необходимо улучшение жилищных условий;
  • граждане не имеющие официальной работы, зарегистрированные на бирже труда или ведущие предпринимательскую деятельность (начинающие бизнесмены);
  • граждане, имеющие знак отличия или являющиеся членами специальной программы.

Краткое резюме: что лучше – грант или субсидия

Каждый предприниматель волен сам решать, какой вариант для него наиболее приемлем в той или иной ситуации. Государство и фонды предлагают огромный выбор мер поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства.

  1. Если Вы изобретатель и можете доказать, что Ваш проект является уникальным и востребованным, то можно попытаться заявить о себе в Фонд содействия инновациям.
  2. Молодое поколение в возрасте до 30 лет может получить поддержку от Росмолодежь фонда в сумме до 2,5 млн. рублей.
  3. Неопытным предпринимателям лучше начать с ЦЗН в статусе безработного, где можно повысить знания и получить стартовый капитал для начала бизнес деятельности.
  4. Малообеспеченным семьям с уровнем дохода ниже установленного в регионе доступен Соцконтракт от ЦСЗ до 250 000 рублей. Это что-то наподобие гранта, так как деньги выделяются на целевое использование, а отчитаться придется за каждую копейку.

Данный перечень не является исчерпывающим. Вся информация по мерам поддержки находится в открытом доступе.

Обзор основных путей, как получить грант на бизнес

Разберем, как получить грант на развитие бизнеса или его открытие. Отечественные субсидии могут предоставляться союзами предпринимателей. Суммы региональных грантов могут составить до полумиллиона рублей, а рассчитывать на их получение может любой начинающий предприниматель.

  • “Сколково” предоставляет гранты на продвижение науки и развития технологий.
  • “Русский мир” (культура и искусство),
  • Иностранные фонды: ЮНЕСКО, ООН оказывают финансовую помощь фирме предпринимателя, а не физическому лицу. За каждый этап реализации финансовых средств гранта требуется отчетность.

Если ваша деятельность соответствует направлению выдачи грантов этих фондов, подавайте заявку в установленные сроки. Форма подачи заявки и требования к проектам описаны на сайте соответствующего фонда.

И все же — что такое грант?

В наши дни это слово часто мелькает в СМИ. Прежде чем мы разберемся, как получить грант, давайте проясним суть самого понятия. Под грантом понимается разновидность целевой помощи, выраженная деньгами либо в натуральной форме и направленная на определенные цели, одной из которых может быть расширение либо открытие нового бизнеса. Главная отличительная особенность его по сравнению с кредитом либо займом в том, что это — безвозмездная субсидия. Грант возвращения не требует.

Выдаваться он может государством и частными фондами либо иностранными организациями. И, как вы понимаете, каждый из перечисленных источников имеет право выдвигать собственные требования. Именно потому «швырять» свою заявку повсюду, где светит хоть какой-то шанс, не следует. Сосредоточьтесь и выберите источник, наиболее подходящий именно для вашей сферы деятельности. А затем выясните, какие условия вам предстоит выполнить.

Куда же конкретно обращаться?

Чтобы сделать правильный выбор среди перечисленных выше трех основных категорий организаций, следует четко представлять себе, что за цели преследует каждая из них.

Государственные организации охотнее всего выдают гранты на развитие бизнеса представителям тех категорий населения, которые принято именовать социально незащищенными. Речь идет о выпускниках вузов, гражданах, состоящих на учетах в центрах занятости либо попавших под сокращение, военных-отставниках, инвалидах, одиноких матерях и молодых специалистах.

Полной суммы, необходимой для открытия собственного бизнеса, от государства вы не дождетесь. Здесь предпочтением пользуются те предприниматели, у которых имеются и собственные средства (хотя бы частично) и которые готовы их в данное дело вложить.

Предпочитаемая сфера реализации государственных денег — социальная либо производственная. Также здесь вполне реально получение гранта на развитие сельского хозяйства. Государством охотно финансируется приобретение сырья либо оборудования, но расходы по оплате труда наемных работников будущему предпринимателю, скорее всего, придется нести самостоятельно. Также в данном случае важен срок существования и работы предприятия. По условиям выдачи грантов он не должен превышать года или двух. Рассматривают, кроме того, и способность предпринимателя нанимать на работу дополнительный персонал.

Изменения в Бюджетный Кодекс РФ в части предоставления грантов

Федеральный закон от 02.07.2013 № 181-ФЗ «О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов»

Вносятся поправки, касающиеся порядка предоставления субсидий юридическим и физическим лицам.

Предоставление субсидий индивидуальным предпринимателям, физическим и юридическим лицам (за исключением ГУП и МУП) (далее — Лица) регулируется статьей 78 Бюджетного кодекса РФ. Субсидии могут предоставляться в целях (а) возмещения недополученных доходов и (или) (б) возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Субсидии могут (1) предоставляться всем Лицам, (2) отдельным категориям Лиц, в частности, концессионерам, и (3) некоммерческим организациям. Также можно разделить субсидии на «обычные» субсидии и гранты в форме субсидий, которые различаются по порядку и условиям их предоставления.

Читайте также:  Комплект документов для регистрации автомобиля в ГИБДД 2024 юр лиц

Вносятся изменения в условия предоставления субсидий из бюджетов различных уровней. Так, статья 78 БК РФ дополняется положением, позволяющим Правительству РФ, высшему исполнительному органу государственной власти субъекта и местным администрациям уполномочить соответственно федеральные государственные органы, орган н ы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления на принятие актов, определяющих случаи и порядок предоставления субсидий.

С точки зрения развития законодательства о ГЧП, наибольший интерес представляют внесенные изменения в статью 78 БК РФ, регулирующие порядок предоставления субсидий концессионерам по концессионным соглашениям. До внесения рассматриваемых изменений стороны по концессионному соглашению встречались с рядом трудностей, которые не были урегулированы законодательно, в частности, необходимость соответствия срока предоставления субсидий срокам, указанным в соответствующем бюджете. Средний срок действия концессионных соглашений — 15-20 лет, срок действия лимитов бюджетных обязательств — 3 года. В соответствии с внесенными правками субсидии могут предоставляться с учетом условий и сроков, предусмотренных в концессионных соглашениях. Это, в частности, может означать возможность заключения договора на предоставление субсидий на срок, превышающий сроки лимитов бюджетных обязательств.

Случаи, когда заключение концессионных соглашений возможно на срок, превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств, устанавливаются решениями Правительства, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ или местной администрации соответственно. Порядок принятия таких решений регулируется указанными органами.

Аналогичные правила действуют в отношении закупок для государственных и муниципальных нужд. Статья 72 БК РФ устанавливает в качестве общего правила, что государственные и муниципальные контракты заключаются на срок, не превышающий срок действия лимитов бюджетных обязательств. Иные сроки могут быть предусмотрены решениями о реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности или в соответствии с нормативными правовыми актами (правовыми актами) или иными решениями Правительства РФ, высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации.

Бухгалтерские проводки при получении денежных средств по гранту

Стоимость земельного участка на основании договора купли-продажи составила 4 720 000 руб. Средства из бюджета были перечислены на счет «Альфы» 11 января. Операции по получению и использованию средств государственной помощи бухгалтер отразил следующим образом.

В январе:Дебет 76 Кредит 86– 4 720 000 руб. – отражена задолженность бюджета по предоставлению государственной помощи (на основании договора).Дебет 51 Кредит 76– 4 720 000 руб. – поступили денежные средства в рамках государственной помощи;Дебет 08 Кредит 60– 4 720 000 руб.

– отражена стоимость земельного участка, приобретенного за счет средств государственной помощи;Дебет 01 Кредит 08– 4 720 000 руб. – принят к учету земельный участок;Дебет 86 Кредит 98-2– 4 720 000 руб. – отражены средства государственной помощи в составе доходов будущих периодов.

Ежемесячно с февраля по декабрь:Дебет 98-2 Кредит 91-1– 429 091 руб. (4 720 000 руб.

Разница в учете грантов в бюджете, НКО и коммерческой структуре

Имеется ряд различий при оформлении поступлений в виде грантов, признания учете и документообороте.

Условие Коммерческая организация Бюджетное учреждение НКО
Назначение гранта Согласно установленному перечню направлений проектов Учитывается в рамках разрешенной уставом и учредителем деятельности Должно соответствовать целям, указанным в Уставе, учредительном договоре
Форма сметы Составляется по статьям В статьях сметы указывается КБК Статьи сметы должны соответствовать уставной деятельности
План счетов Коммерческий Бюджетный Коммерческий
Период расходования средств 1 год в соответствии с расходами, по истечении 2 года разница облагается налогом 1 год, по окончании которого разница поступает в доход бюджета. По распоряжению учредителя остаток может быть предоставлен в следующем голу Соответствует коммерческому
учету

СПЕЦПРОЕКТ. Учет субсидий и грантов учредителями и учреждениями

На практике встречаются случаи, когда органы власти утверждают нормативные акты, на основе которых потом присуждают учреждениям гранты, например, на возмещение части затрат на отдых и (или) оздоровление детей, на освещение деятельности законодательных и исполнительных органов в периодических печатных изданиях. В этих ситуациях тоже сохраняется конкурсная основа предоставления бюджетных средств, однако, на наш взгляд, здесь действуют механизмы, регулируемые Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Как указал Минфин в Письме N 02-01-10/59734, гранты могут иметь и поощрительный, и компенсационный характер. Однако исходя из рассмотренных выше отличий данного вида субсидий возмещение затрат не является основной целью предоставления грантов. Более того, грантовые средства выделяются не в качестве платы по возмездному договору о выполнении работ (оказании услуг), а в качестве целевого финансирования проектов, которые соответствуют приоритетным направлениям развития отрасли и инициаторами и разработчиками которых становятся учреждения-претенденты.

В свою очередь, исполнение государственного (муниципального) контракта как раз и предполагает возмездный характер оказания услуг (выполнения работ). Размещая заказ, орган власти требует от подрядчика точного исполнения условий договора, а не ожидает разнообразия творческих проектов.

Поэтому описанным выше ситуациям больше соответствуют другие виды финансирования — размещение заказа на выполнение работ или оказание услуг (в случае, когда претендентами выступают не только бюджетные и автономные учреждения, но и иные юридические лица) либо выдача государственного (муниципального) задания (если исполнители — подведомственные учреждения). Отметим, что во втором случае денежные средства предоставляются уже без конкурсной основы.

Читайте также:  Оплата такси в командировке 2023 документы

С введением в бюджетное законодательство дополнительных норм общая последовательность действий при предоставлении грантов не изменилась: орган власти объявляет конкурс, по итогам которого определяется учреждение-победитель, с ним заключается соответствующее соглашение (договор), выделяются денежные средства, учредитель периодически осуществляет контроль за их расходованием, а по итогам реализации проекта учреждение представляет необходимую отчетность. Особенности работы с грантами в основном касаются случаев, когда организатором конкурса на их получение выступает орган, не являющийся учредителем учреждения-претендента.

Во-первых, участие автономного учреждения в подобных конкурсах на присуждение грантов возможно при условии предоставления им согласия органа-учредителя, оформленного на бланке данного органа (п. 4 Письма Минфина России от 30.08.2013 N 02-13-09/35843 (далее — Письмо N 02-13-09/35843)). Как разъяснило финансовое ведомство в другом своем Письме (от 16.10.2013 N 02-13-09/43182), законодательство возлагает на учредителя обязанность контролировать деятельность подведомственного учреждения, поэтому он вправе принимать решения о возможности участия (согласовывать участие) подведомственных БУ и АУ в конкурсах на получение грантов.

Обычно сроки перечисления средств гранта прописываются в соответствующем соглашении (договоре), заключаемом между организатором конкурса и учреждением-победителем, и каких-либо сложностей здесь не возникает. Однако иногда между сторонами имеются разногласия, которые в дальнейшем приходится разрешать в суде.

В частности, в такой ситуации оказалась детская городская больница, одержавшая победу в конкурсе на лучшее муниципальное учреждение здравоохранения, внедряющее инновационные медицинские программы. Победителю были вручены диплом и сертификат на сумму 1 млн руб., однако в текущем финансовом году городская администрация не перечислила сумму в полном объеме. В связи с этим учреждение обратилось в суд с требованием обязать орган местного самоуправление выплатить остальную часть гранта.

Суды двух инстанций не поддержали учреждение, аргументируя свою позицию тем, что обязательства муниципального образования перед больницей прекратились в связи с истечением текущего финансового года. Но вышестоящий суд отменил предыдущие решения (см. Постановление ФАС ЗСО от 12.12.2013 по делу N А46-935/2013). Арбитры пришли к выводу, что муниципальная поддержка планировалась не за счет бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (ст. 69.1 БК РФ) и субсидий на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), а за счет субсидий, предоставленных органами местной администрации по результатам проводимых ими конкурсов (п. 4 ст. 78.1 БК РФ). Следовательно, у администрации возникли обязательства по выплате награды за победу в конкурсе, а не бюджетные обязательства по финансированию текущей деятельности учреждения, и окончание финансового периода не является основанием для невыплаты оставшейся части гранта.

  • 1
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 90

Приказ Минфина РФ от 21.12.2018 N 280Н

При отборе участников программы поддержки малого бизнеса в разных случаях действуют разные критерии.

Если финансирование выделяет зарубежный фонд, то для него главное – полное целевое использование средств согласно утвержденному бизнес-проекту. Поэтому, как правило, зарубежные спонсоры охотнее вкладывают средства в представителей бизнеса, которые ранее уже получали гранты.

Государству важно обеспечить занятость и социальную защиту населения. Поэтому ежегодно местные органы власти определяют приоритетные для своего региона сферы хозяйствования. В развитии именно этих отраслей больше всего заинтересовано государство, а значит, предпринимателям, выбравшим соответствующее направление деятельности, получить грант будет проще.

И если иностранцы предпочитают давать деньги бывалым «игрокам», то государство отдает предпочтение новичкам, которым нужен уверенный старт:

  • выпускникам вузов;
  • безработным;
  • тем, кто попал под сокращение;
  • одиноким матерям;
  • инвалидам;
  • военным в отставке.

Перспективным направлением является разработка проектов, нацеленных на создание новых технологий и продуктов – финансирование инноваций является приоритетным направлением во всех сферах деятельности. Как государство, так и частные организации охотно поддерживают проекты в социально значимых сферах. Однако фонды, проводящие конкурсы на получение средств, есть во всех областях деятельности.

Грант на обучение — это целевые денежные средства, предоставляемые выпускнику школы или студенту государством на образование. Условия выделения денег четко регламентируются законодательной базой Республики Казахстан.

Кому выделить гранты, решает комиссия, в состав которой входят такие лица, как:

  • сотрудники центрального исполнительного органа в сфере образования;
  • представители смежных госорганов и ведомств;
  • ректоры вузов;
  • представители Национальной палаты предпринимателей;
  • представители институтов гражданского общества РК.

Конкурс проводится по каждой специальности в отдельности (согласно госзаказу). Основанием для отбора кандидатов на грант служат результаты единого национального тестирования (ЕНТ) и комплексного тестирования абитуриентов (КТА).

Как достичь цели: эффективные советы

ЕНТ проходят выпускники школ текущего года. Результаты тестов признаются вузами, имеют значение при присуждении Президентской стипендии и получении гранта.

Чтобы стать участником конкурса и получить от государства деньги на обучение, требуется предоставить в приемную комиссию выбранного вуза пакет документов, состоящий из:

Алишер Каримов: биография, семья и творчество исполнителя

  • заявления утвержденного образца;
  • оригинала аттестата об окончании школы;
  • сертификата о прохождении тестирования;
  • фотографий 3×4 см;
  • заверенной медицинской справки по форме 086-У;
  • ксерокопии паспорта;
  • документа, подтверждающего прохождение курсов довузовской подготовки и заверенного ректором вуза (если есть).

Перечень документов для отдельных вузов может отличаться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *