- Пенсионный юрист

Льготы по налогу на прибыль в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы по налогу на прибыль в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

С наступлением 2022 года субъекты РФ утрачивают возможность самостоятельного принятия решений о предоставлении налогоплательщикам льгот по налогу на прибыль. Со следующего года пониженные ставки налога будут устанавливаться в регионах только в том случае, если это предусматривается Налоговым кодексом РФ.

В каких регионах отсутствуют ограничения по видам деятельности?

Обратите внимание: сделать 1%-й налог для всех предприятий на УСН правительство планирует с оговоркой: такую льготу получат лишь организации определенного профиля.

Но получить максимальный экономический эффект можно иным путем: компания РИКС КОНСАЛТ рекомендует выбирать проверенные нами лично регионы, где ставка снижена для всех без учета ОКВЭД.

  • Чечня: льготная ставка бессрочна
  • Мурманск: льгота предоставлена на 2022 год
  • Республика Удмуртия: в 2022 году можно заплатить 1%, в 2023 — 3%, если выбран УСН доходы. В 2022-23 годах — 5%, если доходы минус расходы.
  • В Республике Кабардино-Балкария льготой можно воспользоваться до конца 2024 года в случае, если организация или ИП имеет статус Субъекта малого и среднего предпринимательства.
  • В Республике Калмыкия ставка 1% и 5% действует в первый год, далее каждый год налог увеличивается на процент.
  • В Перми ИП и ООО впервые зарегистрированные, могут рассчитывать на 1, 2, 4% вместо 6 и 5, 7, 10% вместо 15%.
  • В Бурятии 1% вместо 6 и 5% вместо 15 в 2022-2023 как для перерегистрировавшихся, так и для новых ООО и ИП.

Объекты налогообложения

Налогом на прибыль облагаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.

Валовая прибыль – сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Для иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав этого представительства и его внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Валовая прибыль белорусского плательщика рассчитывается с учетом прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, от деятельности за пределами Республики Беларусь, в т.ч. от деятельности, по которой он зарегистрирован как плательщик налогов в иностранном государстве.

Отметим, что плательщики, применяющие особые режимы налогообложения, при определении валовой прибыли не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Имущественный и земельный налоги

В 2023 году по налогам на имущество и землю предусмотрены такие корректировки:

  • имущественный и земельный налоги будут рассчитывать на основании кадастровой стоимости на 01.01.2022 г., если она на 01.01.2023 г. увеличится. Исключение в данном случае — ситуация, когда стоимость недвижимого объекта или земельного участка выросла в связи с изменением характеристик;
  • отменят обязанность сдавать декларацию по налогу на имущество по объектам, которые облагаются налогом на основании кадастровой стоимости. Не нужно будет сдавать эту декларацию по итогам 2022 года и позже. ИФНС будет присылать сообщение о начисленной сумме налога. Налогоплательщики будут сдавать налоговикам заявление на льготы (при их наличии), а также сами считать и платить авансы и годовой налог, регулировать расхождения информации с базой ИФНС;
  • поскольку декларацию по «кадастровой» недвижимости отменят, будет использоваться новая форма декларации по налогу на имущество — ее нужно будет подавать, начиная с итогов 2022 года.

Какие доходы от ИТ-деятельности нужно учитывать?

В доле доходов от ИТ-деятельности учитывают доходы от:

  • реализации экземпляров разработанных организацией программ для ЭВМ, баз данных;
  • передачи исключительных прав на разработанные ею программы для ЭВМ, базы данных;
  • предоставление прав использования программ для ЭВМ, баз данных по лицензионным договорам, в том числе путем предоставления удаленного доступа, включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности, через Интернет;
  • услуг, работ по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
  • услуг, работ по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, включая консультационные услуги по вопросам эксплуатации, технической поддержки этих программ, которые были организацией разработаны или адаптированы (модифицированы).

I. Новые каноны администрирования налоговых платежей

С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.

Читайте также:  Очередность наследования по закону (схема)

Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).

* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.

Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).

III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности

В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:

Налог Срок представления отчетности Срок уплаты Норма НК РФ
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174
Налог на прибыль не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом;
налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289
НДФЛ 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно;
за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца;
налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января;
налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года;
в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230
Страховые взносы не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом не позднее 28-го числа следующего календарного месяца п. 3, п. 7 ст. 431
Налог, уплачиваемый при применении УСН организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог:
организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом;
ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23
транспортный налог (для организаций) авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом;
налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом
п. 1 ст. 363
налог на имущество организаций не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом п. 1 ст. 383,
п. 3 ст. 386

О причинах создания и задачах ТОСЭР

Продолжающиеся с начала девяностых годов прошлого столетия после распада Советского Союза стремительное сокращение численности населения Дальнего Востока России, деградация моногородов, где большая часть трудоспособного населения была занята на одном предприятии или в одной отрасли – проблемы, стоящие перед государством уже длительное время, а решение их – основная задача государственной региональной политики. Поиском путей разрешения этих проблем государство занимается, пожалуй, со времени их появления. Так, например, работа по созданию специальных территорий и адресной поддержки их началась еще в девяностые годы, а с принятием Федерального закона от 22.07.2005 года №116 «Об особых экономических зонах в РФ» приняла системный характер. В этом законе определены типы особых экономических зон – промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные, логистические и портовые. Определен также перечень требований к резидентам этих зон и льготы ими получаемые. Создавались такие зоны для развития территорий – приграничных, прибрежных или же просто депрессивных. Использование особых правовых режимов ведения предпринимательской деятельности в границах территориальных образований, фокусировка инвестиционных потоков на значимых для экономики страны направлениях, а, значит, и повышение инвестиционной привлекательности определенных территорий и отраслей – вот тот инструментарий, выбранный правительством для решения задач вывода из состояния депрессии отдельных регионов и отраслей.

Платежи при ВВОЗЕ в ОЭЗ «Моглино» и помещение под таможенную процедуру свободной таможенной зоны:

Иностранные товары

Свободная таможенная зона

НДС – Не облагается

Ввозная пошлина – Не облагаются

Без СТЗ

Таможенная процедура выпуска

для внутреннего потребления:

НДС – Облагаются

Ввозная пошлина – Облагаются

Товары Таможенного союза

Свободная таможенная зона

Вывозные пошлины – Не облагаются

НДС – возмещается ИФНС

Без СТЗ

Отмена льгот по налогу на прибыль: что ждет бизнес

Новый 2019 год начался с таких неприятных для предпринимателей новостей, как увеличение ставки НДС и отмена региональной льготы по налогу на прибыль. Очевидно, что налоговый гнет на бизнес продолжает усиливаться. Что делать, чтобы он не раздавил ваше предприятие?

С августа прошлого года внесены поправки в налоговый кодекс, согласно которым законодательные органы субъектов РФ больше не вправе давать преференции по налогу на прибыль. Напомним, ставка его составляет 20%. При этом она распределяется между бюджетами так, что 2% от налога идет федеральным властям, а 18% остается в регионе.
Ранее каждый субъект Федерации был вправе установить льготную ставку по налогу на прибыль в своей части. Мог снизить, например, с 18% до 13,5%. Это давало возможность поддержать определенные отрасли бизнеса, установить благоприятный налоговый климат, привлечь инвестиции, пополнить бюджет.
Самый яркий пример — поддержка бизнеса с участием инвалидов в Тамбовской области. Там организации, в которых люди с ОВЗ составляли не менее 80% работников, могли применять ставку 13,5%. Другой пример — Татарстан, где был льготирован налог на прибыль для субъектов, связанных с реализацией инвестпроектов. За счет этого республика привлекала дополнительные инвестиции со всей России. Аналогичные варианты снижения ставки можно встретить почти во всех субъектах РФ, благодаря чему регионы могли корректировать свои поступления бюджет.

УСН с 1 января 2023 года

Все индивидуальные предприниматели не смогут применять УСН вне зависимости от вида деятельности.

Кроме того, некоторые организации также не вправе применять УСН:

  1. организации, имеющие один или несколько филиалов, состоящих на учете в налоговых органах;
  2. организации, осуществляющие обмен цифровых знаков (токенов) на иные цифровые знаки (токены), отчуждение цифровых знаков (токенов) за электронные деньги, а также получающие имущество (кроме денежных средств в белорусских рублях и иностранной валюте), если такое получение обусловлено осуществлением операций с цифровыми знаками (токенами) либо их наличием у организации;
  3. доверительные управляющие при доверительном управлении имуществом, вверители при доверительном управлении имуществом;
  4. для субъектов, получающих от других лиц наличные и (или) безналичные денежные средства, не составляющие их валовую выручку и не являющиеся суммами (выручкой, доходами), не включаемыми ими в валовую выручку, будет установлено право выбора — прекратить применение УСН либо уплачивать налог при УСН исходя из всех сумм поступлений на счет и в кассу, а не только из вознаграждения и дополнительной выгоды. Это важно для организаций, получающих денежные средства:
  • на основании договоров комиссии, поручения или иных аналогичных гражданско-правовых договоров, договоров транспортной экспедиции либо по договорам, заключенным ими во исполнение таких договоров;

Подоходный налог для нарушителей — 26%

Ставка подоходного налога с физических лиц устанавливается в размере 26% вместо 20% в отношении доходов:

  • исчисленных в соответствии с законодательством налоговым органом исходя из сумм превышения расходов над доходами;
  • при установлении контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц налоговым агентом;
  • при установлении контролирующим органом факта регистрации в СККС суммы дохода в виде выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физическое лицо, которому фактически выплата (перевод, перечисление) выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) не осуществлялась.

Проблема отмены инвестиционных и социальных льгот по налогу на прибыль.

Налог на прибыль является основным в налоговой системе РФ. Соответствующим образом сформированная система налоговых льгот позволяет государству обеспечить наиболее благоприятные условия для развития приоритетных отраслей производства (причем для регионов эти приоритеты могут быть различны). Предоставление льгот также способствует осуществлению инвестиционной политики. В связи с этим в законодательстве о налоге на прибыль льготам отведено одно из основных мест.

Налоговые льготы представляют собой систему мер налогового регулирования, направленную на полное или частичное уменьшение налоговых обязательств плательщиков в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, скидок и кредитов.

Льготами по налогам в соответствии с первой частью НК РФ (ст. 56) признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере.

Экономистами признано, что именно прямые налоги, а среди них налог на прибыль, содержат наибольшие потенциальные возможности для регулирующего воздействия на темпы, масштабы и направления инвестиционной деятельности. В сочетании с амортизационной политикой налог на прибыль определяет размеры собственных финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов, которые могут быть использованы для обеспечения дальнейшего роста, и в конечном счете формирует существенную часть инвестиционного потенциала, необходимого для развития экономики.

Читайте также:  Сколько минимум часов должно быть при переподготовке с учителя на воспитателя ДОУ?

Совет Федерации проголосовал за принятие закона, в котором предусмотрено полное прекращение с 1 января 2004 года действия льгот по налогу на прибыль в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты. Льготы устанавливались законодательными органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления.

Ставка налога на прибыль снижается для всех, а инвестиционной льготой пользовались только некоторые. Значит, и выгоды от предпринятого обмена «ставка на льготы» получат не все, а только те, кто …не инвестирует.

Упраздняя инвестиционную льготу по налогу на прибыль, власти пошли на резкое снижение ставки налога на прибыль и введение новой амортизационной политики в целях налогообложения.
Льготы, предназначенные изначально для стимулирования развития территорий, создавали благоприятные условия для ухода от налогов, ведомственных злоупотреблений, стимулировали недобросовестную конкуренцию среди регионов по “перетягиванию” налоговой базы.

Отмена инвестиционной льготы ухудшила материальное положение налогоплательщика, что нарушает один из главных принципов налогового права.

Таким образом, обсуждаемые новшества по налогу на прибыль, скорее всего, увеличат налоговую нагрузку на промышленные предприятия и могут даже привести к снижению инвестиционной активности субъектов экономики. В то же время у предприятий остается достаточно много возможностей для налогового планирования, прежде всего в части выработки новых эффективных мероприятий в области амортизационной политики, а также в части формирования финансовых затрат производства. Все это в совокупности вряд ли приведет к кардинальному решению проблемы экономической политики правительства — выводу в исторически короткий срок российских предпринимателей из теневого сектора.

В борьбе с налоговыми махинациями на почве инвалидных льгот законодатели к сегодняшнему моменту добились довольно значительных результатов. В частности, одной из самых действенных мер по нейтрализации «инвалидных» схем принято считать поправки в главу 25 Налогового Кодекса РФ, принятые в этом году. Эти поправки серьезно ограничили возможности предприятий, учредителями которых являются общественные организации инвалидов, по минимизации налога на прибыль. По новым правилам, оптимизировать выплаты по налогу позволяют только подпункты 38 и 39 пункта 1 статьи 264 НК. В соответствии с ними, предприятия, в которых более половины сотрудников являются инвалидами и при этом их зарплата составляет не менее четверти всего фонда оплаты труда компании, имеют единственную возможность уменьшать налогооблагаемую прибыль, за счет расходов на социальную защиту инвалидов.

Сравнительный анализ суммарных величин амортизации и чистой прибыли в случаях применения и неприменения амортизационной премии показал, что в конечном счете каких-либо существенных преимуществ применение такой премии не даст. Эффект в случае ее применения проявляется только в первый год использования основных средств, который в последующие годы нейтрализуется увеличением налога на прибыль, вызванного уменьшением амортизации. Амортизационную премию следует рассматривать в качестве налогового инструмента стимулирования инвестиционной активности в основном тех хозяйствующих субъектов, которые воспользовались банковским кредитом и, вернув с первой же выручки от реализации товаров (работ, услуг) средства в размере не более 10% осуществленных капитальных вложений, получают возможность направить их на погашение кредита.

Следует отметить, что в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ существуют и иные новации, направленные на стимулирование инвестиций.

Первая — проценты по долговым обязательствам инвестиционного (капитального) характера стали учитываться в составе внереализационных расходов те��ущего периода (т. е. проценты не капитализируются). Вторая — учет убытков от реализации объектов амортизируемого имущества. Действовавший до 1 января 2002 г. порядок исчисления налога на прибыль предприятий и организаций не предусматривал уменьшение налоговой базы на суммы убытка от реализации основных средств и иного имущества (кроме ценных бумаг). С 1 января ситуация изменилась. Третья — освобождение от налогообложения прямых иностранных инвестиций на финансирование капитальных вложений. В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 инвестиции, полученные от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения при условии использования их в течение одного календарного года с момента получения, являются средствами целевого финансирования и не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

В целях привлечения инвестиций в экономику отдельных регионов и высокотехнологичных отраслей, портового и туристско-рекреационного хозяйства власти предусмотрели введение налогового стимулирования деятельности резидентов (участников) в особых экономических зонах. На сегодня законодательно регулируется деятельность резидентов особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях; таких зон промышленно-производственного типа в г. Елабуга Республики Татарстан, г. Грязи Липецкой области; технико-внедренческого типа в г. Дубна Московской области, Зеленограде, Томске, Санкт-Петербурге; туристско-рекреационного типа в семи субъектах Федерации (7) .


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *