- Пенсионный юрист

Подписанты транспортных накладных в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подписанты транспортных накладных в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Чтобы обмениваться перевозочными документами в электронном формате, нужно подключиться к ГИС ЭПД — единой федеральной информационной системе. Она обеспечивает формирование, получение, обработку, обмен и хранение электронных документов. Также контролирующие органы могут в любой момент получить оттуда информацию о перевозках.

Как обмениваться электронными транспортными накладными

В общем виде схема обмена электронными транспортными накладными выглядит так:

  • Грузоотправитель составил документ, загрузил его в ГИС ЭПД через оператора — грузополучатель видит, что груз пошел к нему.
  • Грузополучатель подписывает ЭТрН своей электронной подписью, подтверждая приемку груза.
  • Грузоотправитель видит, что товар принят.

Как происходит обмен ЭТрН?

Всё достаточно просто:

  1. Грузоотправитель создаёт электронную транспортную накладную в своей учётной системе. В транспортной накладной он подписывается КЭП и передаёт её в систему ЭДО. Данные документа становятся доступными транспортной компании, водителю, а также грузополучателю.

  2. Водитель принимает груз и подтверждает приёмку, подписывая документ. Подпись водителя в транспортной накладной может быть простой (ПЭП).

  3. Грузополучатель принимает груз, подтверждает приёмку, подписывая документ КЭП.

  4. Водитель подтверждает отгрузку, снова подписывая документ ПЭП.

  5. Транспортная компания завершает оформление, подписывая документ КЭП.

Преимущества электронных транспортных накладных перед бумажными

Эксперимент по применению электронных транспортных накладных был проведен еще в октябре 2020 года. По его результатам удалось понять, как функционирует схема обмена сведениями.

Участники грузоперевозок получат такие преимущества:

  • смогут отслеживать статус документа. Сторона, подписавшая свой титул электронной транспортной накладной, сможет отслеживать подписание каждого последующего титула;
  • будет иметься идентичность экземпляров. Все стороны будут работать с одним документом, в связи с чем все экземпляры будут одинаковые;
  • оплата будет производиться ускоренно — если все подписи электронные, то для оплаты не потребуется дополнительная документация. Оплата не затягивается на длительное время в связи с неверным оформлением бумажной документации, долгой доставкой или пропажей;
  • получатели могут просматривать документ. Они не вносят в него информацию и не подписывают его, однако смогут его просматривать;
  • появляется возможность детального описания транспортируемого груза. Можно будет отказаться от товарно-транспортной накладной ввиду того, что описание груза заменит товарный раздел накладной.

Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.

Четвертый экземпляр накладной может быть составлен для бухгалтерии грузоотправителя, если это необходимо.

12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.

Развитие электронного документооборота

  • В статье говорим о том, как организациям применять ЭТрН, однако все положения в полной мере относятся и к ИП.
  • Помимо транспортной накладной в электронном виде можно составлять такие перевозочные документы как заказ-наряд, сопроводительную ведомость. Но они не имеют широкого распространения, поэтому в статье рассмотрим только ЭТрН.

ЭТрН, как и многие другие документы, появились в рамках Концепции развития электронного документооборота (утв. Решением президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, протокол от 25. 12. 2020 года № 34). Цель концепции — определить пути и способы цифровизации документооборота в России.

Переход на электронный документооборот выгоден как бизнесу, так и государству: ускоряются все бизнес-процессы, снижаются расходы, прежде всего на бумагу, уменьшаются ошибки, так как участие человека минимизируется. Государству проще исполнять свои функции, в частности, по налоговому администрированию. За счет «прозрачности» деятельности хозяйствующих субъектов устанавливаютсяправила равной конкуренции.

Концепция предполагает, что в России в цифровом виде будут:

  • до конца 2024 года — составляться 95 % счетов-фактур и 70 % транспортных и товарных накладных;
  • ежегодно — увеличиваться не менее, чем на 20 % количество электронных документов, направляемых организациями друг другу,
  • каждый год — на 10 % снижаться количество истребуемых налоговиками документов.

Порядок взаимодействия участников перевозки при оформлении ЭТрН

Каждый участник перевозки последовательно заполняет свой титул (файл) и отправляет его в ГИС ЭПД через посредника — оператора электронных перевозочных документов.

1. Грузоотправитель создает первый титул — Т1, заносит в него все данные, в том числе и о помещенном в автомобиль грузе. Чтобы ответственный работник, который ставит КЭП перед отправкой титула в ГИС ЭПД, мог удостовериться в окончании погрузки и соответствии груза документам, он может предварительно получить согласование (ПЭП) кладовщика.

После подписания титула со стороны грузоотправителя эта часть ЭТрН появляется в ГИС ЭПД и становится доступна всем участникам перевозки.

2. Водитель подтверждает получение груза. Поскольку у него нет стационарного рабочего места, его нужно обеспечить смартфоном или планшетом, подключенным к интернету.

Водитель заходит в соответствующий сервис через пароль, пин-код, код в смс и пр., согласовывает погрузку, вносит необходимые комментарии о состоянии груза.

Окончательное решение по приемке груза принимает ответственный сотрудник перевозчика. Если все в порядке, ставится КЭП перевозчика, этот титул попадает в ГИС ЭПД и также становится доступным всем участникам.

3. Следующий титул формирует грузополучатель, когда груз дошел до него. Этот факт он должен подтвердить своей КЭП.

Перед подписанием титула ответственный сотрудник получателя может провести согласование с помощью ПЭП кладовщика. После того как титул будет подписан и направлен в ГИС ЭПД, файл становится доступным для участников перевозки.

4. Водитель подтверждает, что груз доставлен и принят грузополучателем, в аналогичном порядке, что и при приемке груза от грузоотправителя.

Читайте также:  Где получить справку об отсутствии брака в Минске

Подписание этого титула со стороны перевозчика завершает формирование ЭТрН.

5. Чтобы принять накладную в качестве первичного бухгалтерского документа потребуется создать еще два необязательных титула — Т7 и Т8. Они содержат все необходимые реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

Отличия новой ТН от прежней

Перечислим основные отличия новой ТН от прежней формы:

  • в разделах 1, 1а, 2 и 6 при указании данных физлица вместо ИНН можно указывать паспортные данные (в остальном порядок заполнения прежний;
  • в разделах 4, 9, 11 и 12 появилась оговорка о том, что их заполнение производится при необходимости (при наличии);
  • в разделе 5 нужно указывать дополнительные сведения (маршрут перевозки, дату и время доставки груза, контактные данные лиц, по указанию которых может происходить переадресовка), а сведения о характеристике транспортного средства в данном разделе указывать не нужно — эту информацию требуется отражать в заказе (заявке) на перевозку грузов;
  • в разделе 7 добавили тип владения «совместная собственность супругов», а также набор новых сведений: реквизиты документов, подтверждающих основания владения грузовым автомобилем, тягачом, а также прицепом или полуприцепом (для аренды и лизинга) и реквизиты спецразрешения и маршрут движения для движения тяжеловесного и крупногабаритного транспорта или перевозящего опасный груз;
  • в разделе 8 нужно будет указывать новые данные: реквизиты лица, действующего по поручению грузоотправителя, осуществившего погрузку груза, с указанием реквизитов документа, подтверждающего полномочия, а также наименование организаций – владельцев объектов инфраструктуры пунктов погрузки и основания беспрепятственного доступа к ним;
  • в разделе 10 появится новый реквизит: оговорки и замечания перевозчика о дате и времени прибытия/убытия, состоянии и массе груза и т. д.

Еще об одном важном изменении в форме новой ТН подробнее расскажем в следующем разделе.

Новая транспортная накладная с 1 марта 2022 года

Новая форма транспортной накладной утверждена с 2022 года. Электронная форма – это та же бумажная, только в цифровом формате. Заполнять ее нужно будет в системе, добавляя сведения в поля формы накладной.

Электронная транспортная накладная имеет такой же статус, как и бумажная. Она подтверждает расходы на доставку груза.

Если компания подключена с ГИС и перешла на электронный документооборот, бухгалтерии не нужно распечатывать транспортные накладные и хранить их на бумаге.

Обязательный переход на электронные транспортные накладные намечен на 1 января 2023 года.

В 2022 году подключение к ГИС – дело добровольное.

Но, очевидно, что крупным грузоотправителям и грузополучателям, логическим и транспортным компаниям, лучше не откладывать и подключаться к системе сразу, как только ее запустят в полном режиме.

Пока пользователей в системе будет немного, можно спокойной отладить электронный документооборот в своей компании и обучить персонал. Не секрет, что даже такой большой ресурс как госуслуги, подвисал при большом наплыве пользователей, например, в день сдачи отчетов о вакцинированных работниках.

Переход на ЭДО пройдет спокойно в рабочем режиме, если к нему подготовится заранее. Вот несколько советов, что нужно сделать.

  1. Проверить, как сейчас оформляется отгрузка-приема товаров и составить список работников, участвующих в этом процессе. При необходимость какие-то процессы оптимизировать.
  2. Оформить за счет компании квалицированные подписи для работников. Напоминаем, что трудовое законодательство запрещает, требовать ЭЦП от работника. Лучше всего оформлять подписи через ФНС.
  3. Проверить на каком оборудовании и в каких системах работают сотрудники, отвечающие за отгрузку и доставку грузов. Возможно кладовщикам, водителям или менеджерам нужно будет заменить ПК или докупить смартфоны или планшеты.
  4. Выбрать оператора ЭДО из списка, который утвердить Минтранс (после 1 января 2022 года). Согласовать с оператором возможность интеграции системы с вашей бухгалтерской программой.
  5. Подключится к ГИС электронных перевозочных документов.
  6. Провести обучение или консультирование работников, участвующих в отгрузке-приемке товаров.
  7. Подписать соглашения об обмене электронными документами: одно — с транспортной или экспедиционной компанией, второе – с грузоотправителем или грузополучателем.

Электронный документооборот позволит избавится от потери документов, неправильного их оформления, даст возможность отслеживать доставку и отказаться от бумажных архивов.

Но, при этом за работу с ГИС через оператора ЭДО придется регулярно платить. От 3 000 рублей в год по состоянию на 2022 год.

Возможно, придется оплачивать ЭЦП для работников, налоговая предоставляет бесплатно ограниченное число подписей.

Транспортная накладная, действует с 1 марта 2022

Наверное, первое, что обращает на себя внимание, — это сокращение количества разделов в транспортной накладной — с 17 до 12. Правда, это не значит, что уменьшился объем обязательных сведений, которые должны вноситься в документ. По большому счету, их просто перераспределили в другие разделы.

Так, например, разделы «Указания грузоотправителя» и «Условия перевозки» объединили в один раздел — «Указания грузоотправителя по особым условиям перевозки». «Оговорки и замечания перевозчика» вместо отдельной графы предусмотрели в каждом из разделов «Прием груза» и «Выдача груза». Раздел «Прочия условия» убрали, однако данные о специальном разрешении перенесли в раздел «Транспортное средство».

Хотя вот график режима труда и отдыха водителя, который пока еще отображается в графе «Прочие условия», из новой формы транспортной накладной исключили.

Раздел же, который действительно претерпел значительные изменение, касается стоимости перевозки груза. Если сейчас в нем отдельно указывается стоимость услуги и дополнительные расходы перевозчика, то с 1-го марта сведения о провозной плате надо будет вносить следующим образом: стоимость перевозки без налога + налоговая ставка + сумма налога, предъявляемая покупателю + стоимость перевозки с налогом.

Уточнения, сколько составили расходы перевозчика на проезд по платным дорогам, на уплату таможенных пошлин и сборов, выполнение погрузочно-разгрузочных работ, дезинфекции и пр., в новой форме транспортной накладной не предусмотрены.

При этом в Правилах перевозки грузов подчеркивается, что раздел, касающийся стоимости услуг, заполняется «в случае использования транспортной накладной в качестве первичного учетного документа».

Из нововведений в форме перевозочного документа отметим также то, что в разделе «Транспортное средство» появятся еще два возможных вида владения автомобилем — безвозмездное пользование и совместная собственность супругов.

Кстати, в обновленных Правилах теперь конкретно указывается, кто подписывает транспортную накладную от каждой из сторон: от грузоотправителя — лицо, осуществившее погрузку, от перевозчика — водитель, от грузополучателя — любое уполномоченное им лицо.

Кроме того, некоторые изменения внесли и в обязательные реквизиты заявки и в форму сопроводительной ведомости. Они тоже начнут действовать с 1-го марта 2022-го года.

Из важных изменений отметим также то, что в обновленных Правилах перевозок грузов предусмотрели возможность оформления акта взвешивания. Документ составляется после определения общей массы груженого транспортного средства и нагрузки на его оси и прилагается к транспортной накладной. Он может оформляться по требованию одной из сторон перевозки.

Однако, как можно понять из текста постановления, при приеме к перевозке груженого контейнера или съемного кузова акт взвешивания является обязательным.

Читайте также:  Новые правила торговли для ИП с февраля 2023 года

Правда, эта норма тоже вступит в силу только с 1-го марта следующего года.

Что еще интересно, из Правил перевозок грузов полностью исключили раздел «Организация документооборота электронных перевозочных документов». Впрочем, это не значит, что переход на электронные перевозочные документы, который был запланирован на следующий год, откладывается.

На самом деле с 1-го января 2022-го года вступают в силу изменения в Устав автомобильного транспорта, которые вводят соответствующую главу «Электронные перевозочные документы» с теми же, но более уточненными нормами, которые убрали из Правил перевозок. Последнее, по всей видимости, сделали для того, чтобы уйти от дублирования одинаковых положений.

Напомним: порядок документооборота электронных перевозочных документов предусматривает, что оформление электронной транспортной накладной и пр. будет осуществляться через специальных операторов, которые, в свою очередь, должны получить соответствующий допуск. Они же будут передавать все необходимые сведения в государственную информационную систему.

Вместе с тем с 1-го января 2022-го года на портале госуслуг должны запустить суперсервис «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов», в рамках которого также предусмотрено оформление электронных перевозочных документов. Правда, каким образом он будет работать, пока не очень понятно.

Срок действия постановления сокращен – ранее было указано, что действует оно до 1 января 2027 года. Согласно новому документу – будет действовать лишь до 1 сентября 2026 года.

Напомним, что все, что касается электронных перевозочных документов, на данный момент должно начать применяться с 1 января 2022 года. Многие из этих положений редактируются, некоторые обновленные нормы начнут действовать с 1 марта, а некоторые, как и запланировано, вступят в силу с 1 января в действующей редакции. То есть – первые два месяца будут одни правила для электронного документооборота, а затем они сменятся другими. А может, к 1 марта или к любой другой обозримой дате Минтранс и еще что-нибудь удумает.

С 1 января из правил будут убраны все определения, касающиеся электронных транспортных накладных – например, информационная система электронных перевозочных документов, участники информационного взаимодействия, и, собственно, сама электронная транспортная накладная, электронные перевозочные документы в целом, электронная сопроводительная ведомость, и даже просто сопроводительная ведомость, а также электронный заказ-наряд.

Вм��сто этого в список определений включается понятие «электронный заказ (заявка)» – заказ (заявка), сформированный в информационной системе электронных перевозочных документов (то есть, сама по себе система такая не отменяется) в виде электронного документа, подписываемого УКЭП участников информационного взаимодействия.

С 1 марта начнут действовать обновленные правила по оформлению заказа (заявки). Там будет указано, что если за перевозку рассчитывается лицо, отличное от грузоотправителя, заказ (заявка) содержит указание на это лицо, а также основания для такого способа расчетов.

  1. С 1 сентября 2022 года заработает единая государственная система для автомобильных грузоперевозчиков. В ней перевозчики смогут обмениваться электронными документами. Работать в системе пока не обязательно.
  2. В электронном виде можно будет оформлять транспортные накладные, сопроводительные ведомости и заказ-наряды на перевозку. Дублировать на бумаге или распечатывать эти перевозочные документы не придётся.
  3. Подключаться к госсистеме перевозчики будут через коммерческих операторов электронного документооборота.
  4. Для работы в госсистеме водителям и менеджерам перевозчиков понадобятся квалифицированные электронные подписи, а также смартфоны или планшеты.

Транспортная накладная с 1 марта 2022 года

Грузоотправителем может быть продавец, покупатель или экспедитор. Например, если покупатель нанял перевозчика, чтобы самовывозом забрать товар со склада продавца, то покупатель будет и грузоотправителем, и грузополучателем.

Грузоотправитель заполняет шапку накладной: дату, номер документа, номер экземпляра (документ составляется в количестве трех-четырех штук, каждый экземпляр имеет свой номер), дату и номер заявки. Дополнительно он оформляет разделы 1–5, 8, 11 и 12. Если нужно, заполняется раздел 6 «Перевозчик».

Раздел 1 «Грузоотправитель». Укажите ФИО физлица или наименование организации, ИНН, адрес, телефон. При наличии договора транспортной экспедиции в качестве грузоотправителя указывается:

  • Экспедитор, если он принял груз во владение. Одновременно проставляется отметка «Является экспедитором».
  • Заказчик услуг по перевозке (грузовладелец), если экспедитор не принимал груз во владение, в том числе если заказчик перевозки сам погрузил товар.

Если грузоотправителем выступает экспедитор, то заполняется Раздел 1а.

Раздел 2 «Грузополучатель». Заполните аналогично первому разделу, но данными получателя груза. Дополнительно укажите адрес доставки.

При погрузке водитель перевозчика ставит свою подпись в разделе 8 «Прием груза», а при разгрузке — в разделе 10 «Выдача груза». Перевозчик заполняет разделы 6–12 транспортной накладной.

Раздел 6 «Перевозчик». Если этот раздел не заполнил грузоотправитель, его заполняет грузоперевозчик. Укажите сведения о себе и реквизиты водителя: Ф. И. О., ИНН, водительское удостоверение, телефон.

Раздел 7 «Транспортное средство». Перевозчик указывает сведения об автомобиле, на котором повезут груз: тип, марку, грузоподъемность, вместимость, регномер. Дополнительно надо выбрать тип владения: собственность, совместная собственность супругов, лизинг, аренда или безвозмездное пользование.

Если транспорт не соответствует требованиям грузоотправителя, заявленным в разделе 5, то он может отказаться от погрузки (п. 31 Правил, утв. постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200).

Грузополучатель должен заполнить раздел 10 «Выдача груза» в присутствии перевозчика. Он указывает:

  • фактические дату и время приезда автомобиля на разгрузку, а также дату и время выбытия;
  • описание состояния груза, тары, упаковки, пломб, маркировки;
  • массу груза (определяется тем же способом, что и при сдаче груза отправителем);
  • количество грузовых мест.

Если в накладной допустили ошибку, её разрешено исправить прямо в бумажном документе. Алгоритм следующий:

  1. Неверную запись зачеркивают одной чертой, чтобы она оставалась читаемой.
  2. Вносят правильную запись.
  3. Делают пометку «исправлено» и отмечают дату корректировки.
  4. Заверяют правку подписью с расшифровкой.

Новая форма транспортной накладной отличается от той, которая действовала до 01.03.2022, количеством разделов. Так, по факту старая форма содержит 18 разделов, а новая – 13.

Кроме того, форма, действующая с 1 марта, дополнена разделом «Стоимость перевозки груза (установленная плата) в рублях (при необходимости)». Этот раздел нужно заполнять, если транспортная накладная используется в качестве первичного документа.

❗ Транспортная накладная будет электронной. Разработан формат

Итак, мы с вами разобрали основные изменения Постановления Правительства 2200 и новые роли в форме Приложения № 4. Всё станет более понятно тогда, когда появятся разъяснения от ФНС или Минтранса по заполнению и регламенту работы с документом.

Несмотря на то что рынок замер в ожидании, самое время начать действовать. Компаниям пора описывать процессы для того, чтобы подстроиться под новую форму и роли. Формат рано или поздно появится.

И конечно, 1 января 2022 года не за горами. Мы все помним, как начиналась история с обязательной маркировкой, когда рынок был вынужден в срочном порядке перестраивать процессы для работы с маркированными товарами и оперативно передавать информацию о их движении в систему Честный ЗНАК. К слову, из-за неготовности участников рынка сроки сдвигали уже как минимум 3 раза, а как известно, время — деньги.

Читайте также:  Все пособия при рождении ребенка в 2023 году Пермь

В обновленной форме Минтранс предлагает учесть новые правила перевозки грузов и закрепить обновленный порядок оформления или формирования транспортной накладной. Раздел со стоимостью перевозки расширят. Грузоперевозчики должны будут его заполнять, если ТН используют как первичный документ. В раздел включат новые графы для указания:

  • стоимости услуг перевозки без налога;
  • налоговой ставки;
  • суммы налога, предъявляемого покупателю;
  • стоимости услуг перевозки с налогом.

Транспортная накладная — учетный документ, подтверждающий перевозку товаров. На ее основе производится расчет с транспортной компанией. После введения ЭТрН компании смогут получить целый ряд преимуществ.

  • Основной плюс — прямая финансовая выгода и экономия для компаний. Стоимость транзакции почти равна стоимости бумаги, которую используют при формировании накладной без учета расходов на печать, ФОТ, повторное восстановление, курьерские услуги, архивацию и штрафы за потерю бумажных документов.

  • Быстрое получение оплаты от контрагентов за перевозки грузов. Обычно оплата поступает с отсрочкой платежа, и к этому времени прибавляется срок доставки бумажной накладной — до двух недель. Доставка ЭТрН занимает считанные минуты.

  • Документы всегда доступны: их можно формировать, редактировать и корректировать из любого места.

  • Обеспечивается прозрачность бизнес-процессов для участников и государства. Перемещение заказа благодаря ЭТрН легко отследить на всех этапах даже при сложных маршрутах и транспортировках сборных грузов. Хранятся электронные документы в единой базе, доступ к которой есть как у федеральных органов исполнительной власти, так и у самих участников бизнес-процесса: грузоотправителей, транспортных компаний и грузополучателей.

  • Быстрый поиск документов. Проведенный анализ показывает, что при запросах от партнеров и фискальных органов в среднем три часа тратится на поиск в архиве нужного документа. Фильтры электронного архива позволяют найти нужный документ за минуту.

  • Полностью исключен риск потери документов и необходимости повторного восстановления, что в некоторых компаниях может достигать от 5 % до 25 %.

Несомненно, хватает и недостатков, и барьеров, которые могут замедлить внедрение ЭТрН. Среди них:

  • Психологический барьер работы с ЭТрН: в цепочке три участника, а многие компании пока только стремятся поменять привычный образ ведения документооборота.

  • Многие законодательные инициативы находятся на уровне проектов. Они будут приняты в 2021 году и вступят в силу в 2022. Этот аргумент слабеет день за днем: уже сейчас принято два, а на стадии проектов находятся еще пять нормативно-правовых актов, регулирующих работу с ЭТрН.

  • Для внедрения и использования ЭТрН пока не настроен роуминг между операторами. Сейчас требуется, чтобы все три участника цепочки работали с одним оператором. Однако данный вопрос также решится до конца 2021 года.

  • Участников цепочки много, а по прошлому опыту мы понимаем, что при таком количестве коммуникационных связей сложно работать с новым продуктом. В данном вопросе TerraLink и Docrobot на основании анализа рынка выработали систему работы по проектному управлению и готовятся запустить несколько пилотных проектов.

1 января 2021, после завершения эксперимента Минтранса с ЭТрН, в силу вступило, Постановление Правительства «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения РФ», в которое вносятся понятия: «электронная транспортная накладная», «электронный заказ-наряд», «электронная сопроводительная ведомость».

С 1 января 2022 года вступает в силу Федеральный Закон № 336-ФЗ от 02.07.2021 «О внесении изменений в статью 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской̆ Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской̆ Федерации» и Федеральный̆ закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Оператором системы определён Минтранс России, на этапе разработки находится ГИС электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД). С учётом накопленной практики добровольного применения ЭТрН, Минтранс планирует подготовить предложения по закреплению обязанностей их использования, но уже с 2023 года. Если в 2022 году начнется плавное внедрение ЭТрН в логистические процессы компаний, то с 2023 года это станет уже обязательной нормой. Таким образом, у участников перевозочного процесса будет возмо��ность поэтапного перехода к цифровому документообороту.

С 2022 года грузы перевозят по новым правилам

Транспортную накладную подписывают три субъекта (пп. 4 п. 3 Постановления Правительства от 30.11.2021 г. № 2116):

  1. грузоотправитель или уполномоченное лицо (склад ответственного хранения);
  2. перевозчик (водитель);
  3. грузополучатель или уполномоченное лицо (склад ответственного хранения).

Если имеется договор транспортной экспедиции, то от лица грузополучателя электронную транспортную накладную подписывают:

  • экспедитор, принявший груз во владение. Одновременно нужно поставить отметку — «Является экспедитором»;
  • заказчик услуг по транспортировке (грузовладелец), когда экспедитор не принял груз во владение, в т.ч. когда заказчик транспортировки самостоятельно погрузил товар.

Электронная транспортная накладная содержит четыре обязательных файла обмена, имеющих расширение «.xml» (титул). Эти файлы подписываются в строгой последовательности, начиная от первого и заканчивая четвертым. Когда каждый титул подписан, провайдер направляет документ в ГИС ЭПД. Все файлы электронной транспортной накладной должны заверяться усиленной квалифицированной ЭП ответственного лица. Водители и кладовщики могут принимать участие в документообороте, чтобы согласовывать документ и вносить замечания. Для этого им вполне можно иметь простые электронные подписи.

Процесс подписания электронной транспортной накладной имеет такой вид:

Внести исправления в подписанную транспортную накладную разрешено, но имеются некоторые ограничения (п. 12 Постановления Правительства «Об утверждении Правил информационного взаимодействия»).

Участник транспортировки не может изменить по своему решению в электронной транспортной накладной:

  • информацию грузоотправителя о передаче груза при приемке его перевозчиком;
  • замечания перевозчика при приемке груза;
  • информацию о приемке груза грузополучателем от перевозчика;
  • замечания перевозчика о выдаче груза.

Несоответствия и различия при обработке титулов может обнаружиться системой ГИС ЭПД. Уведомление об этом направляет оператор документооборота. Новые скорректированные титулы требуется оформить не позже 5-ти дней с момента поступления сведений об ошибке.

Тест электронных транспортных накладных и путевых листов прошел в России в октябре 2020-го года. В ходе эксперимента был протестирован алгоритм оформления электронных документов через информационные системы компаний-операторов. В свою очередь, операторы передавали полученную информацию в единую государственную систему, разработанную ФГУП «ЗащитаИнфоТранс».

Спустя год, разработчики приняли решение, что система готова для работы в чистовом, а не тестовом режиме. С 1 января 2022 года все грузоперевозчики смогут оформлять через Госуслуги в цифровом формате: накладные, путевые листы с данными пред- и послерейсового осмотра водителей и автомобиле и специальные разрешения на перевозку грузов. К этой же государственной системе получили доступ и надзорные ведомства — МВД, Ространснадзор, ФНС и пр.
Однако на данный момент, не совсем понятно, как будет работать создание электронных документов через госпортал и как к этому процессу будут подключены операторы информационного взаимодействия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *