- Пенсионный юрист

Налогообложение организации виды налогов и сборов виды и формы банкротства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение организации виды налогов и сборов виды и формы банкротства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Общая система налогообложения — режим, характеризующийся наибольшим объемом бухгалтерской отчетности и налоговых платежей. Все вновь зарегистрированные ИП (индивидуальные предприниматели) и юридические лица автоматически работают по данной схеме, если не подадут заявление о переходе на специальный режим — УСН (упрощенная схема налогообложения), ЕНВД (единый налог на вмененный доход), патент или единый сельскохозяйственный налог.

Виды и примеры налогов и сборов

  1. Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
    • федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
      региональные – налог на имущество фирм и т.д.;
    • местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
  2. Беря во внимание способ взимания, разделяют:
    • прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
    • косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
  3. По принципу пополнения того или иного бюджета:
    • закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
    • регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
  4. По субъекту платы:
    • запланирован для оплаты только физическими лицами;
    • платят исключительно организации (юридические лица);
    • предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.

Режимы налогообложения: как уменьшить налог или налоговую базу

Владельцы бизнеса всегда стремятся оптимизировать расходы. Одним из способов может стать уменьшение налогов. Оптимизация налоговых выплат зависит от сферы деятельности компании и выбранного режима налогообложения.

Находясь на основной системе налогообложения, организация или ИП может уменьшить налоговую базу для расчета налога на прибыль за счет вычета расходов на приобретение или модернизацию основных средств. Здесь необходимо помнить, что до 90% таких расходов можно направить на уменьшение лишь региональной части налога, а оставшиеся 10% — федеральной.

Т. к. у упрощенной системы две схемы налогоисчисления, рассмотрим каждую из них подробнее.

«Доходы». Ставка единого налога в этой схеме равна 6%. Налог в данном случае может быть уменьшен за счет вычета из базы уплаченных страховых взносов, а также пособий по больничным листам и торгового сбора.

«Доходы минус расходы». На этой схеме предприниматель платит 15% от суммы, составляющей разницу между доходами и расходами компании. В данную налоговую схему уже заложено уменьшение налоговой базы за счет вычета расходов компании. Как правило, вариант УСН «Доходы минус расходы» выбирают компании и ИП, у которых достаточное количество расходов, чтобы эта схема была выгоднее первой.

На едином сельскохозяйственном налоге база может быть уменьшена тоже за счет расходов, а именно страховых взносов. Сделать это могут все компании и ИП, которые выбрали для себя режим единого сельскохозяйственного налога.

Патентной системой имеют право пользоваться только индивидуальные предприниматели. Сегодня у каждого ИП должна быть онлайн-касса. Именно на расходы на нее он и имеет право уменьшить налоговую базу. Также ИП на патентной системе может уменьшить базу для исчисления налогов за счет взносов и пособий, которые были уплачены рамках действия патента.

Физические лица, выбравшие для себя в качестве налогового режима налог на профессиональный доход, могут уменьшить базу для его исчисления за счет налоговых вычетов.

Прежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога.

Элементы налога – это принципы построения и организации налогов.

К элементам налога относятся:

  • налогоплательщик;

  • объект налогообложения;

  • налоговая база;

  • единица обложения;

  • налоговые льготы;

  • налоговая ставка;

  • порядок исчисления;

  • налоговый оклад;

  • источник налога;

  • налоговый период;

  • порядок уплаты;

  • срок уплаты налога.

Особенности, преимущества и недостатки

Применять стандартную систему налогообложения выгодно, если:

  • подавляющее большинство поставщиков, партнеров и контрагентов работают на аналогичном режиме налогообложения с НДС;
  • производится импорт продукции на российскую территорию. В этом случае на ОСНО уплаченный НДС уменьшает налогооблагаемую базу;
  • главная сфера деятельности относится к оптовой торговле;
  • организация включена в льготный список по НДС (учреждение образования, здравоохранения).

Если юридическое лицо на общей системе налогообложения приостановило работу на длительный отрезок времени и подтвердило бухгалтерской отчетностью этот факт, ему не потребуется перечислять налоги за этот период. Чаще всего такая ситуация возникает во время реконструкции производства, глобального ремонта здания, перепрофилирования организации. В отличие от стандартной схемы, юридические лица на упрощенном режиме налогообложения обязаны оплачивать страховые взносы, даже если за отчетный период не вели деятельности и не получили прибыль.

Другие преимущества общей системы налогообложения:

  • отсутствие лимитов по количеству сотрудников, стоимости активов и объему доходов;
  • возможность свободно открывать неограниченное число офисов, представительств и филиалов;
  • крупные компании — плательщики НДС — предпочитают выбирать в качестве контрагента юридических лиц на ОСНО;
  • НДС, уплаченный при импорте продукции, можно включить в перечень расходов при определении налогооблагаемой базы;
  • для учреждений здравоохранения и образования налоговая ставка на ОСНО равна 0%.

На ОСНО отсутствуют лимиты по количеству сотрудников, ограничения на виды деятельности и объем доходов. Данный режим налогообложения — выбор крупных корпораций, которые работают с компаниями-плательщиками НДС (налога на добавленную стоимость).

Минусы данного типа налогообложения:

  • высокий объем бухгалтерской и налоговой отчетности;
  • большое число налоговых платежей и других обязательных взносов;
  • необходимость оформления множества деклараций;
  • дополнительные расходы на оплату труда бухгалтера или целого отдела;
  • высокая налоговая ставка, по сравнению с другими режимами налогообложения.

Стандартную схему налогообложения можно совмещать с ЕНВД и патентным режимом, которые применимы только для отдельных видов деятельности. Ее нельзя комбинировать с УСН и ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Вести учет расходов и доходов для каждого режима налогообложения необходимо отдельно.

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Читайте также:  Как избежать уплаты алиментов родителям

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Тенденции развития отечественной системы налогообложения

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Общие характеристики бизнес-сферы

Если произвести непредвзятую оценку нынешней предпринимательской среды, станет очевидным, что она не является особо востребованной сферой деятельности для бизнесменов. Согласно статистическим данным, порядка 3% граждан Российской Федерации даже в отдаленной перспективе не планируют получать статус индивидуального предпринимателя. А если обратиться к результатам социологических исследований, проводимых в 2018—2019 гг., можно убедиться, что число желающих открыть собственное дело снизилось на 2%.

На сегодняшний день ситуация только усугубляется. Все меньше людей интересуются возможностью организовать свой бизнес в сфере малого и среднего предпринимательства. Кроме того, 20% из тех, кто уже работает в этом качестве, не строят планов по расширению и формированию дополнительных рабочих мест. Данный показатель вдвое меньше, чем был представлен итогами 2018 г. Да, статистика действительно малообещающая, но с ней в любом случае столкнется каждый, кто захочет узнать, какие бывают виды налогов, формы и режим систем налогообложения для ИП.

Тем не менее не все так плохо. За последние два года около 35% нынешних бизнесменов зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей из-за роста безработицы и сопутствующих сложностей с трудоустройством. Однако основной отличительной чертой ведения частного дела является особенное отношение человека к собственному бизнесу. Воспринимать его нужно не в виде работы, а в роли призвания. С таким подходом развернутая деятельность сможет стать успешным предприятием, приносящим своему владельцу стабильный доход.

Система налогообложения — совокупность налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке.

Основы действующей в настоящее время системы налогообложения Российской Федерации были заложены в 1992 году. В это время был принят пакет законов Российской Федерации об отдельных видах налогов и сборов, основные принципы которых сохранены.

Законодательной основой построения налоговой системы Российской Федерации является Налоговый Кодекс, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах, законодательные акты субъектов Российской Федерации [12, c. 45].

Основные виды систем налогообложения в Российской федерации:

ü Единый налог на вменённый доход (ЕНВД).

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход установлена главой 26.3 НК РФ и относится к специальным налоговым режимам. В российской налоговой системе этот способ налогообложения впервые появился в виде единого налога (взноса) на вмененный доход для определенных видов деятельности. Впоследствии законодатель в нем изменения в правовой режим налогообложения отдельных видов деятельности, уточнив его сущность, и кодифицировал в Налоговом кодексе РФ соответствующие нормы [10].

Читайте также:  Учетная политика оптовая торговля 2023 на основе

Принципиальное отличие ЕНВД от традиционных схем налогообложения заключается в том, что база налогообложения определяется не по отчетности налогоплательщика, а на основе расчета доходности разных видов деятельности. При этом расчет потенциального дохода привязан к исчерпывающему перечню формальных и легко применяемых физических показателей. Вместе с тем для законопослушных налогоплательщиков создаются дополнительные стимулы по развитию производства и увеличению объемов реализации. Введение ЕНВД также позволяет более полно определять налоговые поступления при утверждении на финансовый год бюджетов разных уровней [2, c. 324].

Порядок применения системы налогообложения в виде ЕНВД регламентируется главой 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ.

Согласно статье 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются:

) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом;

) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, переведенные решениями представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга на уплату единого налога, обязаны встать на учет в налоговом органе:

ü по месту осуществления предпринимательской деятельности;

ü по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя);

ü по видам предпринимательской деятельности, указанным в пп. 5, 7, 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога;

) на розничных рынках, образованных в соответствии с ФЗ №271-ФЗ от 30.12.2006 «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», налогоплательщиками в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных пп. 13, 14 п. 2 ст 346.26 НК РФ, являются управляющие рынком компании [11].

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

ü оказание бытовых услуг;

ü оказание ветеринарных услуг;

ü оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

ü оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 автотранспортных средств;

ü розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с малой площадью или через иные объекты организации торговли, в том числе и не имеющие стационарной торговой площади;

ü оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;

ü оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие, а также не имеющие залов обслуживания посетителей;

ü распространение и размещение рекламы;

ü оказание гостиничных услуг;

ü сдача в аренду стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания посетителей (кроме услуг по передаче в аренду автозаправочных и автогазозаправочных станций (пп. 5 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ));

ü сдача в аренду земельных участков для организаций торговли (кроме услуг по передаче в аренду земельных участков ля размещения автозаправочных и автогазозаправочных станций) [8].

В ст. 346.27 НК РФ установлены некоторые исключения из перечисленных видов деятельности. На ЕНВД не могут быть переведены:

ü услуги ломбардов;

ü изготовление мебели;

ü строительство индивидуальных домов;

ü розничная торговля товарами собственного производства;

ü торговля по образцам и каталогам вне стационарной торговой сети (интернет-магазины, телемагазины, посылочная торговля и т.п.).

В п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ указано также, что организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), не применяют ЕНВД, если торгуют или используют в общественном питании сельскохозяйственную продукцию собственного производства через свои объекты торговли или общепита.

Представительные органы местного законодательства вправе определять виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится ЕНВД. Но делать они это могут только в рамках того перечня, который установлен п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Кроме того, в отношении деятельности по оказанию бытовых услуг представительные органы вправе самостоятельно определить перечень групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату ЕНВД (п. 3 ст. 346.26 НК РФ).

Налогоплательщики, осуществляющие несколько видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом на вмененный доход, обязаны вести раздельный налоговый учет по каждому виду деятельности. При этом учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется налогоплательщиками в общеустановленном порядке [3, c. 118].

Для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности Налоговым кодексом установлены следующие физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц (см. приложение 1).

Исходя из перечисленных показателей, устанавливается сумма вмененного дохода.

Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Это означает, что исчислять и уплачивать налог в бюджет необходимо по окончании каждого квартала.

Ставка единого налога установлена в размере 15% величины вмененного дохода. Уплата производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятых в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается ЕНВД, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных ИП за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50%.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов.

Доходы от уплаты единого налога распределяются органами федерального казначейства по уровням бюджетной системы по следующим установленным Бюджетным кодексом нормативам отчислений:

ü в бюджеты поселений и городских округов — 90%;

ü в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования — 0,5%;

ü в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 4,5%;

ü в бюджет Фонда социального страхования — 5%.

Налоговая декларация по итогам налогового периода предоставляется налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца, следующего за налоговым периодом [5, c. 220-221].

Сроки подачи и уплаты налога представлены в табл. 1.

Таблица 1. Сроки подачи и уплаты налога

Сроки подачи декларации

Сроки уплаты налога

Не позднее 20-го числа месяца, следующего за налоговым периодом

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом

Происхождение и основные этапы развития налогов

Налоги — важный источник образования финансов государства вне зависимости от его типа хозяйствования. Изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей существует с давних времен, а сами налоги приобрели вид необходимого звена экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Следовательно, становление и развитие налогообложения тесно взаимосвязаны с закономерностями развития и функционирования государства. Трансформация роли и значения государства в обществе обусловливает соответствующие преобразования налогообложения.

Читайте также:  Таблица выхода на пенсию с 2023 по годам

Основные аспекты налогообложения интересовали экономистов, философов и различных государственных деятелей разных эпох. Например, Фома Аквинский определял процесс налогообложения как дозволенную форму грабежа. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит усматривал в процессе уплаты налогов признак свободы, а не рабства. Сложность налогообложения Ш. Л. Монтескьё видел в расчете оптимального уровня налогов в государстве: “…Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им”.

Программа курса «Налоговый консультант» состоит из пяти разделов. Мы предполагаем поэтапное изучение участниками основ данной дисциплины.

Шаг 1. Изучите правовое регулирование предпринимательской деятельности

Лекционный курс начинается с изучения общих положений права. Обучающиеся познакомятся с различными действующими документами, необходимыми для грамотной работы в своей компании, и узнают об организационно-правовых формах предприятий и их преимуществах.

Шаг 2. Познакомьтесь с основами налогового права

Второй раздел программы посвящён подробному изучению системы налогообложения РФ. Вы изучите все имеющиеся на сегодня налоги и сборы, узнаете о порядке их установления и взимания. Преподаватель расскажет об особенностях специальных налоговых режимов и подскажет, на что обращать внимание при переходе компании на один из них. Дополнительно слушатели познакомятся с порядком взыскания налогов, штрафов и пеней, а также разберут вопросы исполнительного права в сфере налогообложения.

Шаг 3. Узнайте, как вести бухучёт в компании и сдавать отчётность

Налоговый учёт тесно связан с бухгалтерским, поэтому слушателям придётся изучить смежные налогообложению дисциплины. После изучения данного раздела сотрудники смогут уже на следующий день работать с основными средствами, НМА, производить расчёты, включая валютные операции. Кроме этого, самостоятельно смогут составлять и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчётность.

Шаг 4. Подробно изучите налогообложение юрлиц и физлиц

Данный раздел посвящён изучению отдельных видов налогов. Вы научитесь определять налоговую базу, производить полный расчёт налогов, учитывать различные льготы и сниженные ставки, узнаете о порядке уплаты налогов с учётом действующего законодательства.

Шаг 5. Пройдите подготовку и сдайте экзамен на сертификат в АССА

Пройдите подготовку к экзаменам в АССА у наших преподавателей-экспертов. Мы подготовили уже более 10 000 сотрудников, и у нас высокий процент проходного балла. Регистрируйтесь на курс, и мы разъясним вам все подробности налогового учёта, а также научим секретам, как успешно сдать экзамен и получить сертификат.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами юридически значимых действий. Например, предоставление определенных прав и выдача разрешений (лицензий).

Признаки налогов следующие:

— императивно-обязательный характер;

— индивидуальная безвозмездность;

— денежная форма;

— публичный и нецелевой характер.

Налог считается установленным, если определены субъекты (налогоплательщики) и элементы.

Обязательные элементы налога:

— объект (доход, имущество, товар);

— налоговая база;

— величина налоговой ставки (квота);

— налоговый период (месяц, квартал, год);

— порядок исчисления;

— порядок и сроки уплаты налога.

Налоги и сборы классифицируются по различным признакам:

1. По способу изъятия различают два вида налогов:

— прямые налоги взимаются непосредственно с доходов и имущества (налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы);

— косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу. Конечным плательщиком таких налогов выступает потребитель (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2. По воздействию налоги подразделяются на:

— пропорциональные – это налоги, ставки которых устанавливаются в фиксированном проценте к доходу или стоимости имущества;

— прогрессивные – это налоги, ставки которых увеличиваются с ростом стоимости объекта налогообложения;

— дегрессивные или регрессивные – это налоги, ставки которых уменьшаются с ростом стоимости объекта налогообложения.

3. По назначению различают:

а) общие налоги – средства от которых не закреплены за отдельными направлениями расходов государства (налог на прибыль, НДС, НДФЛ);

б) маркированные (специальные) налоги – имеют целевое назначение (земельный налог, страховые взносы).

4. По субъекту уплаты выделяют:

а) налоги, взимаемые с физических лиц;

б) налоги, взимаемые с юридических лиц.

5. По объекту налогообложения разделяют:

— имущественные налоги;

— ресурсные налоги (рентные платежи);

— налоги, взимаемые от выручки или дохода;

— налоги на потребление.

6. По источнику уплаты существуют:

— налоги, относимые на индивидуальный доход;

— налоги, относимые на издержки производства и обращения;

— налоги, относимые на финансовые результаты;

— налоги, взимаемые с выручки от продаж.

7. По полноте прав пользования налоговыми поступлениями выделяют:

а) собственные (закрепленные) налоги;

б) регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами.

Существуют 3 способа взимания налогов:

1. Кадастровый (используются кадастры, т.е. реестры, содержащие классификацию типичных объектов по их внешним признакам). Применяется к земле, строениям, месторождениям.

2. У источника (взимается до получения дохода налогоплательщиком).

3. По декларации (подача деклараций по налогам).

Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 г Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

1. Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности (все остальные принципы, как считал А. Смит, занимают подчиненное данному принципу положение).

2. Принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам.

3. Принцип определенности, из которого следует что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику.

4. Принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика.

5. Принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

В настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения: справедливости, соразмерности, максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков и экономичности (эффективности).

Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.

Согласно принципу справедливости каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям.

Принцип соразмерности заключается в соотношении наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала ХIХ в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другими проявлениями этого принципа являются информированность налогоплательщика (обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее) и простота исчисления и уплаты налога.

Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *