Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обязанности детей по конституции РФ статьи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.
Общие Правила Поведения Учащихся:
Поведение учащихся на уроке:
3.1. Не отвлекаться самому и не отвлекать других учащихся от занятий, так как этим нарушается право других учащихся на получение необходимых знаний.
(Конституция РФ, ст. 17 п. 3, Закон г. Москвы от 10 марта 2004 г. № 14 «Об общем образовании в городе Москве», ст. 17 п. 3)
3.2. Рекомендуется вставать при входе в класс учителя или любого взрослого, приветствуя их, при желании ответить или задать вопрос учителю – поднять руку.
3.3. Время перемены – личное время каждого учащегося, которое он может проводить по своему усмотрению, не мешая при этом другим.
Во время перемен учащийся должен навести порядок на своем рабочем месте; приготовить все необходимое к следующему уроку; выйти из кабинета, если попросит учитель; подчиняться требованиям дежурных по этажу; не мешать отдыхать другим учащимся.
(Конституция РФ, ст. 17 п.3)
2.26.Поведение учащихся в столовой:
— бережно относиться к имуществу столовой,
— во время приема пищи в столовой придерживаться хороших манер, принимать пищу сидя,
— убирать за собой после принятия пищи, ставить на место стулья,
— не приходить в столовую в верхней одежде,
— не выносить пищу из столовой. Учащийся может принести с собой завтрак из дома, купить в школьном буфете выпечку, соки и другие продукты.
3.5. Дежурные по школе (осуществляется учащимися 7-11 классов) обязаны:
— присутствовать на линейке, проводимой дежурным администратором и классным руководителем в 7 час. 55 мин.;
— проверят наличие сменной обуви у учащихся при входе в школу;
— помогать переодеваться младшим школьникам;
— следить за порядком в раздевалке, оказывать помощь в поддержании дисциплины на переменах;
— поддерживать чистоту на закрепленных за ними участках; по окончании уроков убрать мусор и сдать территорию дежурному администратору или классному руководителю.
Дежурным запрещается применять физическую силу, а также унижать личность учащихся, даже если они нарушают правила поведения. При необходимости обращаются к дежурному администратору или классному руководителю.
3.6. Требования к внешнему виду учащихся:
— в школу учащиеся начальной школы приходят в школьной форме. (утверждено на методобъединении начальной школы)
— учащиеся 5-11 классов приходят в школу в одежде делового стиля. Мальчики – в костюмах (пиджак, рубашка с галстуком или водолазка). Девочки – юбка темного цвета, блузка или водолазка,
— недопустимо ношение одежды излишне открытой;
— не допустимы яркие, вызывающие элементы одежды, бижутерии,
— рекомендуется не применять излишнюю косметику, экстремальный цвет волос и не носить много украшений на занятиях,
— рекомендуется маникюр – классический, светлых, не вызывающих тонов,
— недопустимо ношение одежды, подчеркивающий принадлежность к какому-либо молодежному или общественному движению,
— в школе учащиеся должны ходить в сменной обуви,
— не допускается пребывание на уроках учащихся в спортивной одежде,
— не разрешается находиться в школе в верхней одежде, без особых на то причин..
Каждый ребенок с появлением на свет сразу же получает права, присущие всем гражданам.
С рождения он вправе получить ФИО, воспитание родителями. Малыш вправе жить вместе с мамой и папой, а также знать, кто они такие.
Малыши с рождения также вправе получать заботу и защиту от родных ему людей. Другие права и обязанности малышей регулируются внутри семьи. Родители обязаны учитывать мнение ребенка и решать его проблемы, не затрагивая при этом его личные интересы.
Все дети с момента появления на свет защищены и законом, и родителями. В интересах малышей и подростков могут выступать отец, мать или лица, заменяющие их и выполняющие родительские обязанности.
Дети вправе обратиться в органы опеки при появлении такой необходимости с целью получения защиты их прав и интересов.
Новорожденные, родившиеся на территории России, имеют право стать гражданами РФ, если их отец или мать имеют гражданство РФ. Они вправе обладать имуществом, а также вступать в наследство и получать в дар вещи, одежду, игрушки и другие предметы, необходимые для его развития, здоровья и жизни.
Ответственность за нарушение прав и интересов ребенка
Родители, не исполняя предписанные семейным законодательством обязанности или злоупотребляя ими, могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности.
Если родители или иные законные представители несовершеннолетнего не защищают должным образом его права и интересы, то они могут быть подвергнуты административному наказанию в виде предупреждения или административного штрафа.
Родители или иные законные представители подвергаются уголовному наказанию в случае, когда неисполнение своих обязанностей по воспитанию ребенка или ненадлежащее исполнение связано с жестоким обращением в отношении несовершеннолетнего.
За совершение данного преступления родители могут быть подвергнуты уголовному наказанию в виде штрафа, обязательных, исправительных или принудительных работ, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения свободы.
Права и обязанности усыновленных детей
Ребенок в приемной семье также обладает правами, гарантированными законом. Стоит выделить, что усыновленные дети не теряют правомочия на общение со своими биологическими родителями, однако подобное желание должно согласовываться с новыми родителями. В случае возникновения спорных ситуаций, они регулируются органами опеки и попечительства.
Усыновленный ребенок имеет право:
- рассчитывать на государственную защиту;
- выражение мнения;
- получение пенсий, льгот и пособий;
- на хранение личного имущества, к примеру, фотографий биологических родителей и других семейных реликвий;
- иметь собственную территорию;
- знать правду о своем усыновлении и сведения о биологических родителях;
- самостоятельно выбирать друзей;
- отказаться от своей приемной семьи, в случае недопонимания или психологического воздействия.
Помимо прав, закон устанавливает и перечень обязанностей, которые он должен соблюдать. Приемный ребенок должен исполнять определенные обязанности по дому, выполнять различные поручения новых родителей, соблюдать правила гигиены, которые установлены в новой семье. Также гражданин, не достигший совершеннолетия, обязан уважать и прислушиваться к мнению остальных членов семьи, бережно относиться к имуществу и заботиться о новой семье, в случае необходимости.
Перечень и краткий обзор прав и обязанностей ребенка в семье и школе в России
У любого гражданина нашей страны есть права и обязанности, которые устанавливаются на государственном уровне. Не все дети и родители знают о том, что им положено по закону и какая ответственность на них лежит.
Понятие обязанности обычно приписывается взрослым людям. Однако и у детей есть долг перед государством, своими родителями и школой, в которой они учатся. Обязанностей, закрепленных законодательно, у детей не так много, но исполнять их должны все несовершеннолетние.
Права и обязанности ребенка закреплены в законодательстве:
- Конвенция о правах ребенка принята ООН и поддерживается всем мировым сообществом (подробнее в статье: в каком году была принята Конвенция о правах ребенка?);
- Конституция Российской Федерации устанавливает основные права и свободы всех граждан нашей страны;
- Семейный кодекс РФ регулирует отношения внутри семьи, взаимодействие детей с родителями;
- Гражданский кодекс содержит информацию о порядке усыновления несовершеннолетних;
- Административный кодекс используется при ненадлежащем уходе и присмотре за ребенком;
- закон 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
- закон 273-ФЗ «Об образовании»;
- другие нормативные документы.
Соблюдаться и охраняться взрослыми должны права маленького человека на:
- жизнь – как только человек появился на свет, любое посягательство на его жизнь преследуется законом;
- получение российского гражданства;
- получение имени, фамилии и отчества;
- общение со своими кровными родителями, другими родственниками;
- проживание и получение воспитания в семье;
- исповедование той веры, которую он выберет;
- свободное высказывание своего мнения;
- свободу и неприкосновенность – нельзя ребенка насильно запирать в помещении, подвергать телесным наказаниям, психологическому насилию;
- защиту и поддержку со стороны своих родителей или других законных представителей, назначенных государством, до совершеннолетия;
- помощь со стороны государственных органов, если нет поддержки со стороны родителей или от них исходит угроза;
- обучение в общеобразовательном, среднем специальном и высшем учебном учреждении;
- получение врачебной помощи, профилактические осмотры;
- отдых и досуг в соответствии с возрастом;
- имущество, которое досталось по наследству, договору приватизации, дарения и пр.;
- получение сведений и знаний, которые способствуют его гармоничному развитию;
- охрану личной жизни от постороннего вмешательства;
- неразглашение информации, которая является тайной;
- неприкосновенность личных вещей;
- получение необходимых для всестороннего развития и обучения материальных благ.
Дети не могут быть привлечены к административной и уголовной ответственности. Это становится возможным с 16 лет, в некоторых обстоятельствах – с 14 лет.
У детей есть и обязанности согласно закону:
- по достижении 14 лет получить паспорт (подробнее в статье: какие права и обязанности появляются у ребенка с 14 лет?);
- с 16 лет молодые люди обязаны начинать готовиться к военной службе, а с 17 лет встать на воинский учет;
- соблюдать правила поведения в общественных местах;
- соблюдать требования законодательства.
Ответственность детей за невыполнение обязанностей
Ввиду отсутствия многих обязанностей ребенка в законодательной базе ответственность за невыполнение требований не предусмотрена. Как правило, все ограничивается только моральным порицанием.
При грубом нарушении Устава школы (драки, воровство, аморальное поведение), ученика могут исключить из общеобразовательного учреждения и потребовать от родителей возмещения ущерба, причиненного школьному имуществу. На усмотрение администрации при первом инциденте может быть объявлен выговор нарушителю, а затем уже отчисление.
В некоторых случаях родителей привлекут к административной ответственности за правонарушения, совершенные их детьми:
- хулиганство;
- распитие алкоголя;
- употребление наркотических или иных токсических, психотропных веществ.
Ответственность детей за невыполнение их обязанностей и нарушение прав других людей различается согласно их возрасту:
- с 6 лет детей с асоциальным поведением, имеющих опыт бродяжничества, могут направить в специальные воспитательные учреждения для коррекции поведения;
- с 11 лет дети, которые участвуют в социально опасных действиях, направляются в специнтернат;
- с 14 лет возникает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, изнасилование и др.);
- с 16 лет наступает полная уголовная и административная ответственность за правонарушения и преступления.
Ограничение подростков старше 14, но младше 18 в возможностях распоряжаться доходами
Кроме эмансипации, есть и обратная ситуация – когда возможности подростка, достигшего 14, но младше 18 лет, урезаются. Обычно это происходит, когда несовершеннолетний неразумно распоряжается своими доходами – то есть тратит их на азартные игры, незаконно приобретаемые алкогольные напитки или наркотики и т. д.
Для того, чтобы лишить гражданина, достигшего 14 лет, но ещё не ставшего совершеннолетним, возможности самостоятельно распоряжаться своими доходами, требуется решение суда.
В качестве заявителей выступают родители (или иные представители) либо орган опеки. Они обращаются в суд, который в свою очередь указывает срок, на который накладывается такое ограничение. Если срок не указан, ограничение действует до совершеннолетия.
Эта норма не касается подростков, прошедших эмансипацию. Для них ограничения наложены могут быть лишь в порядке, предусмотренном для взрослых.
Обязанности ребенка в законодательстве зарубежных стран
Вплотную подойдя к анализу сложившейся в современном российском конституционном законодательстве системы обязанностей ребенка, автор настоящего исследования отмечает, что констатации нынешнего положения вещей было бы явно недостаточно для полного и глубокого понимания изучаемого явления. Рассмотрение исторического аспекта данной проблемы дает возможность с немалой достоверностью предположить, что содержащиеся в настоящее время в законах нашей страны обязанности несовершеннолетнего являются не просто продолжением и развитием, а прямым отражением исторически сформировавшихся в глобальном масштабе обязанностей ребенка — обязанностей, во многом общих для стран всего мира и развивавшихся по определенной схеме. Более того, автор с уверенностью утверждает, что обязанности для данного субъекта права на протяжении большей части истории человечества были первым и единственным составным элементом правового статуса, полностью определявшим правовое положение ребенка в обществе.
Безусловно, говорить о конституционно-правовом регулировании обязанностей ребенка как таковом можно лишь, начиная с определенного исторического момента — принятия первых Основных Законов государств и начала формирования конституционно-правовой отрасли национального законодательства. Однако, в силу того, что проследить развитие законодательного регулирования обязанностей несовершеннолетнего было бы сложно без обращения к самым его истокам, кроющимся во временах, очень далеких от принятия первых конституционных актов в их традиционном понимании, автор сознательно идет на определенные допущения в своем исследовании, начиная анализ конституционно-правового регулирования обязанностей ребенка с момента появления первых нормативно-правовых актов. Думается, что подобное немного вольное отношение к определению источников конституционного законодательства заслуживает право на существование уже потому, что во времена формального отсутствия деления права на отрасли практически любой нормативный акт носил комплексный характер и регулировал жизнь общества в целом, определяя все основные направления законодательной деятельности государства. Подобные законы могут и должны рассматриваться как определенные предшественники современных источников права, в том числе и конституционного.
Анализируя историю правового регулирования обязанностей ребенка, автор исходил из распространенного в научной среде тезиса о том, что качественные характеристики субъекта права той или иной эпохи определяются историко-культурными особенностями права как системы норм на каждом этапе её развития. Именно поэтому в процессе исследования означенной проблемы уделялось внимание не только констатации факта существования конкретных правовых норм, но и рассмотрению их в органичном взаимодействии с закономерностями исторического развития государственных и правовых систем.
Следуя сложившейся в науке истории права традиции, автор рассматривал становление правового феномена обязанностей ребенка в определенных пределах — пространственных и временных. При этом временными пределами вполне естественно был выбран период с момента возникновения государственности и соответствующего зарождения права до современного состояния правовой системы. Пространственными пределами, помимо тщательного изучения правового регулирования на территориях, занимаемых Русским, а затем Российским государством на протяжении всего его исторического развития, стали также территории зарубежных стран Востока (Китай, Индия) и нынешней Европы.
Комплексная картина эволюции правовых норм, регулирующих обязанности несовершеннолетнего, в столь сжатом виде, в каком она должна быть представлена в настоящем исследовании, получилась сложной. Как правильно заметил в свое время американский историк начала XX века Дж. Вигмор, история человеческой семьи и брака могла бы уместиться в тексте на одну-две страницы, если её описать и изобразить схематически в основных разновидностях и этапах эволюции, либо она должна занять несколько объемистых томов, если последовательно обобщать опыт разных народов и стран во всех районах мира.1 Кроме того, эта картина в определенной степени дополнительно осложнена и фактором некоторого субъективизма, полностью избежать которого при осуществлении какого бы то ни было отбора фактов просто невозможно.
Тем не менее, автор исследования постарался не свести предпринятый им анализ к описанию фактов и событий исторического прошлого, не слишком запутать и без того сложную проблему, а попробовал осмыслить её и сформулировать определенное научное знание, каковое, как известно, отнюдь не тождественно психическому восприятию тех или иных событий отдельно взятой личностью.
По мнению современных ученых, история первобытного строя насчитывает более двух миллионов лет. В нём еще не существовало ни государства, ни права, однако предыстория этих явлений берет свое начало именно оттуда. Обязательные для членов общины правила поведения складывались в то время на основе всевозможных культов, обрядов и традиций, поддерживались силой интересов общества и религиозных представлений и гарантировались возможностью общественного порицания (вплоть до изгнания из племени) в качестве своеобразного наказания для нарушителя правил.
С рождения ребенок приобретает следующие обязанности:
- Слушаться родителей, опекунов/попечителей и иных лиц их заменяющих. Принимать их заботу и воспитание. Исключением является грубое/жестокое обращение с детьми, эксплуатация их труда и прочие недопустимые случаи обращения с детьми.
- Дети обязаны соблюдать установленные в обществе правила поведения.
Начиная с шестилетнего возраста, детям добавляются следующие обязанности:
- Получить основное общее образование, которое в современном российском обществе равно 9 классам.
- Соблюдать устав школы, правила установленные в детском общественном объединении.
В четырнадцать лет к уже существующим обязанностям добавляются следующие:
- В случае найма на работу, ребенок должен выполнять трудовые обязанности, правила трудового распорядка в соответствии с трудовым договором и современным трудовым законодательством.
- Ребенок обязан соблюдать устав школы и правила юношеского общественного объединения.
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
По достижению шестнадцатилетнего возраста юноши обязаны пройти подготовку, связанную с основами воинской службы.
В возрасте семнадцати лет юноши обязаны встать на воинский учет и получить приписное свидетельство.
Права детей в зависимости от возраста
Государство уважает и обеспечивает все права, предусмотренные Конвенцией ООН о правах ребенка, за каждым ребенком, находящимся в пределах его юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств (ст.2 Конвенции ООН о правах ребенка).
Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия) (ст. 54 Семейного Кодекса РФ).
Только родившись, человек приобретает по закону способность иметь права и нести обязанности (правоспособность)
Правоспособность гражданина — способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. (ст.17 Гражданского Кодекса РФ).
Однако реальное осуществление прав и обязанностей возможно лишь по мере взросления ребенка.
История появления Конституции
В глубокой древности в отношениях между людьми не было никаких правил и порядков каждый творил то, что ему вздумается. Как правило, правда всегда была на стороне более сильного, но это было несправедливо. Постепенно люди начали приходить к пониманию того, что без законов им никак не обойтись.
Законы это правила, установленные государством. Их должны соблюдать все без исключения граждане страны. Их очень много, но основной закон России это Конституция (в переводе с латинского языка означает устройство).
Она включает в себя список самых важных правил, по которым должны жить граждане Российской Федерации.
У истоков Конституции РФ стояли ученые и лучшие юристы страны, которые прописали свод основных законов. После проведения всенародного голосования референдума была принята Конституция Российской Федерации. Это важное событие произошло 12 декабря 1993 года.
Защита прав ребенка и последствия их нарушения
Дети – самая незащищенная категория граждан. В силу возраста они не могут дать отпор агрессору и постоять за себя. Что угрожает несовершеннолетнему чаще всего?
Основные угрозы:
- унижение чести и достоинства – высмеивание, оскорбления;
- невыполнении законными представителями обязанностей по уходу и присмотру за ребенком;
- психическое и телесное насилие над ребенком (побои, ругань, сексуальное насилие);
- эксплуатация детского труда;
- привлечение к употреблению алкоголя, наркотиков и других токсических веществ;
- вовлечение в проституцию, производство порнографической продукции;
- оставление беспомощного ребенка в опасности, в ситуации, угрожающей жизни и здоровью;
- разлучение со своими кровными родителями без решения суда.
Все эти ситуации влекут за собой правовые последствия. Некоторые особо тяжкие случаи приводят к уголовной ответственности и лишению прав на ребенка.
До скольких лет ребёнок считается таковым
Ребёнком считается лицо, не достигшее совершеннолетия (восемнадцатилетнего возраста). Но существуют и исключения. Первый случай — если 16-летний подросток с согласия родителей (попечителя, усыновителя) устраивается на работу, подписав контракт или трудовой договор, занимается волонтёрством.
Как вариант – 16-летний подросток начал заниматься предпринимательской деятельностью, тогда его уже могут объявить дееспособным. Ещё один случай – вступление в брак до совершеннолетия. В этом случае подросток считается дееспособным с того дня, когда был заключен брак.
О том, что такое эмансипация несовершеннолетних, смотрите в следующем видеоматериале.
Законом детей разделили на две категории – малолетние и несовершеннолетние. В зависимости от категории детей в РФ, является ли он малолетним или несовершеннолетним детям и их родителям законом предусмотрены различные права и свободы. Малолетним считается ребёнок от рождения до четырнадцатилетнего возраста.
В 14 лет человек уже имеет право самостоятельно принимать решение о совершении мелких сделок, а по достижении совершеннолетия приобретает права взрослого человека, становится полностью дееспособным и обладает всеми гражданскими правами и обязанностями, что и другие граждане государства.
Права и обязанности президента РФ по Конституции кратко
Под «правами человека» подразумеваются те, которые закреплены во многих международных Конвенциях и договорах. Под ними подразумеваются такие правила поведения, которые обеспечивают свободы и достоинства отдельного человека. Свои обязанности по защите Конституционных прав граждан глава государства может реализовать, например, через наложение вето на некоторые законы и решения Государственной Думы до окончательного урегулирование спорных ситуаций компетентным судом.
Президент по Конституции РФ является главой государства (ч.1 ст. 80). Он не возглавляет исполнительную власть, однако имеет право посещать заседания Правительства, председательствовать на нем, принимать решение о его отставке и с согласия Государственной Думы страны назначать его главу (ст. 83).