- Страховое право

Статусы земельных участков: правовой гид

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статусы земельных участков: правовой гид». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Во время определения конкретных наделов для крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), личного подсобного (ЛПХ), КФК или сельскохозяйственного производства в обязательном порядке необходимо учесть максимально возможные легальные размеры. Таким определением занимаются представители местной администрации или действующая власть субъекта РФ. В случае если размер участка слишком обширный, собственнику будет отказано в занесении в кадастровый список. Такая система позволяет предостеречь накопление земельных участков у одного собственника или от мелкого дробления территории.

Регулирование земельного вопроса

Земельный вопрос по КФХ отражается в нескольких нормативно-правовых актах. Важными из них являются следующие законы.

  1. В рамках Федерального закона № 74-ФЗ прописываются вопросы возможности возведения объектов на участке КФХ. Документ разрешает строительство на имеющихся территориях.
  2. Распределение земель КФХ происходит в соответствии с регламентом, прописанным в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
  3. Особые права есть у фермерских хозяйств, которым принадлежат земли. Они могут оспорить решение муниципалитета о предоставлении надела. В этом случае следует обратиться в судебные органы.

Строительство на землях сельхоз значения

Исходя из формы пользования площадью, разрешается возведение тех или иных сооружений и конструкций. Сегодня в земельном праве существует несколько различных видов:

  • КФХ- является крестьянско-фермерским хозяйством:
  • СНТ – садоводческое хозяйство. Сюда же относятся территории для возведения дач;
  • Подсобное хозяйство.

На данный момент предусматривается строительство:

  • Дачи приусадебного строения на территории для с/х работ.
  • Сооружения хозяйственного плана для хранения различных ресурсов;
  • Коттеджи для проживания круглый год. Возможно только на территории приусадебного хозяйства или фермерских территорий.

Таким образом КФХ является универсальным вариантом недвижимой земельной собственности для удовлетворения сельских и хозяйственных нужд. Для строительства на такой территории необходим ряд документов и разрешений. Тем не менее многие понятия не урегулированы должным образом законодательно.

Еще немного внимания!

Напишите в комментариях, как думаете – землей для КФХ должны заниматься только фермеры для себя, или ее можно рассматривать как организацию бизнеса ?

1. Федеральный закон 476-ФЗ внёс поправки в Градостроительный, Земельный кодексы, законы о госрегистрации и долевом строительстве.

2. Нововведения стимулируют ИЖС — на такое жильё теперь распространяется долевое строительство, под него выделяют землю и ресурсы, включая субсидии для производителей домокомплектов.

3. Правовой статус присвоен домам блокированной застройки — таунхаусам, лейнхаусам, дуплексам.

4. С 2022 года в справках из ЕГРН появятся сведения об ответственном кадастровом инженере и аварийности жилья.

5. Дачную амнистию продлили, загородные дома-дачи по-прежнему можно оформить с минимальным пакетом документов.

6. ИЖС включено в нацпроект «Жильё и городская среда» — в перспективе это даст специальную ипотечную программу, упрощённое подключение к коммуникациям и новые участки земли для застройки.

Регистрация построенного дома на с\х землях

Закон о фермерских домах многие встретили с радостью. Для одних селян – это способ перестать наматывать круги из посёлка на ферму и обратно. Для желающих открыть экотуристическое направление – это пусть к новому бизнесу, так как в жилом доме фермера можно будет размещать отдыхающих. Кто-то надеется зарегистрировать свою времянку как жилой дом или сделать реконструкцию.

За ответом на вопрос, может ли человек зарегистрировать уже построенный дом на сельхозземлях, мы обратились к федеральному юристу – эксперту по земельным и налоговым спорам в области АПК Анне Соловьевой.

— Необходимо понимать, что закон коснётся только официально зарегистрированных КФХ, которые осуществляют свою деятельность на землях сельхозназначения. Принятие этого закона нацелено на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств. Обычных дачников и физических лиц, этот закон не коснётся.

То есть если у вас есть в собственности земли сельхозназначения, но нет КФХ, зарегистрировать строение не получится. Кроме того, Анна Соловьева обратила внимание, что законодательство дало право местным муниципалитетам самостоятельно накладывать на некоторые земли запрет на строительство на них фермерских домов.

— В первую очередь это касается тех участков, которые находятся в непосредственной близости к большим городам. При этом закон не содержит указание на срок, в течение которого местные муниципалитеты обязаны наложить этот запрет.

Эксперт таким образом выделила вторую причину, по которой не каждый дом получится зарегистрировать.

Читайте также:  Как восстановить документы на квартиру при утере всех документов Екатеринбург

Запрет на индивидуальное жилищное строительство на земле крестьянского (фермерского) хозяйства. Почему?

Почему крестьянской (фермерской) семье можно иметь в собственности землю из категории сельскохозяйственного назначения, можно иметь в собственности постройки на этой земле, но нельзя в этом же месте жить?

Крестьянское (фермерское) хозяйство можно осуществлять как на сельскохозяйственного назначения, так и на землях иных категорий (ст. 11 закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”). Статья ст.

78 Земельного кодекс РФ допускает использование земель сельскохозяйственного как крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, так и гражданами ( те же крестьяне) для ведения подсобных хозяйств, садоводства.

Согласно ст. 257 ГК РФ в совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства могут находится земельный участок, хозяйственные и иные постройки.

При этом есть порочная практика, согласно которой судьи не берут во внимание ни градостроительный регламент участка, ни тот факт, что само по себе отсутствие дома внутри фермы не то, чтобы не гарантирует использование сельскохозяйственного участка по назначению, но добавляет издержки на охрану, трансфер, ночную смену и т.д. такому виду экономической деятельности. И чем судьи обосновывают свою позицию? Сбережением земли!

Например в Определении Мособлсуда от 28.11.2018, о том, что положения закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и Гражданского кодекса РФ не содержат указания о возможности строительства жилых домов на землях крестьянского (фермерского) хозяйства.

Суд, указал, что жилой дом не может быть отнесен к имуществу крестьянского фермерского хозяйства, так как не является средством производства и не обладает признаками производственно-хозяйственного назначения в связи с чем, оснований для признания прав собственности на такой жилой дом в порядке ст. 222 ГК РФ отсутствуют.

При этом суд вспомнил ст. 36 Конституции РФ, согласно свободно определяет судьбу земли, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Но противопоставил ей принцип приоритета охраны земли как средства производства в сельском хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, закрепленный в Земельном кодексе РФ.

По мнению судей Мособлсуда, крестьяе имеют право осуществлять строительство только необходимых для сельскохозяйственной деятельности объектов, не предназначенных для проживания! Как следствие такой практики в проффессиональной среде фермеров всерьез обсуждается вариант обустройства жилых помещений внутри производственных построек. Что отбрасывает нас во времена хлевов, находящих внутри жилых домов.

Можно ли строить на земле населенного пункта

Земли сельхозназначения для дачного строительства, по сути, это приусадебные участки, расположенные в пределах села, деревни, поселка и др.

Фактически, такие наделы к с/х не относятся. Согласно земельному законодательству они назеваются «земли населенных пунктов».

Однако участок может быть предназначен для ведения личного подсобного хозяйства. Именно поэтому их иногда называют сельскохозяйственными наделами.

На таком объекте допускается строительство:

  • жилого дома;
  • построек бытового или производственного назначения;
  • иных строений, которые отвечают нормам действующего российского законодательства.

Земли КФХ: что разрешено и что запрещено строить

Сельскохозяйственные угодья имеют особый статус и ценятся выше прочих, так как они универсальны. Земля поселений применима только для жилищного строительства, промышленные наделы не пригодны ни для проживания, ни для ведения хозяйства. С/х угодья – обычно, плодородные, ровные. Это позволяет использовать их и для строительства, и для проживания, и для возделывания. Поэтому за освоением крупных наделов сельхоз назначения государство строго следит.

Приобретая в собственность или в аренду поле КФХ с планами выстроить дом, владелец (арендатор) обязан:

  • доказать, что действительно ведёт крестьянскую фермерскую деятельность;
  • использовать землю в тех целях, для которых она предназначена.

В зависимости от типа хозяйства разрешено возводить капитальные строения:

  • жилые дома – для постоянного пребывания лиц, возделывающих землю или управляющих этим;
  • подсобные помещения – птичники, коровники, свинарники;
  • сооружения, обеспечивающие жизнедеятельность фермерского хозяйства.

Примечательно, что фермой считается не только крупное подворье, но и небольшое хозяйство на несколько голов. Закон учитывает, что даже небольшому количеству обитателей нужен ежедневный круглосуточный уход.

Запрещены к строительству:

— промышленные объекты;

— многоквартирные и офисные здания.

Жилой дом (коттедж) может построить собственник, если:

  • он вынужден постоянно находиться на территории участка;
  • он получил разрешение на строительство.

Что такое «категория земли»

Категория земельного участка — это описание свойств территории и правовой режим ее использования, coблюдeниe кoтоpoгo кoнтpoлиpyeтcя нa зaкoнoдательном ypoвнe. Всего таких категорий семь (ст. 7 Земельного кодекса РФ):

Категория земельного участка является его важнейшей характеристикой (данные об этом указываются в Едином государственном реестре недвижимости, ЕГРН) и определяет то, каким образом данный земельный участок можно использовать.

При этом целевое назначение и категория земли — это не совсем одно и то же. «Категории земель — это система классификации всех территорий России, которая основана на их целевом назначении. В свою очередь целевое назначение — это система характеристик: экологических, геологических, биологических, которые определяют цель и способ эксплуатации земли. Целевое назначение участка — это разделение земельных участков по категориям (например, земельный участок сельскохозяйственного назначения) и видам разрешенного использования (например, для индивидуального жилого строительства (ИЖС))», — пояснил руководитель практики юридической компании «Интерцессия» Григорий Скрипилев.

К примеру, участок садового некоммерческого товарищества (СНТ) может относиться к категории сельскохозяйственных земель, а основной вид использования такой земли — ведение садоводства и огородничества. Сам земельный участок нужно использовать по назначению. Например, нельзя на участке для ведения огородничества построить капитальное жилое строение, а на землях лесного фонда вовсе нельзя строить капитальные сооружения. Если не соблюдать требования, то землю могут и изъять.

Категории земель и виды разрешенного использования в таблице 2023 года

Земельные наделы сельскохозяйственного назначения – это все угодья, которые могут быть переданы как юридическим, так и физическим лицам под следующие цели:

  • разработка, выращивание и обработка продукции сельского хозяйства;
  • создание инфраструктуры для полного цикла производства сельхозпродукции;
  • ведение исследовательской деятельности в научных и учебных целях.

К угодьям, наделам относятся следующие категории земель:

  • пашня;
  • угодье для покосов и сенозаготовления;
  • пастбище;
  • лесополоса, за исключением лесного фонда;
  • надел, занятый дворами и хозяйственными постройками;
  • земля под многолетними насаждениями.

Отметим, что под ведение сельского хозяйства выделяются земли, пригодные для этого. А для объектов промышленности и иных целей выделяются земли менее ценные и плодородные, не предназначенные для сельскохозяйственных работ.

Выделение участков сельхозназначения в водоохранных зонах

Участки земли, расположенные в водоохранных зонах, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам в собственность без ограничений, что подтверждается земельным законодательством. Однако, в соответствии с требованием Водного кодекса предварительно передача должна быть согласована с органами федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда.

Ранее такие участки передавались в постоянное (бессрочное) пользование без согласования, но при оформлении их в собственность такое согласование обязательно. Требование это обусловлено введением дополнительных ограничений природопользования в соответствии с пунктом 1 Постановления №1404 от 23.11.1996.

Поэтому, если гражданин пользовался участком на законных основаниях, то он беспрепятственно сможет его приобрести при наличии согласования с органом федеральной исполнительной власти в сфере использования водного фонда. При получении отказа должна быть изложена четкая позиция по этому вопросу со стороны органа власти, которую гражданин вправе оспорить в суде.

Ценность сельскохозяйственных земель и возможности их использования

Сельскохозяйственные земли можно использовать по-разному, что указано в Законе:

  • для личного подсобного хозяйства;
  • для организации производства, что включает в себя пашни, участки для скоса сена, виноградники и прочее;
  • для организации КФХ;
  • строительства дачного домика, если на это есть соответствующее разрешение, выданное при приобретении участка;
  • для садоводства;
  • для рыбных хозяйств;
  • научно-исследовательских станций и прочее.

На территории земель сельскохозяйственного назначения могут также находиться замкнутые водоемы – природные или искусственно созданные.

Закон выделяет отдельную категорию земель – сельскохозяйственные угодья, которые особо охраняются государством. К ним можно отнести следующие участки:

  • с кадастровой стоимостью, превышающей среднюю в пределах одного муниципального образования более чем на 10 процентов;
  • угодья, принадлежащие научно-исследовательским образованиям любого уровня;
  • земли с искусственным орошением.

Срок действия нового законопроекта

Согласно нововведениям зарегистрировать жилой фермерский дом собственник должен в течение следующих четырех лет (до 2026 года). После вступления в силу нового федерального закона каждый фермер вправе узаконить уже возведенный объект недвижимости или же начать строительство нового дома.

Читайте также:  Индексация ЕДВ в 2023 году ветеранам, инвалидам и другим федеральным льготникам

Вероятно, что по истечении указанного срока возможность постановки объекта недвижимости на землях сельхозназначения будет продлена. На сегодняшний день об этом говорить еще рано. Сейчас у граждан, которые занимаются сельским хозяйством есть прекрасная возможность построить жилье и зарегистрировать права на него по упрощенной схеме. По мнению законодателя новый закон существенно упростит жизнь фермеров и привлечет новых людей в сельхозотрасль.

Регулирование земельного вопроса

Земельный вопрос по КФХ отражается в нескольких нормативно-правовых актах. Важными из них являются следующие законы.

  1. В рамках Федерального закона № 74-ФЗ прописываются вопросы возможности возведения объектов на участке КФХ. Документ разрешает строительство на имеющихся территориях.
  2. Распределение земель КФХ происходит в соответствии с регламентом, прописанным в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.
  3. Особые права есть у фермерских хозяйств, которым принадлежат земли. Они могут оспорить решение муниципалитета о предоставлении надела. В этом случае следует обратиться в судебные органы.

Законы о найме наделов под сельское хозяйство у государства

Чтобы арендовать землю сельскохозяйственного назначения у государства на оптимальных условиях, необходимо знать все нормативные акты, регулирующие этот процесс.

  1. «Земельный кодекс Российской Федерации» № 136-ФЗ утвержден 25 октября 2001 года. Изменения и дополнения в этот закон вступили в силу с января 2017 года. Согласно этому нормативно-правовому акту:
  • Размер платы за землю определяется договором аренды (статья 22).
  • Арендная плата за землю для социальной деятельности не должна превышать земельный налог (статья 39.7).
  • Стоимость земли определяется кадастровой стоимостью (КС), которая рассчитывается государственными органами; в аренду могут быть переданы только кадастровые участки, внесенные в государственный реестр имущества (статья 65).
  • Землям сельскохозяйственного назначения отводится особая категория: пашня, защитные насаждения, участки под хозяйственные помещения для нужд сельскохозяйственного производства (статья 77).
  • Дано строго целевое назначение земли: земледелие, скотоводство, рыбоводство; экспериментальная работа.
  • Местные и региональные органы власти имеют отдельный фонд по выдаче земель сельскохозяйственного назначения в аренду населению. (Статья 80).

Закон «О реализации земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ от 24.07.2002 г дополнен и изменен в 2015 г. Документ регулирует процесс заключения договоров аренды.

  • Срок аренды установлен от 3 до 49 лет, не исключено приобретение земли в собственность.
  • Успешное управление землей дает право на льготные условия аренды.
  • Региональные власти определяют категории лиц, имеющих преимущественное право на аренду земли.

ПРИМЕЧАНИЕ. С 2016 года аукционная процедура перезаключения и продления договора аренды на новый срок стала необязательной. Постановлением Правительства № 582 от 16 июля 2009 года определен порядок уплаты арендной платы за пользование государственной землей.

При этом учитываются:

  • кадастровая стоимость – основной параметр цены;
  • категория и назначение участка;
  • результаты аукциона;
  • сумма государственной пошлины;
  • распределение комиссий по временным периодам в зависимости от срока аренды;
  • рыночная стоимость имущества.

Право устанавливать плату за землю принадлежит органам местного самоуправления, с которыми заключается договор аренды.

Порядок расчета кадастровой стоимости определяется двумя приказами Минэкономики России:

  • Приказ Минэкономразвития от 20 сентября 2010 г. № 445 «Методические рекомендации по определению государственной кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения»;
  • Приказ Минэкономразвития от 22.10.2010 № 508 «Федеральный стандарт оценки» (ФСО № 4).

Процедура оценки проходит три этапа:

  • список проанализированных сайтов составляет Росреестр;
  • для них рассчитываются конкретные показатели на региональном уровне;
  • конкретная оценка каждой области проводится на муниципальном уровне.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» вступил в силу с 1 января 2017 г.

Согласно этому закону:

  • кадастровая стоимость земель будет осуществляться не сторонними фирмами, а государственными бюджетными учреждениями по единой методике (ст. 6; ст. 14);
  • не допускается замена кадастровой стоимости земли рыночной стоимостью (статья 19);
  • изменение КС допускается только в сторону уменьшения (ст. 19.7);
  • переоценка земли происходит один раз в 3-5 лет.

Налоговый кодекс Российской Федерации освобождает лиц, арендующих землю, от уплаты НДС (статья 388 главы 31 НК РФ).

Размер земельного налога зависит от кадастровой стоимости участка, если он находится на праве собственности или бессрочного пользования (ст. 390, № 2).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *