- Уголовное право

Судебное разбирательство по административному делу понятие сроки и порядок проведения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Судебное разбирательство по административному делу понятие сроки и порядок проведения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Председательствующий в судебном заседании или кто-либо из судей докладывает административное дело. Затем председательствующий выясняет, поддерживается ли административный иск административным истцом, признается ли административный иск административным ответчиком, а при возможности заключения по данной категории административных дел соглашения о примирении сторон выясняет, не желают ли стороны завершить дело заключением указанного соглашения, о чем делаются соответствующие записи в протоколе судебного заседания. Если стороны реализуют какое-либо из этих полномочий, то изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Подготовительная часть судебного разбирательства

Подготовительная часть судебного разбирательства представляет собой систему процессуальных действий, направленных на то, чтобы выявить возможность рассмотрения дела по существу.

КАС подробно регулирует последовательность действий, совершаемых на каждом этапе судебного разбирательства. Подготовительная часть судебного разбирательства начинается с открытия судебного заседания. Председательствующий объявляет об открытии слушания дела и оглашает, какое административное дело подлежит рассмотрению. После этого суд проверяет явку лиц, вызванных в судебное заседание. Секретарь судебного заседания докладывает, кто явился, сообщает, извещены ли неявившиеся лица о времени и месте судебного заседания, вручена ли копия искового заявления ответчику и третьим лицам, было ли произведено извещение неявившихся участников процесса в срок, достаточный для своевременной явки в суд и подготовки к делу. Вслед за этим суд устанавливает личность явившихся в судебное заседание участников процесса, проверяет полномочия должностных лиц и представителей. При установлении личности явившихся в судебное заседание участников процесса надлежит выяснить их фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы и жительства. Суд устанавливает личность гражданина на основании исследования паспорта, служебного удостоверения или иного документа, удостоверяющего личность. Кроме того, в отношении должностного лица или его представителя выясняется объем полномочий, а также наличие обстоятельств, исключающих возможность участия в суде; в отношении эксперта — сведения о его профессиональной компетентности (образование, занимаемая должность, стаж работы по специальности). В целях определения допустимости свидетельских показаний у свидетелей выясняется, в каких отношениях они состоят со сторонами (родственные или иные отношения).

Разовая доверенность представителя, ордер, представленный адвокатом, приобщаются к делу. Общая доверенность у представителя не изымается, но в протоколе судебного заседания отражается, когда, кем и на какой срок она выдана, точно фиксируются так называемые специальные полномочия, особо оговоренные доверителем. Личность свидетелей устанавливается непосредственно перед допросом каждого из них, при этом выясняются их родственные или иные отношения со сторонами.

При участии в процессе переводчика председательствующий разъясняет ему обязанности и предупреждает об ответственности за заведомо неправильный перевод. Совершение этого действия в самом начале судебного разбирательства объясняется стремлением законодателя полностью исключить возможность тех нежелательных последствий, которые могут обусловливаться незнанием языка судопроизводства. В случае уклонения переводчика от явки в суд или от надлежащего исполнения своих обязанностей он может быть подвергнут штрафу в размере до 1 тыс. руб.

Следующее действие — удаление явившихся свидетелей из зала судебного заседания. Председательствующий принимает меры к тому, чтобы допрошенные и еще не допрошенные свидетели не общались между собой. Закон не исключает возможности вторичного допроса свидетеля, однако при оценке доказательства суду надо учитывать, что повторные показания свидетель мог дать под влиянием известных ему показаний других свидетелей.

После удаления свидетелей председательствующий объявляет состав суда, сообщает, кто участвует в судебном разбирательстве в качестве прокурора, секретаря судебного заседания, представителей сторон, а также в качестве эксперта, специалиста, переводчика, и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять отводы.

Окончание административного дела без вынесения решения

Как правило, судебное разбирательство заканчивается вынесением решения по существу дела. Однако в силу некоторых обстоятельств суд в порядке отступления от этой нормы оканчивает дело без вынесения решения. Судебное административное процессуальное право предусматривает две формы такого окончания процесса: прекращение производства по делу и оставление заявления без рассмотрения. Названные формы различаются между собой как по основаниям, так и по процессуальным последствиям их применения. Административное судопроизводство прекращается, когда отсутствует право на обращение за судебной защитой, что полностью исключает возможность возобновления дела. Поводом оставления заявления без рассмотрения служит не отсутствие права на обращение за судебной защитой, а только несоблюдение условий его реализации, установленных законом. Поэтому административный истец может вновь обратиться в суд с тождественным требованием после устранения обстоятельств, послуживших причиной оставления его первого заявления без рассмотрения.

Прекращение производства по делу есть форма окончания административного дела, обусловленная предусмотренными КАС обстоятельствами, которые полностью исключают осуществление административного судопроизводства.

Согласно ст. 194 КАС суд должен прекратить производство по делу, если:

— административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС;

— имеется вступившее в законную силу решение суда по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон или определение суда об отказе в принятии административного искового заявления. Суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете;

— административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом;

— стороны заключили соглашение о примирении и оно утверждено судом;

— наступила смерть гражданина, являвшегося стороной в административном деле, при условии что спорное публичное правоотношение не допускает правопреемства;

— ликвидация организации, являвшейся стороной в административном деле, завершена при условии, что публичное правоотношение не допускает правопреемства.

Суд также вправе прекратить производство по административному делу в случае, если оспариваемые нормативный правовой акт, решение отменены или пересмотрены и перестали затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.

Суд прекращает производство по административному делу и в иных предусмотренных КАС случаях.

О прекращении производства по делу суд выносит мотивированное определение. В определении указывается на правовые последствия прекращения производства по делу и невозможность повторного обращения в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям. В определении также указывается о возврате государственной пошлины.

Определение о прекращении производства по делу может быть обжаловано в суд вышестоящей инстанции.

Оставление заявления без рассмотрения — это форма окончания административного дела, вызываемого фактом несоблюдения административным истцом установленных законом условий возбуждения и нормального развития административного судопроизводства.

Статья 196 КАС предусматривает основания к оставлению заявления без рассмотрения, к которым относятся следующие случаи:

— административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел;

— административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью;

— административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано;

— в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;

— производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных ст. 125 и 126 КАС, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств.

Читайте также:  Какие документы нужны при покупке дома с земельным участком в 2023 году в городе

Суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения и в иных предусмотренных КАС случаях.

Оставление заявления без рассмотрения осуществляется определением суда. В определении суд обязан указать способы устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела, решить вопрос о возврате государственной пошлины, распределении судебных расходов (ст. 197 КАС).

После устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованные лица вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке. На определение суда об отказе в удовлетворении такого ходатайства может быть подана частная жалоба.

Понятие, сроки, порядок проведения

Судебное разбирательство — стадия административного судебного процесса, на которой происходит рассмотрение и разрешение административного дела по существу. На основе всестороннего и объективного исследования доказательств суд устанавливает фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяет права и юридические обязанности сторон в рамках конкретного правоотношения и от имени государства выносит решение суда по существу спора.

Судебное разбирательство административного дела должно быть проведено в установленные КАС сроки. По общему правилу для рассмотрения и разрешения административного дела суду предоставляется двухмесячный срок, который начинает течь со дня принятия административного иска. В этот срок включается и срок на подготовку административного дела. Если административное дело по первой инстанции рассматривается Судебной коллегией по административным делам ВС РФ, то срок составляет три месяца со дня принятия административного иска. КАС для отдельных категорий административных дел может содержать иные сроки рассмотрения. Если административное дело представляет определенную сложность, то председатель суда может продлить срок рассмотрения административного дела, но не более чем на один месяц.

Понятие, сроки, порядок проведения

Судебное разбирательство — стадия административного судебного процесса, на которой происходит рассмотрение и разрешение административного дела по существу. На основе всестороннего и объективного исследования доказательств суд устанавливает фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяет права и юридические обязанности сторон в рамках конкретного правоотношения и от имени государства выносит решение суда по существу спора.

Судебное разбирательство административного дела должно быть проведено в установленные КАС сроки. По общему правилу для рассмотрения и разрешения административного дела суду предоставляется двухмесячный срок, который начинает течь со дня принятия административного иска. В этот срок включается и срок на подготовку административного дела. Если административное дело по первой инстанции рассматривается Судебной коллегией по административным делам ВС РФ, то срок составляет три месяца со дня принятия административного иска. КАС для отдельных категорий административных дел может содержать иные сроки рассмотрения. Если административное дело представляет определенную сложность, то председатель суда может продлить срок рассмотрения административного дела, но не более чем на один месяц.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям:

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Как вести себя в суде?

Представление о том, как проходят заседания, будет неполным, если не разобраться, как вести себя в судебном органе. После того как вы пришли в суд, следует подойти к секретарю судьи и зафиксировать свое прибытие. После того как вас пригласили в зал, нужно передать паспорт секретарю (он проверит личные данные). Затем остается ждать, когда вам дадут слово. Свидетели на время рассмотрения дела (до дачи ими показаний) удаляются.

Есть и элементарные правила поведения в суде. Так, к судье не принято обращаться по имени-отчеству или же используя фразу «Ваша честь». Лучше всего для обращения подходит формулировка «Уважаемый суд». В тот момент, когда судья заходит в зал, следует вставать. Также присутствующие встают при заслушивании решения (т.е. на заключительном этапе разбирательств). Нередко заседания проходят долго, а их начало задерживается, поэтому перед посещением судебного органа это нужно учитывать.

Итак, теперь вы знаете, как проходит суд. Но это, конечно, только общий порядок проведения заседаний, так как на практике каждое из них уникально. Если вам предстоит принять участие в суде, нужно не только разобраться в том, как он проходит, но и тщательно к нему подготовиться.

Сколько длится судебное заседание по административному делу?

Ответить на вопрос, сколько длится судебное заседание по административному делу, невозможно, поскольку заседание может длиться 5 минут, а может и несколько часов.

Длительность рассмотрения административного дела зависит от состава правонарушения, от того признает ли лицо свою вину или нет, от пояснений лица по вопросу привлечения его к ответственности, от количества доказательств по делу, от заявляемых ходатайств и т.п. Также на длительность судебного заседания будет влиять время нахождения судьи в совещательной комнате.

Например, когда мировыми судьями рассматриваются аналогичные административные дела, тогда у них уже имеется выработанная практика по принятию решений по таким делам и судебные акты выносятся однотипные, меняется только ФИО правонарушителя, поэтому рассмотрение дела происходит в течение 5 минут. Если же на рассмотрение поступило дело по какому-то новому для судьи составу правонарушения, тогда потребуется немного больше времени, поскольку необходимо будет не только разобраться в деле, но и напечатать судебный акт, скажем так, не по типовой форме.

Как узнать, где и когда назначено заседание

Порядок рассмотрения административного дела в суде подразумевает, что вы присутствуете в зале. Если вы не явитесь на заседание, дело рассмотрят без вас, но закон подразумевает и возможность принудительного привода. Проблема заключается в том, что граждане не в курсе, на какую дату назначено разбирательство, даже если в полиции они подписали обязательство о явке.

Как узнать день заседания? В идеале о дате и времени вас уведомят извещением, но гражданам приходится ждать месяцами. Если вы долго не получаете бумагу, наводите справки самостоятельно:

  1. Согласно ст. 29.5 КоАП, административные нарушения рассматриваются мировым судом по месту их совершений. Чтобы уточнить нужную информацию, зайдите в канцелярию соответствующего отделения. Если вам ответили, что дело к ним не поступало, отправляйтесь в полицию и узнавайте, переданы ли материалы.
  2. В участке ответили, что бумаги направились в соответствующую инстанцию? Составьте письмо председателю суда в произвольной форме: укажите, что в полиции вы получили информацию о передаче материалов дела, но при попытках узнать дату и время заседания вам не предоставляют данные.

Не поддавайтесь искушению проигнорировать проблему и понадеяться, что она решится сама собой! Затянуть срок — худший вариант. Вам выгоднее написать заявление: оно подтвердит, что вы пытались получить информацию. Если заседание пройдет без вас, у вас появится причина обжаловать постановление.

Дату рассмотрения административного дела удастся узнать и на официальном сайте суда в графе «Судопроизводство». Поиск доступен по следующим данным:

  • номеру дела;
  • фамилии судьи;
  • вашим ФИО;
  • статье КоАП.

Способ не назвать надежным, поскольку информация размещается с опозданиями. Другим вариантом будет телефонный звонок в канцелярию, но эффективнее явиться лично.

Как проходит рассмотрение административного дела: описание этапов

Подготовились к заседанию, собрали документы, изучили материалы? В назначенный день приходите по указанному адресу за 30 мин. до времени, указанного в повестке. Ведь, если вы опоздаете, процедуру проведут без вас! Но будьте готовы, что придется подождать: мировые суды ежедневно рассматривают сотни дел об административных нарушениях. Например, в Вологде каждый месяц проходит 300 разбирательств, в связи с чем на одно и то же время назначают 2—3 заседания. Затем дела рассматриваются с поправкой на явку, поэтому вы заинтересованы прийти вовремя и присутствовать на процессе.

Вам понадобится паспорт: вы покажете его на входе в здание суда.

После того как вы явитесь, зайдите в кабинет секретаря вашего судьи и сообщите о прибытии. Нередки случаи, когда граждане робеют и стоят все заседание в коридоре, а их тем временем считают отсутствующими. Но чаще секретари выходят и спрашивают, кто явился по делу, называя его номер.

Читайте также:  Приватизация гаража в гаражном кооперативе в 2023 году порядок

Особенности административного судопроизводства

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ. Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

В каких случаях допустимо назначение закрытого судебного заседания

Статья 123 Конституции РФ, статья 10 Гражданского процессуального кодекса РФ, статья 241 Уголовно-процессуального кодекса РФ и статья 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливают, что заседания во всех судах России открытые.

Это означает, что любой человек, в том числе и журналист, может присутствовать на заседании суда.

в административном процессе — если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой за- коном тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц;Заседания суда могут быть закрытыми лишь в следующих случаях, предусмотренных законом: В случае проведения открытого судебного заседания судья вправе удалять из зала судебного заседания граждан, только если они нарушали порядок в зале суда. В соответствии со статьей 159, ч. 2 ГПК РСФСР судья вправе удалить лицо, присутствующее при разбирательстве дела, лишь в случае повторного нарушения им порядка в судебном заседании, после того как нарушителю уже было сделано предупреждение.

По результатам рассмотрения административного дела может быть вынесено определение. Это специальный документ, указывающий на некомпетентность судьи или иного должностного лица в отношении ответчика. Самый частый пример — порядок рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей. В процессе судопроизводства раскрывается все больше новых обстоятельств. Суд понимает, что ответчик совершил гораздо больше преступных деяний, чем указано в протоколе. Следовательно, и санкции за нарушения должны быть установлены более строгие. Компетенция представителей мирового суда не содержит вынесения наказания в виде ареста сроком более чем 3 года. Именно поэтому выносится определение — документ, указывающий на передачу делопроизводства другому органу. Нередко представленный документ выносится коллегиальным органом путем голосования. По итогу определение подписывается судьей.

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении в ГИБДД

Самая частая форма административного правонарушения связана с транспортом и правилами дорожного движения. Протоколы о нарушении составляются инспекторами ГАИ, после чего направляются либо в ГИБДД, либо в суд. Каков порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях по ПДД?

Составленный инспектором протокол передается в региональное отделение ГИБДД, где должностные лица проводят объективное расследование. По итогу на водителя накладываются санкции: это, как правило, штраф или лишение профессионального права (вождение автомобилем). Нередко дело передается в мировой суд. В этой инстанции может быть вынесено решение об исправительных работах или административном аресте.

О правилах общения с сотрудниками ГАИ и защите своих прав составлено немало материалов. ПДД — довольно обширный сборник, который является, к тому же, частью КоАП. Если водитель уверен в своей правоте и не желает получать санкции, то он может обратиться к специалисту в области права.

Судебное разбирательство по административным делам

Введение.

Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным, неотъемлемым правом гражданина.
Государство выступает гарантом этого права. Оно его легализует, то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации. Государство устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями. Это право становится регулируемым законом, юридическим правом.

Создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан – необходимое условие становления правового государства.

Гражданское судопроизводство подразделяется на три вида : исковое, особое и производство по делам , возникающим из административно-правовых отношений.

Развитие законодательства России показало, что название третьего из перечисленных видов судопроизводства носит до некоторой степени условный характер.

Условность названия данного вида гражданского судопроизводства состоит в том, что суды в порядке, предусмотренном для этого вида судопроизводства
( гл.22-25 ГПК ), рассматривают и разрешают не только дела, возникающие из административных правоотношений, но и дела, возникающие из конституционных, налоговых и других правоотношений.

Судопроизводство по жалобам на постановления органов внутренних дел.

Суды рассматривают дела по жалобам в случаях, предусмотренных законом.
Такие случаи перечисляются в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях.( КоАП). В пп.1,2,3 ст. 267 КоАП говорится об обжаловании гражданином постановления об административном правонарушении в районный суд, а именно постановления административной комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних районной администрации, решения сельской администрации, поселковой администрации, постановления иного органа ( должностного лица )
( органа внутренних дел) о наложении административного взыскания в виде штрафа и о наложении другого административного взыскания, в п.4 постановления органа внутренних дел ( должностного лица) о наложении административного взыскания в виде предупреждения, зафиксированного на месте совершения правонарушения без составления протокола, — в вышестоящий орган ( вышестоящему должностному лицу).

Судьи районных судов согласно ст.194, 202 и 202 прим . КоАП уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях и применять меры административного взыскания в виде исправительных работ и административного ареста ( ст.31,32 КоАП). Поэтому необходимо отличать две правовые ситуации :
— ситуацию, когда судья единолично применяет административные взыскания в виде штрафа, исправительных работ или ареста за административное правонарушение в соответствии со ст. 202 и 202 прим. ГПК ;
— ситуацию, когда судья единолично рассматривает гражданское дело, но по правилам, предусмотренным главой 24 (ст.236 – 239 ГПК).
— Гражданское дело возникает тогда, когда иные органы ( должностные лица )

, а не судьи согласно правилам о подведомственности дел об административных правонарушениях, рассмотрели и вынесли постановление о наложении административного взыскания. В главе 15 КоАП приведены названия 33 органов государства, должностные лица которых имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях и постановления которых можно обжаловать в суд для проверки их законности в порядке гражданского судопроизводства. В п.5 ст.194 гл.15 КоАП указаны органы внутренних дел. В главе 16 ст.203 обозначена подведомственность дел об административных правонарушениях которые могут рассматривать органы внутренних дел.

Данный вид судопроизводства не был предусмотрен в ГПК 1923 г., и производство по делам, связанным с судебным обжалованием административных взысканий в виде штрафов, было регламентировано в ГПК РСФСР 1964 г.

Процессуальный порядок рассмотрения и разрешения таких дел был необходим, поскольку судебное обжалование постановлений о наложении штрафа было предусмотрено в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1961 г. « О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке « и в ст. 21-25 Указа Президиума Верховного

Совета РСФСР от 3 марта 1962 г. « О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке».

Подача жалобы.

В течении десяти дней со дня вручения гражданам и должностным лицам объявления постановления о наложении штрафа или о взыскании в административном порядке они вправе обжаловать соответствующие действия в суд по месту жительства.

Объявление постановления по делу об административном правонарушении и вручение копии постановления происходит в соответствии со ст.26 КоАП.

Копия постановления в течении трех дней вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе.

Копия постановления вручается под расписку. В случае, если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая запись в деле.

Порядок вручения копии постановления определяет исчисление десятидневного срока для обжалования постановления в суд. Если копия постановления вручена под расписку, то десятидневный срок обращения исчисляется с даты вручения, зафиксированной в производстве по делу об административном правонарушении. Если же копия постановления высылается по почте, то десятидневный срок следует исчислять с момента вручения копии постановления гражданину почтой.

Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от 14 апреля 1988 г. « О некоторых вопросах рассмотрения судами в порядке гражданского судопроизводства жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях»»( пп. 3, 5) в редакции Постановления Пленума № 11 от 21 декабря 1993 г. разъяснил судам, что недопустим отказ в возбуждении дела в суде по мотивам пропуска срока на подачу жалобы, истечения сроков наложения взыскания, исполнения постановления. В случае пропуска десятидневного срока обращения в суд по уважительной причине он может быть восстановлен судом по заявлению лица, в отношении которого вынесено постановление.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда сахалинской области в 2023 году

Обратиться с жалобой в суд вправе не только лица, привлеченные к административной ответственности ( ст.247 КоАП), но и потерпевший ( ст.248 КоАП), законные представители (ст.249 КоАП), представители в лице адвоката при наличии полномочий, удостоверенных ордером юридической консультации ( ст. 250 КоАП), другие представители при наличии доверенности.

Жалоба должна соответствовать требованиям ст. 126 ГПК и содержать сведения, необходимые для своевременного и правильного ее разрешения, а именно : фамилия, имя, отчество лица, обращающегося в суд, и его адрес; наименование органа ( должностного лица ), постановление которого обжалуется; дата его вынесения и вручения копии; обстоятельства, которыми гражданин обосновывает свое несогласие с постановлением; доказательства, подтверждающие доводы жалобы.

В стадии подготовки дела к судебному разбирательству судья, установив, что представленных доказательств недостаточно, вправе предложить той и другой стороне представить дополнительные доказательства. В случаях, когда представление доказательств затруднительно, судья по ходатайству лица, подавшего жалобу, или должностного лица истребует письменные либо вещественные доказательства.

В соответствии со ст. 270 КоАП подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания. Поэтому судья, приняв жалобу к рассмотрению, должен поставить в известность орган, осуществляющий исполнение постановления, о поданной жалобе и о приостановлении в связи с этим исполнения постановления о наложении административного взыскания.

Рассмотрение жалобы.

Жалоба рассматривается судом в десятидневный срок. Заявитель и государственный орган или должностное лицо извещаются о времени и месте заседания, однако их неявка не служит препятствием для разрешения дела.

Судебное разбирательство по административному делу – сроки

Если административным истцом соблюдены правила подготовки и подачи административного иска, суд обязан вынести одно из следующих процессуальных решений:

  • о принятии к производству административного иска и подготовке дела к судебному разбирательству. Судьей такое решение должно быть принято в течение 3 дней с даты поступления административного иска, копии иска и приложения к нему направляются административному ответчику;
  • об отказе в принятии административного иска. Основания принятия такого решения установлены ст. 128 КАС РФ, выносится оно в форме мотивированного определения, на которое может быть подана частная жалоба, так как повторная подача такого же административного иска более не допускается.
  • об оставлении административного искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в т.ч. касательно прилагаемых к иску документов и правильного определения такого вида судебных расходов, как госпошлина. Соблюдение установленного судьей срока для исправления ошибок обязательно, иначе административный иск будет возвращен и считаться не поданным. Когда исправленное административное исковое заявление или необходимые документы поступят в суд, его принимают к производству, причем срок рассмотрения дела течет с даты подачи первоначального административного иска.
  • о возвращении административного иска. В частности, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования административного спора, при нарушении правил подсудности и др. (ст. 129 КАС РФ).

Срок рассмотрения административного дела, по общему правилу, не должен превышать 2 месяцев с даты поступления в суд административного иска (если в первой инстанции по правилам подсудности дело рассматривает Верховный суд – 3 месяцев). Указанный срок может быть продлен председателем суда, в котором рассматривается дело на срок до одного месяца. Административному истцу же предоставлена возможность воспользоваться правом подать заявление об ускорении рассмотрения административного дела (подробнее – ст. 10 КАС РФ).

Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях?

«14» августа 2012 года в эфире радио “Эхо Москвы Вологда” транслировалась радиоперадача “Право руля”, посвященная юридической защите прав автовладельцев. Тема радиопередачи – “Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях”. В программе принимали участие: юрист Суслов Иван Сергеевич, адвокат Чумаков Александр Александрович и Начальник административной практики Управления ГИБДД УВД Вологодской области Зайцев Сергей Леониодович. Краткие выдержки и советы из данной передачи Вы можете прочитать в данной статье.

14 августа 2012 года в эфире радио “Эхо Москвы Вологда” транслировалась радиоперадача “Право руля”, посвященная юридической защите прав автовладельцев. Тема радиопередачи – “Как вести себя в суде по делам об административных правонарушениях”. В программе принимали участие: юрист Суслов Иван Сергеевич, адвокат Чумаков Александр Александрович и Начальник административной практики Управления ГИБДД УВД Вологодской области Зайцев Сергей Леониодович. Краткие выдержки и советы из данной передачи Вы можете прочитать в данной статье.

Первое, что необходимо сделать, прежде чем идти в суд – основательно подготовиться к процессу. Особенность дел об административных правонарушениях заключается в том, что протокол судебного заседания по таким делам не ведется. Соответственно все объяснения и ходатайства по делу желательно подготовить в письменной форме. В противном случае, при дальнейшем обжаловании будет сложно доказать, что Вы приводили те или иные доводы. Кроме того, письменная форма объяснений лучше воспринимается судьей, что увеличивает Ваши шансы на положительный исход дела.

От того, насколько хорошо Вы подготовитесь к делу уже в суде первой инстанции, зависит очень многое. Не стоит рассчитывать на заверения недобросовестных юристов, обещающих выиграть любое проигранное дело при обжаловании. Согласно официальнйо статистике, приведенной на сайте Департамента по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области, мировыми судьями Вологодской области за первые шесть месяцев 2012 года рассмотрено 54962 административных дел, из них отменено или изменено 384 судебных акта, что составляет всего 0,6%. По большинству судебных участков, расположенных на территории г. Вологды количество отмен судебных актов за первые полгода 2012 не превышает 7 на участок (менее 1%). Эта статистика не говорит о том, что обжаловать судебное решение бессмысленно, поскольку не все судебные акты из приведенных 54 тысяч были обжалованы, но если Вы решили писать жалобу на Постановление по делу об административном правонарушении, необходимо ответственно подойти к выбору компетентного адвоката или юриста и трезво оценить Ваши шансы на успех.

Итак, Вы подготовились к делу, собрали необходимые доказательства, написали объяснения и ходатайства. В суд необходимо явиться заблаговременно за несколько минут до судебного заседания, в противном случае дело могут рассмотреть без Вас. Вместе с тем, нужно быть готовым к тому, что придется некоторое время подождать. Мировые судьи рассматривают громадное количество дел об административных правонарушениях (по некоторым участкам в Вологде нагрузка на судью составляет более 300 дел в месяц, не считая гражданских и уголовных дел), в связи с чем практикуется вызов лиц, участвующих в деле, на одно и то же время с целью дальнейшего рассмотрения в зависимости от фактической явки. При явке в суд необходимо иметь при себе документ удостоверяющий личность (паспорт), который необходимо предъявить судебному приставу при входе в здание суда.

При рассмотрении дела придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • к судье необходимо обращаться «Ваша честь», либо «Уважаемый суд», обращения по имени и отчеству не допускаются;
  • необходимо вставать, когда судья входит в зал судебного заседания. Стоя также делаются заявления, устные обращения к суду и даются объяснения по делу. Исключения из этого правила допускаются с разрешения судьи;
  • отключите мобильные телефоны, либо переведите их в бесшумный режим, чтобы не мешать нормальному ходу процесса;
  • вы можете вести аудиозапись судебного заседания, специального разрешения на это не требуется. В дальнейшем это поможет Вам систематизировать полученную информацию и грамотного составить жалобу на постановление по делу. Видеозапись допускается с разрешения судьи;
  • руководство процессом осуществляет судья, поэтому внимательно слушайте, что он говорит. Даже если Вы ни разу не были в суде, судья подскажет Вам, что необходимо делать;
  • после проверки явки лиц участвующих в деле и разъяснения Вам процессуальных прав, Вы можете заявить необходимые ходатайства по делу (о вызове свидетелей; об истребовании дополнительных доказательств; приобщении к делу документов и т.д.);
  • говорите спокойно и уверенно, внимательно слушайте вопросы и не торопитесь на них отвечать, чтобы не сказать что-либо против себя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *