- Уголовное право

Что такое состояние аффекта (в психологии)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое состояние аффекта (в психологии)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Аффективные реакции отрицательно отражаются на деятельности человека, понижают уровень организованности. В таком состоянии человек совершает неразумные действия. Чрезвычайно сильное возбуждение сменяется торможением и в результате заканчивается усталостью, упадком сил, ступором. Нарушения сознания приводят к частичной или полной амнезии. Несмотря на внезапность, душевное волнение имеет свои этапы развития. В начале аффективного состояния, можно остановить душевное эмоциональное волнение, а на конечных этапах, утрачивая контроль, человек не может самостоятельно остановиться.

Меланхолическая депрессия

Меланхолическая депрессия может развиваться с самого раннего возраста, первые симптомы можно наблюдать уже в возрасте 3-4 лет. Как правило, детки жалуются на усталость, боли в разных частях тела без четкой локализации, отказываются от игр, прогулок. В более старшем возрасте они часто сетуют на скуку, тоску, они безучастны в играх с другими детьми, их воспоминания носят печальный характер. Настроение таких детей постепенно снижается, им тяжело вставать по утрам, они остаются вялыми продолжительное время, имеют уставший вид и страдальческое выражение лица, сниженный аппетит, наблюдаются нарушения сна, потеря веса. Периоды меланхолии могут сменяться беспокойством. Приступы меланхолической депрессии могут продолжаться от 3-5 недель до 4-6 месяцев.

    Выделяют следующие виды аффекта:

    • Классический аффект. Стремительная, бурно протекающая эмоциональная реакция взрывного характера. Длится крайне малый период времени, после чего наступает спад.
    • Кумулятивный аффект. Первая фаза кумулятивного аффекта обычно сильно растянута во времени — от нескольких месяцев до нескольких лет. В течение этого времени развивается психотравмирующая ситуация, которая обуславливает кумуляцию (накопление) эмоционального напряжения. Сам по себе аффективный взрыв может наступить и по незначительному поводу, который играет роль «последней капли».

    Какие реакции вызывают у аналитика дискретные аффекты, настроения и аффективные состояния?

    Как правило, аффективные переживания, расположенные над нейтральной линией (симпатия, удовлетворенность, гордость, храбрость, оптимизм, доброта, энергичность, уверенность, эффективность), позволяют пациенту ощущать себя в безопасности, когда он рассказывает аналитику о своих мыслях. И наоборот, недоверие, зависть, чувство стыда, страх, печаль, чувство вины, пассивность, ощущение небезопасности и своей неумелости обычно становятся причиной защитных мер и не позволяют пациенту раскрыться. Поскольку дискретные аффекты и настроения чувствительны к ситуации и открыты для рефлексии, часто бывает нетрудно понять, насколько они соответствуют реальным условиям.

    Прямой подтверждающий ответ, как правило, подкрепляет позитивный аффект или позитивное настроение пациента. Негативные аффекты и настроения могут усиливаться (или ослабевать) в качестве соответствующего ответа на расспросы и проявление интереса со стороны аналитика (схема 4). В таком случае характер ожидания, которое может стать причиной дискретного позитивного или негативного аффекта или настроения, можно сравнительно легко довести до сознания пациента, раскрывая разные по своей интенсивности и длительности трансферентные конфигурации.

     =========================================================== Схема 4. ---------------------------------------------------------- Позитивный аффект Безопасность Возможность проверки и настроение на соответствие условиям Негативный аффект Защищенность и настроение =========================================================== 

    Интенсивные аффективные состояния также могут сопровождаться чувством безопасности или защищенности. Восторг, спокойная удовлетворенность собой, представление о своем совершенстве, опрометчивый отказ, воодушевление, высокомерие, ярость, грандиозность и всемогущество подкрепляют у пациента мысли и способы поведения, которые он не стремится ни обсуждать, ни ставить под сомнение. Ощущение безопасности воспринимается пациентом как зависящее от сохранения его состояния. Интервенции, нацеленные на ослабление самовозвеличения пациента или устранение опасных аспектов состояния, приводят к тому, что как опасность расценивается аналитик, а не эмоциональное состояние как таковое. Постоянная и/или интенсивная подозрительность, ненависть, неудовлетворенность, невыносимое чувство стыда, ужас, депрессия, жалость к себе, униженность, апатия, ощущение себя жертвой и чувство неадекватности, как правило, в качестве общего ориентира нацелены на достижение чувства защищенности. Оспаривание их обоснованности или даже выяснение их источников часто чревато тем, что по отношению к аналитику возникают аверсивные чувства.

    Аффективные состояния, выражающие ощущения безопасности и защищенности, как это ни парадоксально, сходны в том, что они являются источниками сопротивления исследованию и изменению. Пациент, который испытывает состояние восторга, гиперидеализации и самовозвеличения в разных формах, будет чрезвычайно сопротивляться его осмыслению и исследованию или утрате временного ощущения защищенности. Многие поступки, продиктованные этими состояниями, часто объединяемыми термином «грандиозность», является защитными или следствием дефицитов. Мы считаем необходимым подчеркнуть крайне важные в клиническом отношении факты: 1) их источниками обычно является сочетание предшествующих тяжелых или травматических переживаний, 2) в их развитии неизменно играют определенную роль конфликты и 3) каждый случай требует исследования его значения. Нежелание изменяться является обязательным атрибутом; поэтому неспособность аналитика распознать настойчивое стремление пациента сохранить ощущение безопасности может быть расценено как недостаток эмпатии. В свою очередь ощущение пациентом недостатка эмпатии ведет к усилению его защит — теперь иатрогенному по своему происхождению — и часто к возникновению аверсивного состояния. Аверсивное состояние гнева, унижения, страха, бессилия, беспомощной зависимости, жалости к себе и неприспособленности можно связать с отчаянием человека, всеми силами цепляющегося за свое прошлое ощущение безопасности. Эти состояния действительно являются дистонными и аверсивными, но пациент может расценивать их как знакомые, как аспект идентичности и как надежную защиту от нового переживания надежды, разочарования и фрустрации. Аналитик способен помочь, если он понял мотив пациента цепляться за свое состояние и внушает ему уверенность, оставаясь с пациентом, находящимся в таком состоянии (сдерживание аффекта). Расспросы, касающиеся «реальности» аверсивных аффектов и обесценивание серьезности нынешней ситуации путем интерпретации «реальной» причины в прошлом часто воспринимается как недостаток эмпатии и усиливает потребность пациента защищаться.

    Читайте также:  Газификация в сельской местности закон

    Техники, содействующие обретению чувства безопасности

    Какие технические подходы позволяют анализанду почувствовать себя в достаточной безопасности, чтобы воссоздать аффективные состояния, отображающие важные жизненные переживания, которые необходимо исследовать, а также чтобы не допустить возникновения барьеров, препятствующих рефлексивному пониманию состояний? Ключом ко всему является эмпатический способ восприятия. По мере того как аналитик достигает успехов в выявлении аффектов и настроений анализанда и в понимании соответствующих мотиваций, аффекты, как правило, остаются гибкими, происходит расширение сознания и появляется чувство безопасности. По словам Фридмэна, «любовь или иллюзия любви проявляется тогда, когда кто-то подкрепляет субъективно переживаемое человеком чувство опоры» (Friedman, 1995, p. 446). Когда аналитик совершает неизбежные ошибки в выявлении аффекта, настроения и/или мотивации, представляемой с позиции пациента, вслед за этим часто возникает аффективное состояние, вызванное такой неудачей. Характерной особенностью многих таких ошибок является ощущение, возникающее у пациента, что к нему относятся как к «объекту», а его субъективные качества игнорируются или не замечаются (объектификация, Broucek, 1991). Если пациенту и аналитику удается сдержать аффективное состояние и начать исследовать его возникновение, вызванное эмпатической ошибкой, пациент получает возможность скорректировать восприятие аналитиком источника разрушительного состояния. Своей открытостью к восприятию анализанда аналитик подкрепляет его способность делать рефлексивные наблюдения и оказывать влияние. Такое утверждение пациентом себя помогает уменьшить асимметрию между собой и «экспертом», пробуждая аффекты эффективности и компетентности, создающие противовес разрушительному состоянию. Часто может присутствовать дополнительный фактор. Пациент со своих позиций может определить роль аналитика в разрыве контакта (Hoffman, 1983), и часто эта атрибуция делается в терминах аффектов и аффективных состояний: «Вы замолкаете и лелеете свои чувства обиды, когда я не принимаю того, что вы мне говорите». Или: «Вы говорите так, словно вам все известно, а я ничего не знаю». Или: «Вы слишком уверены в своей привлекательности, чтобы понять, что я чувствую». Эти атрибуции обиды, всеведения и самосовершенства предоставляют возможности для исследования влияния состояния одного человека на другого, если аналитик позволяет себе «примерить» атрибуцию. Будучи открытым для предположений и позволяя себе вчувствоваться в состояние, иногда распознавая смутно воспринимаемые аспекты самости, на которые было оказано влияние в интерсубъективной сфере, аналитик может моделировать готовность к исследованию воздействия аффективного состояния, которое неизбежно оказывает влияние на диадические отношения.

    Лечение аффективных расстройств

    В медицинской практике лечение аффективных расстройств разрабатывается индивидуально для каждого пациента. Требуется учитывать присутствующую симптоматику, наличие дополнительных заболеваний. При разработке программы проводятся процедуры, призванные:

    • купировать активную стадию заболевания, если она присутствует;
    • устранить причину, вызвавшую патологию;
    • провести психотерапевтическую работу;
    • с помощью социальной работы повысить адаптационные способности.

    Состав комплексного подхода к проведению терапии всех типов синдромов включает:

    • применение медикаментозного лечения;
    • психотерапия;
    • социальная реабилитация.

    Аффективное расстройство личности

    Нарушение регуляции настроения наблюдается у многих людей на протяжении всей продолжительности жизни. Такими перепадами страдают или просто отличаются впечатлительные граждане, склонные к повышенному восприятию происходящего. Но далеко не все случаи нарушения регуляции имеют клинический характер.

    Патология отличается заметой и цикличной сменой депрессии и эйфории. В случае отсутствия лечения такие перепады могут происходить даже без дополнительных провоцирующих факторов.

    Пациенты, страдающие аффективным расстройством личности любого типа редко в состоянии контролировать смену своего состояния. Для контроля состояния требуется наблюдение у специалиста с целью оперативного включения медикаментозного лечения. Аффективное расстройство личности без проведения лечения приводит к разрушению персоналии больного. Оно снижает качество жизни, разрушает личную и социальную жизнь. Периоды снижения и подъема энергии разрушают организм, часто приводя к суицидальным настроениям.

    Симптомы аффективных расстройств

    Внешние проявления зависит от вида нарушения и степени тяжести развития заболевания.

    Часто люди с аффективным расстройством симптомы болезни не замечают или игнорируют. Это связано с тем, что у них отсутствует критика к собственному состоянию. Поэтому здесь важно внимательность и забота со стороны близких людей.

    К основным моментам, на которые следует обратить внимание, относят:

    • резкие перемены настроения от «плюса» к «минусу», которые длятся от 2-3 недель до нескольких месяцев;
    • изменения в поведении и восприятии себя и окружающего мира, например, увеличение собственной значимости;
    • скачки мыслительной деятельности и речи: то быстрая и невнятная, то медленная и заторможенная.

    Рассмотрим признаки аффективного расстройства в зависимости от фазы настроения. Для депрессивного эпизода характерно:

    • ночная бессонница и/или дневная сонливость;
    • подавленное угнетенное настроение;
    • апатия;
    • заторможенность в движениях;
    • речь медленная;
    • отсутствие аппетита;
    • мрачные мысли, иногда суицидального характера;
    • отсутствие интереса к прежним увлечениям.

    При маниакальном варианте расстройства наблюдаются противоположные признаки:

    • усиление аппетита;
    • чрезмерная подвижность, живая мимика, активная жестикуляция;
    • быстрая, невнятная речь, скачки с одной темы на другую;
    • человек берется за большое количество дел, но редко доводит их до конца;
    • повышение сексуального желания;
    • высокая отвлекаемость, невозможность сосредоточиться на чём-то одном;
    • бредовые мысли и идеи, касательно собственной значимости.
    Читайте также:  Расчет и выплата выходного пособия: кому, когда и сколько?

    Эмоции и чувства — процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки.

    Во-первых, они характеризуются полярностью, то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье — грусть, радость — печаль; счастье — горе и т.д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

    Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность. Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки. Различают эмоции:

    — стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев);

    — астенические, — сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

    Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность, целостность: в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску. Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

    Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций — неотделимость их от других психических процессов. Эмоции взаимосвязаны с психической жизнью, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное — неприятное), в мышлении — как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

    Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

    В психологии аффекты имеют характеристику стеничности, то есть бывают активизирующие (вроде гнева) и парализующие (ужас, испуг), так же есть характеристики валентности, силы, границ определяющих вменяемость. Таким образом, любое чувство может переживаться в аффективной форме. Сюда относятся и случаи аффективного восторга на выступлении любимого ансамбля, и аффективный гнев болельщиков на стадионе, недовольных качеством судейства, и религиозный экстаз и т.д. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы, речи. Такими могут быть ужас, отчаяние. Или, если человек неожиданно получает приятное известие, он теряется, не знает, что сказать. Причиной аффекта может стать конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием, стремлением чел. к чему-либо и объективной невозможностью удовлетворить возникшее побуждение, причем человек или не хочет осознать эту невозможность, или не может с ней примириться. Конфликт может заключаться и в повышенных требованиях, предъявляемых к чел. в данный момент, и его переживаниях, неуверенности в своих силах, недооценке своих возможностей.

    Кому свойственны аффекты?

    В профайлинге мы также можем встретиться с понятием аффекта в разрезе темы подростков с гипертимными и эпилиптоидными чертами характера. Физически слабые подростки при невозможности прямо отомстить обидчику, портят его вещи, распространяют порочащие его слухи, но иногда удивляют окружающих прямой агрессией по адресу заведомо более сильных.

    Безвыходная, по мнению подростка, критическая ситуация внезапно, по механизму «короткого замыкания», может привести к решению покончить с собой без оглядки на возможные последствия. Желание умереть может возникнуть быстро, без предшествующих мыслей и представлений, в связи с бурным аффектом гнева, обиды или страха при известии об изменен любимого человека, грозящем разоблачении неблаговидных дел, незаслуженном, особенно публичном оскорблении. Способ самоубийства случаен, зависит от обстановки. Это нанесение порезов, вскрытие вен, отравление газом, лекарствами, средствами бытовой химии. На высоте аффекта подросток не раздумывает о действенности того или иного способа самоубийства. Суицидные попытки редко ведут к смерти, так как подростки плохо представляют силу действия принятых средств. Однако именно неумелость и некомпетентность могут стать причиной летального исхода.

    Ситуативно обусловленные уходы из дома вызваны потребностью немедленно оказаться вне психотравмирующей ситуации. Причинами таких уходов могут быть страх наказания или эмоциональное отвержение в семье, угроза расправы со стороны сверстников. Эти побеги заранее не планируются, совершаются, как правило, в одиночку. Подросток стремиться забыться отвлечься от неприятных переживаний, испытать приятные ощущения. Такие уходы характерны для неустойчивых и сенситивных подростков.

    Проявление острых аффективных реакций могут быть окрашены демонстративностью. Причинами демонстративных аффективных реакций служат обиды со стороны эмоционально-значимых лиц, страх разоблачения или наказания и т.д. демонстративные действия направлены на то, чтобы избавиться от неприятностей, вызвать жалость, сохранить добрые отношения родных и сверстников.

    Чаще всего выделяется стеническая, та, которая приводит к агрессии, и астеническая, которая обуславливает страх, формы аффективных состояний. Для СПЭ обвиняемых юридическую важность имеет только первая категория, в то время, как астеническая учитывают оценивая беспомощное состояние жертв.

    Замечание 4

    Необходимым фактором аффективных состояний, которые рассматриваются в общей психологии есть внезапность их появления. Большинство из негативных стенических аффективных состояний являются взрывными и являются ограничителем сознательного волевого контроля производимых действий.

    В то же время, взрыв аффективного состояния это не обязательный признак всех таковых. Следует отметить, что многие практикующие психологи и психотерапевты неверно определяют понятия «внезапности» и «взрывного характера» эмоциональных реакций. Субъективно, внезапностью можно охарактеризовать неожиданный для самого человека переход на новый уровень эмоционального состояния, который может сопровождаться эмоциональным всплеском далеко не во всех случаях. В то же время, взрывной характер эмоционального возбуждения не является признаком того, что такое возбуждения наступает внезапно для него, ведь, возможно, оно является следствием «взвинчивания» и «попустительства» самого себя.

    Читайте также:  Пенсионный возраст в Беларуси в 2023 женщины

    В соответствии с данной информацией можно вывести определение.

    Определение 2

    Аффективные состояния (в общей психологии) — это эмоциональные состояния, которые возникают внезапно для самого человека, по своему характеру зачастую имеют высокую интенсивность, малую длительность и различную модальность, которые наступают в результате конкретных ситуаций и их различают по количеству и качеству от непосредственных эмоций, и, смотря на то, какая у них интенсивность, могут характеризоваться как ограничивающие свободу волеизъявления человека в определенных ситуациях.

    Данное свойство присуще определенной части аффективных состояний и находит отражение в термине «физиологический аффект», используемом в теории и практике СПЭ, описывающего классическую феноменологию эмоциональных реакций, которые обладают конкретными признаками. Позже, в процессе исследований был также выявлен «кумулятивная» вариация «физиологического аффекта».

    Таблица 1. Соотношение различных понятий аффективных состояний

    Формы выражения в поведении

    Сравниваемые характеристики

    Аффект (в общей психологии)

    Аффект — внезапно возникшее сильное душевное волнение

    Основание выделения понятия

    Дифференциация с эмоциями по функции и способу регуляции деятельности

    Дифференциация с эмоциями по интенсивности и степени дизрегуляции поведения

    Модальность

    Широкий диапазон — от положительно до отрицательно окрашенных

    Узкий круг отрицательно окрашенных переживаний (гнев, ярость)

    Формы выражения в поведении

    Стенические (чрезмерная двигательная активность) и астенические (оцепенение)

    Только стенические

    Свойства

    Внезапность возникновения

    Внезапность возникновения

    Реакция на уже наступившую ситуацию (широкий круг аффектогенных ситуаций )

    Реакция на противоправные или аморальные действия потерпевшего или связанную с ними длительную психотравмирующую ситуацию

    Сравниваемые характеристики

    Аффект (в общей психологии)

    Аффект — внезапно возникшее сильное душевное волнение

    Возникновение помимо воли субъекта

    Возникновение помимо воли субъекта

    Трехфазность динамики

    Возможность саморегуляции большого круга аффектов

    Ограничение способности к адекватному отражению («частичное сужение сознания») и саморегуляции («дезорганизация»)

    Функции

    С ледообразование

    Следообразование (в длительной психотравмирующей ситуации)

    Дезорганизация

    Дезорганизация

    Мобилизация

    Мобилизация

    Аккумуляция

    Аккумуляция

    Канализация

    Если человек научится распознавать приближение аффекта, он сможет оказывать себе помощь самостоятельно. Для этого нужно:

    1. Развивать эмоциональный интеллект, учиться дифференцировать собственные эмоции. Умение понимать и классифицировать собственные эмоции позволит человеку выявлять причины их появления и своевременно минимизировать действие негативных факторов.
    2. Научиться говорить о чувствах. Если сообщать коллегам и друзьям о том, какие эмоции вызывают их действия, решать проблемные ситуации станет легче.
    3. Научиться выражать негативные эмоции социально приемлемыми способами. Так, например, психологи советуют рвать бумагу во время приступа ярости, пойти на пробежку, если не удается найти компромиссное решение.
    4. Прислушиваться к собственным потребностям и желаниям. Если человек хочет быть счастливым, он должен удовлетворять свои потребности.
    5. Вести дневник эмоций. Диалог с самим собой в письменной форме поможет человеку глубже понять свои чувства, наметить план саморазвития.

    Патологический аффект

    Патологический аффект это бурно протекающая и отличающаяся внезапностью возникновения психофизиологическая реакция, при которой интенсивность переживания значительно выше чем при физиологическом аффекте, а характер эмоций сосредоточен вокруг таких состояний как ярость, гнев, страх, отчаяние. При патологическом аффекте обычно нарушается нормальное протекание важнейших психических процессов – восприятия и мышления, исчезает критическая оценка реальности и резко снижается волевой контроль над действиями.

    Немецкий психиатр Рихард Крафт-Эбинг обращал внимание на глубокое расстройство сознания при патологическом аффекте с вытекающей из него обрывочностью и спутанностью воспоминаний о произошедшем. А отечественный психиатр Владимир Сербский относил патологический аффект к состояниям умоисступления и беспамятства.
    По мнению врачей состояние патологического аффекта обычно длится считанные секунды, в течение которых происходит резкая мобилизация ресурсов организма – человек в этот момент способен демонстрировать ненормальную силу и реакцию.

    Функции и фазы протекания

    Каждый аффект проходит 3 стадии развития:

    1. Подготовительная. Эта стадия может развиваться стремительно, а может длиться достаточно долго. Она возникает непосредственно после ситуации раздражения в виде эмоциональной реакции. Человек практически утрачивает самоконтроль, но все еще в состоянии осознавать действительность. На этом этапе он еще может справиться со своими эмоциями и не перейти в ситуацию нападения. Но если человек не успевает или даже не пытается остановиться, эмоциональная реакция переходит на вторую стадию.
    2. Эмоциональный взрыв. Стадия непосредственной неконтролируемой вспышки эмоций. На этом этапе человек уже не может осознавать свои действия и способен на крайне деструктивные поступки, включая нападение и убийство.
    3. Заключительная. На этой стадии человек ощущает сильное опустошение, вызванной предыдущим эмоциональным взрывом. Произошедшее стирается из памяти или заменяется ложными воспоминаниями, человек еще не осознает свои действия, его психика нуждается в отдыхе и «перезагрузке».

    Состояние аффекта может проявиться даже у человека, не склонного к агрессии и негативизму. Все зависит от степени опасности ситуации и дополнительных факторов, например, потребности защитить не только свою жизнь, но и жизнь других людей. В этом случае протекание физиологических процессов изменяется настолько, что человек становится способен на чрезвычайные действия. Например, мать ребенка, на которого наехала машина, может поднять ее голыми руками и удерживать, пока ребенку не окажут необходимую помощь.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *