- Уголовное право

Что отвлекает ребенка от учебы?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что отвлекает ребенка от учебы?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Что такое внимание? В общем смысле – способность сосредотачиваться на объекте, действии, событии, внутренних переживаниях. При этом усиленно работают память, мышление, сенсорика. А концентрация внимания – способность длительно удерживать его на этом объекте, действии, событии, переживании, выделяя «объект» в сознании из всех остальных вокруг.

От чего зависит развитие внимания

Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.

Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.

Каждому хотелось бы вырастить отличника, но ребенок невнимателен на уроках. Что делать в этом случае, знает не каждый родитель. Конечно же, помогать ему развить внимательность и память. Почаще проверять его домашние задания, не бросать все на самотек. Научно доказано, что недостаточное участие или же полное отсутствие мам и пап в учебном процессе их чада отрицательно сказывается на успеваемости детей. Если не хвалить ребенка, он не видит смысла развиваться дальше.

Соответственно, с первых дней поступления в школу и на каникулах необходимо стремиться заинтересовать его учебой. Можно это сделать в игровой форме, рассказывать какие-то интересные факты. Главное, чтобы это нравилось детям и увлекало их в мир знаний, а не являлось неприятной обязанностью, за которую еще и могут поругать.

Техника: сосредоточиться на себе, чтобы сконцентрироваться

Продолжительность: 3 минуты
Порядок действий:

  • Попросите ребенка сесть удобнее, закрыть глаза. Пусть почувствует и назовет точки опоры своего тела на стуле. Перечисление нужно начинать с самой верхней точки и заканчивать самой нижней (от плеч до ступней).
  • Затем попросите его сконцентрироваться на несколько мгновений на макушке головы (в случае надобности положите на нее что-нибудь, например книгу).
  • Попросите его представить, что он рисует цветной круг в этом месте, и чтобы он удерживал этот круг несколько мгновений.
  • Пусть вернется к точкам опоры (перечисляя сверху вниз), затем к кругу, поменяв цвет, и т.д.

Советы:

  • Чтобы ребенок доставал ногами до пола, опустите сиденье стула ниже или поставьте ему под ноги что-нибудь, чтобы он мог ощущать точку опоры на уровне свода стопы, пальцами, пятками. Находясь в классе он может подвинуться на краешек стула, чтобы ноги коснулись пола.
  • Чтобы «почувствовать» зону макушки головы (которой уделяется большое внимание в практике йоги), положите на нее что-нибудь весомое (толстую книгу, например) и подержите несколько секунд. После этого останется легкое «ощущение присутствия»(биение, пульсация, ощущение давления или легкости).
  • Вариант в положении стоя: пусть ребенок положит себе на голову книгу так, чтобы она не падала. Приведите ему в пример африканских женщин, которые носят так тяжелые корзины, сохраняя идеальное равновесие.

Почему это происходит?

Рассмотрим, из каких дисфункций нервной системы состоит дефицит внимания.

1. Ребенок плохо воспринимает информацию на слух

Нет, ребенок не глухой, но его мозг не умеет эффективно обрабатывать то, что слышат уши. Иногда кажется, что он плохо слышит, потому что такой ребенок:

  • часто переспрашивает;
  • не сразу отзывается, когда его зовут;
  • постоянно в ответ на ваш вопрос говорит: «Что?» (но, если вы сделаете паузу, отвечает правильно);
  • хуже воспринимает речь в шуме;
  • не может запомнить просьбу, состоящую из нескольких частей.

2. Не может спокойно сидеть на месте

Многие школьники с трудом высиживают 45 минут: ерзают, раскачиваются на стуле, крутятся. Как правило, эти особенности поведения — проявления дисфункций вестибулярной системы. Такой ребенок использует движение как компенсаторную стратегию, которая помогает ему думать. Необходимость сидеть спокойно буквально блокирует мыслительную деятельность. Нарушения вестибулярной системы часто сопровождаются низким мышечным тонусом, тогда ребенок:

  • «стекает» со стула;
  • постоянно наваливается всем телом на стол;
  • поддерживает руками голову;
  • обвивает свои ноги вокруг ножек стула.
Читайте также:  6-НДФЛ и отчетность по страховым взносам: практические советы эксперта

Причины проблемы могут быть разными, но есть несколько универсальных рекомендаций, которые будут актуальны для всех невнимательных детей.

Обеспечьте ему три часа свободной двигательной активности ежедневно

Для того, чтобы мозг ребенка нормально функционировал, нужно много двигаться. Свободная двигательная активность — это подвижные игры, бег, быстрая ходьба, желательно на улице. Стимуляция вестибулярной системы, которая происходит во время свободных движений ребенка, помогает мозгу настроиться на эффективную обработку информации, которая поступает от ушей, глаз и тела.

Хорошо бы, чтобы ребенок активно двигался не менее 40 минут — утром перед школой, а потом перед тем, как начнет выполнять домашнее задание. Даже если ребенок очень долго делает домашнее задание, нельзя лишать его прогулок и занятий в спортивных секциях. Иначе возникнет замкнутый круг: недостаток двигательной активности усилит невнимательность.

Контролируйте экранное время

Использование планшетов, смартфонов и компьютеров ребенком в начальной школе может снижать способность к обучению по двум причинам:

  • устройства с экраном уменьшают время двигательной активности, а она необходима для развития и нормального функционирования мозга;
  • ребенку хочется проводить перед экраном все больше и больше времени в ущерб всем другим занятиям.

Даже взрослому человеку трудно заставить себя работать, не отвлекаясь на проверку сообщений в телефоне и просмотр ленты в социальных сетях. Ребенку еще труднее, потому что у него функционально не созрела префронтальная кора мозга. Поэтому, если ваш ребенок пользуется смартфоном или планшетом, введите ограничение экранного времени.

  • Объясните, почему ограничение экранного времени необходимо, — это позволит ему не отвлекаться и быстрее выполнить важные дела.
  • Договоритесь о том, сколько времени и когда он может пользоваться телефоном или планшетом. Пока не сделано домашнее задание и не выполнены обязанности по дому, экран должен быть заблокирован.
  • Если ребенок не соблюдает эти правила, то он вообще не пользуется телефоном и планшетом.
  • Родителям необходимо помнить об установленных ими правилах и постоянно следить за их выполнением.

Не тормозите и не торопите ребенка

Гиперактивного ребенка пытаются постоянно заставить сидеть спокойно. Медлительного — подгоняют. И то и другое обычно приводит к тому, что признаки невнимательности усиливаются, так как ребенок постоянно находится в стрессовой ситуации. Если бы ребенок мог работать в другом темпе, он бы это сделал.

  • Если ребенок гиперактивный, ему нужно давать поручения, которые позволяют подвигаться: раздать тетради, передвинуть стулья и так далее. Интенсивная физическая активность перед уроками поможет лучше чувствовать свое тело, а значит дольше оставаться внимательным.
  • Если ребенок медлительный, разбивайте задания на небольшие части. Возможно, ему понадобится дополнительное время для выполнения задания.

Внимание — это свойство ума, которое имеет несколько граней:

  • Концентрация отражает способность сфокусировать внимание на конкретном занятии, несмотря на наличие отвлекающих обстоятельств. Пример — решение задач в классе, где присутствует еще 20 других учеников. Если ученика сбивает с мысли любой шорох, то нужно работать над развитием концентрации.
  • Объем — показатель того, сколько разных предметов ребенок может удерживать одновременно в фокусе своего внимания. Норма для малышей 5-7 лет — 3-5 объектов, для школьников постарше — до 7 вещей.
  • Устойчивость — как долго может ученик быть сосредоточенным на одной задаче. Именно это качество помогает в выполнении сложных трудоемких заданий, доведении дел до логического завершения (в работе на результат).
  • Распределение внимания — это многозадачность, одновременная работа ума в двух-трех разных направлениях. Очень ценный навык как в учебе, так и в решении текущих жизненных задач. Помогает преодолеть любые трудности, найти выход из сложной ситуации.

ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ УЧАСТИЕ

Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».
Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности — процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этой непростой работе родителям могут пригодиться некоторые специальные упражнения и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.
Приведем лишь некоторые из них.

Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2–4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

Читайте также:  Какие документы нужны для оформления материнского капитала в 2023 году

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5–10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Разнообразные игры и упражнения на развитие внимания широко представлены в психолого-педагогической литературе. Основное условие, которое необходимо соблюдать родителям в ходе проведения такой работы, состоит в том, что занятия с ребенком должны носить систематический характер.

Задания на развитие внимания можно предлагать детям в форме игр, соревнований и проводить не только в обязательно отведенное для этого время, но и как бы между прочим, например по дороге в магазин, на прогулке, во время приготовления ужина и т.д. Самое главное в таких занятиях — заинтересованность взрослых, их внимание к самому ребенку, его успехам и достижениям.

Что помогает воспитать усидчивость и настойчивость?

Получение навыков, не требующих слишком долгого обучения. Многие из них пригодятся и в жизни, и при общении со сверстниками. Важно, чтобы между умением и неумением была понятная граница и формулировка «умею немножко» не складывалась. Сложно сказать, что я «немножко умею плавать». Потому что, когда дно уходит из-под ног, ты или плывёшь, или тонешь. То же с ездой на двухколёсном велосипеде или на коньках. Речь не идёт о воспитании участника велогонок или соревнований по фигурному катанию, хотя, возможно, чем-то ребёнок и заинтересуется всерьёз, но позже. Пока же мы говорим лишь об умении держать равновесие или не бояться определённого вида деятельности. Если подумать, то можно найти массу таких небольших умений. Примите за правило постоянно помогать ребёнку в обретении таких навыков. Например, раз в месяц или в два ставьте ему новую задачу и решайте её вместе. Это интересно. Постепенно он войдёт во вкус.

Приготовление вкусной еды. Если ребёнку больше десяти лет, предоставьте ему поле для творчества. Постарайтесь помогать лишь ненавязчивыми советами. Кто-то скажет, что это занятие для девочек, но есть целый ряд традиционно мужских блюд. Готовить можно вечером, рассчитывая получить таким образом вкусный ужин. Или на природе, для пикника. Вначале посоветуйтесь с юным поварёнком и заинтересуйте его процессом. Идеально, чтобы желание сотворить вкусное блюдо он высказал сам. Совместно изучите разные рецепты и выберите не очень трудоёмкое, но вкусное блюдо. Со временем можно усложнять рецептуру. Изюминка в том, что если работу не довести до конца, то можно всех оставить голодными, а если довести – всеобщее удовлетворение очевидно.

Ремонт в комнате своими руками. Ничто так не оживляет повседневность, как изменения в интерьере. Но даже небольшая перестановка мебели, как правило, чревата массой неприятных неожиданностей в виде оторванных обоев, заляпанных стен и пола, затёртой интерьерной краски. Скромный полёт фантазии может запросто выдать идеи, способные не только исправить ситуацию, но и улучшить её. Оптимально заранее, перед началом ремонта и перестановок, продумать базовые элементы, измерить площади и вписать желаемое в полученные размеры. То есть нужно создать небольшой проект, реализовать его на практике и устранить недоделки. Работа привьёт массу полезных навыков, а необходимость постоянно находиться в комнате заставит завершить начатое.

Для детей лет до девяти задача с ремонтом может оказаться слишком сложной. В этом случае можно ограничиться раскрашиванием больших картинок. Однако и тут желательно организовать всё так, чтобы раскраски имели практическое применение.

Увлечённость рождает настойчивость и умение сосредоточиться

Усидчивость и настойчивость – чрезвычайно важные качества как для постижения школьных предметов, так и для успешной жизни в целом. Их воспитание – большая работа, результаты которой не становятся видны мгновенно. Не нужно заставлять ребёнка часами высиживать за столом и заниматься однообразным делом. Ведь усидчивость как свойство полезно не в буквальном понимании, а как способность довести начатое дело до конца. Ни повышение голоса на ребёнка, ни выдумка наказаний, ни мотивация условными «плюшками» – деньгами или подарками – не смогут дать столь продуктивный эффект в воспитании усидчивости и настойчивости, как действительно интересное занятие. Только искренняя увлечённость может захватить человека полностью и не давать отвлечься на сторонние соблазны. Выявление такого вида деятельности для ребёнка ещё в школе – лучшее, что может сделать родитель для воспитания целеустремлённого, успешного человека.

И если вдруг с первого, второго, третьего раза что-то не получается, не отчаивайтесь. Это говорит лишь о том, что самое интересное дело у вашего школьника ещё впереди. А его поиск сам по себе тоже увлекательное занятие и даёт шанс ребёнку вырасти разносторонним.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет при покупке квартиры

Распределяйте время правильно

Важно помнить, что каждый школьник индивидуален. Одним удобнее заниматься уроками в дневное время, то есть практически сразу после прихода со школы, а другим – в вечерние часы. Поэтому при выборе времени для выполнения заданных на дом упражнений важно учитывать потребности и индивидуальные особенности учащегося.

То же касается и выбора предметов, которые должны изучаться в первую очередь. Не существует одинаково удобного для всех плана домашних занятий – кому-то проще сначала выполнить письменные упражнения, а потом перейти к устным, а кому-то наоборот.

Если у ребенка еще не сформировано понимание того, как ему распределять свой день и в какой последовательности повторять материал, то разобраться в этом могут помочь взрослые. Родителям нужно определить то, в какие часы у школьника наступает пик интеллектуальной активности, и он способен быстрее справляется со своими задачами – именно это время лучше посвятить учебе. Предметы также нужно изучать в том порядке, в котором удается эффективнее с ними справляется.

Психологические практики

Психологи для воспитания концентрации внимания обладают широким арсеналом средств. В первую очередь это популярные практики, помогающие достичь хороших результатов:

  • «Минута тишины» — ребенку нужно в течение минуты не разговаривать с окружающими и сосредоточиться на одном предмете (позже упражнение можно увеличивать до 2-3 минут);
  • «Топ-хлоп» — поиграйте с малышом: нужно топнуть, если фраза правильная и хлопнуть, если это ложь. Подкидывайте самые невероятные вариации, чтобы школьник сосредоточился;
  • «Осмотрись вокруг» – попросите ребенка выделить по одному признаку группы предметов, которые его окружают, при этом выделяйте несколько признаков – форма, цвет, габариты. С каждым разом его перечень должен пополняться;
  • «Слушаю внимательно» – школьник должен назвать слова на одну из букв, которые вы прочитаете в тексте. Чем больше назовет, тем лучше;
  • «Не собьюсь» – счет с исключением отдельных чисел, нужно быть внимательным, чтобы не назвать числа по договоренности.

Хорошо привлекает внимание эффект резкого неожиданного звука. Только не нужно бить по столу линейкой: так можно сломать и ее, и психику слушателей. Но хлопнуть в ладоши, когда в вашем рассказе наступает переломный момент, очень даже можно. Или подыграть тексту. Например, постучать по столу в тот момент, когда в «Горе от ума» Лиза стучится в дверь Софьи Павловны:

«Светает!.. Ах! как скоро ночь минула!
Вчера просилась спать — отказ,
„Ждем друга“. — Нужен глаз да глаз,
Не спи, покудова не скатишься со стула.
Теперь вот только что вздремнула,
Уж день!.. сказать им…
(Стучится к Софии.) Господа,
Эй! Софья Павловна, беда.
Зашла беседа ваша за ночь»

Резкие звуки действительно мгновенно привлекают внимание всей аудитории. Но использовать их часто нельзя, так как информация, которая последует за ними, будет восприниматься публикой как тревожная.

Почему бы не включить фоном аудио с кваканьем, когда вы рассказываете детям о жизни лягушек? Или запись свистящего шума вьюги, когда на географии рассматриваете климат Арктики? А на уроке истории, посвящённом Европе начала ХХ века, к месту будет звучать музыка Вагнера.
Любой аудиоэффект не просто привлечет внимание к вашему выступлению, но и поможет слушателям запомнить факты истории, о которых вы рассказываете.

Аудиоэффекты — это не обязательно включенные в компьютере или в телефоне файлы. Это ещё и ваши действия и звуки. Если на уроке в начальной школе вы изобразите голосом падение астероида в мезозойскую эру, внимание слушателей вам будет обеспечено.

«Мы видим, как астероид приближается все ближе к поверхности земли. Динозавры поднимают головы, чувствуя, что сейчас что происходит что-то необычное. Случайный птеродактиль в недоумении застыл в полете, и вдруг — ба-бах!»

Вот этот «ба-бах!» не просто помогает украсить историю, но и держит во внимании всю аудиторию.

Следите, чтобы дети не уставали

Часто отсутствие дисциплины говорит о том, что дети просто устали. Если вы заметили, что дети отвлекаются, шепчутся, занимаются посторонними делами, смените форму работы. Если вы до этого говорили, приступите к выполнению заданий. Тех, кто больше всего мешает, вызовите к доске и помогите, если задание вызывает затруднение.

Предотвратить возникновение усталости поможет чередование активной и пассивной форм работы, групповой и индивидуальной. Включайте в уроки физкультминутку: дети устают сидеть в одной позе, особенно в младших классах. Включите весёлую музыку и дайте ребятам помахать руками, присесть, побегать вокруг столов.

Дисциплина — это не тишина, а погружённость учеников в процесс. Творческий подход и знания, которые вы получите на курсах в НИИДПО, помогут вам не задаваться вопросом, как поддерживать дисциплину в классе, а сосредоточиться на обучении детей и помочь им достичь высоких результатов.

* Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *