- Уголовное право

Уголовное право, исполнение наказания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уголовное право, исполнение наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия [1].

Участие прокурора в судах первой и второй инстанций

В суде первой инстанции:

  • обвинение может смягчить наказание;
  • особенностью прений является обязательное присутствие прокурора;
  • допускается его участие в репликах;
  • после участия в прениях, до удаления судьи для вынесения вердикта, представитель прокуратуры кратко либо в развёрнутом виде письменно предоставляет материал с проектом решений по делу;
  • обвинителем в трёхдневный срок после последнего заседания может возбуждаться ходатайство, делаться запрос с требованием предоставить возможность изучить протокол суда;
  • закон позволяет судье установить особый порядок для вынесения решения в случае согласия виновного с позицией прокурора.

Сторона обвинения, оценив свои доказательства уже во время судебного рассмотрения в первой инстанции, имеет право выразить аргументированный полный или частичный отказ от вынесенных подсудимому обвинений. Эти действия имеют значение для закрытия дела и преследования, а при частичном отказе – к прекращению разбирательства в этой части.

В суде второй инстанции обвинитель подаёт представление на решения мировых судей до вступления их в силу.

В этом случае приговор приостанавливается.

Исключением является, когда вынесенный приговор:

  • оправдывает обвиняемого;
  • не предусматривает наказания;
  • с наказанием, но без его отбывания, без тюремного заключения либо условного срока.

В судебном заседании участие прокурорского работника необходимо. Суд применяет порядок ведения слушаний тот же, что и для первой инстанции.

Прокурор в судебных стадиях производства

Участие прокурора в рассмотрении российскими судами уголовных дел предусмотрено процессуальным законодательством. Статьёй 37 УПК ему предоставлено право выдерживать линию гособвинения. Этой же статьёй предоставлена возможность отказа в преследовании виновного, но с обязательным предоставлением изложенных в письменном виде причин такого решения.

В соответствии с законодательством судебными стадиями считаются:

  • предварительное рассмотрение;
  • разбирательство в судебной инстанции.

Участвуя в судебных заседаниях, прокурор реализует полномочия, необходимые для объективного вывода о виновности привлекаемого к ответственности.

На предварительном этапе в соответствии с предусмотренными уголовным процессом требованиями:

  • излагается позиция обвинения относительно достоверности доказательств;
  • рассматривается возможность возврата дела в прокуратуру;
  • решается вопрос прекращения дела либо преследования.

Поэтому присутствие прокурора на стадии начального судебного производства является обязательным. В соответствии с 235 статьёй УПК аргументы, приводимые адвокатами пострадавшей стороны, могут быть опровергнуты только представителями прокуратуры.

Право выступать с подачей жалобы на решение суда о прекращении дела либо по избранию меры пресечения регламентируется положениями 236 статьи. На неаргументированное решение судебных органов может быть заявлено представление в апелляционном или кассационном порядке.

На стадии разбирательства в судебной инстанции гособвинитель использует права, предусмотренные 246 статьёй:

  • предъявляет доказательства;
  • изучает имеющие отношение к делу доказательства;
  • высказывает позицию стороны обвинения;
  • предлагает применить конкретное наказание;
  • использует механизм гражданского судопроизводства.

Указанный общий перечень позволяет стороне обвинения входить в состав участников судебного разбирательства и использовать все возможности, предоставленные законом.

До принятия окончательного решения судебной инстанцией у представителя прокуратуры есть право внести изменение с целью уменьшить наказание.

Это делается:

  • исключением квалификационного признака, ужесточающего приговор;
  • применением другой нормы УК, отличной от той, что применялась обвинением изначально;
  • иной квалификацией с менее жёстким наказанием.

Сторона обвинения, согласно 314 статье, может не возражать, но имеет право не соглашаться на проведение суда в особом режиме. Реализация права на возражение предусматривает рассмотрение дела в общем порядке.

Полномочия, предусмотренные для прокуроров

Юридическая литература предлагает рассматривать правовые формы прокурорского надзора как комплекс прав и полномочий прокуроров во время осуществления надзора за работой органов, которые отвечают за предварительное следствие и допрос. Также, данное понятие подразумевает порядок и реализацию вышеуказанных форм. Обычно, момент применения средств права надзора приводит к появлению уголовно-процессуальных отношений между прокурором и органами дознания, предварительного следствия и должностными лицами, которые имеют право участвовать в расследовании уголовного дела.

Определение 2

Под полномочиями подразумеваются закрепленные в законе права и обязанности прокурора.

Замечание 1

К слову, идентичным с понятием надзорного права прокурора, считают понятие рассмотрения руководителем следственного органа поступившие от прокурора требование устранить нарушение федерального закона. Если речь идет об органе дознания, либо о начальнике самого подразделения дознания, здесь вступает в роль понятие исполнения письменного указания прокурора.

Права и обязанности прокурора в уголовном процессе

Прокурорский надзор – осуществляемая от имени РФ деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров по обеспечению точного и единообразного соблюдения законодательства поднадзорными субъектами путем проведения проверок на основе конституционных принципов законности, единства, централизации гласности в рамках, в установленном законом порядке направленная на выявле­ние, предупреждение, пресечение, устранение нарушения закона, а также защиту и восстановление прав и законных интересов человека, общества и государства. К признакам прокурорского надзора относятся следующие:

1) Прокурорский надзор — это специфический вид государственной деятельности, которую кроме прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения или должностные лица.

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами (ч. 1 ст. 1 Закона о прокуратуре).

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 255 609
  • КНИГИ 585 068
  • СЕРИИ 21 715
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 540 802

1. ПРОКУРАТУРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

Прокуратура занимает особое место в государственной системе РФ. Прокуратура не относится к законодательной, исполнительной и судебной власти, обладая признаками каждой из них. Осуществляя прокурорский надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, прокуратура распространяет свою компетенцию на все ветви государственной власти и на органы местного самоуправления. Характеристика отношений прокуратуры с органами исполнительной власти связана с особенностями ее отношений с правоохранительными, а также контролирующими органами. Прокуроры осуществляют прокурорский надзор за соблюдением и исполнением законов, за соответствием правовых актов и решений, принимаемых правоохранительными и контролирующими органами. Порядок расследования преступлений, совершенных работниками прокуратуры, предполагает гарантии независимости прокуроров. На деятельность Правительства РФ надзорная компетенция прокуратуры не распространяется. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ.

  1. Хаин, В. Е. История и методология геологических наук / В.Е. Хаин, А.Г. Рябухин, А.А. Наймарк. — М.: Academia, 2017. — 416 c.
  2. 20 лет Конституции Российской Федерации. Актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствования российского законодательства. Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 18-19 октября 2013 г.): моногр. . — М.: Статут, 2014. — 643 c.
  3. Виноградов, И.В.; Гладких, А.С.; Крюков, В.Н и др. Судебно-медицинская экспертиза; М.: Юридическая литература, 2012. — 320 c.
  4. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2012. — 240 c.
  5. Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. — М.: Феникс, 2017. — 602 c.

Прокурор – должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

В качестве прокурора в уголовном процессе могут действовать: Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры, их заместители и иные должностные лица органов прокуратуры, участвующие в уголовном судопроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями Законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ).

Прокурор действует на всех стадиях уголовного процесса, но его полномочия на различных стадиях процесса неодинаковы.

Прокурорский надзор: конспект лекций.

Основным нормативным актом, регулирующим положение и правовой статус прокурора, является Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации. Он определяет круг его полномочий. Так, в соответствии с дефиницией, приведенной в пункте 1 ст. 37, прокурор — это должностное лицо, которое выступает от лица государства и осуществляет преследование в рамках уголовного законодательства, а также выполняет контрольно-надзорные задачи по отношению к следственным органам и органам дознания. Кроме того, регулятором полномочий являются отдельные статьи закона «О прокуратуре».

Важно! Прокурор в уголовном процессе является таким должностным лицом, которое выражает не только публичные общественные интересы, но и частные.

Участие прокурора в судебном процессе на стороне обвинения является обязательным, поскольку оно является основой справедливого и всестороннего рассмотрения дела.

В юридической литературе, как и в научной теории уголовного права России в целом нет единого мнения, каких функций у прокурора больше: надзорных или тех, что непосредственно связаны с проведением уголовного преследования. Последнее указанное понятие распространяется на все стадии, которые проходит дело: от возбуждения до признания подсудимого виновным или невиновным.

Важной гарантией правильного и справедливого разбирательства является участие прокурора в рассмотрении судами уголовных дел. Прежде всего, он выступает как обвинитель, представляя государство в процессе. Однако эту функцию не следует понимать исключительно как стремление посадить обвиняемое лицо. Прокурор в данной ситуации должен ратовать за всестороннее и объективное рассмотрение дела, стремясь обеспечить права и законные интересы. По этой причине, прежде чем приступить к участию в разбирательстве, нужно тщательно подготовиться, а именно:

  • изучить все имеющиеся доказательства и материалы, проанализировать их (можно воспользоваться помощью консультантов и экспертов);
  • ознакомиться со специальной литературой, судебной практикой по аналогичным делам;
  • обязательно рассматривать возможное развитие ситуации, обдумать варианты действий;
  • определить тактику обвинения и подготовить достойную судебную речь.

[3]

Порядок участия прокурора в процессе таков, что все начинается с устного изложения предъявляемого подсудимому обвинения. Делается это громко, отчетливо, официальным тоном. После этого судья опрашивает обвиняемого, затем прокурор представляет имеющиеся доказательства. Осуществить это нужно полно и наглядно, акцентируя внимание суда на наиболее важных моментах и сведениях. Кроме того, важно и обоснованно опровергать доказательства другой стороны — адвоката.

Обратите внимание! Далее, по общему правилу, прокурор уполномочен принять участие в допросе всех участников дела. Рекомендуется использовать приемы, способствующие установлению психологического контакта. Так, нужно относиться к свидетелям максимально вежливо, проявляя внимание к их показаниям, интересуясь их личным мнением и комментариями по делу.

На последнем этапе участия прокурора в уголовном судопроизводстве осуществляется выступление с речью. Обычно она содержит такие части, как:

  • вступление;
  • рассказ о фактически установленных обстоятельствах дела;
  • анализ собранных доказательств, причин и условий преступного деяния;
  • краткая объективная характеристика подсудимого как человека;
  • правовое обоснование квалификации преступления;
  • предложение о виде и размере наказания.

В соответствии с требованиями ФЗ «О прокуратуре РФ» (разд. IV, ст. 35, 36, 39) и нормами процессуального законо­дательства прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции:

  1. принимает участие в рассмотрении судом конкретных уголовных, гражданских, арбитражных и административ­ных дел (выступает в качестве равноправного участника, сто­роны уголовного, гражданского или арбитражного судопро­изводства);
  2. осуществляет надзор за законностью решений, приговоров, опре­делений или постановлений суда (предполагает право и обязанность прокурора обжаловать в установленном законодательством порядке указанные акты суда в случаях выявления их незаконности).
Читайте также:  Многофункциональныe центры Омской области

Изучение данной главы позволит студенту высшего учебного заведения:

знать классификацию видов прокурорского надзора; правовое обоснование для выделения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, а также предварительное расследование (две разновидности государственной деятельности фактически осуществляют один и те же государственные органы);

уметь отграничивать прокурорский надзор за исполнением законов государственными органами, осуществляющими предварительное расследование, от прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность;

приобрести навык составления документов при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов государственными органами, осуществляющими предварительное расследование.

Это позволит стать компетентным при осуществлении правоприменительной практики в прокуратуре.

Уголовное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами уголовно-процессуального права деятельность уполномоченных на то государственных органов и должностных лиц, направленную на выявление и расследование преступлен��й, изобличение виновных лиц и назначение им справедливого наказания.

В соответствии с положениями УПК РФ уголовное судопроизводство состоит из досудебного и судебного производства. Уголовное преследование, осуществляемое на досудебном этапе, реализуется в форме предварительного следствия и дознания.

Уголовное преследование является процессуальной деятельностью, осуществляемой стороной обвинения, в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Уголовно-процессуальный закон прокурора относит к участникам со стороны обвинения.

В соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

Уголовное преследование связано с ограничением конституционных прав и свобод личности в уголовном процессе, с применением мер процессуального принуждения, которые существенно затрагивают конституционные права и интересы участников уголовного судопроизводства.

Прокурор в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством наделен полномочиями осуществлять уголовное преследование и обязан обеспечить надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Под прокурорским надзорам за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия понимается урегулированная законом деятельность прокуроров в ходе досудебного производства по уголовным делам, направленная на обеспечение законности при осуществлении органами предварительного расследования уголовного преследования.

В литературе подчеркивается особая роль прокурора в ходе досудебного производства.

Перед прокурором в ходе возбуждения уголовного дела и предварительного расследования ставятся следующие задачи:

  • обеспечение единого подхода к организации прокурорского надзора за всеми органами предварительного расследования;
  • немедленное реагирование на выявленные нарушения законов в ходе досудебного производства;
  • защита прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступлений;
  • обеспечение своевременности и законности процессуальных решений следователя и дознавателя;
  • принятие всевозможных мер к обеспечению законности при применении мер процессуального принуждения;
  • осуществление надзора за законностью применения мер процессуального принуждения, своевременностью и правильностью проведения следственных действий;
  • осуществление надзора при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

ВВЕДЕНИЕ … 3 Глава 1. Теоретические и правовые основы организации прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 8 1.1 Понятие, сущность и цели прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 8 1.2 Задачи, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 14 1.3 Становление и развитие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 30 Глава 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 35 2.1 Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях … 35 2.2 Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 50 Глава 3. Проблемы и перспективы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие … 57 3.1 Проблемы прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими предварительное следствие … 57 3.2 Перспективы осуществления прокурорского надзора за исполнением законов, органами, осуществляющими предварительное следствие … 63 ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 73 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ … 77

Актуальность темы исследования. Важнейшим компонентом правового государства является идея о верховенстве права, его приоритете перед государством, необходимости осуществления государственного управления в соответствии с правовыми нормами и процедурами.

Именно правовое государство берет на себя обязанность защищать законные права и свободы граждан, включая как защиту от преступных посягательств, так и от необоснованного привлечения к уголовной ответственности, это предполагает высокий авторитет суда, а значит государство должно обеспечить доступ к правосудию и соответствующее законное и в разумный срок проведенное раскрытие и расследование преступлений, а также наказание виновного лица.

В этой связи важно, чтобы права и свободы граждан на стадии предварительного расследования не нарушались.

С начала 90-х годов в России осуществляется судебная реформа. Ее достижениями за прошедшие годы стали меры по укреплению независимости судей, установление судебного контроля за законностью заключения под стражу и применением других процессуальных мер. В то же время законодательные и организационные мероприятия последних лет, нока не обеспечили многих целей реформы, в частности обеспечения гарантий быстрого и эффективного восстановления нарушенных прав жертв преступлений. Судебный механизм, по мнению Уполномоченного по правам человека, по-прежнему работает медленно и неэффективно.

О��уществляя собственное государственно правовое предназначение (надзор за соблюдением положений Конституции Российской Федерации и выполнением законов, которые действуют на территории Российской Федерации), органы предварительного следствия на стадии досудебного производства уголовного процесса России выполняют от государственного имени надзор за выполнением положений законодательства системой органов предварительного расследования. Однако, несмотря на необходимость одинакового обеспечения прокурорским работником исполнения законодательных актов системой органов дознания и органов предварительного следствия, в 2007 году органы прокуратуры были лишены наиболее эффективных полномочий по надзору за законностью производства органов предварительного следствия, а также огромной части полномочий в стадии возбуждения уголовного дела.

Сформировавшаяся теоретическая неопределенность в понимании деятельности прокурорского работника на стадии досудебного производства, разбалансированность прокурорских полномочий надзора в законодательстве и появляющиеся в практической деятельности некоторые проблемы правоприменения нуждаются в комплексном изучении процессуальной деятельности органов прокуратуры в стадиях возбуждения и предварительного расследования уголовного дела, что также обуславливает актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности темы настоящего исследования. В юридических литературных источниках проблемы судебного контроля и прокурорского надзора на стадии досудебного производства выступали в качестве предмета детального исследования многих ученых.

В царский период истории России время месту судебных органов и органов прокуратуры в уголовном судопроизводстве были посвящены труды Н.А. Буцковского, А.А. Квачевского, Н.В. Муравьева, В.К. Случевского, И.Я. Фойницкого и иных ученых. В советское время разнообразные вопросы, которые связаны с непосредственным участием суда и прокурорского работника на стадии досудебного производства по уголовным делам, нашли свое отражение в работах А.Н. Балашова, В.И. Баскова, Н.В. Жогина, Р.Д. Рахунова, В.М. Савицкого, М.С. Строговича, Х.С. Таджиева, М.А. Чельцова, П.С. Элькинд и иных авторов.

После внесения в нормы УПК РФ изменений 2007 года, которые лишили органов прокуратуры огромного объема полномочий, проблемам детального исследования уголовно- процессуальной деятельности прокурорского работника на стадии досудебного производства были посвящены кандидатские диссертации Э.Р. Исламовой (2009 г.), А.Ю. Чуриковой (2010 г.), Е.Н. Бушковской (2011 г.), Г.Д. Харебава (2012 г.), Д.И. Ережипалиева (2013 г.), М.В. Серебрянниковой (2013 г.), Э.А. Хайруллиной (2013 г.), А.В. Спирина (2014 г.), А.В. Чубыкина (2014 г.), Ш.М. Абдул-Кадырова (2015 г.), внесшие собственный вклад в развитие науки уголовно-процессуального права.

Объектом настоящего исследования выступают общественные отношения, которые носят многоаспектный и целостный характер, возникают по поводу выполнения судами и органами прокуратуры собственных полномочий на стадии досудебного производства.

Предметом настоящего исследования являются теория и практика органов прокуратуры на стадии досудебного производства, а также вопросы прокурорского надзор на этой стадии.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы, проанализировав национальный и зарубежный опыт прокурорского надзора, определить оптимальное соотношение этого вида деятельности на стадии предварительного расследования для устранения препятствий для доступа граждан к правосудию и законного и справедливого разрешения уголовных дел.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016)// Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, N 52 (ч. I), ст. 4921.
  3. Багмет, А.М. Выступление на Международной научно-практической конференции «150 лет Уставу уголовного судопроизводства и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации». М. 2014. – 623 с.
  4. Буглаева, Е.А., Виницкий, Л.В. Участие прокурора в ходе предварительного следствия: монография. М.: Юрлитинформ, 2013. – 532 с.
  5. Буланова, Н.В., Ережипалиев Д.И., Яловой О.А. Деятельность прокурора на досудебных стадиях уголовного судопроизводства: организационный, процессуальный и криминалистические аспекты: пособие. М., 2013. – 579 с.
  6. Воронин, О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности. – Томск: изд-во НТЛ, 2013. – 742 с.
  7. Гаврилов, Б.Я. Актуальные проблемы защиты конституционных прав и свобод личности в. досудебном производстве. – М.: Академия Управления МВД России, 2012. – 484 с.
  8. Абдул-Кадыров, Ш.М., Халиулин, А.Г. Понятия «прокурор» и «вышестоящий прокурор» в досудебном производстве по уголовным делам // Законность. 2014. № 1. С.43.
  9. Александров, А.С., Власова, С.В. Правовое положение прокурора по уголовному делу // Судебная власть и уголовный процесс. 2012. № 1. С. 66.
  10. Амирбеков, К.И. Внутрисистемная экспертная оценка прокурорской деятельности: концептуальный подход // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2014. № 2 (40). С. 42-48.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1.Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ).

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

2.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на

0. марта 2013 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

3.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс]: официальный текст по состоянию на

3. декабря 2012 г. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

4.О прокуратуре Российской Федерации [Электронный ресурс]: [федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 03.12.2012)].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

5.Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 02.06.2011 № 162].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

6.Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.09.2007 № 137 (в ред. 28.12.2007)].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

7.Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 05.09.2011 № 277].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

8.О порядке проверки законности постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел [Электронный ресурс]: [приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 04.08.2000 № 115].

– Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

Читайте также:  Льготы ветеранам труда сахалинской области в 2023 году

9.Положение о прокурорском надзоре [Электронный ресурс]: утверждено постановлением ВЦИК от

2. мая 1922 года. – Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

Литература

10.Агеев А. Н. Организация прокурорского надзора в стадии возбуждения уголовного дела: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / А. Н. Агеев. – М., 2009. – 25 с.

11.Амирбеков К. Юридическая деятельность прокуратуры России: исторический, теоретический и конституционный аспекты / К. Амирбеков. – Махачкала: Новый день, 2004. — 168 с.

12.Анисимов Г. Понятие организации прокурорского надзора за исполнением законов при привлечении лица в качестве обвиняемого / Г. Анисимов // Право и жизнь. – 2009. — № 11.

13.Артемьев Р. А. Прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / Р. А. Артемьев // Закон и право. — 2008. — № 8.

14.Беркович Е. Ф. Прокурорский надзор за исполнением законов / Е. Ф. Беркович. — М.: Феникс, 2009. — 403 с.

15.Бойков А. Д. Третья власть в России / А. Д. Бойков. – М., 1997. – 256 с.

16.Божьев В. П. Уголовный процесс: учебное пособие / В. П. Божьев. – М., 2009. – 704 с.

17.Булатов Б. Б., Баранов А. М. Уголовный процесс: учебник для вузов / Б. Б. Булатов, А. М. Баранов. – М., 2008. – 678 с.

18.Васильев К. Г. Средства прокурорского реагирования / К. Г. Васильев // Юрист. — 2008. — № 2.

19.Винокуров А. Ю. Требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия / А. Ю. Винокуров // Адвокат. – 2008. — № 4.

20.Глебова В. Г., Зайцева Е. А. Уголовный процесс / В. Г. Глебова, Е. А. Зайцева. – М., 2008. – 384 с.

21.Голубев Л. Д. Прокурорский надзор за предварительным следствием [Текст]

/ Л. Д. Голубев // Закон. — 2008. — № 5.

22.Громов Е. Н. Прокурорский надзор / Е. Н. Громов. — М.: Юрайт, 2011. — 301 с.

23.Ефимичев П. С., Ефимичев С. П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности / П. С. Ефимичев, С. П. Ефимичев. – М.: Юстицинформ, 2009. – 205 с.

24.Жаров С. Ю. Надзор за преступлениями укрытыми от учета / С. Ю. Жаров // Закон и право. — 2009. — № 2.

25.Исаенко В. Следственные действия и полномочия прокурора по надзору за ними / В. Исаенко // Законность. – 2009. — № 2.

26.Конев Д. С. Проблемы прокурорского надзора / Д. С. Конев // Закон и право. — 2008. — № 3.

27.Крюков В. Ф. Полномочия прокурора в досудебном производстве по уголовным делам: современность и перспективы / В. Ф. Крюков // Журнал российского права. – 2007. — № 10.

28.Кузьмин В. А., Китрова Е. В. Комментарий к Федеральному закону от

1. января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» [Электронный ресурс].

  • Режим доступа: [Консультант Плюс].

– Загл. с экрана.

29.Леонидов М. А. Прокурорский надзор / М. А. Леонидов. — Самара: Изд-во Самарский университет, 2010. — 269 с.

30.Лисов В. В. Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях / В. В. Лисов // Закон и право. — 2008. — № 2.

31.Настольная книга прокурора / Коллектив авторов. – М.: Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка, 2012. – 840 с.

32.Настольная книга прокурора / Под ред. С. И. Герасимова. — М.: Издательство НОРМА, 2005. — 273 с.

1. Буланова, Н.В. Методические рекомендации по изучению прокурором уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением (актом) / Н.В. Буланова, А.А. Малов. – М.: Генпрокуратура РФ, 2010.

2. Буланова, Н.В. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях: методич. рекомендации / Н.В. Буланова, А.А. Малов, М.В. Парфенова. – М.: Генпрокуратура РФ, Академия Генпрокуратуры РФ, 2008.

3. Жук, О.Д. Оперативно-розыскное преследование по уголовным делам об организации преступных сообществ: монография / О.Д. Жук. – М.: Альфа-М, 2010.

4. Ис��енко, В.Н. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия по уголовным делам об убийствах / В.Н. Исаенко. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

5. Козусев, А.Ф. Организация прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: лекция / А.Ф. Козусев. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2010.

6. Лавдаренко, Л.И. Задержание и заключение под стражу: методич. пособие / Л.И. Лавдаренко. – Иркутск: Иркутский юридический институт (филиал) АГП РФ, 2007.

7. Малов, А.А. Организация прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, уголовное преследование которых осуществляется в частном порядке: методич. рекомендации / А.А. Малов [и др.]. – М.: Генпрокуратура РФ, 2009.

8. Обеспечение законности при возмещении реабилитированным гражданам вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности: научно-методич. рекомендации. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

9. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия: учебник / под общ. ред. А.Ф. Смирнова. – М.: ИПК РК Генпрокуратуры РФ, 2006.

10. Прокурорский надзор за расследованием преступлений коррупционной направленности и поддержание государственного обвинения в судах: методич. рекомендации. – М.: Академия Генпрокуратуры РФ, 2009.

11. Шадрин, В.С. Уголовно-процессуальная деятельность прокурора и органов предварительного расследования. Досудебное производство / В.С. Шадрин. – СПб.: ИПК, 2005.

Определение 1

Понятие прокурорского надзора на стадиях возбуждения уголовного дела, а также, предварительное расследование, заключается в том, что прокурор обязан обнаружить грубые нарушения со стороны граждан на этапах проверки заявлений о преступлении, производстве предварительного расследования, формулирования требований прокурора, которые направлены лично главному руководящему лицу органа следствия.

Данные формулирования гласят о срочной необходимости проработки нарушений федеральных законодательных актов, отмены самим прокурором неправомерных решений органа дознания и полного восстановления прав граждан.

Под предметом прокурорского надзора, обычно, подразумевают следующие пункты:

  • единообразное и абсолютное исполнение норм УПК, всех федеральных законов, ведомственных актов органов, которые отвечают за предварительное расследование по регистрации, детальному рассмотрению и разрешению моментов сообщений о преступлениях;
  • установление и разоблачение всех лиц, которые совершали преступление;
  • обеспечение системы прав и законных гражданских интересов, тех лиц, которые вовлечены в досудебное производство.

Субъекты, которые относятся к надзору прокура вмещают:

  • генерального прокурора Российской Федерации;
  • прокуроров, которые пребывают в прямом подчинении генерального прокурора РФ;
  • абсолютно всех заместителей вышеуказанных лиц;
  • другие должностные лица органов прокуратуры, которые участвуют в уголовном расследовании и имеют полномочия, указанные в законе о прокуратуре (и.31 ст.5 УПК).

Прокурор – это государственный служащий, включенный в штат прокуратуры. В уголовном процессе он представляет госсистему, следовательно, отстаивает ее интересы. Главная цель – соблюдение законности.

Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК). На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК. Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:

  • координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
  • контролирование процедуры возбуждения преследования;
  • поддержка обвинения во время судебного заседания;
  • обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;
  • контроль действий иных субъектов производства.

Роль прокурора до суда в уголовном процессе предполагает использование большинства законных полномочий, включая научный подход. Таковое должностное лицо обязано:

  1. Стремиться к раскрытию конкретного уголовного нарушения, а в более объемном смысле – к искоренению преступности.
  2. Контролировать каждое действие дознавателей/следователей с тем, чтобы не допустить нарушения прав граждан и норм действующего законодательства.
  3. Одновременно поддерживать обвинение и защищать граждан от противоправных посягательств.
  4. Координировать действия сотрудников органов правопорядка по выявлению преступления и его раскрытию.

Судебное производство

В российском законодательстве указано два этапа судебного разбирательства дела:

  • предварительное;
  • основное.

Работники прокуратуры являются участниками обоих стадий рассмотрения. Они представляют государство на этом этапе. Участие прокурора как гособвинителя в уголовном судопроизводстве заключается в следующем:

  1. Он представляет суду доказательства виновности подозреваемого. Мероприятие необходимо для установления истины и принятия справедливого решения.
  2. В случае необходимости отказывается от преследования человека. Таковое решение представляется в судебном заседании с серьезными обоснованиями и отсылками к нормативным актам в письменно виде.
  3. Опровергает аргументы, приводимые адвокатом пострадавшего. Это право вписано в статью 235 УПК.

Основная обязанность сотрудника прокуратуры в судебном заседании –отстаивание позиции обвинения. Для этого он:

  • представляет доказательную базу;
  • аргументирует свою позицию;
  • отвечает на контраргументы противной стороны;
  • изучает доказательства защиты;
  • предлагает конкретное наказание.

То есть прокурор является полноправным участником судебного разбирательства. Поэтому у него есть право высказывать замечания, задавать вопросы, выступать и пр. Одновременно сотрудник госоргана может аргументировано предложить уменьшение наказания (до принятия соответствующего решения судом). Это делается на таких основаниях:

  • квалифицирующий признак не подтвердился;
  • дело переквалифицировано на иную норму или статью.

У прокурора нет права возражать на применение особого порядка рассмотрения дела. Однако он может не согласиться на такую процедуру. Суд требует аргументации позиции. Она должна опираться на объективные факторы и нормы кодекса.

Полномочия в стадии кассации и надзорного производства

В кассации суд:

  • по заявленным требованиям обвинителя имеет право дать оценку качеству доказательств;
  • принимает документы, не полученные на доследственном этапе, дополнительно внесённые прокурором.

Кассация прокуратуры (представление в письменном виде), поступив в судебную инстанцию, рассматривается судьёй. Суд сообщает в двухнедельный срок о том, где и когда состоится разбирательство. По жалобе обвиняемой стороны на постановление суда прокурор обязан подать возражения.

Законодательство установило исключительные требования к надзорному пересмотру судебных вердиктов, который применяется:

  1. Если не нашло место законное решение на предыдущих судебных этапах.
  2. Если решение суда было не обжаловано в установленный срок, а участники процесса считают, что оно не соответствует закону.

На решение кассационной инстанции, с которым не согласен обвинитель, на имя руководителя надзорного суда подаётся надзорное представление, составленное по установленной форме.

Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии

Предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, законность принимаемых решений органами дознания и предварительного следствия [1].

Вместе с тем названное положение закона не препятствует прокурору реализовать предоставленное ему п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК РФ полномочие по изъятию уголовного дела у органа дознания и передачи его следователю до истечения указанного срока.

С учетом этой важности, вопросы осуществления прокурорского надзора на первоначальном этапе расследования нашли свое отражение в приказах Генерального прокурора РФ от 18 июня 1997 г. № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием и от 5 июля 2002 г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства [2]. О принятом решении прокурор выносит соответствующее постановление, которое в соответствии с ч. 4 ст.

7 УПК РФ должно отвечать требованиям законности, обоснованности и мотивированности. Уголовно — процессуальный закон предоставил прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. К полномочиям прокурора отнесено право давать согласие дознавателю па возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственных действий (обыск, выемка, контроль и запись переговоров и др.), которые допускаются на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37 УПК).

При несогласии с ходатайством дознавателя прокурор выносит мотивированное постановление, которое подлежит приобщению к материалам уголовного дела. При осуществлении надзора за законностью привлечения лица в качестве обвиняемого прокурор обеспечивает неуклонное исполнение следователем требований закона о направлении прокурору копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого (ч. 9 ст. 172 УПК) для изучения и проверки.

Читайте также:  Средняя зп в лондоне в 2023 году

Полномочия прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства

Борьба с преступностью крайне важна в правовом государстве. Деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, имеет главной задачей обеспечение защиты личности, ее прав и свобод от преступлений. С другой стороны, лица, вовлекаемые в уголовное судопроизводство, должны быть гарантированы от необоснованного подозрения, обвинения, осуждения, ограничения своих прав и законных интересов.

Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является одним из важнейших направлений деятельности прокурора. Нарушения, допущенные при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, выполнении оперативно-розыскных мероприятий и проведении расследования, становится непреодолимым препятствием в достижении целей уголовного-судопроизводства, ущемляют права и законные интересы потерпевших лиц и организаций, а также тех, кто незаконно подвергся уголовному преследованию.

Своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений закона в этой сфере – первостепенная задача органов прокуратуры.

Практически все сообщения о готовящихся или совершенных преступных посягательствах первоначально поступают в органы внутренних дел, которые обязаны принять, зарегистрировать и проверить каждое из них. Кроме того, именно на органы внутренних дел возложена обязанность по производству предварительного расследования по большей части всех уголовных дел. В связи с этим на плечах прокурорских работников, осуществляющих надзор за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью указанных правоохранительных органов, лежит огромная ответственность по укреплению законности и правопорядка на поднадзорной территории.

Для обеспечения верховенства закона прокурор еще на досудебной стадии должен иметь возможность изучать материалы, собранные органами предварительного расследования, и реагировать на допущенные нарушения закона. И законодателем ему эта возможность предоставлена. На данном этапе органы прокуратуры наделены широчайшими полномочиями.

В частности, при осуществлении надзорных функций при приеме, регистрации и рассмотрении сообщений о преступлениях прокуроры вправе истребовать из органов дознания и следствия материалы проверок, а также иные необходимые документы и сведения, выз0ывать должностных лиц и граждан для дачи объяснений по обстоятельствам проверяемых событий, отменять признанные незаконными и необоснованными процессуальные решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его возбуждении, требовать от поднадзорных органов незамедлительного устранения допущенных нарушений федерального законодательства и привлечения виновных к ответственности.

Таким образом прокурор выступает государственным гарантом обеспечения прав и законных интересов лиц и организаций, пострадавших от преступлений, лиц, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, иных лиц, вовлеченных в сферу уголовно-процессуальных отношений.

Прокурор на этапе предварительного расследования

На этом этапе закон наделил прокурора правом:

  1. Осуществлять преследование и контролировать работу дознания и следствия.
  2. Использовать право и руководствоваться им, управлять ходом следствия.
  3. Давать разрешение на ходатайство в судебную инстанцию о каких-либо процессуальных действиях.
  4. Мотивировано отменять незаконно возбуждённое дело.
  5. Требовать исправления в установленные сроки недостатков, выявленных в следственных действиях.
  6. Давать органам дознания указания, в каком порядке необходимо расследовать преступление.
  7. Рассматривать изложенные в письменном виде аргументы следствия о наличии нарушений действующего закона.
  8. Отклонять несоответствующие правовым нормам постановления подчинённых работников прокуратуры.

Полномочия прокурора при производстве предварительного следствия и дознания

Данное полномочие прокурора установлено ч. 4 ст. 146 УПК РФ и направлено на восстановление конституционных прав лиц, незаконно и необоснованно вовлеченных в уголовное судопроизводство без наличия достаточных оснований к возбуждению уголовного дела или уголовного преследования.

Утверждение обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу. Возвращение уголовного дела дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков.

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном УПК РФ, являются обязательными и подлежат безусловному исполнению в установленный срок.8.

Прокурорский надзор за законностью дознания, предварительного следствия, и участие прокурора в суде: различия в полномочиях

отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производстве предварительного расследования;

-установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях

Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных или государственных интересов. Прокурор вправе в порядке и по основаниям, которые установлены настоящим Кодексом, отказаться от осуществления уголовного преследования». 15) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;

отменить постановление органа дознания или сле­дователя о возбуждении уголовного дела и отказать в возбуждении уголовного дела;

•истребовать от нижестоящего прокурора, следова­теля, дознавателя и органа дознания для проверки уго­ловные дела, материалы и документы, а также проверять уголовные дела, материалы и документы и знакомиться со сведениями в ходе предварительного расследования;

Поддерживая в суде государственное обвинение, про­курор руководствуется требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела. Если в результате судебного разбирательства проку­рор придет к убеждению, что предъявленное обвиняе­мому обвинение не нашло подтверждения, он обязан от него отказаться. Государственный обвинитель отказ от поддержания обвинения должен всесторонне и полно мо­тивировать. Роль прокурора при производстве дознания и предварительного следствия? Объем и пределы полномочий прокурора, участвующего в судебном рассмотрении уголовных дел, определяются процессуальным законодательством.4 ) не позднее чем в месячный срок после вынесения постановлений о приостановлении производства по уго­ловному делу или прекращении расследования проверять законность и обоснованность решений, принятых доз­навателями и следователями соответствующих структур­ных подразделений и ведомств;

Полномочия прокурора при осуществлении надзора в стадии предварительного расследования

Надзор за предварительным следствием по отношению к дознанию имеет ограниченный характер. Если при производстве дознания прокурор вправе выявлять и отменять любые незаконные решения органа дознания и дознавателя, то при производстве предварительного следствия у него таких полномочий нет. Осуществляя надзор за предварительным следствием, прокурор не вправе давать следователю указания, направлять ход следствия, отменять незаконные решения следователя, давать согласие на прекращение уголовного дела.

Осуществляя надзор за законностью досудебного производства, прокурор особо сосредоточивает внимание на решениях дознавателя о производстве следственных действий, ограничивающих конституционные нрава граждан, применении мер пресечения, связанных с изоляцией подозреваемого от общества, об окончании предварительного расследования.

Для реализации надзорных полномочий прокурора в досудебном производстве законодательством предусмотрены акты, которые являются формой выражения этих полномочий. Нормативная основа актов прокурорского надзора содержится в ст. ст. 23-25, 28 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации и ч.2 ст.37 УПК. Надзор за законностью деятельности органов предварительного расследования осуществляется независимо от их ведомственной принадлежности.

Прокурорский надзор имеет процессуальную форму и выражается в контроле за точным и единообразным исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела

Может ли прокуратура возбуждать уголовные дела? Начальным этапом судебного производства является возбуждение дела по уголовно наказуемому деянию.

Считается основной стадией процессуальных действий. Эффективность расследования зависит от первых шагов. Возбуждение дела должно быть обоснованным – это главное условие соблюдения конституционных прав граждан.

На рассматриваемом этапе судебного производства прокурор обеспечивает контрольные функции с задачей соблюдения органами следствия правовых гарантий граждан.

Согласно статье 146 уголовно-процессуального Кодекса полномочия по возбуждению дел по преступным деяниям даны:

  • подразделениям дознания;
  • непосредственно представителю органов дознания;
  • лицу, возглавляющему следственный орган;
  • сотруднику следствия.

Может ли прокурор возбуждать уголовные дела? Анализ статьи показывает, что это должностное лицо не является уполномоченным на такое процессуальное действие. Установленные законом правила не требуют непосредственного участия прокурора в возбуждении дела по преступлению, его согласия не нужно. Таким образом, возбуждение уголовного дела прокурором не производится.

Вместе с тем прокурор в обязательном порядке получает постановление о возбуждении дела. Выявив нарушения законодательства, в течение суток с принятия документов он может отказать в возбуждении, предоставить письменное обоснование отказа инициатору, открывшему дело.

Следующим этапом является проверка фиксации информации о преступных проявлениях. Прокурор такие действия не проводит, а поручает их дознанию. Имеет право рассмотреть жалобу на непринятие заявления о преступных действиях.

На этом этапе главными обязанностями является:

  • определение законности возбуждения дела уполномоченными органами;
  • рассмотрение заявления о незаконных действиях;
  • гарантировать соблюдение гражданских прав, участников процесса.

По статье 148 процессуального законодательства вынесение постановления с отказом в открытии уголовного дела производится уполномоченными лицами соответствующих органов. Документальное подтверждение вручается обратившемуся и руководителю прокуратуры. На отказ существует возможность подачи жалобы.

Отличительной чертой участия прокурора при возбуждении дела считается ещё и контроль всех процедурных вопросов от приёма сообщения до возбуждения дела. Есть возможность быстрого реагирования на нарушения закона, обнаруженные на этих этапах.

Согласно ст. 37 УПК РФ прокурору поручено вести от разрешения Российской Федерации преследование, надзирать за выполнением работы организаций преследования.

На предварительном этапе сотрудник прокуратуры наделяется УПК следующими полномочиями (п.2):

  • осуществление мониторинга выполнения нормативных положений федерального уровня во время принятия, регистрирования и разбора поступивших данных о преступных деяниях;
  • принятие постановления об отправке в организации досудебного расследования материалов дела;
  • требование у организаций расследования исправлений несоблюдения законодательства федерального уровня;
  • обеспечение дознавателя предписаниями о задаче расследования, осуществления процессуальной работы;
  • санкционирование разрешения дознавателю на подачу просьбы о выборе, снятии либо переопределении меры пресечения или другом требовании, предписанном судебной организации;
  • мониторинг соблюдения правовых положений и мотивированности решений руководителя (следователя) об отмене в принятии, приостановке либо закрытии дела;
  • утверждение постановлений по прошениям об оформлении досудебного соглашения о взаимодействии и постановлений следователя возбудить прошение об оформлении с гражданином соглашения;
  • оформление решений об одобрении или о возвращении прошения, оформление соглашения, вынесение решений об изменении либо отмене соглашения, предложения, определяющие особенную процедуру прохождения слушаний и определения постановления суда в отношении подписавшего соглашение обвиняемого;
  • отмена не соответствующих законодательству или безосновательных решений подчинённого прокурора, организаций дознания;
  • рассмотрение принятой от руководителя организации следствия информации об оспаривании замечаний сотрудника прокуратуры и утверждение постановления;
  • участвовать в слушаниях по установлению выбора вида пресечения в форме нахождения под стражей, увеличения времени нахождения под стражей или об отмене, или переопределении такой меры в процессе удовлетворения прошений о прочих действиях, допущенных судом и обжалований согласно приведённому в ст. 125 УПК регламенту; обоснованная подача суду прошения об увеличении срока ареста на дому или времени нахождения в изоляторе;
  • разрешать отводы, направленные дознавателю; самостоятельные отводы;
  • осуществлять отстранение дознавателя от расследования при допущении несоответствий с уголовно-процессуальным кодексом;
  • изымание дела у организации дознания и отправка его следователю с формулированием обоснований;
  • отправление дела или материалов досудебного расследования от одной организации досудебного расследования другой (кроме случая, если данное перенаправление дела производится внутри единственной организации), осуществление выемки дела или данных материалов у организации досудебного расследования федерального уровня и поручение его (их) Следователю СК России с формулировкой обоснований;
  • вынесение решения дознавателя о закрытии дела;
  • вынесение постановления, заключения либо обвинительного заявления (акта);
  • возврат дела для продолжения расследования с задачей переформирования структуры обвинения или переквалифицирования деяний, или переоформления обвинительного документа и ликвидации обнаруженных недочётов;
  • выполнение прочих функций согласно УПК.

Положения пункта 2 прокурора наделяют функциями распространять своё влияние на все стадии дела. Ему, по сути, требуется являться образованным юристом и консультантом.

По аргументированному прошению прокурора ему предоставляются документы и (или) предметы по возбуждённому делу.

Сотудник прокуратуры призван поддерживать гособвинение, охраняя правовой статус и мотивировку.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *