- Финансы

Валютный контроль экспортных операций в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Валютный контроль экспортных операций в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Когда договор или платёж с нерезидентом подпадает под требования, о которых мы писали выше, в дело вступает валютный контроль. Это особое подразделение банка, с которым нужно находиться на связи и отслеживать каждый контракт и каждый валютный платёж.

Что такое валютный контроль, и как он изменился в 2022 году

На такой случай в Кнопке есть отдельная команда, которая сопровождает валютные сделки и помогает пройти контроль. Как именно?

  • Проверяет сделку на соответствие закону и вносит правки.
  • Ставит контракт на учёт и берёт на себя общение с валютным контролем.
  • Готовит платёжки и документы для зачисления.
  • Следит за суммой по контракту и предупреждает о превышении.

Понятие валютного контроля

Валютный контроль — это комплекс мер государственного регулирования и контроля в сфере операций с валютами и ценными бумагами. Основные направления валютного контроля в РФ установлены Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ. Приведём выдержки из ФЗ о валютном регулировании и валютном контроле, которые раскрывают ключевые положения валютного законодательства России:

  • 173-ФЗ устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности органов агентов валютного контроля (ст. 2);
  • объектами валютного контроля являются права и обязанности резидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой РФ и российскими ценными бумагами за пределами РФ, а также валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями на территории РФ, валютой РФ и российскими ценными бумагами (ст. 2);
  • валютный контроль в РФ осуществляется для защиты экономических интересов участников операций с валютой и ценными бумагами (п. 5 ст. 3);
  • органы валютного регулирования – Банк России и Правительство РФ, они издают нормативные акты в сфере валютного регулирования (ч. 1,2 ст. 5);
  • органы валютного контроля – Банк России, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба (ч. 2 ст. 22);
  • агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и другие органы (ч. 3 ст. 22, об этом далее).

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ.

Основные цели валютного контроля в том, чтобы не допустить утечки капитала за рубеж и не допускать незаконных операций. Банк проверяет каждую операцию на предмет соблюдения законодательства и может запросить необходимые документы или информацию.

Сразу уточню, у банка нет цели «вставить палки в колеса», скорее наоборот, банк заинтересован в развитии бизнеса для своих клиентов и оказывает всестороннюю поддержку на всех этапах.

Давайте рассмотрим одно из самых важных требований валютного законодательства — репатриацию валютной выручки.

«Репатриация» означает возвращение на родину. То есть, экспортер обязан получить на свои счета в банке валютную выручку за экспортированный товар, а импортер – обеспечить возврат денежных средств, перечисленных за товар в виде авансовых платежей, если товар так и не был поставлен. Банк следит за тем, чтобы деньги всегда возвращались на родину в установленные сроки, в том или ином виде.

Что это за сроки, и как на них влиять, рассмотрим далее.

КАК ПРАВИЛЬНО УКАЗЫВАТЬ СРОКИ РЕПАТРИАЦИИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ ИЛИ СРОК ВОЗВРАТА АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Импорт

При переводе валюты в качестве предоплаты за товар по импортным договорам, поставленным на учет, банк должен указать срок репатриации. В этом случае сроком репатриации будет срок возврата аванса в случае непоставки товара. Срок возврата аванса будет являться крайним сроком, когда можно получить товар или получить назад предоплату без нарушений.

Срок может быть четко прописан в условиях договора. Например: «срок возврата аванса 180 дней с момента платежа». В этом случае банк поставит эту дату, если вы сами не предоставите расчет срока в банк. Как говорил ранее, рассчитать срок вы всегда можете самостоятельно, но опираясь на условия договора. Поэтому в указанном примере, можно добавить срок банковского перевода, особенно если платеж идет через несколько банков-корреспондентов, рассчитав срок репатриации как 190 дней.

Срок может быть четко не определен. Например: «в случае непоставки товара в срок, поставщик возвращает авансовый платеж в течение 10 дней с момента получения требования о возврате». В этом случае вы можете сами рассчитать срок возврата аванса и сообщить об этом в банк при проведении платежа. При этом вы можете указать любой срок, ограничиваясь сроком действия договора.

Экспорт

Срок репатриации при экспорте указывается в СПД (справка о подтверждающих документах).

Если вы отправляете товар и еще не получили полную оплату за него, то есть, вам заплатят после поставки, или вам внесли частичную предоплату и часть денег вы ждете после поставки товара, в этих случаях вы подаете справку о подтверждающих документах и в ней указываете ожидаемый срок. Этот срок и будет крайним сроком, не позднее которого вы должны получить указанную в справке сумму (либо получить обратно свой товар).

Обратите внимание, СПД на таможенные декларации подается только если не было полной предоплаты за отгружаемый товар (при экспорте), и если была предоплата за ввозимый товар (при импорте).

То есть:

Экспорт – вы получили полную предоплату за товар. СПД на таможенную декларацию делать не нужно. Если предоплата неполная или ее не было, то нужно сделать СПД.

Импорт – вы не перечисляли предоплату, оплачивать товар будете после поставки. СПД на таможенные декларации делать не нужно. Если вносили хотя бы часть предоплаты, нужно сделать СПД.

Это относится только поставкам за пределы таможенной территории ЕАЭС. По поставкам в пределах ЕАЭС (Казахстан, Беларусь, Армения и Киргизия) без оформления таможенных деклараций, СПД подается во всех случаях.

КАК ИЗБЕЖАТЬ НАРУШЕНИЙ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Хочу дать несколько практических советов, как избежать нарушения валютного контроля и штрафов.

  • Если вы работаете по импортному контракту, который стоит на учете в банке, рекомендую после каждого проведенного платежа сверять ВБК (ведомость банковского контроля). Это нужно для того, чтобы посмотреть с каким кодом валютной операции прошел платеж, и какой срок возврата аванса указал сотрудник банка при проведении платежа. Так как эту информацию банк указывает самостоятельно, исходя из условий договора, может возникнуть ошибка, которая впоследствии приведет к нарушению сроков и придется ее исправлять.
  • Если есть возможность, то указывать в контракте сроком репатриации срок действия договора. То есть, если договор действует до 31.12.2023, то написать, что срок исполнения обязательств сторонами 31.12.2023. В этом случае будет очень удобно, что все платежи по договору имеют один срок репатриации и, достаточно будет следить за общим сальдо расчетов, не обращая внимание на конкретные даты к тому или иному платежу.
  • Если возникают нарушения, банк отправляет данные в ЦБ примерно через 2 месяца с даты нарушения. До этого можно исправить ситуацию, если скорректировать сроки, код валютной операции или СПД. Обычно, если по договору прошел уже не один платеж, и подано большое количество СПД, разобраться трудно, но в большинстве случаев все можно исправить и избежать штрафов. По опыту скажу, что можно решить практически любую ситуацию, если вовремя обратить внимание и принять меры.
Читайте также:  Изменения в закон о тишине в 2022 году

Законопроект о поэтапной отмене требования о репатриации валютной выручки будет внесен в ноябре 2021 года

В августе 2020 года ЦБ РФ поддержал Минфин в инициативе по дальнейшей либерализации валютного законодательства в части требований о репатриации валютной выручки, и в Государственную Думу РФ был внесен законопроект, который предлагает поэтапную отмену обязательной репатриации иностранной валюты по аналогии с репатриацией в рублях для сырьевых экспортеров. Статус рассмотрения данного законопроекта до настоящего момента не изменился. Тем не менее, в качестве одной из мер, предложенных в Плане по восстановлению экономики, указана поэтапная отмена требования о репатриации валютной выручки. Срок внесения законопроекта – июнь 2021 года, принятия федерального закона – ноябрь 2021 года.

Одна из основных инициатив участников ВЭД в последние годы, наряду с полной отменой требований репатриации выручки по внешнеэкономическим контрактам, было создание более гибкого правового регулирования с применением механизмов зачета встречных требований и новации обязательств. Планом по восстановлению экономики предлагается добавить случаи, в которых зачет встречных требований и новация обязательств могу быть признаны в целях исполнения обязанности по репатриации выручки.

Предложенные изменения, в целом, являются позитивными шагами в сторону полной отмены валютного контроля в РФ. Либерализация будет проходить поэтапно и займет продолжительное время. На 2021 год намечено множество изменений режима внешнеторговой деятельности. Мы рассчитываем, что такие изменения увеличат доступ российских участников ВЭД к внешним рынкам и позитивно скажутся на увеличении объемов российского экспорта.

Штраф за нарушение валютного контроля

Закон здесь предусматривает административную ответственность, а при крупных суммах – возможно и уголовное преследование.

Если сумма неполученной выручки сравнительно «мала» (до 9 млн руб. единовременно или в течение года), то применяется ст. 15.25 КоАП РФ.

Штраф для организаций и ИП в данном случае составит:

  • 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы нарушения за каждый день просрочки;
  • от 75% до 100% от суммы сделки.

Указанные виды санкций могут применяться как по отдельности, так и совместно. Виновные должностные лица будут оштрафованы на сумму от 20 до 30 тыс. руб.

За нарушения в области представления документов для валютного контроля предусмотрены отдельные санкции. Нарушение регламента представления данных документов влечет за собой штраф для юридических лиц в сумме от 40 до 50 тыс. руб., а для ИП и должностных лиц – от 4 до 5 тыс. руб.

При непредоставлении документов размер санкций зависит от длительности просрочки:

Просрочка

Юридические лица

Должностные лица и ИП

до 10 дней от 5 до 15 тыс. руб. от 0,5 до 1 тыс. руб.
от 10 до 30 дней от 20 до 30 тыс. руб. от 2 до 3 тыс. руб.
более 30 дней от 40 до 50 тыс. руб. от 4 до 5 тыс. руб.

Что делать, если уже нарушил?

Самым распространенным нарушением валютного законодательства является задержка получения валютной выручки. Часто деньги не приходят вовремя из-за нарушений условий контракта, допущенных иностранными контрагентами.

Однако закон в любом случае возлагает ответственность на российскую компанию, которая не сумела получить средства из-за рубежа.

Это подтвердил и Конституционный суд, который отказался принять к рассмотрению жалобу ОАО «Контактор» (определение от 19.05.2009 № 572-О-О). Компания пыталась оспорить правомерность возложения на продавца ответственности за обеспечение поступления выручки от покупателя-нерезидента.

Но судьи указали, что компания-экспортер должна обеспечить выполнение установленных законом обязанностей, в том числе и путем «правильного» выбора контрагента.

КС РФ рекомендовал пострадавшей российской компании в дальнейшем взыскать сумму штрафа с иностранного партнера, нарушившего договорные обязательства. Но понятно, что если нерезидент не оплатил даже полагающуюся по договору сумму, то получить с него еще и компенсацию штрафа будет весьма непросто.

Гарантированно избежать штрафных санкций можно только, если российская компания застраховала риски неисполнения внешнеторгового контракта, но так поступают далеко не все.

Кроме того, состав административного правонарушения не образуется, если контракт не был выполнен по причине форс-мажорных обстоятельств (войны, революции, стихийные бедствия и т.п.). Но на практике такие ситуации встречаются нечасто.

Однако есть и еще одна возможность избежать наказания. Бизнесмен может попытаться убедить проверяющих, а при необходимости – и суд в том, что сделал все возможное для обеспечения поступления выручки по контракту.

В данном случае можно воспользоваться, например, рекомендациями ФТС РФ (письмо от 10.01.2008 г. № 01-11/217), которые предусматривают комплекс «предупредительных» мер на разных стадиях работы с иностранным партнером.

  1. На этапе предварительных переговоров следует выяснить деловую репутацию контрагента, воспользовавшись информацией торгово-промышленной палаты или официальных органов иностранного государства.
  2. При подготовке контракта следует:
    • внести в него условия об обеспечении (например, банковскую гарантию);
    • предусмотреть такие формы расчета, которые исключают или минимизируют риск неисполнения (предоплата, аккредитив и т.п.);
    • внести в договор порядок разрешения возможных разногласий;
    • указать, в каком судебном органе будет рассматриваться спор, если его не удастся разрешить в досудебном порядке;
    • предусмотреть страхование коммерческих рисков.
  3. При нарушении иностранным контрагентом обязательств:
    • своевременно выслать претензию в соответствии с условиями контракта;
    • направить иск в суд, если претензия оказалась безрезультатной;
    • добиться исполнения решения суда на территории иностранного государства; последний пункт очень важен, т.к. без него контролирующие органы не признают, что бизнесмен принял все необходимые меры для взыскания задолженности.

Кто и как контролирует валютные операции?

Контролировать сделки с использованием валюты могут только банковские организации со статусом агентов валютного контроля. Они запрашивают у участников внешнеэкономической деятельности информацию о сделке и сканированные копии подтверждающих ее документов. Сведения проверяются, чтобы подтвердить добросовестное ведение деятельности, исключить мошенничество или нарушение законов.

Читайте также:  Выплаты за 3 ребенка в 2023 году: что положено в России?

При упрощенной процедуре организации достаточно предоставить сведения о сделке в виде стандартного отчета. Если применяется обычный контроль, дополнительно предоставляются подтверждающие документы:

  • внешнеэкономический контракт;
  • банковская справка, подтверждающая выполнение платежей или списание средств со счета (сумма транзакций должна соответствовать сумме контракта);
  • документы, подтверждающие выполнение поставки или заказа (таможенная декларация, акт, накладные).

Регистрация контракта в банке

Вне зависимости от типа валюты, используемой в контрактах, связанных с импортом товаров или услуг, все расчеты проводятся через российские банки. При этом договоры на сумму более 3 миллионов рублей подлежат обязательной регистрации. Эквивалент в рублях рассчитывается исходя из официального курса Центробанка на день подачи документов.

Процедура занимает 1 рабочий день – и еще один день предусмотрен законом для того, чтобы банк известил импортера об уникальном номере, присвоенном контракту.

На учет ставятся следующие виды договоров:

  • любые внешнеторговые контракты, связанные с импортом товаров;
  • контракты на выполнение работ или оказание услуг, включая передачу информации, плодов интеллектуального труда;
  • договора на получение или выдачу кредитов, займов;
  • продажа (или оказание услуг по продаже) за рубеж ГСМ, продуктов питания и иных товаров (кроме оборудования и запасных частей к нему) для обеспечения работоспособности любых транспортных средств и их экипажей;
  • передача в аренду имущества.

Важно, чтобы в контракте была четко прописана сумма обязательств, а также сроки их погашения. Для отдельных видов контрактов сумма обязательств может указываться с учетом агентских и комиссионных вознаграждений, возмещаемых расходов, а также услуг сторонних компаний (например, оплата клининговой службе в рамках строительного контракта).

Кто такие валютные резиденты и нерезиденты

Понятие налоговой и валютной резидентности не тождественные. В случае с валютными операциями статус резидента получают:

  • физлица-граждане РФ;
  • физлица-иностранцы, имеющие вид на жительство и лица без гражданства;
  • юрлица, созданные в соответствии с российским корпоративным законодательством;
  • заграничные представительства российских компаний;
  • дипломатические учреждения, представительства в международных организациях;
  • РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Как видно, чтобы стать валютным резидентом не нужно находиться в стране более 183 дней. Статус валютного резидентства присваивается исходя из места регистрации компании и места длительного проживания физлиц, привязанности лица к стране.

В свою к нерезидентам в соответствии с валютным законодательством относят:

  • всех остальных физлиц, которые не соответствуют критериям резидента;
  • юрлиц, зарегистрированным в за границей;
  • консульства и дипломатические представительства иностранных государств;
  • филиалы и постоянные представительства иностранных организаций;
  • иностранные организации, зарегистрированные в соответствии с ФЗ «О международных компаниях».

Новый регламент валютного контроля на 2021 год

Валютный контроль в банке с учетом изменений на 2021 год осуществляется следующим образом:

  1. Компания подает уполномоченному банку всю необходимую информацию о контракте: реквизиты, валюта расчетов, полная сумма контракта, срок действий, условия выполнения, реквизиты иностранного контрагента.
  2. Банковский менеджер в течение 1 дня регистрирует контракт. Последнему присваивается уникальный номер и открывается отдельная ведомость валютного контроля.
  3. После выполнения условий сделки российская компания обязана отчитаться уполномоченному банку и подать подтверждающие документы. Также понадобится заполнить справку о подтверждающих документах. Справка не заполняется если сумма договора менее 200 000 рублей. Срок подачи справки – не позднее 15 дней с момента зачисления валюты.

Порядок передачи уполномоченными банками информации о нарушениях валютного законодательства

В соответствии с ч. 10 ст. 23 Закона N 173-ФЗ уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают информацию о выявленных нарушениях органу валютного контроля, имеющему право применять санкции, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 198 функциями органа валютного контроля наделена Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Росфиннадзор осуществляет контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций требованиям лицензий и разрешений, выданных ранее.

В течение длительного периода уполномоченные банки передавали информацию о нарушениях клиентами валютного законодательства только по отдельным запросам Росфиннадзора. Порядок направления запросов, касающихся конкретных валютных операций и сделок, был определен в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2007 N 80 «О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, необходимых для осуществления его функций документов и информации».

С 16 октября 2007 г. вступает в силу Положение Банка России от 20.07.2007 N 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования». В соответствии с данным нормативным актом уполномоченные банки (в том числе их филиалы) обязаны передавать в территориальное управление Банка России на регулярной основе информацию о выявленных нарушениях валютного законодательства (ежемесячно, не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным) с указанием нормативного акта, который был нарушен (пункт, часть, статья и т.д.), суммы валютной операции и даты выявленного нарушения. Передача информации осуществляется в виде электронного сообщения и включает нарушения по всем видам валютных операций, проводимых по поручению резидентов и нерезидентов (юридических и физических лиц — индивидуальных предпринимателей, физических лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой).

По валютным операциям, проводимым в рамках экспортных товарных контрактов, резиденты не должны допускать следующих нарушений требований валютного законодательства:

  • несвоевременного оформления/переоформления паспорта сделки;
  • непредставления в установленный срок — 7 рабочих дней со дня зачисления средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет — распоряжения на обязательную продажу иностранной валюты;
  • непредставления в установленный срок справки о валютных операциях; справки о подтверждающих документах; справки о расчетах через счета за рубежом; справки о поступлении валюты РФ;
  • непредставления подтверждающих документов;
  • непоступления валютной выручки в контрактные сроки (полное или частичное);
  • поступления валютной выручки с нарушением контрактных сроков.

Уполномоченные банки, являясь агентами валютного контроля, обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования (ч. 7 ст. 23 Закона N 173-ФЗ). Переданная уполномоченными банками в Банк России информация в согласованном между ними порядке будет направляться в Росфиннадзор для принятия каких-либо решений по возникшим фактам нарушений в рамках ответственности, установленной в ст. 15.25 КоАП РФ.

Государственная Дума РФ, 02.08.2019, утвердила изменения к Закону «О валютном регулировании и контроле» (Закон РФ от 2 августа 2019 г. N 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле». Изменения направлены на упрощение экспортных сделок, либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентам с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а также упрощение репатриации денежных средств». Все эти упрощения и изменения начнут действовать с 01 января 2020.

Читайте также:  Страховая сумма по ОСАГО в 2023 году для физических лиц

Наиболее важные изменения в Валютном контроле для юридических лиц:

1.Либерализация валютного контроля и поддержка экспорта с 2020 г.

Действующее на н.в.: Репатриация валютной выручки в полном объеме при экспорте. Валютная выручка должна быть зачислена на счет Экспортера в российском банке.

Изменения с 01.01.2020:Отказ от валютного контроля за репатриацией рублевой выручки при выполнении условий, что валюта цены контракта и валюта платежа — российский рубль:- по экспорту несырьевых/неэнергетических товаров, а также любых услуг требование по репатриации не применяется. Штрафов не будет!- по экспорту сырья (кроме леса) требование по репатриации не применяется к 10 % суммы контракта, а с 2024 года — в отношении всей суммы обязательств.

2. Поддержка расчетов в рублях через иностранные счета в иностранных банках. Стимулируется альтернативный вариант рублевых расчетов по экспорту – через счета компаний в зарубежных банках.Действующее на н.в.:Разрешены только зачисления на счета за рубежом валютных резидентов РФ, открытых в филиалах банков РФ за рубежом.Если зачисление идет на счета в иностранном банк, то применяется санкция в вводе штрафа за зачисление экспортной выручки на счет за рубежом (незаконная валютная операция).

Изменения с 01.01.2020: Разрешено для получения экспортной выручки использовать счета экспортеров открытые в иностранном банке в размере отмененной репатриации. Штрафы не применяются, если все полученные на зарубежные счета денежные средства в срок до 30 кал. дней будут переведены в российские банки.

3. В целях поддержки экспорта вводятся послабления в санкциях/ штрафах за незначительные нарушения в валютном контроле, таких как: незначительные просрочки по платежам, нарушения сроков представления документов в банк, а также по контрактам на небольшие суммы

Действующее на н.в.:Штрафные санкции за незначительные нарушения сроков поступления валютной выручки.

  • штраф в размере 75-100% за невозврат денежных средств независимо от валюты долга.штраф в размере 75-100% за невозврат денежных средств независимо от валюты долга;
  • штраф за непредставление отчетности, информации и документов по валютным операциям в банк с первого дня просрочки;
  • отсутствует стоимостной порог контрактов при привлечении к ответственности за нарушения.

Проект изменении в 2020 году (пока не утверждены , информация на на 25.01.2020):

  • Штрафов не будет! — для всех участников ВЭД (в т.ч. экспорт/импорт в иностранной валюте) разрешается отсрочка исполнения обязательств по контракту на льготный 30-дневный срок, для решение проблем с иностранным партнером по факту неисполнения обязательств в срок.
  • Размер штрафа по рублевым контрактам -планируется составит 3-10% от суммы не зачисленных/не возвращенных в страну денежных средств, по валютным контрактам — 5-30%;
  • Может быть введен 90-дневный мораторий на штраф за непредставление отчетности, информации и документов по валютным операциям в банк;
  • Если сумма экспортного контракта не более 200 тысяч рублей (или эквивалент в иностранной валюте валюте), то штрафы за НЕ ЗАЧИСЛЕНИЕ экспортной выручки применяется НЕ БУДУТ. ВНИМАНИЕ ! Это НЕ будет касаться импортных сделок!

Как можно использовать выше указанные преимущества?1. Перевести контракты в рубли, если в стране партнера есть такая практика (т.е. в иностранном банке партнёра зарубежом обязательно наличие рублевых корреспондентских счетов, сейчас такая практика есть при торговле со странами ЕАЭС, Китаем, Индией, Турцией, Ираном, Вьетнамом, и ряд др стран .

  • Открыть банковский счет в рублях в стране иностранного партнера и проводить расчеты по нему.
  • Не бояться штрафов и уверенно проходить проверку валютного контроля при отгрузке на экспорт! Однако, если допустите «разрешенную» просрочку оплаты (репатриации), то штрафов не будет, но, контролирующие органы, вероятно, зафиксируют данный факт, и статуса нарушителя валютного законодательства вам не избежать. (Экспорт леса не подпадает в зону лояльности государства по репатриации. Отказ от требования по репатриации только по рублевым контрактам).

Контроль за экспортными операциями

В первую очередь необходимо отметить введение с 1 января 1994 г. таможенно — банковского контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, вывозимых с таможенной территории РФ.

В рамках полномочий, предоставленных действующим законодательством и нормативными актами, контроль федеральных органов исполнительной власти за экспортом ресурсов, включая ВЭК России, в основном сводится к обеспечению совместно с ЦБ своевременного и полного поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, а также к выполнению экспортерами всех предусмотренных законодательством обязательств перед государством.

Законодательную основу валютного контроля за экспортными операциями составляют Законы РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности», Таможенный кодекс РФ.

Механизм валютного контроля изложен в совместной Инструкции ЦБ РФ N 19 и ГТК РФ N 01-20/10283 от 12 ноября 1993 г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров», письме ГТК РФ от 2 февраля 1994 г. N 01-13/1116 «О разъяснении положений Инструкции о таможенно — банковском контроле за поступлением экспортной валютной выручки», во Временном положении о распределении компетенции по валютному контролю между таможенными органами различных уровней (приложение N 2 к Приказу ГТК от 29 декабря 1995 г. N 796), в Приказе ГТК от 4 февраля 1998 г. N 63 «О внесении дополнений и изменений в Приказ ГТК от 29 декабря 1995 г. N 796 «. Обязанность экспортера зачислять валютную выручку на свой счет в уполномоченные банки установлена статьей 5 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». Использование для этих целей иных счетов возможно только при наличии у экспортера специального разрешения ЦБ.

  1. Договор с иностранным контрагентом – должен содержать все условия сделки и правила, в частности по оплате товаров и понесенных косвенных расходов, а также момент перехода права собственности (рисков утраты) на продукцию.

  2. Инвойс. Точного аналога этого документа в российском бухгалтерском учете нет. Больше всего он похож на счет-фактуру, однако счет-фактура используется для учета налога на добавленную стоимость, в то время как инвойс – исключительно для бухгалтерского учета. Документ применяется для таможенного и валютного контроля. Содержит информацию о товаре – полное его описание характеристик и качеств, условия поставки и реквизиты сторон.

  3. Таможенная декларация – подтверждает законность сделки для бухгалтерского учета. Заполняется на каждую поставку, содержит всю необходимую информацию о грузе, отправителе, получателе, транспортном средстве. Обязательна к заполнению, иначе таможенники не пропустят товар. Тоже самое случится и, если заполнить документ с ошибками. Причем оформлять декларацию нужно как при импорте, так и экспорте. ТД должна содержать отметку инспектора таможни.

  4. Платежные и иные документы, например, лицензии, сертификаты на продукцию и т.д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *