- Финансы

Какую господдержку может получить малый и средний бизнес в 2022 году?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую господдержку может получить малый и средний бизнес в 2022 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Свободный и честный бизнес — это основа государственной экономики: бизнес организует денежные потоки, производит блага, дает рабочие места — роль его сложно переоценить. Все государства, и Россия в том числе, стараются разрабатывать системы стимулирования бизнеса и поддержки предпринимателей.

Новая форма поручительства для МСП

С сентября 2021 года Правительство России запустило новую меру господдержки для малого и среднего бизнеса – «зонтичный» механизм предоставления поручительств.

В чем суть нововведения: заемные средства теперь могут получить те предприниматели, которым ранее кредиты были недоступны (например, из-за отсутствия залога). Также данная мера позволит уменьшить процентные ставки по привлеченному финансированию.

Важный момент: комиссию за поручительство будет платить банк, а НЕ предприниматель. Поэтому заемщики со средним риском увеличат объем привлеченных средств и высвободят залоги, с низким риском – получат кредит в среднем ниже на 1-2%.

Поручительство обеспечивает до 50% от суммы кредита. Получить его предприниматели смогут в мгновенно в режиме «одного окна» в Корпорации МСП, т. к. весь документооборот между участниками цифровизирован.

В пилотном проекте участвуют: банк «Открытие», ПСБ, РНКБ, Сбербанк, ВТБ и МСП Банк.

Какие меры поддержки государства есть для организаций и ИП

Выделяются следующие виды помощи индивидуальным предпринимателям от государства в 2022 году и мер поддержки юрлицам:

  • финансовые — выплата различных денежных сумм на развитие бизнеса или, наоборот, предоставление льгот по обязательным платежам, например по налогам;
  • имущественные — предоставление льготных возможностей получения недвижимости или земли, например в аренду;
  • информационные и образовательные — по всей стране создаются центры поддержки предпринимательства, которые консультируют по вопросам ведения бизнеса, обучают или позволяют обменяться опытом с другими предпринимателями, работающими в том же субъекте.

Особенное значение система поддержки предпринимательства приобрела в условиях санкций и возможного экономического кризиса.

Поддержка предпринимателей работает одновременно на несколько целей:

  • стимулирование граждан к созданию собственных бизнесов и, соответственно, повышение экономической активности;
  • поощрение малого и среднего бизнеса как экономической основы государственной экономики;
  • направление средств и сил в наиболее приоритетные сферы — существуют отдельные программы поддержки, например, инновационных направлений бизнеса.

Как узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать ваша компания

Чтобы узнать, на какие меры поддержки вправе рассчитывать конкретная фирма и как безвозмездно получить субсидию на бизнес от государства в 2022 году, необходимо обращаться за разъяснениями в профильные органы организации, работающие в регионе, где работает бизнес:

  • в каждом регионе имеется центр развития и содействия предпринимательству. Такие центры ведут образовательную и консультационную деятельность, помогают в спорных вопросах и информируют о государственных программах и других возможностях получить финансирование деятельности;
  • налоговые органы проконсультируют по проблемам налогообложения и налоговым каникулам;
  • центр занятости — по вопросу субсидии на оформление бизнеса.

Что такое государственная субсидия на открытие бизнеса

Государственная субсидия на открытие собственного дела — безвозмездная финансовая помощь начинающим предпринимателям. Она выплачивается из государственного или регионального бюджета.

Благодаря программе единовременной помощи государства на открытие собственного дела в выигрыше остаются обе стороны. Начинающий бизнесмен получает дополнительное финансирование, а государство — налоговые отчисления, новые рабочие места и рост ВВП.

Однако открыть бизнес на деньги государства без собственного капитала не получится. Собственные вложения предпринимателя или эквивалентное им имущество должны составлять минимум 120 – 170 тысяч рублей, иначе финансовую помощь не окажут.

Почему могут отказать в выдаче субсидии

  1. Неправильный выбор направления бизнеса. Как уже говорилось, государство не поддерживает открытие ломбардов, инвестиционных фирм и производство подакцизных товаров;
  2. Ошибки в бизнес-плане. Если проект составлен без подробностей, не очевидна его привлекательность, слишком большой срок окупаемости, присутствуют ошибки в вычислениях — в финансировании могут отказать;
  3. Нет понятной схемы расходов. Если нет четкой схемы использования денег, субсидию не дадут;
  4. Повторная заявка. Если учреждение бизнеса уже финансировалось государством, при повторном обращении деньги получить скорее всего не получится.

Правовое регулирование поддержки предпринимательства в РФ

В качестве основного нормативного акта, регулирующего государственную поддержку предпринимательства и направленного на реализацию вышеназванного конституционного принципа, следует выделить Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.

  • Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  • Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:
  • 1) развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
  • 2) обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • 4) оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
  • 5) обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  • 6) увеличение доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта и др.
Читайте также:  Пропущен срок вступления в наследство что делать куда обращаться

Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются:

  • 1) разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
  • 2) участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
  • 3) обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития малого и среднего предпринимательства и др.

В целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться следующие меры:

  • 1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;
  • 2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;
  • 3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;
  • 4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;
  • 5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • 6) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и др.

Несомненно, к федеральным законам, направленным на государственную поддержку предпринимательства следует отнести и Закон РФ от 22 марта 1991 г. № 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Государственная поддержка предпринимательства в Российской Федерации осуществляется в соответствии с вышеназванными федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Так, среди указов Президента Российской Федерации следует выделить:

  • • Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 “О свободе торговли”;
  • • постановление Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1319 “Об информационном обеспечении предпринимательства в Российской Федерации”;
  • • письмо Госналогслужбы РФ от 6 февраля 1996 г. № НП-6-02/77 “О порядке применения Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 222-ФЗ “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”;
  • • Указ Президента РФ от 4 апреля 1996 г. № 491 “О ��ервоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации”;
  • • постановление Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 523 “Об участии субъектов малого предпринимательства в производстве и поставке продукции и товаров (услуг) для федеральных государственных нужд”;
  • • постановление Правительства РФ от 31 декабря 1999 г. № 1460 “О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности”;
  • • постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. №121 “О Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы”.

Одним из наиболее важных направлений государственной поддержки малого предпринимательства является льготное налогообложение субъектов малого бизнеса.

Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.

Организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Правовая поддержка малого предпринимательства

В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством РФ принят рад специальных постановлений. В постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» от 11 мая 1993 г.

№ 446 отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства.

К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров широкого потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Такие приоритеты остаются в силе и на сегодняшний день.

  • 14 июня 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Законом определены формы и методы государственного регулирования и стимулирования субъектов малого предпринимательства, разграничены полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. В Законе названы важнейшие направления государственной поддержки малого предпринимательства:
    • (1) формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;
    • (2) создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
    • (3) установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации продукции, предоставления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
    • (4) поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие их торговым, научно-техническим, информационным и производственным связям с зарубежными государствами;
    • (5) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий.
Читайте также:  Действующие социальные программы в России

Принятый в декабре 1995 г. Федеральный закон «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» имел важное значение для поддержки малого предпринимательства в нашей стране. К настоящему времени в России сложились и функционируют три системы налогообложения малых предприятий:

  • (1) общеустановленная система, при которой малые предприятия и индивидуальные предприниматели платят тс же налоги, что и другие налогоплательщики: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль и др. Малые предприятия получают помимо общих специальные льготы. Так, по налогу на прибыль при определенных условиях они пользуются «налоговыми каникулами», а по НДС с 1 января 2001 г. — необлагаемым минимумом;
  • (2) упрошенная система налогообложения в форме единого налога на доход или выручку малых предприятий (ФЗ 1995 г.);
  • (3) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (ФЗ 1998 г.). Объектом налога здесь признается потенциально возможный доход (вмененный доход), исчисленный на единицу физического показателя, который корректируется повышающими (понижающими) коэффициентами.

Были также приняты две федеральные программы поддержки малого предпринимательства: «Федеральная программа поддержки малого предпринимательства на 1994-1995 годы» и «Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 1996-1997 годы».

В соответствии с программой Федеральному фонду поддержки малого предпринимательства были выделены ассигнования из федерального бюджета на финансирование приоритетных мероприятий данной программы в сумме 386,6 млн руб.

Однако из-за отсутствия должного финансирования, а также несогласованности действий исполнителей намеченного мероприятия эта программа не была выполнена. Из 81 намеченного мероприятия полностью выполнено лишь чуть больше половины (53%), частично — одна четверть (25%) и не выполнено 22% намеченных мероприятий.

Еще хуже обстояло дело с третьей программой. Она не была своевременно принята Государственной Думой ввиду отсутствия средств у федерального центра (а ведь эти затраты могли многократно окупиться).

Определенное внимание уделяется развитию малого предпринимательства в регионах России. Почти во всех регионах разработаны собственные программы развития малого бизнеса, более чем в половине из них созданы специальные органы и фонды поддержки малого предпринимательства.

Наиболее крупный регион России, где сосредоточена четверть всех малых предприятий, — Москва. Москва занимает первое место в числе регионов по развитию малого бизнеса — 207,9 тыс. предприятий.

Далее следуют: Санкт-Петербург — 168,2%, Московская область — 54,7%, Свердловская область — 64,0%, Самарская область — 46,4%, Ростовская область — 46,6%.

Правительство Москвы уделяет определенное внимание развитию малых предприятий. Для этого в составе Правительства Москвы был создан Департамент развития и поддержки малого предпринимательства, функционирует Московский фонд поддержки малого предпринимательства.

Содействуют развитию малого бизнеса в Москве Московская торгово-промышленная палата, Московская лизинговая компания, Московское агентство развития предпринимательства и др. При мэре Москвы существует общественно-экспертный совет по малому предпринимательству.

Москва пытается создать свои, специфические, условия для развития малого предпринимательства. Принят и действует Закон г. Москвы «Об основах малого предпринимательства в городе Москве».

В соответствии с этим законом в столице действуют свои правила создания, регистрации, лицензирования и налогообложения субъектов малого предпринимательства, что способствует развитию малых предприятий.

Приняты три комплексные программы развития и поддержки малого предпринимательства в Москве.

Несмотря на такое большое внимание к вопросам развития малого предпринимательства, маты с предприятия в столице сталкиваются с теми же проблемами, что и по стране в целом. В их числе:

  • (1) несовершенная система налогообложения;
  • (2) отсутствие надежных правовых гарантий, явная противоречивость отдельных нормативных правовых актов;
  • (3) финансовые трудности в получении банковского кредита для открытия предприятий и их функционирования;
  • (4) неравноправность в доступе к различным материальным ресурсам, их дороговизна;
  • (5) сложности с арендой и приобретением помещений, их высокая, нередко недоступная цена;
  • (6) низкая культура взаимодействия государственных служб в работе с предпринимателями;
  • (7) продолжающиеся криминальные угрозы.

Помимо федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства существует большое число негосударственных организаций, ведущих работу в этом направлении.

В их числе различные фонды и агентства, банки, кредитные и страховые компании, общественные организации, образовательные структуры и др.

Однако существенной помощи от них малые предприятия не получают или получают весьма незначительную.

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

  1. Федеральный проект «Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности» – 2564,0 млн рублей.
  2. Федеральный проект «Расширение доступа субъектов МСП к финансовой поддержке, в том числе к льготному финансированию» – 261811,3 млн рублей.
  3. Федеральный проект «Акселерация субъектов МСП» – 167882,2 млн рублей.
  4. Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» – 40761,01 млн рублей.
  5. Федеральный проект «Популяризация предпринимательства» – 8473,8 млн рублей.

Совокупные расходы на национальный проект РФ «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» до 31.12.2024 года составят 481,8 млрд рублей, в том числе:

  • 416,2 млрд рублей – из федерального бюджета;
  • 11,4 млрд рублей – из бюджетов субъектов РФ;
  • 53,9 млрд рублей – из внебюджетных источников.

Государственная поддержка малого бизнеса в связи с пандемией коронавируса

Коронавирус внес свои весомые коррективы в жизнь малого и среднего бизнеса. Пострадавшим представителям этих сфер, государство предоставило безвозмездную финансовую помощь. В списке тех, кто ее получил, представители сферы общепита, услуг и развлечений, гостиничного бизнеса и т.д. Все они получили выплаты в размере МРОТ (12 130 рублей) на каждого сотрудника.

Читайте также:  Как определяется срок оказания услуг в договоре оказания услуг?

Для облегчения положения МСП также были введены отсрочки. Правительство решило увеличить срок уплаты ранее начисленных административных штрафов для них с 60 до 180 дней. Также были продлены сроки уплаты налогов, страховых взносов и пр.

Помощь малому и среднему бизнесу действует и сейчас, так Владимир Путин объявил о новых видах поддержки:

  • компании из самых пострадавших отраслей смогут получить кредит размером до шести МРОТ на каждого сотрудника;
  • льготная кредитная ставка составит 2% годовых. Если в компании через год будут работать хотя бы 90% сотрудников, государство спишет ей весь кредит и проценты по нему, останутся от 80% до 90% работников – «простят» половину кредита и процентов.

Новые меры господдержки в 2022 году

Среди ключевых мер государственной поддержки предпринимателей, введенных с 2022 года, можно выделить:

  • Начисление субсидий за найм лиц возрастом до 30 лет, не имеющих опыта работы либо среднего профессионального или высшего образования, а также сирот и родителей детей, не достигших совершеннолетия
  • Снижение ставки по налогу на доход и тарифов по страховым взносам для ИТ-компаний, имеющих государственную аккредитацию
  • Установку моратория на плановые и внеплановые инспекции МСП до завершения 2022 года и выделение дополнительных средств (более 14 миллиардов рублей) на обеспечение работы программ льготного кредитования бизнеса

Основные методы поддержки малого бизнеса

Экономические системы многих стран совершенно различны, однако, когда открывается предприятие малого бизнеса, то во многих случаях потребности одинаковы. Соответственно, помощь от государства и методы поддержки малого и среднего бизнеса похожи во всем мире. Перечислим самые распространенные механизмы:

  • специальные налоговые режимы;
  • доступ к государственному заказу;
  • грантовая поддержка начинающих бизнесменов;
  • снижение административных барьеров;
  • развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;
  • консультации;
  • создание микрофинансовых организаций;
  • поддержка лизинга;
  • помощь в модернизации производства;
  • создание промышленных парков, технопарков, кластеров;
  • система гарантийного кредитования;
  • поддержка субъектов, ориентированных на внешнеэкономическую деятельность;
  • поддержка субъектов, ориентированных на инновационную деятельность;
  • поддержка субъектов, ориентированных на социальную деятельность.

Наиболее распространенными методами поддержки малого бизнеса являются льготы по налогообложению, облегчение доступа к государственному заказу, грантовая поддержка начинающему предпринимательству, помощь в модернизации производства.

Поддержка инновационного развития экономики в России

В двадцать первом веке на первый план выходит информация и технологии. Экономики разных страны переходят на инновационные модели развития. Базовыми элементами инновационного развития экономики являются особые и свободные экономические зоны, технопарки, индустриальные парки и бизнес-инкубаторы.

Вышеперечисленные элементы являются очень важными в начале деятельности малого бизнеса. Когда предприниматель хочет зайти на рынок, имея лишь идею, вряд ли получится что-то хорошее. С этой идеей можно прийти в бизнес-инкубатор. Как правило, там дадут консультацию: с чего начать, как «упаковать» бизнес, как лучше зайти на рынок. То есть бизнес-инкубатор — это место, где идея созревает до полноценного стартапа, который можно запускать или предлагать инвесторам.

Количество резидентов бизнес-инкубаторов в 2014–2015 гг. показало пиковые значения, однако в 2016 году произошел резкий спад субъектов малого предпринимательства, участвующих в этом.

Муниципальные программы для малого и среднего бизнеса

Они действуют индивидуально в каждом регионе. Муниципалитет должен самостоятельно разрабатывать условия поддержки бизнеса, исходя из индивидуальных особенностей региона, а также с учетом возможностей своего бюджета. От развития бизнеса внутри региона будет зависеть и его экономическое развитие. Успешный бизнес привлекает финансовые средства в его регион работы, а затем они переходят во внутренний бюджет региона в качестве налогов.

Обычно региональные программы направлены на следующее:

  • приобретение необходимого высокотехнологичного оборудования, позволяющего увеличить производительности бизнеса;
  • поддержку компаниям, которые занимаются инновационной деятельностью;
  • формирование технопарков;
  • помощь стартапу;
  • повышение квалификации сотрудников.

Региональные программы выделяют финансирование в форме:

  • грантов;
  • льготных кредитов;
  • налоговых каникул;
  • субсидий;
  • других видов помощи.

Увидеть пример выделения региональной поддержки вы можете в представленном видео.

Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства

Малое предпринимательство по накопленному к нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан. Данный сектор создает большую часть национальных продуктов, которые являются «питательной средой» для среднего и крупного бизнеса. Поэтому в настоящее время необходима государственная стратегия развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.

В России существуют различные организационные формы государственной поддержки и защиты интересов предприятий этой сферы [39, c.18]. Более подробно будут рассмотрены прямые и косвенные методы поддержки малого бизнеса.

Государственная финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства относится к прямым методам и реализуется по двум основным направлениям.

Субсидия для открытия собственного дела

Будущий предприниматель может получить денежную поддержку от государства на открытие ИП. Для этого ему необходимо состоять на учете в ЦЗН, получить статус безработного, написать, а потом представить перед комиссией составленный заранее специальный план развития будущего предприятия. После этого требуется зарегистрировать юридическое лицо и заключить с Центром занятости договор для предоставления субсидии при открытии ИП. Получение субсидии для ИП и предоставление помощи государством при открытии малого бизнеса возможно только в том случае, когда биржа труда не может обеспечить гражданина подходящей работой, а сам он уже получает соответствующее денежное пособие.

Необходимые документы для регистрации в качестве безработного:

  • заявление о необходимости государственной помощи для поиска работы;
  • паспорт или временное удостоверение личности гражданина РФ;
  • аттестат, диплом или другой документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию;
  • трудовая книжка (кроме граждан, которые ранее нигде не работали);
  • справку о получаемом заработке за последние три месяца до увольнения.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *