- Финансы

С октября 2022 года нужно платить НДС с электронных услуг иностранных компаний

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С октября 2022 года нужно платить НДС с электронных услуг иностранных компаний». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Как известно, НДС — косвенный налог и в итоге он платится из кармана конечного покупателя. В случае с физическими лицами все просто — плательщики «налога на Google» просто увеличили цену на сумму НДС. Таким образом, теперь за одни и те же электронные товары и услуги россияне платят больше, чем, скажем, пользователи в Америке или Европе.

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Для того чтобы понимать, будем ли мы являться плательщиком НДС за иностранную организацию, т.е. налоговым агентом нам необходимо внимательно изучить подпункты 3 и 4 статьи 148 НК РФ о месте оказания услуг.
    Особое внимание следует уделить определению места осуществления деятельности покупателя, которое определяется по месту его регистрации.
    Это важно, т.к. если покупатель находится на территории РФ, то и налог на добавленную стоимость будет уплачивать именно он, как налоговый агент, причем обязанность по уплате НДС возникнет только в случае перечня услуг, указанного в подпункте 4 статьи 148 НК РФ.
    Например, заключен договор с иностранной организацией на оказание ими маркетинговых услуг для российской организации. Местом осуществления деятельности является территория РФ, т.к. покупатель, российская организация, зарегистрирована на территории РФ и маркетинговые услуги поименованы в подпункте 4 статьи 148 НК РФ. Таким образом, российская организация будет являться налоговым агентом по НДС и уплачивать налог в момент перечисления денежных средств в адрес иностранной организации.
  2. Налог на прибыль. В некоторых случаях российская организация будет являться также налоговым агентом по налогу на прибыль. Конкретно, в каких случаях, и при перечислении каких доходов указано в пункте 1 статьи 309 НК РФ.
    Так, например, при выплате дохода иностранной организации за возможность использования лицензии российской организацией, необходимо исчислить налог на прибыль и уплатить его в бюджет не позднее дня следующего за днем перечисления дохода иностранной организации.
    Однако, российская организация не всегда будет являться плательщиком налога на прибыль, если даже такие доходы будут поименованы в вышеуказанной статье. Для того чтобы ответить на вопрос о необходимости уплаты налога на прибыль за иностранного контрагента следует изучить соглашение об избежании двойного налогообложения (при его наличии) с иностранной организацией, с которой заключен договор.
    В данных соглашениях могут быть предусмотрены освобождения от уплаты налога у источника выплаты, либо уплаты меньшей суммы налога на прибыль.
    Для того чтобы воспользоваться правом не уплачивать налог на прибыль, недостаточно только предусмотренной соглашением возможности. У иностранного контрагента российской компании необходимо запросить свидетельство о статусе налогового резидента с нотариальным переводом (сертификат о налоговом резидентстве) с апостилем или консульской легализацией. Такое свидетельство (сертификат) будет подтверждать, что иностранная компания постоянно пребывает в данном иностранном государстве.

Налоговые последствия договора девелопмента, заключенного с иностранной компанией

Предмет договора девелопмента — возмездное оказание услуг (выполнение работ), а также совершение как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий, связанных с сопровождением и контролем за ходом и результатами проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объекта недвижимости, расположенного на территории России. Заключение и исполнение договора девелопмента предлагается рассмотреть на примере договора между российской и кипрской компанией. Итак, инвестором строительства и заказчиком услуг выступает кипрская компания, имеющая постоянное представительство на территории РФ, а исполнитель услуг — кипрская компания, привлекающая российского субагента и субподрядчиков.

Учитывая характер услуг, в соответствии со ст. 148 НК РФ, названные услуги могут быть отнесены к одной из следующих групп:

  • инжиниринговые услуги (инженерно-консультационные услуги по подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги, в частности, подготовка техникоэкономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги), информационные, консультационные или проектные;
  • услуги агента, привлекающего лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (в частности, инжиниринговых, информационных, консультационных, и проектных), от своего имени или от имени инвестора.

Налогообложение вознаграждения, получаемого иностранной компанией — исполнителем услуг, зависит от квалификации услуг.

В силу подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ Российская Федерация признается местом реализации услуг, если покупатель услуг ведет свою деятельность на территории РФ. Правило применяется, в частности:

  • при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. При этом к инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и др.);
  • оказании услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания перечисленных видов услуг (услуг, предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг, не предусмотренных подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, определяется по месту деятельности исполнителя таких работ, услуг.

Местом деятельности покупателя для целей применения подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ определена территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг) на ее территории на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии — на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица.

Покупатель услуг в рассматриваемой ситуации — кипрская компания (инвестор и собственник земельного участка), имеющая на территории РФ постоянное представительство (филиал), которое напрямую оплачивает услуги субподрядчиков на территории РФ, аккумулирует выполненные объемы работ (услуг), получает средства на оплату услуг субподрядчиков и, в случае договоренности, на оплату вознаграждения российскому субагенту, привлеченному кипрским исполнителем.

Приведенные условия взаимодействия сторон свидетельствуют о том, что в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом деятельности кипрской компании-инвестора для целей НДС должна признаваться РФ, поскольку фактическим покупателем услуг является ее постоянное представительство на территории РФ.

Соответственно, для определения места реализации этих услуг в целях НДС следует установить, относятся ли фактически выполняемые кипрской компанией-заказчиком и (или) привлеченным субагентом (субподрядчиками) действия к услугам, поименованным в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если они являются таковыми, место их реализации — Российская Федерация (по месту деятельности покупателя услуг, которым в любом случае предстает российское постоянное представительство кипрской компании инвестора) на основании абзаца пятого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Если кипрская компания действует в отношениях с российским суб агентом или субподрядчиками от имени инвестора, такие агентские услуги на основании абзаца восьмого подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ также облагаются НДС на территории РФ.

Читайте также:  Когда выставлять акт выполненных работ на услуги

Инвестор привлекает заказчика для «возмездного оказания услуг (выполнения работ), а также для совершения как от имени и за счет инвестора, так и от имени заказчика и за счет инвестора юридических и иных действий по оформлению, разработке всей необходимой предварительной, предпроектной, проектной, рабочей и разрешительной документации, управлению проектированием и строительством объекта и для выполнения иных функций, включая привлечение и контроль за техническим заказчиком, а также оказания различных, в том числе консультационных, услуг по осуществлению проектирования и строительства объекта, продаже, оформлению и содействия в регистрации прав при продаже объекта или его части». К оказываемым по договору услугам относятся, в частности, следующие виды услуг:

  • услуги управления проектированием (управление процессом проектирования, включая получение полного комплекта проектной документации, необходимой и достаточной для получения разрешений на строительство объекта, выполнения строительства объекта и получения разрешений на ввод объекта в эксплуатацию);
  • услуги управления строительством (привлечение специализированных организаций для подготовки, проектирования, строительства объекта, управление всеми процессами по возведению объекта в соответствии с утвержденной разрешительной и проектной документацией объекта и разработанными на ее основе регламентами);
  • услуги выполнения функций технического надзора (технический надзор за строительством в объеме и в соответствии с требованиями, предусмотренными договором);
  • услуги обеспечения сдачи объекта, законченного строительством, приемочной комиссии (сдача законченного строительством объекта приемочной комиссии и получение акта, надлежащим образом оформленного и подписанного всеми членами приемочной комиссии);
  • услуги ввода объекта, законченного строительством, в эксплуатацию (получение надлежащим образом оформленного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, разработка и передача инвестору перечня правил и ограничений для арендаторов, включая технические характеристики объекта и отдельных входящих в него зданий).

Правила и особенности

Правила определения места реализации услуг прописаны в Налоговом кодексе в статье 148. Законодательство предлагает определять место реализации по местонахождению имущества, с которым связаны работы и услуги; месту их фактического оказания; месту деятельности покупателя или исполнителя услуг.

Так, услуги считаются реализованными на территории РФ, если:

  • Их покупатель фактически ведет деятельность на территории России.
  • Они непосредственно связаны с операциями с недвижимостью, расположенной на российской территории. Это, например, услуги по выполнению отделочных, строительно-монтажных и ремонтных работ, арендных, реставрационных и озеленительных работ.
  • Они фактически оказываются на российской территории и связаны со сферами искусства и культуры, образования, физкультуры и спорта.
  • Они предполагают ремонт, обработку, техническое обслуживание, сборку, переработку воздушных и морских судов, движимого имущества на территории России.

Реализация работ и услуг иностранными компаниями

Два основных налога, которые взимаются с организаций, – это налог на добавленную стоимость (далее – НДС) и налог на прибыль. Но в данной статье мы сосредоточимся на первом и рассмотрим, каким образом он исчисляется, кем и когда уплачивается.

Руководство иностранной организации, решившей вступить в борьбу за российского потребителя, должно понимать специфику нашего рынка и налогового законодательства. Начать можно с малого и выяснить, например, платят ли иностранные компании НДС, если реализуют свои услуги в России. И хотя понятие НДС знакомо практически любому обывателю (а топ-менеджеру тем более), порядок работы с этим налогом имеет свои особенности в каждой стране.

Российская Федерация в этом смысле не является исключением: деятельность иностранных компаний подлежит налогообложению (включая уже упомянутый НДС). Но наше законодательство никак нельзя назвать простым и однозначным, ведь иногда разобраться в его хитросплетениях под силу лишь юристам. Именно поэтому, прежде чем расширять зону своего присутствия, нужно уточнить, как уплачивается НДС при реализации услуг на территории РФ.

Существует лишь два варианта ответа на этот вопрос: в первом случае компания самостоятельно рассчитывает и перечисляет сумму налога в бюджет, во втором все то же самое проделывает посредник – налоговый агент. Все зависит от того, зарегистрирована ли иностранная организация в российском налоговом органе – Федеральной налоговой службе (далее – ФНС).

В российском законодательстве есть такие понятия, как резидент и нерезидент.

Резидентом называется физическое или юридическое лицо, зарегистрированное и состоящее на налоговом учете на территории РФ, а к нерезидентам, как несложно догадаться, относятся все те, у кого отсутствует регистрация (в том числе и в ФНС) в России.

Рекомендуем ознакомиться с более подробной информацией о том, как определить, является ли юридическое лицо резидентом или нерезидент.

Если заграничная компания встала на учет в ФНС, то взаимодействие с налоговым ведомством целиком и полностью ляжет на ее плечи. В противном случае – если регистрация в налоговых органах отсутствует – рано или поздно клиенту придется задуматься, что делать с НДС при покупке услуг у иностранной компании.

Ведь Налоговый кодекс РФ (далее – НК РФ) не оставляет выбора: налог в любом случае должен быть уплачен. И это как раз та ситуация, когда покупатель будет выступать в роли налогового агента, который улаживает все вопросы с перечислениями в бюджет.

Нюансы «электронных» услуг

Особая ситуация возникает при реализации т.н. «электронных» услуг (ст. 174.2 НК РФ).

К ним относятся, например, реклама в интернете, услуги хостинга и т.д. А вот консультационные услуги, оказываемые по электронной почте, в этот список не входят.

До 01.01.2019 года отечественные компании и ИП, покупающие электронные услуги, оказываемые нерезидентом, должны были перечислять за него НДС. Но в новом 2020 году обязанность платить НДС при оказании услуг через интернет полностью возложена на их иностранных поставщиков.

Важно!

Если права на компьютерные программы передаются по лицензионному (сублицензионному) договору, то платить НДС не нужно вообще (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина РФ от 01.02.2016 № 03-07-08/4141). Способ передачи прав («физически» или через Интернет) в данном случае роли не играет.

Нормативное регулирование при определении места реализации услуг

Для определения места реализации услуг (работ), приобретаемых у иностранных организаций, следует пользоваться разными нормативными документами. Поэтому в первую очередь надо установить, откуда иностранный продавец.

Контрагент из дальнего зарубежья и РФ Контрагент из ЕАЭС

(Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия)

ст. 148 НК РФ Место реализации работ (услуг) Договор о ЕАЭС от 29.05.2014, Приложение N 18, Раздел 1 Общие положения и 4 Порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг

При работе с контрагентами из дальнего зарубежья налогоплательщики работают по нормам НК РФ.

На партнеров из ЕАЭС НК РФ не распространяется и юридической силы не имеет, поэтому следует учитывать требования Договора о ЕАЭС от 29.05.2014. При этом, если в Договоре о ЕАЭС идет ссылка на локальное законодательство страны-участницы ЕАЭС, то пользуемся именно им и в т.ч. НК РФ.

Читайте также:  Получение РВП по браку в 2023 году: документы для МВД РФ

Место реализации товаров, работ, услуг

Ключевым для обложения НДС фактором является место реализации товаров или услуг. Следовательно, налоговые обязательства по НДС возникают у иностранных организаций, которые реализуют товары (работы, услуги) на территории РФ. Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств (ст. 147 НК РФ): — товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется; — товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ. Неоднозначен вопрос с определением места реализации работ (услуг), что представляет для налогоплательщиков особую трудность. Виды выполняемых работ и оказываемых услуг очень разнообразны по сферам деятельности, месту реализации, особенностям налогообложения. Налоговым кодексом РФ введен ряд критериев для определения места реализации работ (услуг) в зависимости от сферы деятельности налогоплательщика в целях обложения НДС (ст. 148 НК РФ). Правила определения места реализации для целей НДС варьируются в зависимости от характера самих услуг (табл. 1).

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства4 или получающие доходы от источников в России, признаются плательщиками налога на прибыль (ст. 246 НК РФ).

Если иностранная организация оказывает услуги через созданное в нашей стране постоянное представительство, то у российской компании не возникает обязанности удерживать налог с перечисляемых иностранной организации доходов. Однако если иностранная компания, не имеющая постоянного представительства в России, получает доходы от источников в России, то с них следует удержать и перечислить в бюджет НДС. Таким образом, на российскую компанию, являющуюся источником выплаты дохода иностранной организации, в этом случае возлагается обязанность налогового агента. Перечень доходов иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в России, у источника выплаты которых необходимо удержать налог, приведен в п. 1 ст. 309 НК РФ. В частности, этот перечень включает следующие доходы от оказания услуг и передачи имущественных прав:

  • от использования в России прав на любые объекты интеллектуальной собственности (платежи за передачу авторских прав, использование патентов, товарных знаков, моделей, секретной формулы или процесса, а также информации (ноу-хау), касающейся промышленного, коммерческого или научного опыта);
  • от сдачи в аренду имущества, используемого в России, от предоставления в аренду морских и воздушных судов, других транспортных средств и контейнеров, используемых в международных перевозках;
  • от международных перевозок (за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами России).

Налог с доходов от использования прав на объекты интеллектуальной собственности и от сдачи в аренду имущества, используемого в России, удерживается по ставке 20%. С доходов же от международных перевозок и от сдачи в аренду транспортных средств и контейнеров, используемых в международных перевозках, налог уплачивается по ставке 10%.

Заказчик (покупатель) консультационных услуг — иностранная организация

Если консультационные услуги оказывает российская организация иностранной, то российская организация не является плательщиком НДС, так как согласно пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ не возникает объекта налогообложения — местом реализации услуг территория РФ не признается, оно определяется по месту нахождения покупателя. Как не запутаться с критериями?

Пример 1. Российская организация оказывает консультационные услуги представительству белорусской фирмы, которое зарегистрировано в России. Каков порядок по НДС?

Решение. У российского исполнителя в данном случае возникает НДС, поскольку непосредственный покупатель услуг — представительство белорусской фирмы — фактически присутствует на территории РФ. Суммы НДС, уплаченные российской фирмой при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ либо уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, используемых для операций по реализации консультационных услуг, принимаются к вычету в общеустановленном порядке на основании ст. ст. 171 и 172 НК РФ (Письмо УМНС по г. Москве от 24.06.2003 N 24-11/33635).

Пример 2. Российское юридическое лицо имеет договор на оказание консультационных услуг белорусской фирме, которая имеет представительство на территории РФ. Каков порядок по НДС?

Памятка. Порядок обложения НДС в отношении услуг, оказываемых российскими налогоплательщиками хозяйствующим субъектам Республики Беларусь (в отличие от реализации товаров), не изменился с 01.07.2001.

Место реализации консультационных услуг за рубежом не доказано: не доказано документально и достоверно место заключения договора, факт, место и способ передачи материалов оказанных услуг, а также характер оказанных услуг

«Объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Лицо, претендующее на освобождение от налогообложения по НДС, обязано предоставить суду необходимые доказательства, содержащие для целей налогообложения достоверные сведения о совершенной операции, не подлежащей налогообложению» (Постановление ФАС Московского округа от 08.04.2004 N КА-А41/2421-04).

Доводы истца. Предприниматель оказывала иностранной компании, не имеющей представительств и не осуществлявшей деятельности на территории России, консультационные услуги по вопросам финансового управления компанией. В суде первой инстанции требования о признании недействительным решения Инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения за неполную уплату НДС были удовлетворены. Имеются документы, подтверждающие, что лицо, подписавшее договоры со стороны иностранного контрагента, является президентом компании.

Доводы Инспекции. В кассационной жалобе она не признала правомерность освобождения от НДС операций по реализации услуг за пределами территории РФ, так как не были доказаны документально место заключения договора, факт, место и способ передачи материалов оказанных услуг, а также характер оказанных услуг. Инспекция исходила из того, что местом заключения договоров и подписания актов приемки-сдачи услуг является г. Вилмингтон (США) и г. Кемер (Турция), однако предпринимателем не представлены документы, подтверждающие фактическое ее нахождение в это время, а также в момент оказания услуг на территории иностранных государств. Первый договор с иностранной компанией заключен на следующий день после государственной регистрации предпринимателя в качестве ПБОЮЛ.

Доводы суда. Решение суда подлежит отмене как принятое по неполно установленным фактическим обстоятельствам дела. Представленные в суд договоры с инопокупателем и акты приемки-сдачи услуг не отражают конкретных вопросов (расшифровки), по которым оказаны консультационные услуги, а также способ передачи результатов услуг (нарочным или посредством телеграфной, телетайпной, телефонной, факсимильной, электронной, почтовой связи), позволяющий достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие фактический выезд предпринимателя за границу. Поскольку на момент рассмотрения спора по существу суд не располагал такими доказательствами, решение суда не может быть признано законным и обоснованным. Кассационная инстанция считает, что выяснение данных обстоятельств имеет значение для правильного рассмотрения дела, в связи с чем суду необходимо истребовать у налогоплательщика дополнительные доказательства, подтверждающие обоснованность его доводов. Суд отменил решение и направил дело на новое рассмотрение.

По сути, вопрос состоит в том, следует ли считать стоимость договора, когда в нем НДС не указан, как стоимость с учетом НДС или без НДС.

Пример

Российская организация заключила договор с иностранной организацией, не стоящей на учете в российских налоговых органах, на приобретение у нее товаров на территории России по цене 100 000 рублей. НДС в договоре не выделен.

Читайте также:  Хочу быть чиновником: где учат, как построить карьеру

Если применить расчетную ставку НДС (20 / 120), то сумма налога составит 16 667 рублей, а выручка продавца 83 333 рублей. Применяя расчетную ставку мы исходим из того, что сумма 100 000 рублей включает в себя НДС.

Если же исходить из того, что цена товара 100 000 рублей без НДС, то тогда нужно применить ставку НДС 20% и сумма налога составит 20 000 рублей, а выручка продавца 100 000 рублей..

Основные нормы законодательства по вопросу:

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ).

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации таких товаров (работ, услуг) с учетом налога (п. 1 ст. 161 НК РФ).

Налоговая база в этом случае определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 данной статьи иностранных лиц (п. 2 ст. 161 НК РФ).

В рассматриваемом случае сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами (п. 4 ст. 173 НК РФ).

НК РФ устанавливает требование — в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой (п. 4 ст. 168).

Из вышеуказанных положений законодательства нет четкого ответа на вопрос, в случае не указания НДС в цене договора, включает ли цена НДС или нет. Контролирующие органы (Минфин и ФНС России) в своих разъяснениях указывает, что в случае, если в договоре сумма НДС не выделена, то налоговый агент должен исчислить НДС от суммы договора не по расчетной ставке, а по обычной ставке (Письмо Минфина России от 05.06.2013 N 03-03-06/2/20797, Письмо Минфина России от 28.02.2008 N 03-07-08/47 (направлено ФНС России для сведения нижестоящим налоговым органам Письмом от 17.03.2008 N 03-1-03/908@), Письмо Минфина России от 08.09.2011 N 03-07-08/276, Письмо Минфина России от 13.11.2008 N 03-07-08/254, Письмо Минфина России от 12.04.2007 N 03-07-08/75, Письмо УФНС России по г. Москве от 03.02.2009 N 16-15/008658).

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 N 15483/11 по делу N А72-5929/2010 исследовался вопрос о том, обязан ли налоговый агент удержать НДС из цены договора в том случае, если договор с иностранным лицом заключен без НДС. ВАС РФ принял решение в пользу налогового органа, косвенно подтвердив позицию контролирующих органов (хотя в этом деле не исследовался вопрос о том, как исчисляется НДС в случае не указания НДС в договоре).

Соответственно, исходя из позиции контролирующих органов на сегодня более безопасно исчислять НДС в рассматриваемой ситуации от цены договора по обычной (а не по расчетной) ставке НДС.

ВАС РФ сформулировал позицию по близкому вопросу в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость»:

«17. По смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.

В связи с этим, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму налога и иное не следует из обстоятельств, предшествующих заключению договора, или прочих условий договора, судам надлежит исходить из того, что предъявляемая покупателю продавцом сумма налога выделяется последним из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 Кодекса).»

То есть, суть позиции ВАС РФ в том, что когда в договоре сумма НДС не выделена и нет иных признаков того, что цена не включает в себя НДС, то НДС исчисляется из согласованной цены по расчетной ставке. Этот подход, по сути, возлагает бремя расходов на несогласованный сторонами НДС на продавца (за счет его выручки). Но эта позиция была сформулирована для общего случая, когда обязанность по исчислению НДС возложена на продавца. В рассматриваемом же случае, законодательство возлагает обязанность по исчислению и удержанию НДС на налогового агента. Поэтому, эта позиция ВАС РФ, к ситуации с налоговым агентом, на мой взгляд, не применима.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица — резиденты осуществляют следующие виды валютных операций по экспорту и импорту товаров, без разрешений Банка России в соответствии с заключенными ими договорами: 3.2. зачисление резидентом сумм, поступающих в оплату экспортируемых им товаров до таможенного оформления этих товаров.

Поскольку результат оказания услуги не имеет материального выражения, ввоз услуги невозможно подтвердить грузовой таможенной декларацией и в этом случае она не оформляется. Для внешнеторговых контрактов, которыми предусмотрен импорт услуг, не предусмотрено и оформление паспорта импортной сделки. Указанные паспорта оформляются лишь для тех операций, которые предусматривают импорт товаров на таможенную территорию РФ.

У большинства российский организаций, заключающих контракты на импорт услуг, возникает вопрос: можно ли использовать в качестве средства платежа при расчетах с иностранным контрагентом иностранную валюту.

НДС по услугам нерезидентов за пределами РФ

Вопрос

Если оказывать услуги (выполнять работы) будет ИП, необходимо ли составление акта? Будут ли данные работы облагаться НДС?

Ответ

Актом выполненных работ (оказанных услуг) исполнитель подтверждает факт исполнения заказа, предусмотренного условиями подписанного договора. То есть данный документ имеет большое значение в договорных отношениях. На основании именно этого акта исполнитель вправе требовать оплату.

Действующее законодательство обязательное составление акта предусматривает только в двух случаях:

— приемки результатов работ по договору подряда (п. 2 ст. 720 ГК РФ);

— приемки результатов работ по договору строительного подряда (п. 4 ст. 753 ГК РФ).

Между тем Минфин России неоднократно указывал, что составление акта выполненных работ (оказанных услуг) необходимо и в тех случаях, когда это предусмотрено самим двусторонним договором (Письма от 13.11.2009 N 03-03-06/1/750, от 20.08.2007 N 03-03-06/1/576 и от 30.04.2004 N 04-02-05/1/33).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *