- Гражданское право

НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Акцизы – косвенный федеральный налог

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Акцизы – косвенный федеральный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Физические лица в России обязаны уплачивать налог на доходы физических лиц, транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц. Кроме того, из начисленной заработной платы работника производятся обязательные отчисления в социальные страховые фонды – Пенсионный фонд России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и Федеральный фонд социального страхования. Из этих взносов формируются пенсия, оплата больничных листов и социальные пособия. Помимо этого физические лица несут бремя уплаты косвенных налогов – налога на добавленную стоимость и акцизов на алкоголь, табак и нефтепродукты. По некоторым оценкам, физические лица фактически уплачивают до 70 % сумм косвенных налогов, поступающих в бюджет России.

Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами

Плательщиками налогов являются физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации. Это могут быть граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

При этом в зависимости от времени пребывания на территории России налогоплательщик получает статус налогового резидента или нерезидента.

Налоговым резидентом признается физическое лицо, которое пребывает на территории России не менее 183 календарных дней подряд в течение 12 следующих подряд месяцев. Таким образом, статус налогового резидента может быть присвоен гражданам иностранного государства, а российский гражданин может не иметь статуса резидента.

Основная налоговая нагрузка на население связана с уплатой налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Объектом налогообложения у физических лиц является совокупный доход, полученный за год. С 2000 года в России действует плоская шкала налогообложения доходов физических лиц: это значит, что ставка налога одинакова для всех и не зависит от размера дохода. В то же время российским законодательством установлены разные ставки НДФЛ для разных видов доходов физических лиц.

Доходы физических лиц – налоговых резидентов – от трудовой деятельности облагаются НДФЛ по ставке 13 %. Выигрыши и призы в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг облагаются НДФЛ по ставке 35 %. Также по ставке 35 % в некоторых случаях облагаются НДФЛ процентные доходы по вкладам в российских банках и доходы в виде материальной выгоды.

Нерезиденты платят НДФЛ по ставке 13 % с доходов от осуществления трудовой деятельности, 15 % – с доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций и по ставке 30 % со всех остальных видов доходов.

«С точки зрения налогообложения НДФЛ между резидентами и нерезидентами есть существенная разница. Так, налоговые резиденты уплачивают НДФЛ с доходов, полученных как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нерезиденты уплачивают налог только с доходов, полученных от источников в Российской Федерации».8

Физические лица обязаны предоставлять в налоговые органы отчет о своих доходах помимо заработной платы по трудовому договору. Для этого заполняется налоговая декларация.

Подходы к освещению в СМИ темы налоговой дисциплины как основополагающего принципа финансовой модели развития общества

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Опыт СМИ в поддержании законодательных инициатив в сфере налогообложения

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


Налоги при разных режимах налогообложения

Согласно главе 6 Налогового Кодекса РФ всего существует 5 режимов налогообложения:

  • ОСНО — общий режим налогообложения;
  • УСН — упрощенная система налогообложения;
  • ЕНВД — единый налог на вмененный доход;
  • ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
  • Патент — патентная система налогообложения (доступна только индивидуальным предпринимателям).

Для общей системы налогообложения, помимо общих налогов, к уплате положены следующие платежи: НДС в размере 0%, 10%, 20%; налог на прибыль в размере 20%.

При упрощенной системы налогообложения не начисляются НДС, налог на прибыль и налог на доходы физ.лиц (для ИП). Вместо этого по УСН существует налог на доход. По этой системе предусмотрено два варианта определения объекта налогообложения:

  • УСН (доходы). Налог в размере не более 6% начисляется на доходы организации. Точная ставка зависит от региона.
  • УСН (доходы — расходы). Налог в размере от 5% до 15% начисляется на доходы, уменьшенные на величину расходов.

Единый налог на вмененный доход и сельскохозяйственный налог также, как УСН, освобождает фирму от уплаты множества налогов. Налоговой базой здесь является не прибыль, а размер дохода. Ставка налога определяется региональными властями.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Регулируется гл. 23 ч. 2 НК РФ (табл. 6).

Таблица 6

Налогоплательщики и объект налогообложения по НДФЛ
Налогоплательщики (ст. 207 НК РФ) Объект налогообложения (ст. 209 НК РФ)
Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (т. е. пребывающие на территории РФ более 183 дней в течение 12 последовательных календарных месяцев) Доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и/или от источников за пределами Российской Федерации
Физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации Доход, полученный от источников в Российской Федерации

Государственная пошлина

Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины регламентирован гл. 25.3 ч. 2 НК РФ.

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Плательщики государственной пошлины – организации и физические лица, если они:

  • обращаются за совершением юридически значимых действий;
  • выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий.

Основные виды действующих на территории РФ государственных пошлин обобщены в табл. 15.

Т а б л и ц а 15

Характеристика государственных пошлин
Вид пошлины Объект обложения
Судебная 1. Запросы, ходатайства и жалобы, подаваемые в Конституционный суд.
2. Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в арбитражные суды.
3. Исковые и иные заявления и жалобы, подаваемые в суды общей юрисдикции и мировым судьям
Нотариальная Нотариальные действия
Регистрационная 1. Государственная регистрация актов гражданского состояния.
2. Государственная регистрация программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы.
3. Государственная регистрация юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и прочая государственная регистрация
Административная 1. Выдача документов, связанных с приобретением (выходом из) гражданства, въездом (выездом) в Россию.
2. Осуществление федерального пробирного надзора

Налог на доходы физических лиц – прямой налог, обращенный непосредственно к доходам граждан – налогоплательщиков. По всей сущности является юридической формой экономической связи человека и государства, поэтому правовой режим подоходного налога во многом определяется принципом постоянного местопребывания. Налог уплачивают лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также лица, не являющиеся налоговыми резидентами, но получающие доходы от российских источников. Налоговые резиденты – гражданам РФ, иностранцы и лица без гражданства, проживающие на территории РФ не менее 183 дней в году.

Объектом НК для физических лиц – резидентов признается любой доход, полученный как от источников в РФ, так и за её пределами, а для физических лиц –нерезидентов – только доход, полученный от источников на территории России (ст.209 НК).

По общему правилу в состав налогооблагаемой базы включаются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло. А также доходы в виде материальной выгоды.(ст.210 НК). А также имеются исключение, из этого положения, — об этом говорят ст.211-213,214 НК РФ.

Также законодатель устанавливает доходы. Не подлежащие налогообложению ст.217 НК РФ.

Кроме объектов. Не подлежащих налогообложению. Законодательством установлены налоговые вычеты – денежные суммы в твердо-определенном размере, вычитаемые из налоговой базы некоторых категорий налогоплательщиков. Они могут быть стандартными, социальными. Имущественными и профессиональными.

По общему правилу налоговый период по данному виду налога составляет один календарный год, а ставка составляет 13% и иные ставки. Установленные ст.193 НК РФ.

Физические лица могут уплачивать налог на доходы как самостоятельно, так и через налоговых агентов.

Лица, самостоятельно рассчитывающие и уплачивающие налог ст.228 НК обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию (ст.229 НК РФ).

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов

Эти сборы — обязательные платежи, уплачиваемые в бюджет физическими лицами (в т. ч. ИП) и организациями, получившими разрешение на добычу представителей фауны на территории РФ и/или водных биоресурсов в ее водах.

Читайте также:  Как получить бесплатные продукты пенсионеру в 2023 году

Налогоплательщики: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, обладающие лицензией на пользование объектами животного мира на территории России.

К объектам налогообложения здесь относятся, говоря простым языком, звери, птицы, рыбы, крабы, моллюски и т. п., в естественной среде обитания. Ставка сбора зависит от вида животного или рыбы, и устанавливается для каждого вида отдельно. Размер сбора рассчитывается как произведение ставки на количество объектов животного мира.

К примеру, установлено 20 руб. за фазана, 450 руб. за косулю или 3500 руб. за тонну улова минтая из Охотского моря.

При этом не уплачивают сборы представители коренных малочисленных народов Дальнего Востока, Сибири и Севера России; а также лица не относящиеся к этим народам, но постоянно проживающие в местах, где охота и рыболовство жизненно необходимы.

Также для ряда случаев (самозащита, научные цели), налоговая ставка устанавливается в размере 0 руб.

Сумма сбора, в зависимости от вида биологического объекта, может зачисляться только в региональный бюджет, либо частично еще и в федеральный бюджет.

К примеру: сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов в размере 20% поступает в федеральный бюджет, а остальные 80% перечисляются в бюджет субъекта РФ. А вот сбор за пользование объектами животного мир полностью зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Подробные разъяснения и дополнительные данные содержатся в главе 25.1 НК РФ.

Федеральные, региональные и местные налоги

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

В 2015 году благодаря СМИ распространилась информация о появлении инвестиционного налогового вычета для владельцев индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). Этот вид счетов и связанная с ним налоговая льгота были специально разработаны в рамках государственной политики по стимулированию инвестиционной активности населения. СМИ принадлежит большая заслуга в популяризации этого нового финансового продукта и преимуществ, которые получает инвестор, который управляет своим портфелем посредством ИИС.


1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.

2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.

3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.

4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.

5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.

6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.

7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.

8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.

9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3

10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.

11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.

Акциз на автомобиль — это второй сбор, с которым сталкиваются автовладельцы. При этом акциз включен в стоимость как отечественного транспорта, так и иномарок, ввезенных из-за границы.

Ставка акциза зависит от мощности автомобиля, измеряемой в киловаттах или лошадиных силах. Закреплена она в ст. 193 НК РФ. Чем мощнее автомобиль, тем больше сумма акциза. Налоговый кодекс выделяет следующие группы авто по их мощности:

  • до 67,6 кВт (90 л.с.) — ставка с 2021 года 0 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.);
  • свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) — ставка в 2021 году 51 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 53 рубля, а в 2023 — 55 рублей;
  • свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и до 150 кВт (200 л.с.) — ставка в 2021 году 491 рубль за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 511 рублей, в 2023 — 531 рубль;
  • свыше 150 кВт (200 л.с.) и до 225 кВт (300 л.с.) — ставка в 2021 году 804 рубля за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 836 рублей, в 2023 — 869 рублей;
  • свыше 225 кВт (300 л.с.) и до 300 кВт (400 л.с.) — ставка в 2021 году 1 370 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 425 рублей, в 2023 — 1 482 рубля;
  • свыше 300 кВт (400 л.с.) и до 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 418 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 475 рублей, в 2023 — 1 534 рубля;
  • свыше 375 кВт (500 л.с.) — ставка в 2021 году 1 464 рублей за 0,75 кВт (1 л.с.), в 2022 — 1 523 рубля, в 2023 — 1 584 рубля.

Разберем расчет суммы акциза на примере двух автомобилей. Например, Иванов И.И. решил купить в Германии BMW X5. У автомобиля 249 лошадиных сил. Следовательно, при прохождении таможни Иванов заплатит по 804 рубля за каждую «лошадь», всего — 200 196 рублей.

Или Иванов купит за границей TOYOTA Corolla, у которой 122 лошадиные силы. На таможне он отдаст гораздо меньше — 51 рубль за каждую «лошадку», то есть 6 222 рубля.

Акцизы в стоимости бензина и топлива — это еще не все. Каждый автовладелец ежегодно платит транспортный налог в региональный бюджет. Ставка налога закреплена в ст. 361 НК РФ.

Порядок расчета очень похож на расчет акциза на автомобиль, так как сумма налога напрямую зависит от мощности двигателя в киловаттах или лошадиных силах. Кроме того, на сумму налога влияет класс машины. В Налоговом Кодексе выделены следующие группы:

  • легковые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
  • от 200 до 250 л.с. включительно — 7,5 рублей за 1 л.с.;
  • свыше 250 л.с. — 15 рублей за 1 л.с;
  • грузовые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
  • от 100 до 150 л.с. включительно — 4 рубля за 1 л.с.;
  • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
  • от 200 до 250 л.с. включительно — 6,5 рублей за 1 л.с.;
  • от 250 л.с. — 8,5 рублей за 1 л.с.

Как начисляются налоги?

Экономическая сущность налогов заключается в прямом изъятии некой части валового дохода с целью формирования государственного бюджета. Помимо финансовой функции, система налогообложения необходима для экономического воздействия страны на общество, на его развитие и производительность.

Также она способствует:

  • сохранению условий для развития экономики и социальной сферы;
  • регулярному снижению общей налоговой нагрузки;
  • значительному улучшению налогового регулирования;
  • снижению уровня инфляции.

Сущность налога – это взимание некой части валового внутреннего продукта в пользу государства. Оплата производится в виде обязательного взноса.

Чтобы взимать плату с организаций, государству необходимо определить элементы налога. Этим занимаются представители законодательных органов власти. Элементы налога позволяют выстроить и организовать всю систему взимания налогов.

К ним относятся:

  • объект налогообложения;
  • налогоплательщик;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • единица обложения;
  • порядок исчисления;
  • налоговые льготы;
  • источник налога;
  • налоговый оклад;
  • налоговый период;
  • срок уплаты;
  • порядок уплаты.

Налоги бывают нескольких видов: прямые и косвенные; аккордные и подоходные; прогрессивные, регрессивные или пропорциональные. К прямым налогам относятся налоги на товары или услуги, включённые в стоимость товара. Косвенные налоги – это акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС) и прочие.

Аккордные налоги регулируются государством и не зависят от уровня дохода налогоплательщика. Подоходный налог предполагает отчисление определённого процента от дохода в пользу государства.

Налоги осуществляют четыре базовые функции, основная из них – фискальная, она обеспечивает мобилизацию и формирование финансовых ресурсов государства. Три другие функции (регулирующая, распределительная, контролирующая) являются производными от первой. Они перераспределяют общественные доходы и отслеживают регулярность поступления платежей в казну государства.

Налоговая система в России

Основными принципами формирования налоговой системы в нашей стране являются:

  1. Обязательность уплаты налогов.
  2. Удобство и простота налоговой системы для налогоплательщиков.
  3. Гибкость налогов, их изменение в условиях изменяющегося хозяйства.
  4. Невозможность двойного налогообложения.
  5. Прогрессивное и льготное налогообложение.

Российское налогообложение имеет трехуровневую систему и состоит из:

Уровень налогообложения Виды налогов
Федеральные налоги и сборы (выплачивают все граждане РФ). – налог на добавленную стоимость; – акциз; – налог на доход физического лица; – государственная пошлина; – налог на прибыль предприятия; – единый социальный налог; – налог на добычу полезных ископаемых; – водный налог.
Региональный налог (выплачивают все люди, проживающие в определенном регионе). – налог на имущество предприятия/организации; – налог на игорный бизнес; – транспортный налог;
Местные налоги (выплачиваются жителями города/поселения). – налог на имущество физических лиц; – земельный налог.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ, подоходный налог)

Первый из платежей, которые «возложены» на физических лиц, известен всем – это НДФЛ. Всех его плательщиков можно разделить на две группы:

  1. Наемные работники, за которых НДФЛ перечисляет работодатель. Это самая многочисленная категория плательщиков подоходного налога.
  2. Физические лица, которые обязаны декларировать и уплачивать НДФЛ самостоятельно. К этой категории, конечно, относятся и предприниматели (кроме «спецрежимников»), но в данной статье мы их не рассматриваем. Кроме ИП обязанность самостоятельно оплатить НДФЛ несут нотариусы и адвокаты, работающие «в частном порядке». Также сами платят подоходный налог те, кто продал имущество или получил иные виды доходов, с которых не был удержан налог, например:

— по гражданско-правовым договорам, если источник дохода не является налоговым агентом;

— по договорам аренды имущества;

— по договорам дарения (кроме близких родственников).

Понятно, что эти категории плательщиков НДФЛ часто «пересекаются». Человек может работать по найму и одновременно сдавать в аренду недвижимость, или заниматься другой оплачиваемой деятельностью.

Ставка НДФЛ для граждан РФ в общем случае составляет 13%. Но для «особых» видов доходов она повышается до 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ):

  • выигрыши (призы);
  • проценты по банковским вкладам и облигациям;
  • экономия на процентах при получении кредитов.

Налоговый период по НДФЛ – год.

Если налог уплачивает работодатель, то он перечисляется в бюджет ежемесячно, не позднее следующего дня после выплаты зарплаты.

А если человек рассчитывает НДФЛ сам, то он должен до 30 апреля следующего года сдать декларацию и до 15 июля — перечислить платеж.

Интересно то, что НДФЛ – это единственный налог, по которому «обычные» физические лица обязаны сдавать отчеты (и то при определенных условиях). Все остальные обязательные платежи, рассмотренные ниже, не предусматривают декларации для физических лиц.

Если человек получает доходы «в частном порядке», но не хочет связываться с регистрацией ИП, сдавать декларации и т.п., то он может перейти на уплату налога на профессиональный доход (НПД). Впрочем, на налог на профессиональный доход (НПД) имеет право перейти и предприниматель, если он соответствует условиям, перечисленным ниже.

Налог на профессиональный доход (НПД) – экспериментальный платеж, введенный с начала 2019 года (закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента…»).

Пока новый налог действует на территории 4 регионов: Москва, Татарстан, Московская и Калужская области. Но весьма вероятно, что в ближайшие годы эксперимент будет распространен на всю страну.

Основные ограничения для перехода на налог на профессиональный доход следующие:

  1. Доход не должен превышать 200 тыс. руб. в месяц.
  2. Нельзя использовать труд наемных работников.
  3. Доход можно получать только от продажи продукции собственного производства или услуг, оказываемых лично.
  4. Вид деятельности не должен входить в список исключений (ст. 4 и 6 закона № 422-ФЗ). Например, нельзя торговать подакцизными товарами или недвижимостью.

Ставка по налогу на профессиональный доход (НПД) зависит от источника дохода. Если продукция (услуги) реализуется юридическим лицам, то она составляет 6%, а если физическим – то 4%.

Налоговый период по налогу на профессиональный доход (НПД) – месяц, заплатить его нужно до 25 числа следующего месяца.

Налоги для физлиц: кому и за что надо отдать деньги государству

АКЦИЗЫ

Акцизы – косвенный федеральный налог.

Налогоплательщиками признаются: организации; ИП; лица, перемещаемые товары через территорию РФ. Организации и иные лица признаются налогоплательщиками, если совершают операции, подлежащие налогообложению.

Подакцизными товарами признаются (181):

1) спирт этиловый; 2) спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9 процентов; 3) алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента; 4) пиво; 5) табачная продукция; 6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.); 7) автомобильный бензин; 8) дизельное топливо; 9) моторные масла; 10) прямогонный бензин

Объектом налогообложения признаются следующие операции: 1) реализация лицами произведенных ими подакцизных товаров; 2) передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья и др.

Операции, не подлежащие налогообложению 1) передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому; 2) реализация подакцизных товаров, помещенных под таможенный режим экспорта.

Налоговая база при реализации подакцизных товаров определяется в зависимости от установленных ставок: 1) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении; 2) как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров; 3) как стоимость переданных подакцизных товаров; 4) как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной налоговой ставки.

Налоговым периодом признается календарный месяц (192).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы в натуральном выражении.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные налоговой ставки, исчисляется как соответствующая налоговая ставке процентная доля налоговой базы в стоимостном выражении.

В настоящее время виды налогов и сборов как важнейшей составляющей налоговой системы весьма разнообразны. Налоги можно классифицировать по разным признакам.

Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

Лекция «Налогообложение физических лиц»

Между участниками налоговых отношений неизбежно возникает объективное противоречие. «С позиции государства налоги представляют собой денежные доходы казны. С позиции налогоплательщика – это изъятие части его собственного дохода. Если государство заинтересованно в росте налоговых доходов, то налогоплательщик желает снижения налогового бремени».10

Это противоречие порождает проблему уклонения от уплаты налогов. В современной истории России массовый характер приобрела проблема так называемых «серых» зарплат, когда часть зарплаты работник получает официально, а другую часть, зачастую более существенную, получает «в конверте», из неучтенных средств. Работодатели занижают реальный размер зарплат, чтобы снизить бремя выплат страховых взносов в социальные фонды, которые представляют собой серьезную финансовую нагрузку – в 2017 году общая сумма страховых взносов составляла 30 % от заработной платы работника. Помимо этого физические лица скрывают свои доходы от различных видов деятельности, уклоняясь от уплаты НДФЛ.

Проблема «серых» зарплат и способы ее решения обсуждаются в СМИ с девяностых годов ХХ века. Основными причинами уклонения физических лиц от уплаты НДФЛ считаются высокая налоговая нагрузка, правовой нигилизм, который сохраняется в обществе с эпохи перестройки, слабый контроль и недостаточно жесткие санкции за нарушение налогового законодательства в этой сфере. С точки зрения государства, теневой сектор создает недобросовестную конкуренцию законопослушным налогоплательщикам. Поэтому вывод зарплат «из тени» нужен не столько ради увеличения объема налоговых поступлений в бюджеты, сколько ради создания справедливых условий конкуренции в стране.

С позиции налогоплательщика «серые зарплаты» провоцируют произвол работодателя, который может в любой момент безнаказанно лишить работника существенной части заработка и отпускных. Кроме того, зарплаты «в конверте» лишают работника права на оплату больничных листов и начисления пенсии в соответствии с реальной величиной его заработка.

В последние годы СМИ проделали большую работу по информированию работников о том, как негативно скажется на размере их пенсии в будущем уклонение от уплаты НДФЛ и страховых взносов в социальные фонды. Также в СМИ регулярно публикуются материалы о том, куда можно обращаться за помощью, если работодатель занижает официальную зарплату.

Частью кампании по борьбе с «серыми» зарплатами выступают информационные материалы о результатах проверок и наказаниях работодателей, оптимизирующих налоговую нагрузку незаконными методами.

Важной работой СМИ по повышению налоговой дисциплины среди физических лиц стали ежегодные информационные кампании, в рамках которых сообщается, когда и кому необходимо подать декларацию о доходах физических лиц и заплатить налог. Аналогичным образом проводятся кампании по информированию физических лиц о необходимости уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц с уточнением ставок и сроков уплаты налога.

Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.

«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11

В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.

В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.

Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Читайте также:  В Армению на машине 2023 въезд для Россиян

Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.

Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.

Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.

Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.

Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.

Средства массовой информации традиционно относятся к любым нововведениям в налоговой сфере скептически и в первую очередь ставят своей целью оценить все позитивные и негативные последствия для экономики и общества.

Безусловной поддержкой СМИ пользовались только законодательные инициативы, которые были однозначно позитивными для налогоплательщиков, как, например, отмена налога с продаж в 2004 году или снижение страховых взносов в социальные фонды для предпринимателей.

В 2014 году в СМИ развернулась кампания по информированию населения об изменении порядка расчета налога на имущество физических лиц: было объявлено, что вместо привычной инвентаризационной стоимости в 2016 году налог будут рассчитывать, исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости. Новый принцип декларировался как способ более справедливый, позволяющий повысить налоговую нагрузку на владельцев дорогой недвижимости.

Некоторые СМИ подогревали панические настроения, возникшие в обществе, и прогнозировали рост налога до неподъемной для населения величины. Однако большинство СМИ взвешенно подошли к этой теме, разъяснив на примерах, что размер налога для большинства изменится незначительно. Это помогло заметно снизить градус напряженности в обществе.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ, подоходный налог)

Плательщиками НДФЛ признаются две категории физических лиц:

  1. Физические лица — налоговые резиденты РФ.
  2. Физические лица — нерезиденты, получающие доход в РФ.

Кто такие налоговые резиденты и нерезиденты?

Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 месяцев, следующих подряд друг за другом. Данный период не прерывается в случаях выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ или оказанием услуг на морских месторождениях углеводородного сырья.

Нерезиденты — это, соответственно, лица, которые находятся в России менее 183 дней подряд. Это могут быть иностранцы, приехавшие на временную работу, студенты по обмену, и даже граждане России, которые проживают в другой стране более 6 месяцев в год.

Важно!

Наличие или отсутствие гражданства РФ само по себе не является фактором, который играет решающую роль при определении статуса налогового резидента. Здесь важно именно нахождение на территории России в течение 183 дней или меньше.

Исключений — два:

Пункт 3 статьи 207 НК РФ говорит о том, что вне зависимости от фактического времени нахождения в России налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы страны.

Объектом налогообложения признаются доходы физических лиц:

  • налоговых резидентов — от источников в РФ и за ее пределами;
  • налоговых нерезидентов — от источников в РФ.

Напомним, что доходом физического лица признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (об этом говорится в статье 41 НК РФ). Эта экономическая выгода признается доходом тогда, когда соответствует трем условиям:

  • она подлежит получению деньгами или иным имуществом;
  • ее размер можно оценить;
  • она может быть определена по правилам гл. 23 НК РФ.

Виды налогооблагаемых доходов, полученных от источников в РФ и за ее пределами:

  • дивиденды и проценты;
  • страховые выплаты;
  • доходы от использования авторских и иных смежных прав;
  • доходы от сдачи в аренду или другого использования имущества;
  • доходы от реализации недвижимого имущества, акций и ценных бумаг, долей в уставных капиталах, прав требования, иного имущества, принадлежащего физическому лицу;
  • вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу или оказанную услугу, совершение определенных действий, а также вознаграждение директоров и выплаты, получаемые членами органа управления организации;
  • пенсии, стипендии и иные аналогичные выплаты;
  • доходы от использования любых транспортных средств, а также штрафы и санкции, полученные за их простой;
  • иные доходы, получаемые от деятельности в РФ и за ее пределами.

Виды налогооблагаемых доходов, полученных на территории РФ:

  • вознаграждение и иные выплаты за исполнение трудовых обязанностей, получаемые членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ;
  • доходы от использования трубопроводов, линий электропередачи, иных средств связи, включая компьютерные сети;
  • выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц.

Некоторые доходы освобождены от налогообложения НДФЛ — их список указаны в статьях 215 и 217 НК РФ. Подробнее о доходах, освобождаемых от обложения налогом на доходы физлиц, читайте ниже.

Общая налоговая ставка составляет 13%. Ею облагается большинство доходов налогового резидента. К ним, в частности, относится зарплата, вознаграждения по гражданско-правовым договорам, доходы от продажи имущества, а также другие доходы, которые не указаны в пп. 2-5 ст.224 НК РФ.

Есть ряд случаев, когда доходы налогового нерезидента РФ также облагаются ставкой 13%:

  • Доходы иностранных работников — высококвалифицированных специалистов.
  • Доходы иностранцев, работающих у физических лиц на основании патента.
  • Доходы участников Госпрограммы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членов их семей, совместно переселившихся на постоянное место жительства в Россию.
  • Доходы иностранные граждан или лиц без гражданства, признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ.
  • Доходы от трудовой деятельности членов экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ.

В отношении отдельных видов доходов предусмотрены специальные налоговые ставки — 9, 15, 30 и 35%.

Налогообложение по ставке 9% производится в следующих случаях:

  • при получении процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г.;
  • при получении доходов учредителями доверительного управления ипотечным покрытием. Такие доходы должны быть получены на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 г.

Налогообложение по ставке 15% производится в отношении:

  • дивидендов, полученных от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

Налогообложение по ставке 30% производится в отношении:

  • всех доходов, которые получены физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами, за исключением доходов, для которых установлены специальные ставки в размере 13% и 15%;
  • доходов по ценным бумагам, выпущенным российскими организациями, права по которым учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту.

Налогообложение по ставке 35% производится в отношении:

  • доходов от стоимости любых выигрышей и призов, получаемых по результатам конкурсов, игр и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг (налог уплачивается со стоимости приза свыше 4000 рублей);
  • процентных доходов по банковским вкладам, в части их превышения над суммой процентов, рассчитываемой:
    • по рублевым вкладам — исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 5%;
    • по вкладам в иностранной валюте — исходя из 9% годовых;
  • дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах по заемным (кредитным) средствам в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ;
  • дохода в виде платы за использование кредитным потребительским кооперативом денежных средств, внесенных пайщиками;
  • процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых от пайщиков в форме займов.

Некоторые доходы освобождены от налогообложения НДФЛ. Их исчерпывающий перечень предусмотрен статьями 215 и 217 НК РФ.

С 1 января 2017 года статья 2017 НК РФ дополнена новым пунктом. НДФЛ теперь не начисляется на стоимость независимой оценки квалификации работника. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 03.07.2016 N 251-ФЗ.

К освобожденным от НДФЛ доходам, в частности, относятся:

  1. Государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), иные выплаты и компенсации;
  2. Пособия по безработице, беременности и родам;
  3. Государственные и трудовые пенсии, социальные доплаты;
  4. Компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления (в определенных пределах);
  5. Выплаты, производимые добровольцам в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является безвозмездное выполнение работ, оказание услуг, на возмещение их расходов, связанных с исполнением таких договоров — на наем жилья, транспорт, питание и т.д.;
  6. Вознаграждения за донорскую помощь (за сданную кровь, молоко и т.д.);
  7. Алименты;
  8. Гранты (безвозмездная помощь) для поддержки науки, образования, культуры, искусства в РФ, предоставленные международными, иностранными или российскими организациями, определенных в Перечнях Правительства РФ;
  9. Международные, иностранные или российские премии за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации:
    • по утвержденному перечню Правительства РФ от 06.02.2001 N 89;
    • по перечням, утвержденным в субъектах РФ;
  10. Единовременные выплаты (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемые:
    • в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством;
    • работодателями членам семьи умершего или бывшего работника, вышедшего на пенсию, или работнику, бывшему работнику, вышедшему на пенсию, в связи со смертью члена (членов) его семьи;
    • в виде адресной социальной помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам из бюджетов и внебюджетных фондов в рамках государственных программ;
    • пострадавшим от терактов в РФ, а также членам семей погибших в результате терактов на территории РФ (независимо от источника выплаты);
    • работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) и выплачиваемые при рождении (усыновлении или удочерении) ребенка в течение первого года в сумме не более 50 тыс. руб. на каждого ребенка.

    Доходы физических лиц, облагаемые НДФЛ в размере 13%, можно уменьшить. Это называется «налоговый вычет». Его суть — уменьшение налогооблагаемой базы на те расходы, которые вы понесли и которые оговорены в Налоговом кодексе РФ.

    Вычеты нельзя применить к доходам, которые облагаются НДФЛ по ставкам 9, 15, 30, 35%.

    Чтобы применить налоговый вычет, нужно иметь налогооблагаемый доход. Поэтому вычеты не могут применить физические лица (включая индивидуальных предпринимателей), освобожденные от уплаты НДФЛ. К таким физическим лицам, в частности, относятся:

    • пенсионеры, инвалиды, не имеющие иных источников дохода, кроме государственных пенсий;
    • безработные;
    • лица, получающие пособие по уходу за ребенком;
    • индивидуальные предприниматели, получающие доход от осуществления деятельности, в отношении которой применяются специальные налоговые режимы — ЕСХН, УСН и ЕНВД.

    1. СТАНДАРТНЫЕ ВЫЧЕТЫ

      Стандартные налоговые вычеты предоставляются отдельным категориям физических лиц и имеют фиксированный размер для каждой категории «льготников». Стандартные вычеты не зависят от наличия каких-либо расходов и применяются ежемесячно.

      Виды стандартных налоговых вычетов:

      1. Вычеты на налогоплательщика.

        Максимальный вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода, в частности, предоставляется:

        • «чернобыльцам»,
        • инвалидам Великой Отечественной войны,
        • инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации и другим категориям лиц (см. п.1 ст.218 НК РФ).

        500 рублей за каждый месяц налогового периода для:

        • Героев СССР и РФ, полных кавалеров ордена Славы;
        • участников ВОВ, блокадников, узников концлагерей;
        • инвалидов с детства, инвалидов I и II групп;
        • лиц, пострадавших от воздействия радиации вследствие аварий, испытаний на военных и гражданских атомных объектах;
        • доноров костного мозга;
        • родителей и супругов погибших военных или государственных служащих, воинов-интернационалистов и т.д. в соответствии со статьей 218 НК;
        • граждан, исполнявших интернациональный долг в других странах, а также принимавших участие в боевых действиях на территории РФ в соответствии с решениями органов государственной власти.
      2. Вычеты на ребенка (детей).

        Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода родителю, супруге (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруге (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, с 1 января 2012 года предоставляется в следующих размерах:

        • 1400 рублей — на первого ребенка;
        • 1400 рублей — на второго ребенка;
        • 3000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;

        Размер вычета на ребенка-инвалида зависит от того, кто его обеспечивает:

        • Родитель, усыновитель, жена или муж родителя может получить 12000
        • Приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя — 6000


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *