- КОАП

Как действовать при затягивании ремонта автомобиля по ОСАГО?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как действовать при затягивании ремонта автомобиля по ОСАГО?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Закон отводит 30 рабочих дней на ремонт автомобиля (ФЗ-40) и получить автомобиль раньше этого срока это уже удача. При этом, в договоре и направлении на ремонт страховщик и вовсе мог указать срок еще больше, а вы могли этого не заметить (в законе прописана такая возможность) и тут надо подходить уже индивидуально (изучать обоснованность и думать).

Какая может быть ответственность за затягивание срока

Если станция технического обслуживания не укладывается в отведенный срок, то страховщику грозит неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта за каждый день простоя сверх срока. В некоторых случаях можно обосновать еще и упущенную выгоду.

Что из этого вам нужно усвоить? Во-первых, то, что воздействовать на автомастерскую вы никак не можете, пени начисляются страховой компании, она же оплачивает ремонт, отвечает за его сроки и качество и имеет с ним договор. Вы для автомастерской никто и маловероятно, что разговаривать с вами будут, по крайней мере, не обязаны. Во-вторых, сумма пени зависит от стоимости ремонта, и чем дешевле и незначительнее ваш ремонт, тем больше у вас шансов нарваться на просрочку, автомастерская не только может не приступать к ремонту до «мертвой черты», но и вполне может просрочить. Даже если там дел на 2 дня – спешить некуда (огромных штрафов страховой компании не начислят).

Порядок обращения в суд, когда по договору ОСАГО нарушены сроки ремонта после ДТП

Для всех споров, вытекающих из договора ОСАГО, предусмотрено обязательное направление страховщику досудебной претензии. Претензия по срокам восстановительного ремонта по договору ОСАГО должна содержать:

  • данные о страховой организации;
  • данные о потерпевшем;
  • описание события страхового случая, на основании которого возникло право на восстановительный ремонт;
  • указание на нарушение срока выдачи направления/ремонта;
  • указание периода просрочки;
  • требование устранить нарушение;
  • предупреждение об обращении в суд в случае отклонения претензии или оставления ее без ответа.

Обязательные действия водителя после аварии

После аварии водителю необходимо выполнять ряд обязательных действий, чтобы застрахованный случай был корректно оформлен и чтобы получить выплаты по ОСАГО. Ниже перечислены основные шаги, которые следует предпринять:

  1. Зачем нужен полис ОСАГО?
  2. ОСАГО (Обязательное страхование гражданской ответственности) — это страховой полис, который покрывает ущерб, причиненный третьим лицам при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) виновником ДТП. Водитель обязан иметь полис ОСАГО в случае наличия транспортного средства.

  3. Что делать после ДТП?
  4. После ДТП в первую очередь необходимо принять меры для предотвращения подводных камней и разногласий с страховой компанией. Важно соблюдать следующую последовательность действий:

  • Предусмотренные сроки: в РФ существует срок в 15 дней с момента ДТП для оформления расторжения договора ОСАГО и подачи заявления о выплате страховой компании. Если ремонт затягивается, можно решить проблему самостоятельно и отремонтировать автомобиль до получения выплаты.
  • Документальное оформление: необходимо составить Европротокол (если есть возможность) или сделать фотографии с места ДТП, чтобы иметь доказательства обстоятельств происшествия.
  • Ремонт: если ремонт автомобиля необходим, можно приступить к его выполнению самостоятельно или с помощью специалистов. При этом важно сохранить доказательства и квитанции о проведенных работах и затратах на ремонт.
  • Оценка ущерба: после ремонта автомобиль должен быть подвергнут экспертизе, чтобы определить степень и объем ущерба. Это может помочь в дальнейших разбирательствах со страховой компанией.
  • Виновник аварии
  • В случае если водитель стал виновником аварии, страховая компания покрывает его ответственность и выплатит возмещение материального ущерба пострадавшей стороне.

  • Судебные разбирательства
  • Если страховая компания отказывается выплатить страховое возмещение, возможно потребуется обращение в суд. Это будет зависеть от сложности и разногласий между страховой компанией и водителем.

    Важно помнить, что каждый случай аварии уникален и требует индивидуального подхода. Поэтому для получения более точной информации рекомендуется обращаться к актуальному законодательству и консультироваться с профессионалами в области страхования.

    Где может производиться ремонт по ОСАГО

    Помните! Восстановительные работы не всегда выполняются в том автосервисе, который указал страховщик. В некоторых случаях застрахованный может самостоятельно найти СТО, которая лучше остальных подходит его потребностям. Не всегда страховая компания отказывает в таких просьбах.

    Проводить ремонт автомобиля после дорожного инцидента через страховую организацию можно в таких компаниях:

    • Дилеры, которые являются официальными партнёрами страховщика
    • Станции техобслуживания из предложенного списка
    • Автомастерская непосредственно страховой организации
    • Автосервис, который попросил использовать застрахованный

    Важно! Последний вариант очень важно согласовать со страховой компанией. Положительное решение обычно принимается в том случае, если в других СТО нет возможности произвести полноценный ремонт либо они не обладают необходимым инструментом.

    Что делать, если страховщик не покрыл полную стоимость ремонта по ОСАГО

    Иногда страховщик не удовлетворяет требования в выплате по автогражданке. Случаи отказа в компенсации бывают разными. Как только автосервис узнает о получении направления на восстановительные работы и уведомляет клиента, что суммы, установленной оценщиком на ремонт, не хватит, пострадавшему автомобилисту необходимо без промедления обратиться к независимому эксперту. В соответствии с полученными результатами страховщик обязан пересмотреть величину компенсации, чтобы она в полной мере покрыла расходы на восстановление.

    Читайте также:  Возврат денег за неоказанную услугу по закону о зпп

    Страховая компания не всегда охотно изменяет результаты определения величины ущерба, установленного своим экспертом. В этом случае собственник пострадавшего автомобиля может направить досудебную претензию и не торопиться самостоятельно выполнять ремонт.

    Если страховщик откажет в удовлетворении претензии, можно подать судебный иск. В этом случае автомобиль следует предоставить на проверку эксперту-оценщику, предоставленному судом. Когда в ДТП ущерб наносится здоровью и жизни, выплата может достигать полмиллиона рублей. При причинении вреда исключительно имуществу, максимальная компенсация ограничена 400 тысячами рублей. Если этих денег недостаточно, разницу придётся покрыть автомобилисту.

    Автомобиль не принимают на СТОа

    Еще одна из распространенных проблем, когда автомобиль в принципе не принимают на СТО для осуществления восстановительного ремонта обычно это может происходить в силу целого ряда причин:

    • причина 1 страховой компании перед СТО есть задолженность
    • причина 2 убийство и страховой компании закончился срок действия договора со страховой
    • причина 3 у СТО нет ресурсов для восстановления еще одного автомобиля

    Негативной стороной способы возмещения по КАСКО в виде ремонта является невозможность выбора организации осуществляющие ремонт с учетом ваших требований относительно:

    • качества работ
    • сроков выполнения работ
    • сроков начала выполнения работ

    Порядок обращения в суд

    Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:

    1. Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
    2. Определение стоимости предмета иска.
    3. Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
    4. Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
    5. Получение постановления суда и его реализация.

    Нюансы расчета сроков направления на ремонт по ОСАГО

    Срок выдачи направления на ремонт машины по ОСАГО – 20 дней. Так гласит ФЗ «Об ОСАГО», пункт 21, статья 12. Этот временной интервал одинаков как для выплаты денежной компенсации, так и для оформления направления на оказание услуг по ремонту.

    Отсчет 20 дней начинается со дня подачи документов в страховую компанию. Исключение – праздничные нерабочие дни. Они не учитываются, в отличие от обычных выходных, которые входят в двадцатидневный период.

    Начало отсчета 20 дней не зависит от даты осмотра транспортного средства или проведения технической экспертизы. То есть если осмотр назначен на 19-й день после подачи полного пакета документов и заявления, это значит, что уже на следующий день клиент должен получить направление на ремонт.

    Для иллюстрации рассмотрим такие примеры:

    • Клиент страховой компании попал в ДТП 2 января 2020 года, а заявление на получение компенсации подал 15 января. Получается, что направление на ремонт он должен получить не позднее 4 февраля включительно.
    • Водитель попал в ДТП 1 февраля 2020 года, а документы на компенсацию подал 10 февраля. С учетом того, что 23 и 24 февраля признаны в честь Дня защитника отечества официально утверждёнными выходными, а всего в месяце 28 дней, получается, что направление должно быть выдано до 4 марта включительно.
    • Авария случилась 1 марта. Водитель обратился в страховую компанию с заявлением на компенсацию 5 марта. Предположим, в марте выходными праздничными днями является период с 8 по 13 число. Также допустим, что 10 марта клиенту позвонили из страховой компании и сказали, что он забыл предоставить свидетельство о регистрации транспортного средства. 11 марта водитель довез необходимый документ. Получается, что датой отсчета двадцатидневного интервала должно быть 12 марта, но это праздничный день. Таким образом, отсчет начнется только 14 марта, а направление на ремонт будет выдано до 3 апреля.

    Приемка машины после ремонта

    Многих водителей интересует, как принимать машину после ремонта по ОСАГО. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

    Действия по приемке автомобиля зависят от того, по какой причине клиент изначально обращался в сервис.

    Например, если вышли из строя детали, нельзя «раскурочить» машину, чтобы проверить, насколько качественно была произведена замена. Но проверить как-то нужно. Специалисты рекомендуют забрать старые детали и попросить чеки и сертификаты на новые.

    Если у автомобиля было повреждено лакокрасочное покрытие, его приемка после восстановительных работ будет состоять из двух этапов:

    Осмотр в помещении:

    • Проверьте, насколько хорошо прилегают новые детали. Между частями кузова допускается зазор не более 3-4 мм.
    • Если восстанавливались функциональные части, то их работоспособность не должна нарушиться в ходе ремонта. Двери и багажник должны открываться как раньше.

    Осмотр на улице при естественном освещении:

    • Насколько тщательно отлакированы детали в труднодоступных местах.
    • Есть ли подтеки. Для их обнаружения рассматривают деталь именно при солнечном свете и с разных ракурсов.
    • Есть ли разница между оттенками. Если новая краска выглядит чуть ярче, не нужно сразу писать претензию. Краска и лак наносятся в несколько слоев, которые будут сохнуть около двух недель. Затем цвет должен выровняться.
    • Отличаются ли «шагрень» и микрорельеф. Даже при покраске в заводских условиях состав ложится на металл так, что появляется едва различимая «апельсиновая корка». Задача мастера, выполняющего ремонт — покрасить замененную деталь так, чтобы она ничем не отличалась от оригинала.
    • Нет ли мусора в новом слое краски. Если в сервисе было грязно и пыльно, мелкие соринки могли прилипнуть к краске или лаку. И отмыть их уже нельзя.
    • Насколько чистые стекла и зеркала. На них могла попасть краска. В сервисе такие загрязнения легко удаляют специальным составом. В домашних условия с этой проблемой справиться уже сложнее, поэтому лучше тщательно осмотреть автомобиль на этапе приемки.
    • Удалены ли вмятины. Нужно постучать там, где они располагались. Если раздастся более глухой звук, это значит, что проблемную зону просто зашпатлевали, а не выпрямили.
    Читайте также:  Публикации по арбитражной практике Мугина А.С.

    Порядок действий при некачественном ремонте машины по ОСАГО

    Все, что касается ремонта машины по ОСАГО, — это зона ответственности страховой компании и СТО. Пострадавший в этих отношениях не участвует.

    Если услуга была оказана некачественно, претензия должна выставляться финансовой организации, а не техцентру.

    На основании аб. 2 ч. 1 ст. 16.1. ФЗ № 40 досудебный (претензионный) порядок обязателен. Это значит, что клиент обязан сначала написать претензию в страховую компанию. Если его запрос будет проигнорирован или не удовлетворен, тогда можно обращаться в суд.

    Срок составления претензии законом не регламентируется, но лучше не ждать долго и писать ее сразу после обнаружения дефектов. Финансовому учреждению дается 10 дней, кроме праздничных нерабочих, на рассмотрение жалобы клиента.

    Претензию можно отправить следующими способами (п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П):

    • по почте заказным письмом с обязательной описью вложения;
    • по электронной почте, указанной на официальном сайте страховой компании;
    • вручить лично в офисе финансового учреждения под расписку.

    Претензия должна быть оформлена в соответствии со всеми требованиями, описанными в аб. 3 п. 5.1. Положения ЦБ № 431-П. Рекомендуется скачать образец жалобы, чтобы исключить ошибки при ее составлении.

    В течение 10 дней, пока рассматривается претензия, потерпевший должен предоставить автомобиль на экспертизу, а страховщик – осмотреть транспортное средство. По результатам этой процедуры будет сделан вывод: есть недостатки ремонта по ОСАГО или нет (аб. 4 п. 5.3. Положения ЦБ № 431-П). Заключение заносится в акт, который составляется в трех экземплярах, по одному для каждой из сторон.

    Если решение было вынесено не в пользу клиента, то он получает право обратиться в суд за дальнейшим разбирательством. Процесс подачи искового заявления регламентируются ст. 131, 132 ГПК.

    Поэтапно процесс подачи искового заявления выглядит следующим образом:

    • определение подведомственного органа (см. ст. 23 и 24 ГПК);
    • определение территориальной подсудности (ст. 28 и 29 ГПК);
    • оформление доверенности на представителя согласно ст. 53 ГПК, если интересы пострадавшего будет представлять доверенное лицо;
    • оплата государственной пошлины за подачу иска. Ее величина определяется исходя из стоимости исковых требований (см. п. 1 ч. 1 ст. 333.19. НК РФ);
    • ожидание принятия иска к рассмотрению (ст. 133 ГПК);
    • выполнение действий, которые могут понадобиться при подготовке к судебному разбирательству (ст. 149 ГПК);
    • участие в заседаниях (Глава 15 ГПК);
    • заслушивание судебного решения (ст. 193 ГПК). Если оно не устраивает – подача апелляционной жалобы в порядке, установленном главой 39 ГПК.

    Почему сроки могут быть нарушены

    Специально затягивать сроки ремонта по КАСКО не выгодно ни одной из сторон. Страховая не хочет получать негативные отзывы от клиентов, а автосервису не нужно, чтобы машины просто так занимали место на станции. На сроки устранения неисправностей влияют несколько факторов, которые нужно учитывать:

    • объем работ. Понятно, что замена разбитой фары не должна занимать месяц. Но если авто повреждено на 60-70%, его невозможно отремонтировать за пару дней;
    • наличие деталей. Если марка транспортного средства редкая, скорее всего, запчасти придется заказывать. Ожидание поставки увеличит срок ремонта, но повлиять на это сложно. Проблема особенно актуальна в текущих геополитических условиях, когда все автосервисы сталкиваются с нехваткой оригинальных запчастей;
    • очередь на СТО. Такое возможно, когда у страховщика заключен договор только с одной станцией. Очереди могут возникать в традиционные периоды высокой нагрузки – например, когда на дорогах гололед;
    • взаимодействие между страховой и СТО. Если коммуникация налажена плохо, сроки могут затянуться во время согласования стоимости работ по восстановлению авто. Также возможны задержки из-за ожидания перечисления аванса в счет ремонта.

    Конечно, все эти причины – не повод нарушать сроки. Водитель хочет получить свое транспортное средство скорее, и закон устанавливает допустимое время выполнения работ. При оценке разумных сроков важно учитывать все факторы, влияющие на длительность ремонта по КАСКО. Это поможет понять, адекватны ли причины, или дело в непрофессионализме СТО.

    Какие документы Вам потребуются?

    При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:

    • Заявление на страховое возмещение или ремонт;
    • Извещение о дорожно-транспортном происшествии;
    • Справка о ДТП;
    • Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если эти документы были предоставлены Вам в ГИБДД;
    • Копии ПТС, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации авто, доверенности на управление;
    • Копия паспорта;
    • Отчет об оценке ущерба;
    • Акт приема-передачи;
    • Квитанция об оплате услуг по оценке ущерба авто.

    Что такое направление на ремонт в ОСАГО?

    Это документ, официально дающий потерпевшему в ДТП право на полное возмещение ущерба от него путём восстановления транспортного средства. Обратите внимание, полного восстановления, а не частичного. При выдаче направления и после него есть чётко оговорённые сроки проведения ремонта и ожидания оценки ущерба для получения этой бумаги.

    Фактически направление на ремонт – это прямая замена страховой выплаты в ОСАГО, призванная упростить процедуру возмещения за счёт удаления целого звена в процедуре – этапа между полученными деньгами при выплате и до их оплаты за восстановление автомобиля в СТОА. Но на практике легче от этого не стало:

    1. во-первых, чтобы отремонтировать машину, нужно всё равно обратиться в страховую и получить направление на ремонт – то есть как бы вместо денег Вы получаете просто «сертификат» на восстановительные работы при ущербе,
    2. во-вторых, у Вас отбирают выбор, в каком автосервисе чинить автомобиль, а по самому ремонту в 2019 году есть некоторые законодательные ограничения.
    Читайте также:  Компенсация военным за съем жилья в 2024 году

    ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях

    Расчет ремонта проводится независимым экспертом по единой методике, принятой Банком России (Положение №432П от 19.09.2014г.). При этом используются средние величины стоимости деталей, материалов и нормочасов работ в регионе на дату расчета. С целью контроля автовладелец может самостоятельно рассчитать предварительную стоимость ремонта с помощью специальных калькуляторов на сайте союза автостраховщиков.

    При несогласии с выставленной в процессе первичной экспертизы суммой владелец авто вправе инициировать повторное обследование, но уже за свой счет.

    Лимитом ответственности по автострахованию называется максимальная выплата по договору, которая выплачивается потерпевшему в результате ДТП. Виновник аварии не получает никакой компенсации.

    Возмещение по страховке зависит от суммы, которая требуется пострадавшему в ДТП для покрытия полученного ущерба, и ограничивается законодательно.

    Лимит на 2019 г. составляет:

    • 400 тысяч рублей, если в ДТП пострадало имущество;
    • 500 тысяч рублей, если травмы получили участники аварии (в зависимости от степени ущерба здоровью, в том числе инвалидности потерпевшего);
    • 100 тысяч рублей, если ДТП оформляется по европротоколу (без привлечения сотрудников Госавтоинспекции).

    Рассмотрим подробнее, как рассчитывается стоимость выплаты по страховке в 2019 г. и что влияет на объем возмещения.

    Величина страхового покрытия зависит от следующих обстоятельств:

    • нанесен ли ущерб жизни и здоровью потерпевшего или пострадало только его имущество (в том числе и варианты комплексного урона);
    • степень повреждений. Учитывается, как сильно пострадал автомобиль. Здесь возможны два варианта: транспортное средство можно отремонтировать или оно не подлежит восстановлению;
    • перечень повреждений. Он должен полностью соответствовать тем дефектам, которые перечислены в справках ГИБДД. В противном случае по формально отсутствующим повреждениям страховая компания не произведет возмещения. Чтобы этого не случилось, следует самостоятельно пойти в ГИБДД и вписать необходимые соответствующие дефекты, после чего отнести документ в СК;
    • производилась ли эвакуация транспортного средства, требуется ли оплата амортизации автомобиля;
    • износ автомобиля с учетом срока эксплуатации и деталей, которые требуется заменить;
    • мощность двигателя транспортного средства;
    • место происшествия и дополнительные обстоятельства аварии;
    • срок действия страхового полиса;
    • внешний вид автомобиля, его техническое состояние и рыночная стоимость до момента аварии.

    Если стоимость ремонта автомобиля превосходит лимит (размер положенной компенсации), пострадавший все равно получает не более максимально предусмотренной суммы. В досудебном порядке виновник ДТП не обязан компенсировать понесенные потерпевшим расходы. На этом этапе вопрос можно решить по договоренности. Но если пострадавшего не устраивает объем предложенных средств, он имеет право требовать от виновного в ДТП компенсировать моральный, физический и материальный вред через суд. Если потерпевшего не устроила сумма возмещения, следует направить письменную претензию в адрес страховщика.

    Есть обстоятельства, которые могут препятствовать получению компенсации по страховке. Перечислим их:

    • в салоне или багажнике транспортного средства находились вещества, опасные для людей и окружающей среды;
    • у лица, находившегося за рулем, не было водительских прав;
    • не был определен виновник аварии;
    • полис недействителен (истек его срок, или документ оказался поддельным).

    По закону сегодня можно получить вместо денежной компенсации от страховой компании средства на оплату ремонта. Такая процедура называется натуральной формой возмещения убытка. Сегодня она используется далеко не всеми водителями. Связано это с рядом обстоятельств:

    • в ходе ремонта могут использоваться неоригинальные запчасти;
    • существует практика ремонта пострадавших деталей вместо их замены новыми;
    • выделенных часов на проведение восстановительных работ может быть недостаточно;
    • повреждения нередко устраняют не полностью;
    • автовладельца может не удовлетворить качество проведенных работ.

    Если вас не устраивает размер компенсации в счет оплаты ремонта, нужно обратиться в независимую экспертизу и сформировать претензию к страховой компании. В случае отказа следует решать вопрос через суд.

    Страховые компании должны заключать договор с СТО в соответствии с действующим законодательством. Последние, в свою очередь, реализуют конкретный перечень услуг по восстановлению авто. Станции техобслуживания должны отвечать следующим требованиям:

    • располагаться на расстоянии в 50 и более км от места аварии и проживания владельца пострадавшего автомобиля;
    • срок проведения восстановительных работ не может превышать 30 дней.

    Автовладелец имеет право отказаться от услуг СТО, предложенной страховой компанией, и выбрать сервис самостоятельно.

    Если ремонт проводится за счет страховой компании, его стоимость определяется следующим образом:

    • производится оценка восстановительных работ. Их стоимость зависит не только от характера и степени полученных повреждений, но и от износа транспортного средства;
    • владелец выбирает СТО из предложенного списка организаций (если автомобиль на гарантии, работы могут выполнить дилерские центры);
    • в течение 30 дней транспортное средство должно быть восстановлено.

    Оплату ремонта производит страховая компания.

    Денежная компенсация возможна в следующих случаях:

    • когда автомобиль не подлежит восстановлению;
    • стоимость ремонта более 400 тысяч рублей, а доплачивать из собственных средств автовладелец не намерен;
    • восстановительные работы нельзя провести в отведенные сроки (30 календарных дней);
    • владелец обратился в РСА, который одобрил просьбу заменить оплату ремонта денежной компенсацией;
    • страховая компания и пострадавший в ДТП автовладелец сумели договориться между собой (соглашение должно быть оформлено письменно).


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *