- КОАП

Регрессивная шкала по НДФЛ в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Регрессивная шкала по НДФЛ в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

До 2017 года работодатели платили взносы в ПФР, в ФОМС и в ФСС. Теперь же их администрированием занимается ФНС, кроме отчислений «на травматизм». В Налоговом кодексе появилась Глава 34, посвященная страховым взносам. В ней прописали тарифы (статья 425), порядок определения базы и её предельной величины (статья 421).

Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 372-ФЗ) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, указанной в п. 1 или 3.1 ст. 224 НК РФ, и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет в следующем порядке:

Ситуация

Порядок уплаты

На момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, составляет менее 650 тыс. руб. или равна этой сумме

Уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения

На момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превысила 650 тыс. руб.

Уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения в следующем порядке:

  • отдельно уплачивается сумма налога в части, недостающей до 650 тыс. руб., относящаяся к части налоговой базы до 5 млн руб. включительно;

  • отдельно уплачивается часть суммы налога, превышающая 650 тыс. руб., относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 млн руб.

На какие доходы не распространяется повышенная ставка

Для резидентов РФ в лимит 5 млн руб. не войдут доходы:

  1. От продажи имущества, кроме ценных бумаг.
  2. От стоимости подарков, также за исключением ценных бумаг.
  3. От выплат по страхованию и пенсионному обеспечению.

То есть для таких доходов ставка всегда будет 13% независимо от суммы (п. 1.1 ст. 224 НК РФ в редакции закона № 372-ФЗ).

Также для резидентов РФ продолжат действовать специальные ставки НДФЛ по отдельным видам доходов:

  1. 35% по доходам в виде выигрышей и призов, полученных в рамках рекламных акций, а также в виде процентов.
  2. 30% по некоторым видам доходов от ценных бумаг.
  3. 9% по доходам от облигаций с ипотечным покрытием.

Для нерезидентов сохраняются следующие ставки, предусмотренные п. 3 ст. 224 НК РФ вне зависимости от размера дохода:

  1. 15% для полученных дивидендов.
  2. 30% для всех остальных доходов, кроме дивидендов и доходов нерезидентов, облагаемых по ставке 13% (15%) из списка, приведённого в предыдущем разделе.

Новые сроки уплаты и ежемесячные уведомления.

Все налоги, включая НДФЛ, будут уплачиваться в единый срок — до 28 числа каждого месяца. Но НДФЛ будут еще две платежные даты:

  • последний рабочий день года — для налога, удержанного с 23 по 31 декабря;

  • 28 января — для налога, удержанного с 1 по 22 января.

Те, кто будет платить НДФЛ на единый налоговый счет, должны будут подавать в налоговую уведомления об исчисленном налоге:

  • каждый месяц не позднее 25 числа — о налоге, удержанном с 23 числа предыдущего месяца по 22 число текущего;

  • не позднее 25 января — о налоге, удержанном с 1 по 22 января;

  • не позднее последнего рабочего дня в году — о налоге, удержанном с 23 по 31 декабря.

В 6-НДФЛ нужно будет указывать новые коды доходов и вычетов.

В справках к форме 6-НДФЛ надо будет указывать новые коды доходов и вычетов по НДФЛ. Внесли коды для сделок с цифровыми финансовыми активами, коды для социального налогового вычета.

Проект поправок в приказ с кодами опубликован на федеральном портале.

Новые коды доходов, в частности, такие:

  • 2540 — доход в натуральной форме в виде цифровых финансовых активов или цифровых прав, включающих одновременно ЦФА и утилитарные цифровые права;

  • 2650 — матвыгода от приобретения ЦФА у взаимозависимых лиц;

  • 3032 —выплата в денежной форме, связанные с выкупом ЦФА;

  • 3100 — доходы по договору о приемной семье, договору о патронатной семье;

  • 3110 — компенсации от госорганов и общественных объединений за время исполнения государственных или иных обязанностей.

Новые коды вычетов, в том числе, такие:

  • 290 — расходы по приобретению ЦФА;

  • 330 — взносы в НПФ;

  • 332 — взносы на добровольное страхование жизни.

О «налоге для богатых»

О повышении налога с высоких зарплат и внедрении прогрессивной шкалы налогообложения Путин объявил 23 июня.

Изначально Путин также объяснял новую налоговую реформу так: «То, что граждане с разным уровнем доходов платят налог одинаково, по одной ставке в 13%, на первый взгляд выглядит даже несправедливым». После этого он заявил, что «это оправданный, назревший шаг к повышению эффективности и справедливости отечественной фискальной системы».

Собранные деньги — по оценке президента, около 60 млрд рублей в 2021 году, — направят на лечение детей с тяжёлыми редкими заболеваниями, закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации. По предварительным подсчётам, дополнительные поступления составят 64 млрд рублей в 2022-м и 68 млрд рублей в 2023-м.

Повышение НДФЛ, согласно опросам, поддержало большинство россиян.

Опровержение популярных заблуждений относительно прогрессивной системы налогообложения

Я с целью получение информации об одобрении или неодобрении моих инициатив по введению в России прогрессивного налогообложения задал всем полуфиналистам конкурса «ЛидерыРоссииПолитика» через их личные кабинеты следующий вопрос:

Как вы относитесь к идее внедрить в России прогрессивное налогообложение (ставка налога возрастает по мере роста дохода)?

Всего задал вопрос: 543 чел. (всем участникам конкурса «ЛидерыРоссияПолитика» прошедшим в полуфинал).

Ответили: 268 чел. Или 49,4 процентов.

ЗА-184 чел. Или 68,7 % от всех ответивших;

Против – 49 чел. или 18,3%;

Не смогли однозначно высказаться – 35 чел. Или 13%.

В данном блоге хочу подробно на тех опасениях, которые высказали участники опроса по поводу введения прогрессивной системы налогообложения в РФ.

Попробую развеять данные заблуждения в данном блоге:

1) В случае введения прогрессивных налогов, налогоплательщики уйдут «в тень» и повысится доля теневой экономики (ранее уже была прогрессивная ставка, но именно с целью вывода доходов «из тени» в 2001г. ввели единую ставку 13%).

Читайте также:  Когда гражданина могут привлечь к уголовной ответственности за неуплату налогов?

Во – первых, сразу надо оговориться, что прогрессивное налогообложение – это не только прогрессивные ставки НДФЛ. Считаю необходимым в корне перенастроить налоговую систему РФ и сделать большинство прямых налогов прогрессивными с одновременной отменой (или значительным снижением) части налогов.

2) Прогрессивные налоги труднее администрировать и, следовательно, возрастут издержки.

Во – вторых, необходимо перестроить систему налогового администрирования в стране: большая часть сил налоговых органов должна быть направлена исключительно на крупные активы и доходы (работа по принципу Парето 20/80). Не нужно тратить силы тысяч инспекторов на администрировании «копеечных налогов» с охватом всего населения, а достаточно сосредоточить максимум усилий на ограниченном количестве налогоплательщиков, где «есть деньги и риски занижения налогов». Соответственно, расходы на администрирование могут даже уменьшиться.

В – третьих, для большинства населения, имеющего один источник дохода, необходимость подачи налоговых деклараций, даже в случае введения прогрессивного налогообложения, не возникнет. Для остальных налогоплательщиков их составление не будет представлять больших трудностей. Более того, введение в практику налогообложения налоговых деклараций имеет и позитивные моменты. В первую очередь оно будет способствовать повышению налоговой культуры населения. Так, многие граждане начнут понимать сколько прямых налогов уплачиваются ими государству ежегодно и что у них есть моральное право что-то требовать за это у государства. Это будет дисциплинировать и ускорит формирование в нашей стране гражданского общества. В условиях же удержания налога налоговыми агентами, абсолютное большинство населения не задумывается над этим, часто даже не зная размера уплаченного налога.

3) Российская экономика еще не готова, в случае введения прогрессивного налогообложения поступления в бюджеты всех уровней снизятся.

Ошибочная позиция. Для успешного внедрения прогрессивного налогообложения в России нужен комплексный подход.

В-третьих, при нынешней системе у обеспеченных граждан остается больше дохода, а малообеспеченные граждане весь свой доход тратят на текущее потребление. Следовательно, снижение налоговой нагрузки на бедных и средний класс одновременно увеличит потребление товаров (услуг, работ), а следовательно поступления НДС в бюджет и налогов на прибыль (налог на прибыль, УСН).

4) Введение прогрессивного налогообложения снизит конкурентоспособность российской экономики и будет способствовать оттоку капитала и лучших специалистов за рубеж.

Прежде всего, давайте ответим на следующий вопрос: «Хотим ли мы рыночную экономику, как сырьевой придаток мирового рынка с высоким уровнем неравенства в обществе, или мы хотим построить действительно эффективное социальное государство, как закреплено в Конституции?»

Наша экономика, несмотря на пропорциональные налоги, и так сейчас не конкурентоспособна. Основная часть иностранных инвестиций, поступающих в РФ, – это либо спекулятивные инвестиции (от которых только вред экономики), либо инвестиции, сформированные в России, но структурированные через иностранные юрисдикции и направленные назад в РФ уже под видом «иностранных». Востребованные за рубежом специалисты и так уезжают из страны, а «элита» старается иметь «двойное гражданство» и отправляет детей на ПМЖ в западные страны (уточнение: в которых везде присутствует прогрессивное налогообложение с высокими предельными ставками).

Поэтому одновременно с ведением прогрессивного налогообложение, необходимо проведение реформ, направленных на повышение институциональной привлекательности Российской юрисдикции путем развития эффективной судебной и политической системы, а также преобразованию страны в социальное государство (де-факто). Также предлагаю введение налога на операции с иностранной валютой (налог Тобина), дальнейшее совершенствование инструментов и увеличение налоговой нагрузки на «вывоз капитала» из страны. Поскольку большая часть нашей экономики это рентоорентированные предприятия, то уйти из России и вывести производство «за рубеж» просто «невозможно». Более того, с учетом введённых в отношении России санкций, мы точно не рискуем потерять «потенциальные западные» прямые инвестиции.

5) Прогрессивная система налогообложения несправедлива: богатые даже при пропорциональной системе в абсолютных цифрах платят больше.

При применении пропорциональной шкалы с большей суммы дохода уплачивается большая сумма налога. На этом основании некоторыми юристами делается вывод, что данная шкала налогообложения более справедлива, чем прогрессивная, поскольку при применении последней сумма уплаченного налога еще более увеличится, что, по мнению сторонников пропорциональности, вряд ли можно назвать справедливым.

С 2023 года будет установлен единый тариф по страховым взносам, уплачиваемым в ИФНС (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Напомним, что в ИФНС уплачиваются взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ с выплат работникам.

По общему правилу единый тариф, в который войдут все налоги с зарплаты в 2023 году, будет установлен в следующих размерах:

  • 30% – для взносов, исчисляемых в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов;
  • 15,1% – для взносов, исчисляемых свыше установленной единой предельной величины базы.

Как видим, базовый тариф в пределах лимита не меняется. Сейчас работодатели тоже в общем случае платят взносы суммарно по тарифу 30%, но этот налог состоит из 3-х частей:

Назначение взноса Отчисление в процентах
на ОПС 22%
на ОМС 5,1%
на ВНиМ 2,9%

Пониженные тарифы страховых взносов

Льготные тарифы для отдельных категорий страхователей сохранены. В 2023 году определены несколько групп льготников, которые получили право платить налоги с зарплаты в 2023 году по сниженным ставкам (смотрите сравнительную таблицу в процентах):

Категория Тариф до 2023 года Тариф с 2023 года
СМП 15% сверх МРОТ 15% сверх МРОТ
ИТ-компании, резиденты ТОСЭР, резиденты порта Владивосток, резиденты ОЭЗ в Калининградской обл., Участники СЭЗ в Крыму 7,6% 7,6%
Социально ориентированные НКО, благотворительные организации 20% 7,6%
Участники «Сколково», создатели научно-технических проектов, создатели мульфильмов 14% 7,6%
Члены летных экипажей 0,0% 0,0%

II. Откуда что берется?

Совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица на основании поданных налогоплательщиком налоговых деклараций; уведомлений об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов, представленных в налоговый орган; сообщений об исчисленных налоговым органом суммах налогов; решений налогового органа по результатам мероприятий налогового контроля; судебных решений; решений налогового органа о предоставлении отсрочки, рассрочки по уплате налогов и т. д.

По большинству налогов предусмотрены авансовые платежи, есть налоги, по которым отсутствует декларирование. Чтобы в таких случаях налоговые органы могли обработать ЕНП и верно его распределить, организации и ИП не позднее 25-го числа месяца, в котором установлен срок уплаты, представляют в налоговый орган уведомление об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов. В нем производится «раскадровка» ЕНП по суммам отдельных авансовых платежей по налогам (налогов, страховых взносов) с указанием сроков уплаты, КПП, ОКТМО и КБК (п. 9 ст. 58 НК РФ).

Уведомление передается в электронной форме с применением УКЭП либо через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

В течение 2023 года уведомления об исчисленных суммах налогов, сборов, авансовых платежей по налогам, страховых взносов могут представляться в налоговые органы в виде распоряжений на перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, на основании которых налоговые органы могут однозначно определить принадлежность денежных средств к источнику доходов бюджетов, срок уплаты и иные реквизиты, необходимые для определения соответствующей обязанности (п. 12, 14, 16 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).

Читайте также:  Продал машину новый владелец не ставит на учет что делать

VII. Чего ждать в новом году

На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.

В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:

  1. недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
  2. недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
  3. Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:

  4. налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
  5. налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.

НДФЛ – 2021: ключевые изменения для граждан и бизнеса

Для резидентов РФ в лимит 5 млн руб. не войдут доходы:

  1. От продажи имущества, кроме ценных бумаг.
  2. От стоимости подарков, также за исключением ценных бумаг.
  3. От выплат по страхованию и пенсионному обеспечению.

То есть для таких доходов ставка всегда будет 13% независимо от суммы (п. 1.1 ст. 224 НК РФ в редакции закона № 372-ФЗ).

Также для резидентов РФ продолжат действовать специальные ставки НДФЛ по отдельным видам доходов:

  1. 35% по доходам в виде выигрышей и призов, полученных в рамках рекламных акций, а также в виде процентов.
  2. 30% по некоторым видам доходов от ценных бумаг.
  3. 9% по доходам от облигаций с ипотечным покрытием.

Для нерезидентов сохраняются следующие ставки, предусмотренные п. 3 ст. 224 НК РФ вне зависимости от размера дохода:

  1. 15% для полученных дивидендов.
  2. 30% для всех остальных доходов, кроме дивидендов и доходов нерезидентов, облагаемых по ставке 13% (15%) из списка, приведённого в предыдущем разделе.

Пока сумма выплат в пользу сотрудника с начала года не превысит 5 млн руб., работодатель должен начислять НДФЛ в обычном порядке по ставке 13%.

Если же годовой доход работника стал больше 5 млн руб., то НДФЛ нужно считать как сумму 650 тыс. руб. с 5 млн руб. и 15% с суммы превышения:

Пример 1

Годовой доход работника составил 7 млн руб. Сумма превышения над порогом в 5 млн руб., после которого меняется ставка:

ПР = 7 — 5 = 2 МЛН РУБ.

НДФЛ за год будет равен:

НДФЛ = 650 ТЫС. РУБ. + 2 МЛН РУБ. Х 15% = 950 ТЫС. РУБ.

У человека может быть несколько работодателей. Может случиться так, что на каждом месте работы доход меньше 5 млн руб., а в сумме больше.

В таких случаях каждый работодатель начисляет НДФЛ по обычной ставке 13%.

Налоговики соберут всю информацию о доходах физического лица за год и если окажется, что общая сумма доходов превысила 5 млн руб., направят физическому лицу уведомление. Налогоплательщик сам должен будет заплатить недостающую сумму до 1 декабря следующего года (п. 6 ст. 228 НК РФ в редакции закона № 372-ФЗ).

Форму уведомления и порядок её направления пока не утвердили. Но для этого ещё есть время: полная информация о доходах физических лиц за 2021 год появится у налоговиков не ранее 30 апреля 2022 года, когда истекут сроки сдачи отчётности налоговых агентов и деклараций 3-НДФЛ.

В общем случае с 2021 года налоговые вычеты по НДФЛ можно будет применять по отдельности для каждой категории дохода.

Доходы от операций с ценными бумагами и производными финансовыми инструментами можно будет уменьшить на:

  • инвестиционные вычеты (ст. 219.1 НК РФ) ;
  • перенесённые на будущее ранее полученные убытки от таких операций (ст. 220.1 НК РФ).

Доходы участников инвестиционного товарищества можно будет уменьшить на убытки прошлых лет (ст. 220.2 НК РФ).

Основную налоговую базу можно будет уменьшить на сумму стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов (ст. 218, 219, 220, 221 НК РФ).

Если сумма стандартных, социальных и имущественных вычетов за год превысит основную налоговую базу, то их можно будет использовать для уменьшения других видов доходов, а именно (п. 6 ст. 210 НК РФ в редакции закона № 372-ФЗ):

  1. От продажи или получения в дар имущества, кроме ценных бумаг.
  2. От выплат по страхованию и пенсионному обеспечению.

Какие ставки по НДФЛ в 2021 году с учётом изменений: таблица

2-НДФЛ: изменения 2021 года

Изменения налогового законодательства с 2021 года

Отмена 2-НДФЛ с 2021 года

Новая ставка НДФЛ 15%

Изменения в 3-НДФЛ в 2021 году

Поправки, внесенные в действующее законодательство о налогообложении, затронули правила начисления и уплаты НДФЛ в 2021 году. Какие изменения планируются и вступают в силу со следующего года, что учесть при удержании налога с доходов, выплачиваемым физическим лицам – раскроем в нашем материале.

В следующем году ожидается введение повышенной ставки НДФЛ, так называемого «налога для богатых». Законопроект уже одобрен Госдумой в первом чтении, ожидается, что федеральный закон будет принят до конца года.

К доходам, полученным не ранее 01.01.2021 г., будет применяться две ставки:

  • для дохода не более 5 млн. руб. в год ставка остается прежней — 13%;
  • при выплате облагаемого дохода физическому лицу, превышающего 5 млн. руб. в год, с суммы такого превышения удерживается налог по ставке 15%.

Применять новую ставку будут также ИП, работающие на общей системе налогообложения, если их годовой доход превысит сумму в 5 млн. руб.

Повышенная ставка не будет применяться к доходам, полученным гражданами от продажи недвижимости, а также при получении недвижимого имущества в дар.

О каком законопроекте идет речь?

О необходимости введения прогрессивного НДФЛ президент России Владимир Путин заявил 23 июня 2020 года в обращении к гражданам страны. Изначально глава государства поручил в срок до 24 июля внести в российское законодательство поправки, которые установят новую ставку НДФЛ в 15% на доходы физлиц свыше 5 млн рублей за налоговый период. Позже срок внесения изменений было решено продлить до 1 ноября.

Как следует из текста законопроекта, ставка НДФЛ в 13% сохранится для доходов от продажи недвижимости или доли в ней. Как говорится в пояснительной записке, процесс администрирования доходов свыше 5 млн рублей в год «будет в высокой степени автоматизирован и не увеличит административную нагрузку на налогоплательщиков», а также не потребует сдачи дополнительной налоговой декларации в налоговые органы.

Минфин заявил об отсутствии планов менять шкалу НДФЛ в ближайшие годы

С учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 372-ФЗ в абз. 1 п. 1 ст. 226 НК РФ, российские организации, ИП, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 ст. 226 НК РФ, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 225 НК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ст. 226 НК РФ. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Читайте также:  Каждый сантиметр на счету: как рассчитывается площадь дома

Согласно п. 3 ст. 226 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со ст. 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная п. 1 или 3.1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумма налога в части доходов, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ (с учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 372-ФЗ) сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, указанной в п. 1 или 3.1 ст. 224 НК РФ, и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет в следующем порядке:

Ситуация

Порядок уплаты

На момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, составляет менее 650 тыс. руб. или равна этой сумме

Уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения

На момент уплаты налога в бюджет сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, рассчитанная нарастающим итогом с начала налогового периода, превысила 650 тыс. руб.

Уплата налога производится по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения в следующем порядке:

  • отдельно уплачивается сумма налога в части, недостающей до 650 тыс. руб., относящаяся к части налоговой базы до 5 млн руб. включительно;

  • отдельно уплачивается часть суммы налога, превышающая 650 тыс. руб., относящаяся к части налоговой базы, превышающей 5 млн руб.

Сумма налога, исчисленная по иным налоговым ставкам и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения.

К сведению: ряд поправок в отношении порядка уплаты НДФЛ в отдельных случаях внесен в ст. 226.1, 227, 228 НК РФ.

Частью 3 ст. 2 Федерального закона № 372-ФЗ предусмотрено, что в 2021 и 2022 годах новая прогрессивная ставка НДФЛ будет применяться к каждой налоговой базе отдельно.

Это только начало: чего ждать от странного возвращения прогрессивной шкалы НДФЛ

В истории российской налоговой системы был яркий пример применения регресса при уплате налога. До 01.01.2010 работодатели с выплат работникам уплачивали Единый социальный налог, который позднее заменили страховые взносы. Регулировался порядок уплаты ЕСН ныне не действующей главой 24 НК РФ. По ЕСН была установлена сложная регрессивная ставка, действовавшая следующим образом:

  • при доходе работника в течение года до 100 000 руб. тариф устанавливался в размере 26,1 %;
  • с суммы дохода свыше 100 000 и до 300 000 руб. — 20,0 %;
  • свыше 300 000 и до 600 000 руб. — 10 %;
  • с дохода свыше 600 000 руб. уплачивался ЕСН в размере 2 %.

С 01.01.2010 ЕСН был отменен. Ему на смену пришли страховые взносы, порядок уплаты которых существенно отличался.

На сегодняшний день ставка с регрессом частично сохранилась в тарификации страховых взносов. Так, при доходах свыше предельной налоговой базы тариф взноса на пенсионное страхование снижается с 22 до 10 %, а взносы в ФСС не уплачиваются вовсе (ст. 426 НК РФ). Предельная база по страховым взносам устанавливается ежегодно Правительством РФ.

Год Предельная база по страховым взносам, руб.
ПФР ФСС
2017 876 000 575 000
2018 1 021 000 815 000
2020 1 115 000 865 000

Отмена такого порядка налогообложения планировалась на 2021 год. Но в последний год Минфин неоднократно высказывал мнение о нецелесообразности отмены предельных показателей по страховым взносам (Письмо от 10.07.2018 № 03-04-05/47745). Точку в этом вопросе поставило принятие Федерального закона от 03.08.2018 № 303-ФЗ, который внес изменения в НК РФ и отменил увеличение тарифа по страховым взносам с одновременным ростом ставки по НДС.

Прогрессивная ставка НДФЛ и другие новшества Федерального закона № 372-ФЗ

По правилам п. 1 ст. 225 НК РФ (в редакции Федерального закона № 372-ФЗ) сумма налога при применении налоговой ставки, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, исчисляется в следующем порядке:

  • если сумма налоговых баз, обозначенных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб., – как соответствующая налоговой ставке, установленной абз. 2 п. 1 ст. 224 НК РФ, процентная доля указанной суммы налоговых баз;

  • если сумма налоговых баз, поименованных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ, составляет более 5 млн руб. – как сумма 650 тыс. руб. и величины, равной соответствующей адвалорной налоговой ставке, установленной абз. 3 п. 1 ст. 224 НК РФ, процентной доле уменьшенной на 5 млн руб. суммы налоговых баз, указанных в п. 2.1 ст. 210 НК РФ.

Новыми п. 1.1 – 1.4 ст. 225 НК РФ предусмотрен особый порядок исчисления налога:

Сумма налога

Порядок исчисления

При применении налоговой ставки в размере 30 %, установленной абз. 1 п. 3 ст. 224 НК РФ

Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля суммы налоговых баз, указанных в п. 2.2 ст. 210 НК РФ

При применении налоговых ставок в размере 35, 9, 30 %, установленных соответственно п. 2, 5, 6 ст. 224 НК РФ

Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, названной в п. 4 ст. 210 НК РФ

При применении налоговой ставки в размере 13 %, установленной п. 1.1 ст. 224 НК РФ

Исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, обозначенной в п. 6 ст. 210 НК РФ

При применении налоговой ставки 13 % (15 % с суммы, превышающей 5 млн руб.), установленной п. 3.1 ст. 224 НК РФ

Исчисляется в следующем порядке:

  • если сумма доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, составляет менее 5 млн руб. или равна 5 млн руб., – как соответствующая налоговой ставке, установленной абз. 2 п. 3.1 ст. 224 НК РФ, процентная доля налоговой базы;

  • если сумма доходов, подлежащих налогообложению и учитываемых при определении налоговой базы, составляет более 5 млн руб., – как сумма 650 тыс. руб. и величины, равной соответствующей адвалорной налоговой ставке, установленной абз. 3 п. 3.1 ст. 224 НК РФ, процентной доле уменьшенной на 5 млн руб. суммы налоговой базы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *