- КОАП

Конфликт в школе подопечного ребенка из-за кражи, что делать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Конфликт в школе подопечного ребенка из-за кражи, что делать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В Уголовном кодексе есть несколько понятий, которые далекому от юриспруденции человеку могут казаться синонимами – кража, грабеж и разбой. В нашей статье речь пойдет, скорее, о краже – тайном хищении чужого имущества. Грабежом называют открытое хищение чужого имущества, а разбоем – нападение на другого человека с целью грабежа. Иными словами, если ребенок пытается вынести из магазина какой-то товар, не заплатив за него, он совершает кражу.

Вопросы ответственности родителей.

Если кражу совершил малолетний в возрасте до 14 лет, ответственность за это понесут родители или опекуны, а самого малолетнего, как правило, поставят на учет в комиссии по делам несовершеннолетних. Родители обязаны выплатить штраф и компенсировать стоимость украденного имущества. Но, даже если кражу совершил подросток в возрасте от 14 до 16 лет, на родителей также возлагается штраф.

Комментарий психолога портала «Я-Родитель» Анастасии Вялых:

«Есть множество причин, из-за которых дети из благополучных семей начинают воровать. Одна из самых распространенных – желание проверить границы дозволенного, испытать новые острые ощущения или привлечь к себе внимание, последнее часто возникает у детей, не получающих в достаточной степени родительской заботы.

Понаблюдайте, что ребенок потом делает с украденной вещью, или спросите его самого, зачем он совершил кражу.

Если ребенок действительно хотел завладеть именно этой конкретной вещью, то он будет ей пользоваться. Если же ребенок перестал интересоваться украденным предметом, то, вероятно, это была демонстративная кража, цель которой – показать, что ребенку не хватает внимания. В любом случае необходимо четко дать понять, насколько такие поступки не просто «плохи», а недопустимы.

Не стоит много раз ругать ребенка, особенно прилюдно, или постоянно напоминать ему о случившейся краже. Лучше поговорить один раз, в доверительной обстановке, наедине, без обвинений или излишних эмоций. Вы можете предложить ребенку представить, что это у него что-то украли, и как он будет себя чувствовать на месте такого человека.

Также очень важно, чтобы ребенок учился отвечать за свои поступки, поэтому лучше всего предоставить ему возможность самому признаться в краже, вернуть вещь владельцу и извиниться.

Если же Вы действительно донесли до ребенка, насколько воровство неприемлемо, но он продолжает воровать (например, брать чужие игрушки), тогда важно понять более глубокую причину этого поведения. Если ситуация повторяется снова и снова, обойтись без помощи специалиста будет непросто».

Бывает, между учителем и учеником возникает непреодолимая антипатия. Ребёнок уверен, что педагог намеренно занижает ему оценки, кричит, унижает. В разбирательства с преподавателем вступают родители.

«Можно перейти в другой класс, если у ребёнка или родителей конфликт с конкретным учителем, а все остальные 24 человека счастливы и довольны, — считает председатель Общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. — Если же к педагогу есть серьёзные претензии у большинства родителей, то нужно написать коллективное заявление руководству школы с просьбой заменить учителя. Как правило, такая жалоба рассматривается в пользу детей и родителей».

Мама первоклассника Володи К., убеждённая, что учительница напрасно кричит на её сына, решила уволить неугодного педагога. Подговорила ребёнка делать аудиозаписи разговоров преподавателя и пошла с этими «доказательствами» в полицию. Родители остальных детей в классе встали на защиту учителя.

«Прежде чем начинать войну, надо разобраться — учитель повышает голос, чтобы дети его услышали, или на самом деле выходит из себя, — считает доцент факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова Надежда Храмова. — Многие дети с младенчества приучены к тому, что родители на них кричат, и не слышат взрослых, когда те говорят спокойно. Поэтому и учителю приходится повышать голос. Вообще же детям авторитарный учитель нравится. Именно такой педагог нужен в начальной школе. Это не значит, что он должен быть злым и деспотичным тираном. Если учитель авторитарный, детям легко понимать, что от них требуется. Одно дело унижать и оскорблять ребёнка, другое — призывать к дисциплине. Учителю положена строгость. Но она должна быть с любовью к детям».

Ответственности не несут

У нас в школе составлен четкий график, кто из учителей на какой перемене должен дежурить, — рассказывает директор московской школы №1192 Галина Келейникова. — В зоне их внимания не только коридоры и лестницы, но и туалеты. Дело в том, что лет пять назад обнаружилось, что именно школьный туалет — самое «злачное», если так можно выразиться, место: в них происходили главные школьные разборки. Но с тех пор как визиты дежурного учителя или администратора стали регулярными, ситуация нормализовалась.

Обычно в ответ на подобные вопросы чиновники от образования цитируют столичного мэра: «Москва — мирно воюющий город».

И объясняют: после того, как стали происходить террористические акты, школы превратились в закрытые территории. Родители могут войти внутрь, но должны для этого заранее созвониться с учителем или директором.

Но с тех пор как приказом руководителя столичного департамента образования в школах ввели новую должность, соответствующее обучение (оно организовано на базе Московского института открытого образования) прошли меньше тысячи человек.— Если родители не поленятся дойти до отделения милиции и написать заявление о краже, грабеже или разбое (это когда преступники подошли, ударили и отобрали имущество), мы придем в школу и проведем расследование: побеседуем со школьниками и персоналом, выясним, кто где находился в то время, когда произошло преступление… Любую кражу можно расследовать и наказать виновных, — объясняет Владимир Огородников. А вот в новосибирских школах пропускной системы не существует: «После трагедии в Беслане, — объясняют в новосибирском департаменте образования, — мы на некоторое время ограничили посещение школ родителями.

Читайте также:  Выплата малоимущим семьям в 2023 году в Кирове

Но сегодня любые мама или папа вправе свободно зайти к любому учителю. В крайнем случае — если посетитель внушает охране недоверие — сотрудник ЧОПа проводит его до нужного кабинета».

Кто несет ответственность за кражу вещей в школе

В супермаркете Вам хотя бы предложат запереть ячейку на ключ. Раз. И два — там везде объявления висят о том, что администрация не несет ответственности. Вы в школе видели такое объявление?

Конечно,за ценные вещи администрация ответственности не несет,НО вещь хранилась там, где ей положено храниться. Не будет же ребенок с уличной обувь по классам ходить. И денег она стоит. Я не могу каждый раз новую обувь покупать. В потеряшках искали-там естественно нет. Чек и коробка на сапоги у меня сохранились. Но не думаю,что школа возместит мне их стоимость. А идти в милицию-только к ребенку отношение в школе хуже будет.

У них там есть охранник,и даже вроде как видеокамеры,но он не может знать чья обувь-чья. Да и не за этим он там поставлен.

Учитель руками развела,обещала поузнавать,но это тоже не ее прямая забота. Мне очень обидно.: ( Дочке очень нравились сапожки. В прошлом году так же пропала физкультурная форма. Обидно. Но в гардероб они летят толпой и гардеробщице не уследить. Наша классная специально шкаф отдала детям под мешки со сменкой. Так и обходимся.: support: : )) Это как? шел,значит,ребенок в школу,в сапогах. Случайно они свалились и потерялись: 046: А ребенок и не заметил,так и пошел дальше босиком: )) Уличная обувь — это не то,что можно потерять ПО ДОРОГЕ в школу.: )) Ну можно потерять мешок со сменкой,это еще куда ни шло. Ну портфель с учебниками потерять можно,допускаю: )) Хотя. 004: Но потерять с ног УЛИЧНУЮ ОБУВЬ,когда ты в ней идешь — это нонсенс: ))

Особенности преступления

Для начала, следует определиться, с какого возраста несовершеннолетние лица могут нести уголовную ответственность. В разных странах этот показатель отличается.

  • В России основной возраст уголовной ответственности – 16 лет, повышенный – с 18 лет (для таких статей, как развратные действия, либо привлечение несовершеннолетнего к совершению злодеяния, кражи).
  • Иногда, статья не может быть применена раньше определенного возраста из-за конкретных признаков субъекта преступления (так, нельзя осудить за преступление судью раньше 25 лет, поскольку в более раннем возрасте невозможно вступить в данную должность).
  • За некоторые преступления (средние, тяжкие и особо тяжкие) предусмотрено назначение наказания уже с 14 лет, и кража в их числе. Однако следует отметить, что если в составе преступления обнаружены признаки, относящие его к разряду деяний, ответственность за которые наступает как с шестнадцати лет, так и с четырнадцати лет, выбрана будет статья с общим основанием.

Например, пятнадцатилетний подросток похитил предмет, обладающий исключительной исторической ценностью (статья 164 УК РФ). Данное злодеяние будет классифицироваться по общей норме, то есть по 158 статье УК РФ как кража.

Малолетние граждане уголовной ответственности не подвергаются. Но с 11 лет они могут быть помещены в специальные закрытые учебно-воспитательные заведения, с целью перевоспитания и профилактики совершения преступлений.

Что делать, если подросток ворует?

Если ваш ребенок ворует систематически, имеет смысл обратиться к хорошему психотерапевту. Скорее всего, он пытается таким образом привлечь ваше внимание и спровоцировать вас на определенную реакцию. По словам специалистов, вещи, купленные на украденные деньги, замещают родительское участие и любовь.

В этом случае вам стоит обратить внимание на атмосферу внутри семьи. Не кричите на подростка, не унижайте его, не грозите ему страшными карами. Вместо этого спокойно объясните ему недопустимость подобных действий – как с этической, так и с юридической точки зрения.

Проявите мудрость, терпение и участие – скорее всего, он нуждается в вашей поддержке. Вы должны дать понять тинейджеру, что в этой ситуации вы на его стороне. Возможно, у него вымогают деньги ребята постарше, а он боится вам в этом признаться. Как бы то ни было, вам придется твердо пресечь подобные действия в дальнейшем.

Профилактика воровства

Во избежание совершения несовершеннолетними лицами краж и прочих преступных действий, с детьми должны проводиться соответствующие воспитательные мероприятия, в ходе которых им будут разъяснены все негативные последствия противоправных поступков. Данную миссию берут на себя, как правило, социально-психологические службы (СПС), школьные инспекторы, педагоги и родители.

Работа СПС ведется, обычно, по двум направлениям:

  • Общепрофилактическая работа. Инспектор собирает широкую аудиторию несовершеннолетних слушателей с целью объяснения им основных законов права и норм морали;
  • Индивидуальная работа. Имеет форму беседы с отдельными несовершеннолетними подростками о воровстве. Особенно актуальной данная мера становится в случае, когда ребенок уже совершал преступное деяние, и его необходимо вразумить.
  • Кроме того, осужденных подростков могут направить на перевоспитание в специальные учебные центры, где вопросам морали и права уделяется особое внимание.

Не следует бездействовать и родителям. Вовремя проведенные беседы могут предотвратить совершение ребенком незаконных действий. Как показывает практика, чаще всего преступления совершают дети, которым уделяется мало внимания в семье, либо те, кто чувствует свою безнаказанность.

Чтобы не допустить совершения подростком преступления, следует позаботиться о том, чтобы ему было чем заняться. Очень часто совершение мелких кража (хищений) несовершеннолетним осознается ними как забава, как способ скоротать свободное время.

Таким образом, за формирование здоровой личности отвечают все окружающие ребенка лица: педагоги, воспитатели и, конечно же, родители. Чем выше культурный уровень детей, тем реже они совершают противоправные действия.

Читайте также:  Как получить дубликат свидетельства о смерти в МФЦ

В основе проблемы — лицемерие и равнодушие

При изучении некоторых случаев детского воровства порой поражает лицемерие взрослых. Именно оно в паре с равнодушием составляет главную причину того, что происходит с детьми. Если ребёнок совершил кражу, пусть маленькую, а родители не обратили на это внимания или сделали вид, что не заметили совершённого, это очень плохо. Конечно же, детскому воровству нужно противодействовать. Если родитель обнаружил, что ребёнок так поступил, он должен акцентировать на недопустимости такого поведения и наказать его — чтобы избежать больших ошибок и более сложных ситуаций.

Ребёнок должен понимать, что всё в мире взаимосвязано, и если он кого-то чего-то лишил, то и с ним произойдёт так же. Если он осознает это в детстве, ему будет проще во взрослой жизни. Возможно, многие родители не согласятся со мной, но мне кажется, что при строгом, но справедливом наказании будет важный результат: ребёнок осознает свой проступок, испытает стыд, а за стыдом может прийти покаянное чувство. Это как духовная прививка, которую родители делают во избежание серьёзных заболеваний. Она может быть болезненной, как любой укол, но без неё ребёнка ждут большие беды.

Вторая проблема — родители скрывают проступок ребёнка. Я глубоко убеждён, что так поступать нельзя. Дело в том, что совершивший кражу ребёнок зачастую не понимает, что сделал что-то плохое, для него этот поступок морально нейтрален. Именно родители и их реакция дают ему понять, что он поступил плохо. Это как в ситуации, когда ребёнок произносит плохие слова. Он услышал их где-то и употребляет, не понимая смысла, и только благодаря негативной реакции взрослых осознаёт, что лучше их не использовать.

Если ребёнок совершил кражу, а родители не отреагировали на это, он будет продолжать. Родители не понимают, что активировали мину замедленного действия. Нужно разъяснять им это. Если это люди верующие, надо обращаться к ним через призму Священного Писания. Есть заповедь «не кради» — значит, мы как христиане обязаны её выполнять. В жизни святого Ефрема Сирина был случай, когда его обвинили в преступлении, которого он не совершал. Он сидел в темнице и горевал, и тогда Господь послал к нему ангела, который сказал: «Помнишь, в детстве вы угнали козу у бабушки? Она была вам не нужна, вы загнали её в лес, где её съели волки — и никому не сказали об этом? Теперь тебе придётся расплачиваться за тот поступок». Детям нужно рассказывать такие случаи, чтобы они с детства понимали, что кража — это зло, это грех, требующий покаяния и исправления.

Допустимо ли исключать ребёнка из воскресной школы за воровство?

Я думаю, если такой вопрос будет поднят и предан огласке, всё произойдёт само собой. Хорошо, если родители вникнут в проблему и будут союзниками преподавателей в этом вопросе, тогда ребёнка никто не выгонит, потому что они вместе будут за него бороться. Если же произойдёт конфликт, то родители сами заберут его из воскресной школы.

Я считаю, что ни в коем случае нельзя исключать ребёнка сразу, как только он проштрафился таким образом. Обычно дети этого возраста ещё очень юны для столь сурового наказания. И поймите, он ведь нигде больше не услышит о том, что ему в воскресной школе говорят. Я надеюсь, что когда о ситуации узнает настоятель храма, он начнёт молиться об этом ребёнке, и благодаря молитвенной поддержке всё постепенно пойдёт на лад.

Как реагировать учителю?

Увидев, что ребенок ворует что-то у другого ученика, преподаватель не должен закрывать глаза в надежде, что это «уладится как-то само».

Учитель начальных классов челябинской школы Татьяна Долгополова считает, что педагог должен работать на опережение и поднимать этот вопрос в классе. А если неприятная ситуация все же произошла, Татьяна советует реагировать твердо, но спокойно:

«В первую очередь, конечно, учитель не должен реагировать неадекватно: поднимать шум, выставлять ребенка виноватым, что называется, тыкать пальцем. Надо оставить его на личную беседу после уроков и узнать причины, объяснить, что так делать нельзя. Если после разговора ситуация повторяется, нужно подключить родителей: сообщить о случившемся, обсудить проблему.

Бывает так, что воровство в классе происходит массово и уже перешло в разряд «шутки»: взять из портфеля ручку и не положить обратно. В таком случае необходимо провести классный час и обсудить с детьми, что такие поступки являются мелкой кражей. Иначе в будущем ситуация усугубится и дети станут брать уже не чужую ручку, а телефон и главное — будут считать это нормой».

Специалисты предупреждают: нельзя безучастно ждать, что дети сами разберутся. У них ещё слишком мало опыта, чтобы разрешить конфликт самостоятельно. Надо немедленно останавливать насилие, потому что страдают все.

«Дети, которых травят в школе, получают психологическую травму на всю жизнь, — говорит Хломов. — Став взрослыми, они испытывают приступы страха, не уверены в себе, у них нередко развиваются психосоматические заболевания. Обидчики, уверенные в том, что любой конфликт можно разрешить силой, часто потом оказываются правонарушителями. К слову, 4 из 5 агрессоров — сами свидетели и жертвы насилия в семье. Они пытаются справиться с душевной болью через унижение других».

Как действовать при краже мобильного

От кражи смартфона не застрахован даже самый бдительный пользователь. Дети и подростки часто не отличаются повышенным вниманием к своим вещам. Нередко они носят телефоны в заднем кармане джинсов, оставляют его на столе и т. д. И вряд ли ребенок думает о том, что его мобильный может быть украден одноклассником.

Тем не менее, если аппарат украли, родители ребенка должны сделать следующее:

  1. Позвонить классному руководителю. Его следует попросить организовать собрание учеников для выяснения обстоятельств кражи. Важно провести с детьми мирную беседу – возможно, малолетний злоумышленник захочет добровольно признаться в содеянном и вернет телефон.
  2. Связаться с мобильным оператором, попросив заблокировать сим-карту. Такие действия позволят сохранить деньги на счете, не дав вору совершать звонки.
  3. Обратиться в правоохранительные органы. Лучше всего позвонить в полицию и вызвать опергруппу в школу.
Читайте также:  Минимальная оплата труда в Кемеровской области в 2023 году

Совершив вышеперечисленные действия, родители должны посетить школу лично и выяснить обстоятельства кражи смартфона. К этому времени учитель должен провести беседу с детьми. Он обязан разъяснить им последствия кражи, предложив вернуть аппарат добровольно. Также учитель должен обзвонить родителей учащихся, оповестив их о произошедшем.

При обнаружении пропажи в конце учебного дня, классный руководитель не вправе задерживать детей после уроков. В таком случае их следует собрать днем для проведения беседы.

Ответственность за драку: в школе и вне школы

За любые события, произошедшие в стенах школы, отвечает директор и учителя. Если драка происходит в классе, то определенная степень вины лежит на учителе, ведь именно он не смог проконтролировать ситуацию и допустил подобный исход. Если же дети подрались на перемене в коридоре, то отвечать за это должен дежурный. Это может быть учитель или администратор.

Администрация школы несет ответственность за драки, возникающие вне учебного заведения, в двух случаях:

  1. Инцидент произошел на выезде. В этом случае спрос будет с учителя. В особенности, если школьник должен был ехать на экскурсию, но в этот момент находился в другом месте.
  2. Ребенок стоит на внутришкольном учете. Отвечать за драку будет социальный педагог или психолог. Именно эти сотрудники должны отслеживать контакты школьников, предотвращая возможные конфликты.

В соответствии с действующим законодательством РФ, если ребенок не достиг возраста 14 лет, то ответственность за него несут родители. Это касается и наказаний по КоАП РФ.

Начиная с 14 лет, несовершеннолетние отвечают за свои действия самостоятельно. То есть, ребенок может получить судимость по УК РФ. Если же ему будет назначен административный штраф, то выплачивать его будут родители.

Исключение – если у несовершеннолетнего имеется собственный доход.

Как поступать родителям

Известие о том, что подрастающий ребенок что-то украл, обычно сразу выводит родителей из душевного равновесия. Становится тревожно и страшно, в голове крутятся беспокойные мысли «между нами больше нет доверия», «он/она точно станет преступником». Тревога и растерянность часто сопровождаются острым чувством вины («мы не уследили», «надо было больше времени проводить вместе»), переживаниями отчаяния и беспомощности («я плохой родитель», «не знаю, что делать дальше»). Переживание стыда («что о нас подумают учителя/друзья/соседи?», «как теперь смотреть людям в глаза?») сменяется раздражением, негодованием, желанием немедленно наказать, лишить всего.

Под влиянием эмоций родителям сложно рационально оценить сложившуюся ситуацию, поэтому очень важно потратить время на то, чтобы успокоиться и взять себя в руки.

Особенно важен этот совет в тех случаях, когда факт воровства выходит за рамки обыденных бытовых вопросов и попадает в поле зрения правоохранительных органов. В такой ситуации не стоит тратить время на конфликты и выяснение отношений, основной целью должно стать объединение и сотрудничество для решения проблемы.

Следующим этапом будет организация юридической, правовой и иной помощи (если она необходима). И только потом (иногда через несколько дней) стоит начать разговор с подростком о случившемся: выслушать его, поделиться своими тревогами и опасениями, обсудить причины и последствия поступка.

Ответственность за кражу телефона

Так как кража считается социально-опасным преступлением, к ответственности за неё привлекают, начиная с 14 лет. Если телефон украл ребёнок младшего возраста, то вместо уголовной ответственности его поставят на учёт в Отделе по делам несовершеннолетних. Родителям этого ребёнка придётся заплатить штраф в сумме 100-500 рублей. В свою очередь, родители потерпевшего на основании статьи 1073 ГК РФ могут подать судебный иск на получение компенсации материального и морального вреда.

Наказание за кражу телефона предусмотрено 158 статьёй УК РФ. Если школьник взял аппарат со стола одноклассника, пока тот отсутствовал, то действия злоумышленника будут квалифицированы по первой части данной статьи, как совершённые без отягчающих обстоятельств. За это предусмотрено наказание в виде штрафа (до 80 тысяч рублей), обязательных и исправительных работ, ареста и лишения свободы. На практике, подросткам назначают штраф, выплата которого ложится на плечи их родителей. Лишение свободы в колонии для несовершеннолетних за такую незначительную по сумме ущерба кражу не применяют.

Однако, если телефон был похищен из личных вещей потерпевшего, то возникает квалифицированный состав преступления. В этом случае наказание определяют на основании норм второй части статьи 158 УК РФ. В этом случае штрафные санкции могут достигать 200 тысяч рублей. При отсутствии средств на его выплату, суд вправе назначить исправительные, обязательные или принудительные работы. Срок наказания определяется, исходят из особенностей дела и наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств.

Для профилактики краж телефонов в школах, правоохранители рекомендуют покупать детям наиболее простые модели аппаратов, которые не вызывают зависти у других детей и не станут для них желанной добычей.

Дополнительно обезопасить телефон и упростить его поиск в случае кражи можно, подключив функцию контроля местонахождения и передвижения мобильного телефона.

Нельзя оставлять кражу без внимания

8 мая пресс-служба областного УМВД сообщила об отвратительном случае вовлечения ребенка в преступление.

Взрослый смолянин уговорил восьмиклассника украсть чужой мотоцикл, пообещав вознаградить мальчишку.

Мотоцикл был похищен еще в марте этого года в Заднепровье. Подозреваемых поймали на следующий день, нашли и похищенный мотоцикл. Задержанными оказались нигде не работающий, ранее судимый за кражу 27-летний житель областного центра и учащийся восьмого класса средней школы 2000 года рождения.

Было возбуждено уголовное дело, и в ходе его расследования выяснилось, что старший товарищ планировал сбыть мотоцикл, а ребенку, укравшему его, дать немного денег.

— В отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.150 УК РФ — вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *