- Пенсионный юрист

Самозанятые водители такси: как начать заниматься перевозками?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Самозанятые водители такси: как начать заниматься перевозками?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Требования к работе легковых такси

Разрешение на применение авто как такси выдадут, если оно отвечает определенным условиям:

  • Если лицензия выдана после 1.07.2013 года, у автомобиля должен быть желтый кузов.
  • На боках или кузове нарисована разметка в виде квадратиков, выстроенных в шахматном соотношении. Квадраты должны быть контрастного цвета.

  • Крыша автомобиля «украшается» опознавательным фонарем в оранжевом цвете.

  • Обязательно наличие таксометра. Плата за проезд определяется по таксометру. На нем установлен специальный тариф. Плата зависит от расстояния, что проехал автомобиль, и времени, которое у него это заняло.

Помимо правильного внешнего вида и таксометра важно наличие таблички с определенной информацией в салоне:

  • Наименование перевозчика. Можно использовать полную или сокращенную информацию.
  • Расценки за услуги.

  • Визитка водителя с его фото.

  • Контакты органов, что ведут контроль, за правильной перевозкой пассажиров.

Как получить лицензию на такси самозанятому

Получить лицензию на такси как самозанятый можно самостоятельно или воспользовавшись услугами специализированных компаний, одной из которых являемся и мы. Наши специалисты помогут в решении любых вопросов, в том числе и основных, с которыми сталкиваются потенциальные таксисты, обладающие статусом Самозанятый:

  • можно ли самозанятым получить лицензию такси
  • как оформить самозанятому лицензию такси
  • нужна ли вообще лицензия на такси самозанятым
  • Может ли самозанятый получить лицензию на такси самостоятельно

Кто может стать самозанятым таксистом?

Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.

Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.

Какая альтернатива есть?

Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.

Кто такие самозанятые

Закон №422-ФЗ определяет самозанятость как самостоятельную работу физических лиц от своего имени, без работодателя. При этом четкой формулировки в законе нет, как и перечня видов деятельности, подходящих под определение.

В ст. 4 закона приведен перечень лиц, которые не вправе применять специальный налоговый режим. Граждане, предоставляющие услуги частного извоза, то есть услуги такси, в этот список не входят. В ст. 6 закона содержится список доходов, которые не могут являться налогооблагаемой базой. И доходы, полученные в результате работы гражданина в такси, также не входят в исключения. Разве что если они превысят сумму в 2,4 миллиона в год.

По задумке властей, введение эксперимента по облегченному налогообложению в виде оплаты налога на профессиональный доход (НПД), называемый в народе «налогом на самозанятость», призван узаконить деятельность тех людей, которые занимаются своим делом без каких-либо официальных регистраций.

Среди подобных людей в России чаще всего и встречаются как раз таксисты, репетиторы и няни. Если они хотят вести свою деятельность законно, то должны регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

А это значит — постановка на учет в налоговой, формирование и сдача отчетности, оформление ККМ и регулярные платежи в бюджет. Все это довольно затратно и прилично сказывается на и так небольших доходах этих людей.

Поэтому многие до сих пор предпочитали оставаться в тени, а бюджет Российской Федерации терял при этом доходы от примерно 30% (по оценке Минфина) работающего населения в стране. Введение «налога на самозанятость» должно помочь исправить эту ситуацию.

Специальный налоговый режим для самозанятого гражданина предполагает только один платеж в бюджет — налог на профессиональный доход. Ставка унифицирована и максимально низка: 4% при работе с физ лицами, 6% — если работа ведется с компаниями и ИП. Встать на учет и вести отчетность можно без регулярных визитов в налоговую: достаточно скачать приложение «Мой налог».

Кто-то отнесся к эксперименту скептически. Однако, согласно отчетам ФНС, все больше людей оформляют самозанятость. В основном на территории Москвы, но есть такие и в других регионах РФ, где действует такой режим.

Какие налоги нужно оплачивать

В соответствии с законом, самозанятые перевозчики должны уплачивать налог с получаемого дохода. Если его нет, то и платить не придется.

Читайте также:  Льготная ипотека с господдержкой в 2022 году: самое главное

По индивидуальным заказам, а также при оплате наличными или через терминал вычет составит 4 %. При оформлении поездок для организаций или компаний налог будет 6 %. Уменьшить выплаты можно, оформив налоговый вычет.

Таким образом, с введением в действие закона о самозанятости население получило возможность легально заниматься предпринимательской деятельностью, оплачивая минимальный налог. Что касается такси, то этот вопрос очень долго был камнем преткновения. Благодаря тому же закону многие проблемы были решены, и водители без проблем занимаются частной деятельностью, просто пройдя регистрацию в качестве самозанятого и получив лицензию.

Могут ли самозанятые получить лицензию на такси

При изучении ФЗ № 69, выясняется, что согласно той же статье 9 разрешение на перевозку пассажиров и багажа могут получить:

  • ИП;
  • юрлица.

Возможность выдачи лицензий гражданам, работающим «на себя», этим актом не предусмотрена, и разрешение на такси без открытия ИП получить невозможно. Законодательство в этом случае требуется доработать.

На практике существует легальный путь решения вопроса совмещения самозанятости и такси. Получить лицензию и платить налог на профессиональную деятельность можно так:

  • оформить статус индивидуального предпринимателя в установленном порядке;
  • получить разрешение на осуществление деятельности по перевозке;
  • подать в ИФНС заявление на применение системы налогообложения НПД (при условии соответствия требованиям ФЗ №422).

При этом гражданин не утрачивает статус ИП, но пользуется всеми другими преимуществами самозанятого. Такой порядок лишен одного из самых привлекательных достоинств, предлагаемых государством микробизнесменам – простоты регистрации. Но на сегодняшний день другого законного способа стать самозанятым водителем такси не существует.

Самозанятый работает в такси без ИП

Когда вы оказываете профессиональные услуги как самозанятый, вы должны знать, какая деятельность позволена без лицензии, а какая – нет. С одной стороны известно, что лицензия выдается ИП или ООО. Но с другой стороны есть такое понятие, как самозанятый таксист. Если не разобраться в тонкостях вопроса, может показаться, что водитель работает с нарушением закона. Но это не совсем так.

Работать самозанятый в такси может через посредника, который имеет лицензию. Речь идет о таксопарке. Заключив договор на предоставление услуг, таксист может выполнять заказы этой службы такси. Это очень выгодно и удобно.

Важно! Трудовой договор самозанятые не могут подписать с владельцем таксопарка. Поэтому заключается договор другого вида, в соответствии с которым таксист за вознаграждение осуществляет услуги по перевозке граждан.

Когда компания содержит не очень большой таксопарк, то она имеет возможность заключить договор индивидуально с каждым водителем. Но если компания большая, например, uber или Яндекс.такси, то такие действия будут нецелесообразными. На сайтах таких компаний размещаются оферта, к которым может присоединиться любой, желающий работать в службе такси. Чтобы присоединиться к большой «семье» масштабного сервиса такси, не обязательно направляться в офис компании. Это можно сделать удаленно. Ускорить процедуру оформления сотрудничества поможет подписание договора-оферты онлайн упрощённой электронной подписью. Она отмечается в виде галочки в соответствующем окне приложения.

💰 Сколько можно получить за одну поездку и заработать в месяц на примере Яндекс.Такси

При начале работы в такси водитель должен понимать, что та стоимость поездки, которая указывается для пассажира, не будет перечислена ему полностью – придется возместить ряд комиссий диспетчерской службе (или агрегатору), а в случае эксплуатации арендованной машины – таксопарку.

В рамках одной поездки комиссии распределяются следующим образом:

  • от 22 до 25% (в зависимости от класса работы от «Эконом» до «Бизнес») – комиссия агрегатору или диспетчерской службе;
  • условия предоставления аренды у разных автопарков различаются и могут составлять от 4 до 10% от стоимости поездки, а также могут быть в виде фиксированной платы в день: от 1 000 рублей за машину эконом-класса и до 7 500 рублей за машину бизнес-класса.

Таким образом, за одну поездку, выполненную в рамках класса «Комфорт» при минимальной стоимости 252 рубля (стоимость взята из приложения Яндекс.Такси для города Тулы) водитель получит на свой личный счет:

  • 252 рубля – 25% (агрегатору за предоставленный заказ и пользование приложением) – 10% (если автомобиль арендован у таксопарка и размер его комиссии составляет 10%) = 163 рубля 80 копеек.

Если брать полноценный рабочий график с пятью рабочими днями в неделю и продолжительностью смены по 8 часов, то без учета комиссий водитель может получить примерно 57 000 рублей.

Как получить лицензию на такси в 2021-2022 году в Москве, Московской области и регионах России?

Водитель такси имеет право оказывать услуги клиентам только при условии наличия на руках специального разрешения. Оно оформляется на каждое авто и называется лицензией. Наша команда подготовила для вас актуальную информацию по таким важным вопросам:

  • стоимость разрешения и особенности его оперативного получения;
  • требования к таксистам;
  • условия аннулирования разрешения;
  • штрафные санкции за незаконную перевозку людей и пр.

Статья будет полезна тем, у кого в планах заняться пассажирскими перевозками, доставкой грузов и есть желание быстро получить разрешение на такси в Москве и Московской области, в любом другом регионе РФ. При ее подготовке мы руководствовались заботой о читателях и основным принципом: «Проинформирован — значит вооружен».

  • Перевозки людей, домашних животных и мелкого багажа с целью получения прибыли предусматривают наличие у водителя специального разрешения. В нем будут указаны данные учреждения, в котором работает таксист, марка легкового автомобиля, его государственный номер. Информация о водителе не обозначается.
  • Если владелец автомобиля намерен заниматься частными пассажирскими перевозками или же желает наладить сотрудничество с агрегатором, оформление разрешения ложится на его плечи. За сотрудников таксопарков и компаний по предоставлению услуг по перевозке все этапы регистрации проходит организация-работодатель.
Читайте также:  Новые правила начисления пеней по налоговым задолженностям в 2023 г.

Выдачей разрешений занимаются органы исполнительной власти в вашем регионе. К примеру, в городах Московской области за это отвечает областное представительство Министерства транспорта РФ. Столичные таксисты обычно обращаются к сотрудникам Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы.

Полученная лицензия на такси в Москве актуальна в МО и Подмосковье. С разрешением, выданным органами Московской области, можно спокойно работать таксистом в столице. Совершенно неважно, где вы получили лицензию, срок ее действия составляет 5 лет. Далее нужно будет повторить процедуру.

Сумма, которую придется заплатить за лицензию на такси, незначительная, и она обычно указывается на сайтах соответствующих государственных органов. Информация для сравнения:

  • в населенных пунктах Республики Марий Эл (Приволжский федеральный округ) лицензия стоит 1000 рублей; тем, кому нужен дубликат, придется приготовить еще 300 рублей;
  • таксисты городов Алтайского края (Сибирский федеральный округ) платят за возможность работать официально по 300 рублей;
  • цена лицензии в Москве и Подмосковье составляет 0 рублей.

Указанные цифры актуальны в том случае, если вы занимаетесь сбором документов и оформлением сами. Если же воспользоваться услугами коммерческих фирм, стоимость существенно вырастет.

Например, за минимальный набор услуг такой помощник в Москве возьмет от 2000 рублей.

При необходимости оформления ИП, открытия счета в банке, создания цифровой подписи, оборудования транспортного средства оплата за получение лицензии может увеличиться до 12 000 рублей.

Чтобы сэкономить, лучше пройти процедуру регистрации самостоятельно. Если же вы не хотите вникать в организационно-юридические тонкости процедуры или у вас нет времени на это, тогда без помощника не обойтись.

Купить лицензию на такси даже при огромном желании может далеко не каждый. Перед тем, как собирать документы на оформление, желательно ознакомиться с основными требованиями. Они предъявляются и к авто, и к водителю. Найти их можно в 16 пункте 9 статьи ФЗ №69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Какой автомобиль допускается в службу такси:

  • цвет кузова машины прописывается в конкретном регионе, но самые популярные варианты — желтый или белый;
  • на крыше авто нужно установить оранжевый фонарь, а на кузове по бокам должен находиться контрастный шашечный пояс;
  • если стоимость услуги определяется по длительности поездки, внутри устанавливается таксометр — так называемый «счетчик цены».

Власти столицы РФ руководствуются законом №22 от 11 июня 2008 года «О легковом такси в городе Москве». Главное требование заключается в том, чтобы автомобиль имел кузов, окрашенный исключительно в желтый цвет.

Руководствуясь рекомендациями Роспотребнадзора и положениями закона №2300-1 от 7 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», водитель обязан разместить внутри салона на передней панели такой набор информации:

  • название компании-перевозчика (допустимо как полное, так и сокращенное название);
  • визитку водителя с четкой качественной фотографией;
  • финансовые условия передвижения на такси (за что и сколько берется денег);
  • контакты органа, контролирующего пассажирские перевозки.

Клиент может попросить водителя предоставить детальные правила пользования конкретным авто. При отказе можно в тот же день подать жалобу

Основные требования к водителю такси:

  • наличие водительского удостоверения;
  • минимальный стаж — 3 года;
  • российское гражданство (исключение из правила — граждане государств, в которых русский язык является официальным, и он закреплен на законодательном уровне).

Получить лицензию на такси могут не только ИП, но и организации — представители мелкого и среднего бизнеса, к ним также предъявляются свои требования. Например, компания, осуществляющая пассажирские перевозки, должна следить за состоянием машины, которая выходит на линию. В основные задачи входят мелкий и капитальный ремонт, техническое обслуживание.

На полную исправность авто указывает специальное обозначение в путевом листе — документе контроля работы транспортного средства. Этот лист нужен каждому автомобилю, который выходит на маршрут. Через 6 месяцев эксплуатации потребуется комплексный осмотр автомобиля.

Также организация обязуется проводить предрейсовые осмотры водителей в плане состояния здоровья. Игнорирование этого требования приведет к тому, что лицензия будет отозвана. Как в Москве, так и далеко за пределами столицы, таксопарки регулярно лишаются разрешения именно из-за того, что у их сотрудников нет свежего медосмотра.

Вот несколько ситуаций из жизни, иллюстрирующих процедуру получения разрешения на частный извоз, его осуществление и возникающие при этом проблемы.

Ситуация 1.

Вводная: Водитель собрал необходимый пакет документов и передал его в МФЦ. Прошло тридцать дней, он обратился в МФЦ, однако ему ответили, что процесс оформления пока не закончен. Автовладелец собрался жаловаться, так как месячный срок выдачи разрешения закончился. Прав ли он и что делать в таком случае?

Решение ситуации: МФЦ выступает лишь в роли посредника. Его обязанность заключается в том, чтобы в течение суток зарегистрировать поступившее заявление и направить в областное управление транспорта. После этого соблюдение тридцатидневного срока зависит от этого ведомства. При этом в него не входит время, в течение которого документы находились в пути между организациями. Срок исчисляется с момента их получения лицензионным органом. Поэтому стоит подождать еще несколько дней. Скорее всего, через два-три дня все будет готово.

Ситуация 2.

Вводная: Водитель зарегистрировался в качестве самозанятого, но не стал оформлять лицензию на извоз: он сразу приступил к работе. Вскоре после этого его остановили сотрудники ГИБДД во время перевозки пассажира. Тот сообщил, что действительно воспользовался услугами таксиста и заплатил ему за них деньги. Что ждет автовладельца?

Решение ситуации: В этом случае на таксиста составят протокол по части 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ за перевозку пассажиров при отсутствии лицензии. Штраф по ней составляет пять тысяч рублей. Ответственность за незаконное предпринимательство он нести не будет, поскольку является самозанятым и имеет право на профессиональную деятельность по оказанию услуг другим лицам.

Читайте также:  Во сколько начинается 1 пара в университете

Получить лицензию на пассажирские перевозки в такси можно и при отсутствии статуса предпринимателя. Для этого нужно зарегистрироваться в качестве самозанятого. Однако при оформлении разрешения возможны проблемы, так как законодательство в связи с поправками еще не привели к единообразию.

Преимущества и недостатки

Для самозанятых таксистов существуют следующие плюсы:

  • самозанятые предприниматели освобождены от уплаты НДС;
  • в течение времени, когда гражданин применяет самозанятость, он не платит за себя страховые взносы;
  • низкая ставка НДС в размере 4% или 6%, которая зависит от статуса клиентов, которым оказываются услуги.

Минусы состоят в следующем:

  • ИП, которые применяют упрощенку, в течение первых 2 лет после регистрации вправе воспользоваться такой возможностью как налоговые каникулы, введенные в некоторых регионах. Самозанятым также предоставляются определенные бонусы, но полностью от налогов они не освобождаются;
  • Предприниматели, которые не являются самозанятыми, вынуждены платить за себя страховые взносы, чтобы получить требуемый для выхода на пенсию стаж. В общем случае период самозанятости не засчитывается в пенсионный стаж.

Требования к автомобилю

Условия работы в такси считаются не слишком жесткими, но для ведения деятельности в этой области должны учитываться некоторые требования. Они предъявляются к машине, которая используется для перевозки людей. Поэтому должны соблюдаться следующие условия:

  • исправное техническое состояние машины;
  • наличие диагностической карты, причем техосмотр должен проводиться раз в полгода;
  • проверка состояния автомобиля перед каждой сменой;
  • на машине должны иметься определенные предметы, с помощью которых можно понять, что она используется для предоставления услуги такси, для чего наиболее часто наносится специальная схема на борт авто;
  • на крыше устанавливается фонарь оранжевого цвета.

В некоторых регионах администрация предъявляет другие требования к машинам, которые применяются таксистами. Эти требования обычно относятся к расцветке автомобилей или к их характеристикам.

Может ли таксист быть самозанятым

Закон о самозанятых принят сравнительно недавно, в 2018 году. Работать он начал лишь с 1 января 2019 года. В настоящее время закон «О проведении эксперимента…» от 27.11.2018 № 422 действует в тестовом режиме в ограниченном числе регионов. Самозанятый гражданин должен отвечать ряду условий, которые в целом не исключают возможность осуществления деятельности, основанной на перевозке пассажиров.

Так как выдача разрешительных документов гражданам, зарегистрированным в качестве самозанятых, исключена, лица, принадлежащие к данной категории, могут работать таксистами только в нескольких случаях:

  • дополнительно зарегистрировавшись в качестве ИП или юрлица;
  • на договорных условиях в рамках таксомоторного предприятия или агрегатора.

Осуществление пассажирских перевозок гражданином, имеющим лишь статус самозанятого, считается нарушением действующего законодательства.

Плюсы трудоустройства самозанятым в Яндекс.Такси

Автолюбитель, начиная работать в компании в роли самозанятого, получает много выгод:

  • низкую налоговую ставку — водитель отчисляет 6% и 4% от официального заработка при обслуживании юридических и физических лиц соответственно;
  • налоговый вычет, который можно вернуть после отчетного периода — к возврату подлежит сумма до 10 000 рублей;
  • оплата налогов проходит только в случае получения заработка — если водитель по личным причинам не выходит на линию и не берет авто в аренду, налог не рассчитывается, проценты не собираются;
  • не нужно использовать кассу — по законодательству пользоваться кассой должны только те водители, которые оформили ИП;
  • учет дохода и отчетность составляются автоматически — благодаря мобильному приложению «Мой налог»;
  • выход на линию в любое время — компания позволяет работать в такси даже в качестве подработки, для этого можно брать ТС в аренду или использовать личное авто.

Кто может стать самозанятым

Самозанятыми могут стать граждане РФ, а также граждане Республики Беларусь, Казахстана и Киргизии. Подробнее о том, как стать самозанятым, если вы нерезидент РФ, читайте здесь: как стать самозанятым прямым партнёром, если вы не резидент.

Если у вас ИП, его не нужно закрывать — достаточно сменить текущий налоговый режим на НПД и стать самозанятым водителем-партнёром. В этом случае к ИП будут применяться все льготы, предусмотренные для самозанятого. Подробнее о том, как стать самозанятым, если вы ИП, читайте здесь: как стать самозанятым прямым партнёром, если вы ИП.

Не получится стать самозанятым, если:

Подробнее о том, как ИП стать самозанятым, читайте здесь:

Информация в статьях этого раздела предназначена для самозанятых водителей, которые уже сотрудничают или хотели бы сотрудничать с сервисом как прямые партнёры. При оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа в качестве самозанятого необходимо иметь статус индивидуального предпринимателя.

Что нужно для того, чтобы работать в такси легально на своей машине?

В 2011 г. был принят закон №69-ФЗ, в ст. 9 которого были прописаны правила перевозки пассажиров и багажа легковым такси. Для обеспечения безопасности клиентов и их защиты от некомпетентных водителей он запрещает организацию частных перевозок. Легально оказывать услуги по перевозке пассажиров на личном автомобиле разрешается юридическим лицам или ИП, получившим разрешение на осуществление этого вида трудовой деятельности.

Для получения лицензии водитель должен иметь стаж не менее 3 лет без перерыва либо не менее 5 лет общий.

К автомобилю также предъявляется ряд требования. Машина должна проходить ТО не реже, чем раз в полгода, отвечать всем нормам безопасности.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *