- Страховое право

Закупка у единственного поставщика обоснование выбора

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закупка у единственного поставщика обоснование выбора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Ранее при заключении контракта с единственным поставщиком заказчики должны были включить обоснование в план-график. Федеральным законом от 1 мая 2019 № 71-ФЗ заказчики были освобождены от этой обязанности — с июля 2019 года обосновывать невозможность использования конкурентных видов процедур при закупке у единственного поставщика больше не требовалось.

Обоснование для неконкурентного способа закупки (у единственного поставщика)

Тем не менее это не значит, что можно выбирать любой способ определения поставщика — санкции за неверный выбор способа закупки остались прежними.

Законом о контрактной системе предусмотрены случаи, когда заказчик обязан обосновать НМЦ сделки, которая была заключена с единственным поставщиком (ч.4 ст. 93).

Обоснование НМЦК необходимо, если заказчик приобретает ТРУ у единственного поставщика в следующих случаях:

  • заказ на услуги по мобилизационной подготовке;
  • закупка товаров, работу или услуг у органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений;
  • закупка товаров, работ или услуг в условиях чрезвычайной ситуации;
  • закупка ТРУ у предприятия уголовно-исполнительной системы;
  • закупка материалов (сырья, комплектующих) для производства ТРУ в рамках трудоустройства осуждённых;
  • заказ на услуги по продаже билетов и абонементов на культурные мероприятия;
  • приобретение услуг по управлению многоквартирным домом и др.

Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ

Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.

Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.

закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);

контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;

закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;

закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;

контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;

заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;

закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);

закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;

некоторые виды закупок в области культуры и спорта;

закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.

Как защитить свои права

Если заказчиком нарушен закон или необоснованно определен способ определения поставщика в виде закупки у единственного участника на основании статьи 93 Закона 44-фз, действия заказчика можно обжаловать в ФАС России, уполномоченный орган, суд. Ситуации, когда заказчик обязан проводить закупки и определять поставщика конкурентным способом, предусмотрены законом.

Незаконно заключенный контракт с единственным поставщиком можно оспорить в суде.

Консалтинговая Группа ЭТАЛОН осуществляет юридическое сопровождение проведения и участия в закупках на всех стадиях. В рамках сопровождения закупки у единственного поставщика юристы КГ ЭТАЛОН оказывают следующие услуги:

  • экспертиза основания и порядка закупки у единственного поставщика, анализ рисков;
  • правовой анализ контракта на соответствие закону, составление протокола разногласий;
  • обжалование действий заказчика в ФАС, суде, уполномоченном органе;
  • обжалование документации закупки в ФАС, уполномоченном органе;
  • оспаривание контракта с единственным поставщиком в суде.

Возможные варианты ситуаций, предполагающих закупку у определенного производителя описаны в ч.1 ст.93 44-ФЗ. Чаще всего встречаются следующие ситуации:

· Законом 147-ФЗ предусмотрено действие естественных монополий и в некоторых случаях договор может быть заключен только с определенной организацией.

· Когда поставщик определен соответствующим приказом.

· Деятельность по мобилизационной подготовке.

· Когда стоимость закупки до 600 тысяч рублей.

· Закупка печатных или электронных изданий, произведений искусства и литературы.

· Закупки, касающиеся ценностей культуры, природоохранных учреждений, других особых случаев.

· Оказания специфических услуг.

· Закупки в условиях чрезвычайных ситуаций.

· Когда в результате проведения открытого аукциона заявки претендентов не допущены к участию.

Сумма договора законом не ограничивается, но подтверждение уникальности поставщика необходимо. Для удовлетворения запросов потребителей создаются отдельные организации, сотрудники которых имеют уникальную специализацию для выполнения отдельных заказов в соответствии с п.6 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Договора с ними заключаются напрямую, что значительно экономит время.

При заключении подобных контрактов особое внимание уделяется процедуре формирования цены. В договоре или в приложении к нему приводится расчет цены.

Обоснование решения о закупке у определенного поставщика оформляется отдельным документом и подписывается заказчиком. Документ включает в себя следующую информацию:

· Доказательства соответствия исполнителя положениям 44-ФЗ;

· Обоснованность НМЦК;

Читайте также:  Какие льготы положены опекуну несовершеннолетнего?

· Основание проведение закупки данным способом.

Особых правил для доказательства необходимости осуществления закупки у выбранного поставщика в срочном порядке не предусмотрено.

Решение о проведении запроса предложений заказчик принимает и обосновывает в ситуациях заключения контракта (договора) на:

  • услуги по защите интересов РФ в судебных органах иностранных государств, международных судах и арбитраже;
  • поставку спортинвентаря и оборудования для подготовки сборных команд по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • заказ после принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта;
  • заказ лекарственных препаратов по решению врачебной комиссии;
  • заказ изделий народных художественных промыслов;
  • закупки жилых квартир для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей у собственников этих жилых помещений. Это основание действует с 01.01.2019, только если квартиры покупаются у физлиц.

А также после признания несостоявшимся повторного конкурса, согласно ч. 4 ст. 55 44-ФЗ.

Электронный запрос предложений

Основания для закупки путем запроса предложений перечислены в 44 ФЗ:

  • признание несостоявшимися электронный аукцион (ч. 4 ст. 71 44-ФЗ) и электронные конкурсные процедуры (открытый конкурс, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием — ч. 4 ст. 55.1 44-ФЗ);
  • приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у собственников (только физических лиц) квартир;
  • заказ спортивного инвентаря и оборудования для подготовки сборных по олимпийским и паралимпийским видам спорта;
  • покупка лекарств, назначенных по решению врачебной комиссии;
  • госзакупка услуг по защите интересов РФ в судебных органах других стран, международных судов и арбитраже;
  • приобретение изделий народного промысла;
  • торги, осуществляемые после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе исполнения контракта.

Запрос предложений, который проводится по п. 7 ч. 2 ст. 83, п. 3 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ, нужно обосновать решением врачебной комиссии.

Основания для бумажного запроса предложений полностью соответствуют критериям проведения процедуры в электронной форме, но с небольшим дополнением. Провести запрос предложений в бумажной форме можно, если не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55 44-ФЗ).

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика — это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по Закону № 44-ФЗ).

В конце статьи вы найдете Алгоритм согласования закупки у единственного поставщика и Шаблон обращения для согласования контракта у единственного поставщика в ФАС!

В конце статьи есть шпаргалка

Порядок проведения закупки

Чтобы понять, как происходит сделка, нужно дать определение. Единственный поставщик по 44-ФЗ – единственный, кто подал заявку на участие в конкурсе, или единственный, чья заявка признана соответствующей закону и конкурсной документации. Это неконкурентный способ проведения госзаказа. Формальная процедура выбора не проводится.

Закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ являются правом, а не обязанностью заказчика. Провести такую сделку можно просто и без особых трат. В этом её привлекательность! Но провести такую операцию можно при соблюдении определённых условий.

Контракт с единственным поставщиком осуществляется в следующем порядке:

  • определить, существует ли потребность в предмете закупки. Ориентироваться нужно на нормы, прописанные в ст. 18 регламентируемого закона;
  • подготовка конкурсной документации. Также необходимо подготовить обоснование выбора неконкурентного способа проведения закупок;
  • размещение всей необходимой информации во всемирной паутине на электронной площадке, на которой будет происходить выбор подрядчика;
  • если максимальная цена контакта не превышает 500 тысяч рублей, то заказчик размещает извещение. Сделать это необходимо не позднее чем в недельный срок перед тем, как будет закончен приём заявок на участие в закупках. Срок может быть более 5 рабочих дней, но не менее. Если сумма закупки не превышает ¼ млн. рублей, то допускается публикация извещения не менее чем за 4 календарных дня;
  • все заявки, которые поданы в течение установленного периода, должны быть зарегистрированы;
  • до тех пор, пока к информации не будет открыт доступ для всех участников, в обязанности заказчика входит сохранение её конфиденциальности. Открытый доступ ко всей информации появится в то время, которое обозначено в извещении. Все заявители должны присутствовать при этом. Обеспечить добросовестное уведомление всех заявителей должен заказчик. Кроме того, он обязан обеспечить аудиозапись того, как происходит открытие информации, которая содержится в заявках;
  • контрольная проверка всех поданных заявок на соответствие. Если будет выявлен тот факт, что какая-либо из них не соответствует, она буде отклонена. Все условия соответствия прописываются в извещении;
  • все действия, которые проводит госзаказчик, должны отражаться в сети на электронной площадке. На основании этих публикаций будет сформирован итоговый отчёт проведённого конкурса. Это необходимо для того, чтобы ФАС убедились в законности выбора единственного поставщика;
  • подписание контракта, его регистрация в единой информационной системе;
  • исполнение сделки. Итог также будет отражён в системе. Если по госзаказу не будут начислены штрафы или применены иные санкции, на него можно будет опираться в будущем (например, при формировании цен на предстоящие сделки), как на добросовестно исполненную сделку. Рейтинг подрядчика, который его исполнил, значительно поднимется среди конкурентов.

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то нужно доказать, что эта мера была результативной и эффективной. В обосновании можно указать следующие варианты:

  1. Срочность закупки. Объясните, почему время на закупку ограниченно и проводить конкурентные торги нецелесообразно.
  2. Отсутствие конкуренции. Поставщик является монополистом либо обладает авторскими правами в данном регионе. Привлечь поставщиков из других регионов нет возможности из-за малого объема или сокращенных сроков закупки.
  3. Невыгодность. Такую причину приводят, когда поставщики не заинтересованы снижать цену. Например, бывает, когда поставщик — единственный в регионе, а перевозка из другого региона нерентабельна.
  4. Отсутствие заинтересованности. Можно указать в случае, если поставщикам не интересна закупка. Доказательством могут быть ответы поставщиков на запросы заказчика.
  5. Распродажа. Поставщик объявил распродажу по ценам ниже рыночных, такое предложение очень выгодно и действует ограниченное время.
Читайте также:  Как получить ветеран труда пенсионеру без наград в Москве в 2023 году

Заказчик вправе отдать контракт на поставку товара, оказание услуг или выполнение работ единственному поставщику, если его цена не превышает 600 тыс. руб. или 10% совокупного годового объема закупок заказчика (если 10% > 2 млн. руб.) и не должен составлять более 50 млн. руб.

Эти ограничения не действуют на закупки для реализации муниципальных целей сельских поселений.

Пример. В ноябре текущего года заказчик заключает контракт на поставку офисной техники в кабинеты сотрудников на сумму 200 тыс. руб. В декабре этого же года он вправе приобрести необходимый товар у единственного поставщика при условии, что сумма каждого контракта — не более 600 тыс. руб.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не берется во внимание при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовая стоимость закупок у единственного поставщика не выйдет за границы 2-х млн. руб. или 10% и составит при этом не более 50 млн. руб.

Малые закупки используются заказчиками чаще всего, так как схема их проведения достаточно проста:

  • Во-первых, не требуется все их прописывать в плане-графике, информация указывается в виде одной общей суммы за год.
  • Во-вторых, не нужно готовить извещение о предстоящей процедуре (до 31.07.2019 г. извещение нужно было составлять).
  • В-третьих, такие закупки не нужно заносить в реестр контрактов.

На практике заказчики часто отдают контракт единственному поставщику, мотивируя свое решение обстоятельствами непреодолимой силы. Тут следует понимать, какие обстоятельства являются форс-мажором, а какие – нет.

Определение форс-мажоров дается в гражданском законодательстве, а именно в ст.401 ГК РФ: они носят характер чрезвычайности и предотвратить их невозможно.

Другие случаи, например, недобросовестно исполненный контракт или плохая погода, при которой выполнение работ невозможно, к ним не относятся.

Для понимания рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

В бюджет заказчика поступили государственные деньги для проведения конкурентных процедур, но год уже заканчивается и времени на организацию закупки не остается. Может ли он подписать контракт с единственным поставщиком, сославшись на п.9 ч.1 ст.93 44-ФЗ?

Согласно этому положению заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, если нужно приобрести товары, работы или услуги для устранения следов аварий, чрезвычайных происшествий, обстоятельств непреодолимой силы. Но это возможно при условии, что проведение конкурентных процедур не будет целесообразным.

В свою очередь, нехватка времени не является чрезвычайным или непредотвратимым фактором. Поэтому такое решение заказчика нарушает закон.

В судебной практике и практике ФАС финансирование организаций в конце отчетного периода не признается обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал, что произошла чрезвычайная ситуация или авария на подконтрольном ему участке. Вправе ли они подписать контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы действительно имели место быть, но на момент заключения контракта они отсутствуют, то заказчик не может отдать контракт единственному поставщику. Так как сама по себе ситуация появления чрезвычайных обстоятельств не говорит об объективном наличии таких обстоятельств.

В судебной практике при рассмотрении подобных дел решения выносятся исходя из того, действовали ли обстоятельства непреодолимой силы (авария) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику правильно будет не рисковать, а провести конкурентную процедуру.

Пример 3. Контракт после аварии

После аварийной ситуации, которая произошла на подконтрольном участке заказчика, прошло довольно много времени. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы?

Если в то время, которое упустил заказчик, можно было провести конкурентную процедуру, то при заключении контракта с единственным поставщиком надзорные ведомства расценят его поступок как нарушение закона.

Заказчик вправе отдать контракт единственному поставщику при закупке работ, необходимых для устранения следов аварии, иных чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но это возможно при условии, что использование конкурентных процедур нецелесообразно.

Поэтому если после возникновения аварийной ситуации прошел довольно длительный срок, то заключать контракт с единственным поставщиком нельзя, контрольные органы расценят это как неправомерные действия со стороны заказчика.

Рассматривая такие дела, арбитражные суды выносят решения, ориентируясь на тот факт, мог ли заказчик успеть провести конкурентную закупку сразу после возникновения аварийного происшествия.

Порядок и сроки размещения информации в ЕИС

Порядок проведения закупки у единственного поставщика предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Выбор поставщика и способа закупки в неконкурентной форме.
  2. Публикация извещения в ЕИС о проведении закупки в неконкурентном формате по 223-ФЗ необязательна и производится только в том случае, если это прописано в положении о закупке (на основании ч. 5 ст. 4 223-ФЗ).
  3. Подписание контракта с единственным поставщиком на условиях, согласованных сторонами.
Читайте также:  Оформление детского загранпаспорта Украины в 2021 году: документы, цена

В ЕИС должна быть размещена следующая информация о закупке, если это прописано в Положении о закупке заказчика:

  1. Извещение о закупке.
  2. Закупочная документация.
  3. Проект контракта.
  4. Внесенные изменения в закупочную документацию.
  5. Разъяснения к документам.
  6. Протокол закупки.
  7. Прочие сведения, которые должны быть опубликованы в документах по закупке.

В случае публикации извещения о закупке в ЕИС оно должно содержать следующие сведения:

  1. Способ закупки.
  2. Сведения о заказчике.
  3. Предмет договора и место исполнения обязательств.
  4. Сведения о цене сделки.
  5. Сроки предоставления закупочной документации.
  6. Прочая информация, прописанная в Положении о закупке.

В закупочную документацию включают:

  • требования к количественным и качественным параметрам товара;
  • сведения о месте, условиях и сроках исполнения обязательств;
  • начальная цена контракта;
  • порядок формирования НМЦК;
  • условия исполнения контракта и прочие сведения, которые заказчик прописал в Положении о закупке.

Также заказчик по своему усмотрению публикует сведения о закупке у единственного поставщика на своем сайте.

В случае если документацию о закупках у единственного поставщика было решено опубликовать в ЕИС, а в дальнейшем в нее вносились изменения, то они также должны отображаться в ЕИС. Все изменения размещаются не позднее, чем через 3 дня после принятия решения о внесении изменений или по результатам предоставления разъяснений по ч. 11 ст. 4 223-ФЗ.

Таким образом, сведения о закупке не публикуются, если это не предусмотрено в Положении заказчика. Но если такая информация подлежит обязательной публикации, а заказчик не исполнил свои обязательства, то ему грозит административная ответственность в виде штрафа в размере 30-50 тыс. р.

Разработка отчета о невозможности (нецелесообразности) закупки иными способами

Чуть больше чем в половине случаев закупок у единственного поставщика необходимо составить отчет, в котором будут объяснены причины выбора неконкурентной закупки. Заказчик получит полное право на ее проведение, если применение других способов невозможно. Например, можно сослаться на недостаток времени для проведения закупки другими способами. Зачастую такую причину указывают, когда возникает авария. Если заказчик объяснит нецелесообразность конкурентной закупки, контракт также можно будет заключить с единственным поставщиком.

Отчет составляют в следующих случаях:

  • закупки у органов власти (п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • безопасность (пп. 3, 40, 41 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • медицина и ликвидация чрезвычайных ситуаций (пп. 9, 34 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • культура, наука, образование и спорт (пп. 10, 13, 14, 17, 18, 35, 37 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки при участии учреждений уголовно-исполнительной системы (пп. 11, 12 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • недвижимость (пп. 22, 23, 31, 32, 38, 39, 43 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • закупки для нужд госаппарата (п. 30 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Отчет должен быть документально оформлен и подписан руководителем (уполномоченным лицом заказчика).

Конкретный перечень существенных условий, который должен быть отражен и обоснован в отчете, Законом № 44-ФЗ не установлен. Как правило, документ представляет собой таблицу, которая содержит следующие данные:

  • идентификационной код закупки;
  • наименование заказчика;
  • указание на то, что закупку проводят у единственного поставщика, и соответствующий пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, являющийся основанием для такой закупки, а также обоснование такой потребности (например, неисправность электрической проводки привела к выводу из строя всех компьютеров класса информатики; поскольку авария произошла за неделю до проведения экзаменов, необходимо организовать срочную закупку техники по основанию, указанному в пункте 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ);
  • существенные условия контракта (в отдельных случаях достаточно указать его предмет, наименование товаров (работ, услуг) и их количество; цену контракта, сроки поставки (исполнения, оказания)), каждое из которых тоже необходимо обосновать (в частности, количество новых компьютеров соответствует числу выведенных из строя устройств; поставка и настройка компьютеров — в соответствии с планируемым сроком проведения экзаменов);
  • дату подготовки контракта.

Случаи закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) является неконкурентным способом закупки и предполагает право заказчика выбрать конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения дополнительных процедур отбора и заключения с ним контракта. Случаи и порядок осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) прямо определены в ст. 93 Закона о контрактной системе.

Основания закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно классифицировать следующим образом:

  • — случаи, при которых требуется согласование с ФЛС России (п. 24 и 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе), требуется уведомление ФАС России (п. 6, 9, 34 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе), не требуется ни согласования, ни уведомления ФАС России;
  • — случаи, когда при наличии оснований для проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан провести закупку таким способом или вправе избрать иной способ закупки.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *