Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нововведения по транспортному налогу в 2023 году для физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основные параметры расчёта налога – это налоговая база и налоговая ставка. Они не исключаются из формулы в любом случае. Остальные показатели дополняют её, если это нужно в конкретной ситуации.
Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.
-
Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).
-
Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:
-
с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;
-
с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.
-
I. Новые каноны администрирования налоговых платежей
С 2023 года вводится принципиально новый порядок уплаты налогов.
Так называемый единый налоговый платеж (ЕНП): организации или ИП нужно будет определять общую сумму налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, которую следует уплатить (перечислить) как налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту самостоятельно и/или на основании требования налогового органа (совокупная обязанность), и одним платежом перечислять всю сумму в бюджетную систему РФ на счет Федерального казначейства (п. 2 ст. 11, ст. 11.3, п. 1 ст. 45, п. 1 ст. 58 НК РФ в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ*).
* Здесь и далее все ссылки даны на статьи НК РФ в редакции Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ, действующей с 01.01.2023 г.
Налоговый орган будет вести по каждой организации и каждому физическому лицу единый налоговый счет, на котором отразится как совокупная обязанность по данным налогового органа, так и ЕНП (п. 1 ст. 11.3 НК РФ).
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Ставки налога для физических лиц
Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.
Регион / Ставка руб. за 1 л.с. | 0-100 | 100-150 | 150-200 | 200-250 | 251+ |
Республика Адыгея | 10 | 20 | 40 | 70 | 130 |
Алтайский край | 10 | 20 | 25 | 60 | 120 |
Республика Алтай | 10 | 14 | 20 | 45 | 120 |
Амурская область | 15 | 21 | 30 | 75 | 150 |
Архангельская область | 14 | 24 | 50 | 75 | 150 |
Астраханская область | 14 | 27 | 48 | 71 | 102 |
Республика Башкирия | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Белгородская область | 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Брянская область | 10 | 18 | 40 | 75 | 130 |
Республика Бурятия | 9.5 | 17.9 | 25.5 | 38.3 | 76.5 |
Владимирская область | 20 | 30 | 40 | 75 | 150 |
Волгоградская область | 9 | 20 | 40 | 75 | 150 |
Вологодская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Воронежская область | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Дагестан | 8 | 10 | 35 | 50 | 105 |
Еврейская АО | 8 | 16 | 40 | 60 | 95 |
Забайкальский край | 7 | 10 | 20 | 33 | 65 |
Ивановская область | 10 | 20 | 35 | 60 | 120 |
Республика Ингушетия | 5 | 7 | 10 | 30 | 40 |
Иркутская область | 10.5 | 14.5 | 35 | 52.5 | 105 |
Республика Кабардино-Балкария | 7 | 15 | 35 | 65 | 130 |
Калининградская область | 2.5 | 15 | 35 | 66 | 147 |
Республика Калмыкия | 11 | 22 | 47 | 75 | 150 |
Калужская область | 10 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Камчатский край | 9 | 24 | 40 | 68 | 130 |
Республика Карачаево-Черкесия | 7 | 14 | 25 | 35 | 95 |
Республика Карелия | 6 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Кемеровская область | 8 | 14 | 45 | 68 | 135 |
Кировская область | 20 | 30 | 44 | 60 | 120 |
Республика Коми | 15 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Костромская область | 14 | 26.8 | 38 | 60 | 120 |
Краснодарский край | 12 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Красноярский край | 5 | 14.5 | 29 | 51 | 102 |
Республика Крым | 5 | 7 | 15 | 20 | 50 |
Курганская область | 10 | 27 | 50 | 75 | 150 |
Курская область | 15 | 22 | 40 | 70 | 150 |
Ленинградская область | 18 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Липецкая область | 15 | 28 | 50 | 75 | 150 |
Магаданская область | 6 | 8 | 12 | 18 | 36 |
Республика Марий Эл | 25 | 35 | 50 | 90 | |
Город Москва | 12 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Республика Мордовия | 17.3 | 25.9 | 37.9 | 75 | 150 |
Московская область | 10 | 34 | 49 | 75 | 150 |
Мурманская область | 10 | 15 | 25 | 40 | 80 |
Ненецкий АО | 25 | 50 | |||
Нижегородская область | 22.5 | 31.5 | 45 | 75 | 150 |
Новосибирская область | 6 | 10 | 30 | 60 | 150 |
Омская область | 7 | 15 | 30 | 45 | 90 |
Оренбургская область | 15 | 50 | 75 | 150 | |
Орловская область | 15 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Пензенская область | 15 / 21 | 30 | 45 | 75 | 150 |
Пермский край | 25 | 30 | 50 | 58 | |
Приморский край | 18 | 26 | 43 | 75 | 150 |
Псковская область | 13 / 15 | 25 | 50 | 75 | 150 |
Ростовская область | 12 | 15 | 45 | 75 | 150 |
Рязанская область | 10 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Самарская область | 16 | 20 | 45 | 75 | 150 |
Санкт-Петербург, город | 24 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Саратовская область | 14 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Сахалинская область | 10 | 21 | 35 | 75 | 150 |
Свердловская область | 2.5 | 9.4 | 32.7 | 49.6 | 99.2 |
Республика Северная Осетия | 7 | 15 | 20 | 45 | 90 |
Город Севастополь | 5 | 7 | 25 | 75 | 100 |
Смоленская область | 10 | 20 | 40 | 60 | 100 |
Ставропольский край | 7 | 15 | 36 | 75 | 120 |
Тамбовская область | 20 | 30 | 50 | 75 | 150 |
Республика Татарстан | 25 | 35 | 50 | 75 | 150 |
Тверская область | 10 | 21 | 30 | 45 | 90 |
Томская область | 5 | 8 | 20 | 30 | 75 |
Тульская область | 10 | 25.4 | 50 | 75 | 150 |
Республика Тыва | 7 | 11 | 20 | 30 | 70 |
Тюменская область | 10 | 30 | 34 | 40 | 66 |
Республика Удмуртия | 8 | 20 | 50 | 75 | 100 |
Ульяновская область | 12 | 30 | 45 | 65 | 115 |
Хабаровский край | 12 | 16 | 30 | 60 | 150 |
Ханты-Мансийский АО | 5 | 7 | 40 | 60 | 120 |
Республика Хакасия | 6 | 15 | 25 | 40 | 75 |
Челяб��нская область | 7.7 | 20 | 50 | 75 | 150 |
Республика Чечня | 7 | 11 | 24 | 48 | 91 |
Республика Чувашия | 13 | 23 | 50 | 75 | 150 |
Чукотский АО | 5 | 7 | 10 | 15 | 30 |
Республика Якутия | 8 | 13 | 17 | 30 | 60 |
Ямало-Ненецкий АО | 15 | 24.5 | 25 | 37.5 | 75 |
Ярославская область | 15.8 | 28.1 | 45 | 68 | 145 |
Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.
Льготы для физических лиц
Граждане, зарегистрированные в Москве, также имеют право на получение льготных условий оплаты транспортного налога, при условии принадлежности к следующим группам:
- Героям СССР, РФ, полным кавалерам ордена Славы;
- ветеранам;
- инвалидам I, II групп инвалидности;
- бывшим несовершеннолетним узникам фашистского режима;
- опекунам в многодетных семьях или семьях с ребенком инвалидом (льготой может воспользоваться один родитель);
- граждане, чье здоровье пострадало в результате воздействия радиации при аварии в Чернобыле, на ПО «Маяк», а также во время испытаний ядерного оружия в Семипалатинске.
Новые сроки для бюджетных платежей с 2023 г. – подытоживаем
№ п/п |
Налог |
Новый срок |
1 |
НДФЛ |
|
2 |
Налог на прибыль |
|
3 |
НДС |
после завершения квартала до 28 числа 1-го, 2-го, 3-го месяца |
4 |
УСН |
|
5 |
ЕСХН |
|
6 |
Имущественный, транспортный, земельный |
|
Объект налогообложения
Объектом налогообложения транспортным налогом признаются транспортные средства, зарегистрированные за физическими лицами или организациями в ГАИ МВД (п. 1 ст. 307-2 НК).
Не признаются объектом налогообложения транспортным налогом транспортные средства:
1) используемые для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
2) выпущенные не позднее 1991 г. или сведения о годе выпуска которых отсутствуют;
3) категории M1 или M1G (код 8703 80 000 2 ТН ВЭД), приводимые в движение исключительно электрическим двигателем, – по 31 декабря 2025 г.;
4) у плательщиков-организаций: предназначенные для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящимся в трудной жизненной ситуации и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись «Социальная служба», а также специально оборудованные для использования инвалидами;
5) у плательщиков – физических лиц: специально оборудованные для использования инвалидами.
Ответственность за неуплату налога
В случае неуплаты (неполной уплаты) авансовых платежей начисляются пени в порядке, установленном ст. 55 НК (ст. 307-8 НК).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты пеней, а также для применения к плательщику мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательными актами (п. 8 ст. 42 НК). |
Льготы по транспортному налогу
О том, как воспользоваться налоговой льготой на автомобиль, говорится в ст. 361.1 НК РФ. Согласно ч. 3 статьи, чтобы получить льготу на транспортный налог, налогоплательщик должен подать заявление о предоставлении льготы и приложить документы, подтверждающие право на льготу. Заявление может быть подано непосредственно в налоговый орган или через МФЦ. Следует отметить, что заявитель вправе не представлять подтверждающие право на льготу документы, в этом случае налоговая отправляет запрос в соответствующую инстанцию.
О том, насколько льготнику могут снизить транспортный налог, можно узнать из регионального закона. В нём же перечислены и категории льготников. Так, в Омской области предусмотрены, в частности, льготы на транспортный налог:
- для многодетных семей (от налога освобождается один из членов такой семьи);
- для Героев СССР и РФ, Героев соцтруда, полных кавалеров орденов Славы и Трудовой Славы (освобождаются от налога);
- для инвалидов и участников ВОВ (освобождаются от налога в отношении одного авто до 200 л.с.);
- для организаций, осуществляющих аэропортовую деятельность и образовательных организаций (скидка по налогу в 50%).
Подробнее про авансовые платежи
Процедуру уплаты налога или сбора регламентирует статье 58 Налогового кодекса (НК). Часть 1 этой статьи гласит, что налог уплачивают единовременно, одной суммой. Однако закон допускает предварительную оплату в течение периода, за который начисляют сумму налога. Она носит название «авансовый платеж».
Российское законодательство предусматривает случаи, в которых вносить аванс обязательно. Например, это налог на доходы физлиц для иностранцев, работающих в Российской Федерации, или налог на прибыль юридического лица. По транспортному налогу платить предварительно не нужно. Однако собственник авто может сделать это по собственной инициативе.
Причинами такого порядка выполнения обязанности по внесению сборов выступают:
- Предположительное отсутствие средств в будущем году;
- Наличие свободных денег в настоящее время;
- Невозможность оплаты в установленный срок по другим обстоятельствам.
Как посчитать авансовый платеж по транспортному налогу
Авансовые платежи по транспортному налогу исчисляются по итогам отчетных периодов. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ).
Сумма платежа определяется как ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). При этом учитываются так называемый коэффициент владения и повышающий коэффициент на дорогостоящие автомобили.
В общем виде формула расчета выглядит так:
АП = ¼ × НБ × НС × Кв × Кп,
где НБ — налоговая база (для автомобиля это мощность двигателя в лошадиных силах), НС — налоговая ставка, Кв — коэффициент владения, Кп — повышающий коэффициент.
Величину налоговой ставки также устанавливает субъект РФ, и она может не только существенно различаться по регионам, но и меняться от года к году.
Коэффициент владения определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Полным считается тот месяц, в котором право владения транспортом возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Величина повышающего коэффициента зависит от средней стоимости и возраста авто. Конкретные значения коэффициента закреплены в п. 2 ст. 362 НК РФ.
С 2018 года для автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. не старше 3 лет применяется единый коэффициент 1,1.
Перечень автомобилей, являющихся дорогостоящими, обязан ежегодно публиковать Минпромторг.
Сумма авансовых платежей по транспортному налогу, начисленных по налоговый период 2019 года включительно, отражается в декларации, представляемой за год, как величина, уменьшающая до суммы, предназначенной к уплате за последний период года, общую сумму налога, начисленного за налоговый период. По итогам отчетных периодов никакая отчетность не сдается.
С налогового периода 2020 года декларирование транспортного налога для юрлиц отменено.
Как рассчитать размер платежа?
Порядок исчисления регулируется Налоговым кодексом РФ, а именно статьей 362 «Порядок исчисления суммы налога и сумм авансовых платежей по налогу». Юридические лица осуществляют расчет самостоятельно, а физические — на основании уведомления ФНС. Сумма авансового платежа рассчитывается исходя из того, что транспортный налог должен быть разделен на 4 части. Для расчета налога на одно транспортное средство используют следующую формулу:
АП = 1/4 х НС х ЛС х КВ х КП – НЛ, где:
- АП — это авансовый платеж;
- НС — налоговая ставка, принятая в регионе;
- ЛС — мощность двигателя в лошадиных силах;
- КВ — коэффициент владения транспортным средством;
- КП — коэффициент повышения;
- НЛ — налоговые льготы.
В зависимости от экономического состояния региона, местные власти выбирают форму оплаты транспортного налога юридическими лицами. Авансовый метод совершения платежей позволяет регулярно пополняться региональному бюджету, что способствует его постоянному поддержанию на приемлемом уровне. Так, в Московской области используется именно авансовый метод, в то время как в самой Москве предусмотрена одноразовая уплата налога по итогам налогооблагаемого периода. Для юридических лиц есть свои выгоды в авансовых платежах: они позволяют компаниям не изымать из своего актива слишком больших сумм, которые требуются для проведения одноразовой оплаты. В то же время — это дополнительная нагрузка на сотрудников бухгалтерии, занимающихся подсчетом размера авансовых платежей.
Траспорт, который не облагается налогом
К транспортным средствам, подлежащим налогообложению, причислены:
- автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
- самолёты, вертолёты;
- теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и пр.
Важное требование, которое выдвигает налоговый регулятор, — под транспортный налог подпадают только ТС, зарегистрированные в соответствующих органах.
В связи с этим возникают вопросы по отдельным транспортным объектам. Например, является ли автопогрузчик транспортным средством, подпадающим под налог, или нет. Налоговики дают на это комментарий: погрузчик — самоходная строительная техника, которая регистрируется в Гостехнадзоре, соответственно, погрузчик признаётся ТС. При этом регистрируются в контролирующем органе только автопогрузчики с двигателем, превышающем 50 см³ (мощностью от 4 кВт). Значит, в этом случае нужно ориентироваться на факт регистрации: если ТС зарегистрировано, оно облагается налогом, если нет — платить налог за него не нужно.
А вот ситуация с прицепами — иная. Прицепные устройства к автомобилю должны быть зарегистрированы в ГИБДД в обязательном порядке, но налоговики не считают их объектами налогообложения.
Помимо автоприцепов, существует отдельный федеральный перечень транспортных средств, не подлежащих налогообложению. Он достаточно объёмный, рассмотрим наиболее распространённые ТС, те, что не облагаются налогом:
- транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;
- автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные через органы соц. защиты;
- прицепы к автомобилям;
- пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций и ИП, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;
- вёсельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
- промысловые морские и речные суда;
- тракторы, комбайны всех марок, спец. автомашины, зарегистрированные на сельхозпроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах.
Отдельная тема — угон транспортного средства — эта ситуация регламентируется подпунктом 7 пункта 2 статьи 358 главы 28 НК РФ. Согласно законодательным требованиям налоговики не имеют права начислять ТН за угнанный транспорт. Но только при условии, что владелец сдал в ИФНС подлинник документа, который свидетельствует о факте кражи и запуске следственных действий по этому вопросу. В случае когда гражданин сдаёт копию справки об угоне, налоговики должны сделать в полицию запрос о подтверждении подлинности документа.
Расчёт при возникновении/прекращении собственности
Стабильность во владении транспортом зачастую нарушается. В течение отчётного года машина может как выбыть из собственности, так и наоборот – появится. Когда такое происходит, появляется показатель обладания, отображающий срок владения машиной и долю вхождения этого периода в общий год.
Показатель владения в различных регионах страны – различен.
Рассмотрим оба случая и как следует его учитывать в вычислении суммы аванса.
При постановке на учёт:
- до 15 числа – следует учесть возникновение;
- после 15 числа – не следует учитывать.
При снятии автомобиля с учёта:
- до 15 числа – не следует учитывать;
- после 15 числа –следует учесть возникновение.