- Финансы

Кто защищает права ребенка

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто защищает права ребенка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Одна из главных обязанностей родителей заключается в защите прав и интересов детей. При этом родители могут защищать права своих детей в отношениях с любыми лицами или государственными органами без представления на это специальных полномочий.

Порядок защиты прав и интересов ребенка в суде

В случае возникновения спора, связанного с защитой прав ребенка, родители могут решить его мирным путем. Если в процессе переговоров родители не пришли к единому мнению, то они вправе обратиться в суд.

Один из родителей подает исковое заявление в мировой или в районный суд по месту жительства второго родителя.

Также исковое заявление может быть подано прокурором, органом опеки и попечительства, детским домом или иной детской организацией.

В судебном заседании принимает участие орган опеки и попечительства, который предоставляет суду акт обследования условий жизни каждого родителя и ребенка.

В отдельных случаях в судебном заседании должен участвовать прокурор (например, спор о лишении родительских прав).

Степень участия несовершеннолетнего в судебном заседании зависит от его возраста и делится на три категории:

  • ребенку не исполнилось 10 лет. В этом случае интересы ребенка защищает родитель или иной законный представитель несовершеннолетнего;
  • ребенку исполнилось 10 лет. В такой ситуации интересы несовершеннолетнего также защищает родитель или иной законный представитель, но в ходе судебного заседания суд обязан заслушать и учесть мнение ребенка;
  • ребенку исполнилось 14 лет. По достижении этого возраста несовершеннолетний вправе самостоятельно подать исковое заявление и защищать свои права в суде. При этом в суде также должны участвовать законные представители несовершеннолетних.

Обратите внимание: истец освобождается от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с защитой прав детей.

Исковое заявление должно содержать личные данные истца, ответчика, ребенка, описание сути возникшего спора, требования истца.

К иску должны быть приложены документы, которые подтверждают обоснованность требований истца к ответчику.

Необходимость в особой защите детей предусмотрена в Женевской декларации прав ребенка 1924 года, а в 70-х годах прошлого столетия начал развиваться институт уполномоченного по правам ребенка — как разновидность омбудсмена общей компетенции. В 1998 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребенка — главный международный нормативный документ, посвященный правам детей. Годом ранее в качестве эксперимента ЮНИСЕФ и Минсоцзащиты появились детские уполномоченные в пяти российских регионах — Санкт-Петербурге, Калуге, Псковской, Новгородской и Волгоградской областях. Кто-то из этих «экспериментальных» уполномоченных работал на общественных началах, кто-то в качестве советника губернатора, и результативность такой работы была невысока.

Впервые в стране полноценный институт детского омбудсмена появился в 2002 году в Москве. Согласно региональному закону, уполномоченный избирался Мосгордумой и был независим в своей деятельности от органов госвласти. Первый столичный уполномоченный по правам ребенка, Алексей Головань, инициировал многочисленные разбирательства, а каждый его доклад сопровождался скандалом: в несоблюдении норм защиты прав детей он обвинял федеральную и городскую власть, суд и прокуратуру. В итоге уставшие от активности детского омбудсмена столичные чиновники решили упразднить его должность. В апреле 2009-го успешно работавший институт был ликвидирован, а функции по защите детей переданы службе уполномоченного по правам человека.

«Когда все вокруг довольны омбудсменом, это плохо»

По словам Бунимовича, самое трудное было не прописать какие-то нормы в законе, а убедить власть и людей в том, что это вообще нужно, когда есть прокуратура, суды, следственные органы и общественные организации. «Какая-то логика в этом есть, потому что правозащита и правоохрана по идее должны быть синонимами, — говорит эксперт. — Проблема в том, что в нашей стране они антонимы. И официальные структуры привыкли защищать государство от человека, а не наоборот. Я не могу сказать, что за прошедшие десять лет институт уполномоченного по правам ребенка заслужил огромный авторитет, но, по крайней мере, сама по себе эта идея уложилась в головах людей. И даже то, что многие, в том числе журналисты, в каких-то резонансных ситуациях часто возмущаются: “Где был уполномоченный по правам ребенка?”— уже важно. Это означает, что институт омбудсмена востребован, нужен».

Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка

Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.

Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.

Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:

  • представители в регионах на постоянной или временной основе;
  • эксперты, консультанты в различных областях;
  • состав рабочих групп.

Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ

Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:

  • данные УППР, которому она направляется;
  • сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
  • «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
  • дату написания и подпись заявителя.

В «теле» обращения нужно подробно расписать:

  • права отпрыска, которые были нарушены;
  • кем они были нарушены;
  • предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
  • со стороны каких уполномоченных органов;
  • какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
  • правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.

Чем занимается детский омбудсмен в городах и регионах России

Уполномоченный по правам несовершеннолетних в субъекте имеет полное представление о положении дел в этой области. Он наделен правами лично принимать участие в решении проблем и ущемленных интересов отдельно взятого несовершеннолетнего.

Уполномоченное лицо в регионах имеет общественный авторитет. На эту должность кандидатов тщательно отбирают. Требования предъявляются как к профессиональным, так и личностным качествам соискателя должности.

Отличие работы регионального уполномоченного от комиссии по делам несовершеннолетних:

  • специализируются на изучении вопросов беспризорности и разработке методов ее профилактики;
  • занимаются теми подростками, которые считаются “проблемными”;
  • в их состав входят представители исполнительной власти.
Читайте также:  Северная надбавка для военнослужащих

Уполномоченный работает с несовершеннолетними не только от случая к случаю, но на постоянной основе, лично изучая дела и пытаясь разобраться в ситуациях.

Защита прав детей оставшихся без родителей

Если по каким-то причинам ребенок остался без родителей, то защиту его прав может осуществлять опекун, приемный родитель либо организация, в которых ребенок находится, например, детский дом.

Ребенок может остаться без родителей по причине их смерти, а также «остаться без родителей», которые его бросили, не проживают с ним и не занимаются его воспитанием.

Также защиту прав детей в подобных ситуациях могут осуществлять органы прокуратуры, органы опеки.

Защита детей будет осуществляться путем устранения нарушений их прав, отстаивания интересов ребенка в суде, например, лишение родительских прав родителей или признание их недееспособными, ограничение в родительских правах, взыскание алиментов, обеспечение жильем ребенка, признании за ребенком права на наследство и т.д.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение прав детей

Прежде чем перейти к раскрытию всех инстанций, которые могут помочь, следует выделить ответственность, которая полагается для тех, кто нарушает права ребенка.

Стоит выделить общую информацию:

  1. Могут лишить свободы передвижения. Т.е. ограничить выезд за пределы страны на определенный отрезок времени.
  2. Органы могут настоять на уход одного из родителей из места проживания. Чаще всего в роли «уходящего родителя» выступают отец или мать алкоголики и т.д. Это довольно жесткая мера, которую редко встретишь.
  3. Общественные работы. Чаще всего предусматриваются действующим КОАП.
  4. Штраф.
  5. Реальное заключение от 2 до 20 лет. Все зависит от степени нарушения, которые предусматривает Уголовный Кодекс России.

Обратиться за помощью может как сам ребенок, так и его законный представитель. Кстати, стоит выделить круг лиц, которые имеют право защищать права малыша:

  1. Старший совершеннолетний брат или сестра.
  2. Бабушки и дедушки.
  3. Кровные родственники.
  4. Сотрудник социальной защиты.
  5. Временный опекун.
  6. Сотрудники полиции.

Список лиц довольно обширный, в редких случаях, на защиту может встать даже классный руководитель малыша. Однако, его область прав довольно ограничена. Со стороны учителя должны быть приняты лишь первичные меры. Например:

  1. Если преподаватель заметил побои, он должен сообщить об этом высшему руководству. Именно оно будет принимать окончательные меры в виде вызова психолога, пояснительные работы с родителями и т.д.
  2. Преподаватель обязан сохранить мир в классе и не допустить деления. Это значит, что не должно возникать ненависти на фоне расы, половой принадлежности и т.д.

Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) – Детский фонд ООН.

За последнее десятилетие XX века в результате войн и гражданских беспорядков около 1 млн. детей стали сиротами или были оторваны от родителей, 12 млн. остались без крова и около 10 млн. были травмированы психологически. ЮНИСЕФ помогает детям и женщинам, пострадавшим от войн, гражданских беспорядков и стихийных бедствий, поставляя продовольствие, лекарства и чистую воду в зоны чрезвычайных ситуаций. Для решения особых проблем, возникающих в связи с военными действиями, ЮНИСЕФ организует оказание помощи детям по обеим сторонам конфликта. ЮНИСЕФ выступил инициатором и пропагандирует концепцию «дети как зона мира» для обеспечения лучшей их защиты.

Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.

В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.

ЮНИСЕФ привлекает звезд кино, шоу-бизнеса и спорта к участию в своих проектах. Один из наиболее известных послов доброй воли ЮНИСЕФ была покойная Одри Хепберн.

Еще один очень важный инструмент системы защиты прав детей – ювенальная юстиция. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит доктрина «parens patrie», согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.

Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какие-либо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.

Идея особого отношения к детям, совершившим преступление, имеет в истории правосудия давнюю традицию. Еще в античном праве существовал принцип «прощения, оправданного несовершеннолетием». К сожалению, средневековье, с его пониманием ребенка как «маленького взрослого», отвергало этот принцип.

По мнению известного исследователя в области ювенальной юстиции, научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, для средневековых правовых актов была характерна «примитивная жестокость, игнорирование детства как естественного состояния человеческой личности». Исходя из принципа «злой умысел восполняет недостаток возраста», к детям применяли все виды наказаний, вплоть до смертной казни. Семилетнего малыша могли заточить в тюрьму, привести к присяге, пытать.

Вплоть до середины XIX века отголоски средневекового отношения к теме «дети и правосудие» прослеживались в законодательствах многих стран. По свидетельствам современников, тюрьмы становились для малолетних детей «школами преступности».

Толчком к изменению системы правосудия по отношению к детям стал небывалый рост детской преступности в конце 19 – начале 20 вв., когда Европа оказалась наводненной толпами юных бродяг и правонарушителей.

Правда, первый опыт по созданию новой судебной системы для работы с детьми относится опять-таки к США. 2 июля 1899 в Чикаго впервые был создан специальный суд, приступивший к рассмотрению дел исключительно несовершеннолетних. Новшество быстро распространилось по всей Америке и за ее пределами – в Великобритании (1908), Франции и Бельгии (1912), Испании (1918), Германии (1922), Австрии (1923). В 1931 ювенальные суды существовали в 30 странах.

В России система детских судов появилась в 1910. По мнению Эвелины Мельниковой, «Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. – До 70% несовершеннолетних правонарушителей „детские» суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как „орган государственного попечения о несовершеннолетних»».

Однако в 1918 Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более «гуманной». Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по «детским» делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.

Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний – фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, «в целях повышения ответственности детей и родителей», упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть как-то защищавшие права детей. В 1941 был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности (указ 1935 в этом законодательном акте подвергался критике за излишнюю лояльность к несовершеннолетним преступникам). Оба указа действовали в СССР вплоть до конца 1950-х.

Читайте также:  Порядок проведения инвентаризации: законодательство

Многие эксперты считают, что эти акты надолго «задали тон» системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.

Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка

Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.

Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.

Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:

  • представители в регионах на постоянной или временной основе;
  • эксперты, консультанты в различных областях;
  • состав рабочих групп.

Варианты решений по жалобам

У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.

Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:

  • рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
  • перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
  • уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.

Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.

Кто защищает права ребенка

Чаще всего дети их родители не вступают в борьбу за свои права, поскольку либо не знают своих прав, либо не знают, как их правильно защитить, либо не хотят тратить на это усилия.
Если вы все же хотите отстоять свои права, вы можете обратиться за помощью к специализированным организациям (органы опеки и попечительства, комиссия по делам несовершеннолетних, полиция, прокуратура, суд, уполномоченный по правам ребенка и др. организации).

Права могут быть защищены любым способом, не запрещенным законом (ст. 12 ГК).
Человек, права которого оказались нарушенными может заставить обидчика прекратить нарушение и восстановить нарушенные права, не обращаясь за помощью в милицию или в суд. Такое действие называется самозащитой гражданских прав и предоставлено любому человеку.

Приоритетные направления

В судебном порядке защита прав касается случаев нарушений, имеющих место в семье, если возникает спорная ситуация. Обеспечение сохранности свобод малолетних, особенно утративших попечение родителей, относится к сфере деятельности соответствующих органов. В связи с этим в качестве приоритетного направления сегодня выступает административная защита. Именно органы попечительства и опеки уполномочены государством на исполнение этих функций. Реализовываться задачи могут по-разному, в соответствии с той либо иной ситуацией.

В качестве важнейшей предпосылки для обеспечения защиты прав детей этими органами выступает их тесный контакт с КДН, ОВД, прокуратурой и прочими общественными и государственными институтами. Следует признать, что большинство нормативных актов, регулирующих данную сферу, преимущественно направлены на определение роли ведомств и установление границ их компетенции. В связи с этим усиливаются межведомственные барьеры, борьба за бюджетные средства, при том что механизм влияния и ответственность этих органов за неисполнение ими своих функций не прописан.

Сценарий классного часа «Права ребенка — права человека»

Автор: Дегтяренко Ольга Ивановна

Организация: МБОУ Чкаловская СОШ

Населенный пункт: П. Чкаловский Асекеевский район Оренбургская область

Цель: Формирование правовой культуры учащихся

Задачи:

1.Познакомить детей с основными положениями Конвенции и законов Российской Федерации.

2.Соотнести права и обязанности детей

3.Способствовать осознанию ответственности за свои права

4.Формировать положительное отношение к правам других

5.Отработать умения вести дискуссию, высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения.

Материалы и оборудование: Конвенция о правах ребенка, презентация по правам ребенка, ватман с кроссвордом, выставка детских книг.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель. Ф. М. Достоевский писал: счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка. Эти слова часто повторяются, но при этом мало кто руководствуется этой абсолютно нравственной мыслью. В нашей стране проблема защиты детства почти всегда стояла особенно остро.

Каждый человек, живущий на планете Земля имеет свои права, которые должны неукоснительно соблюдаться и защищаться. Ребёнок, разумеется, — тоже человек, но человек особый, наиболее уязвимый, которого легко обидеть, унизить, который нуждается в защите и помощи.

Поэтому Международное сообщество, заботясь о будущем планеты, о тех, кто будет жить на ней в наш, XXI век, приняло в 1959 году документ — Декларацию Прав Ребёнка.

20 ноября 1989 года Организация Объединенных Наций на своей Ассамблее единогласно приняла Конвенцию о правах ребёнка.

Конвенция является новой общей основой действий для всех, кто активно защищает права ребёнка — для законодательных органов государства, для педагогов и воспитателей, для духовных наставников и родителей, для средств массовой информации и различных частных и общественных предприятий.

Согласно Конвенции, ребёнком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия. Основная цель — максимальная защита интересов ребёнка.

II. Права детей, закрепленные в международных документах.

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что дети во всем мире нуждаются в специальной правовой защите. Ребенок и его права должны защищаться законом. По международным нормам и по российскому законодательству ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетнего возраста.

Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти — детские — права соответствуют праам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.

Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Какие самые известные из них вы знаете? Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). В этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.

В Декларации прав ребенка всего 10 статей. Этот документ является рекомендацией для всех государств и всех взрослых людей. Суть этого документа выражена в начале текста статьи 6: «Ребенок для полного и гармоничного развития личности нуждается в любви и понимании. Он должен, если это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности…»

Читайте также:  При каких заболеваниях дают инвалидность: какая группа может быть назначена?

Конвенция о правах ребенка — большой документ. В нем содержится 54 статьи. В отличие от Декларации, его подписывают представители государств, и, будучи подписанным, он является обязательным для них.

В Конвенции о правах ребенка закреплено большое количество прав, которые можно разделить на следующие группы:

  • -Право ребёнка на имя и гражданство.
  • -Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением тех случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия.
  • -Государства должны обеспечитъ защиту детей от насилия, от нанесения им физического или психологического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатации.
  • — Ребёнок имеет право пользоваться наиболее совершенными услугами системы здравоохранения.
  • — Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.
  • Образование должно готовить ребёнка к жизни в духе понимания мира и терпимости.
  • — Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, не унижающих человеческого достоинства ребёнка.
  • -Ребёнок имеет право на игры и отдых, занятие культурной и творческой деятельностью.
  • -Государство должно защищать ребёнка от употребления наркотиков, от привлечения его к производству или торговле ими.
  • -Дети национальных меньшинств и коренных народов имеют право свободно пользоваться своей культурой, религией и языком.
  • Ни один ребёнок моложе 15 лет не должен принимать участие в военных действиях; во время вооружённых конфликтов детям должны быть обеспечены безопасность и социальная защита.

Права, закрепленные в международных документах принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется и т. д. Все права принадлежат ему в полной мере.

Конечно, главными защитниками прав ребенка являются родители. Но они не всесильны, им трудно обойтись в воспитании детей без помощи государства. Значит, следующий главный защитник прав детей — государство. Оно обязано выделять на нужды образования, культуры, здравоохранения, создание бытовых удобств, питание детей необходимые денежные средства.

В частности, государство обеспечивает уход за детьми которые лишились родительской опеки и попечительства.

Эти органы призваны защищать права и интересы детей в случае смерти родителей, лишения их родительских прав, болезни или длительного отсутствия и в других непростых случаях.

Органы местного самоуправления могут эффективно помочь детям в осуществлении их прав. Строительство школ, детских поликлиник и больниц, домов детского творчества, стадионов и других учреждений культуры — первоочередная забота губернаторов, мэров.

Во многих регионах России сегодня успешно развиваются институты уполномоченных по правам ребенка.

  1. III.Права сказочных и литературных героев, нарушенные ими самими или другими персонажами. (Просмотр презентации)

1. Шарль Перро «Золушка»

Героиня сказки Шарля Перро «Золушка» подвергалась принудительному непосильному труду, была лишена возможности отдыхать вместе со сводными сестрами на балу у короля. Только при помощи доброй волшебницы она смогла попасть во дворец, где познакомилась с принцем.

Таким образом, нарушено право Золушки на отдых, мачеха не имела права заставлять Золушку трудиться целыми днями.

Как вариант — русская народная сказка «Морозко», в которой мачеха тоже дает падчерице непосильную работу.

2.А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»

Злой Карабас Барабас, директор кукольного театра, использовал труд несовершеннолетних детей: Мальвины, Пьеро, Арлекино. Он не давал им возможности жить свободно, по сути, держал их в плену, и поэтому куклы вынуждены были убежать от Карабаса Барабаса.

Таким образом, куклы использовали своё законное право обрести свободу.

3. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Буратино, главный герой сказки, не послушался своего отца папу Карло и самовольно ушел из дома, оказался предоставленным самому себе и поэтому попал под дурное влияние Карабаса Барабаса, кота Базилио и лисы Алисы.

Дети должны слушаться своих родителей, потому что взрослые несут юридическую, гражданскую и родительскую ответственность за своих детей.

4.А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»

Буратино нарушил право на образование. Он отказался от уроков, которые предложила ему Мальвина, не хотел учиться. Образование для детей должно быть обязательно.

5. Сказка К. И. Чуковского «Мойдодыр»

Герой сказки не соблюдал личную гигиену, не хотел жить в чистоте и порядке, не дружил с мылом и расчёской, разбрасывал вещи, и поэтому они от него убежали.

Не соблюдены правила экологической безопасности.

6. Ганс Христан Андерсен «Снежная королева»

Кай оказался в плену у Снежной Королевы. Писатель ничего не говорит о том, что она его кормила, дала возможность связаться с родными. Кай вынужден был выкладывать из льдинок слово «ВЕЧНОСТЬ», и только горячее сердце Герды сумело растопить чертоги Снежной Королевы.

Нарушены права пленного и права ребёнка на свободу творчества.

7. Павел Бажов «Каменный цветок»

Хозяйка Медной горы заставила Данилу-мастера сделать Каменный цветок в своих владениях, таким образом лишила его дома, родных, возможности видеть чудо, сотворенное Данилой, людьми.

Нарушены права на свободу творчества.

8. Э. Гофман «Щелкунчик, или Мышиный король»
Заколдованный принц, превращенный Мышильдой в Щелкунчика, вступает в единоборство с Мышиным королём.

Дети не должны принимать участия в вооружённом конфликте.

9.Русская народная сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке»

Баба-Яга насильно удерживает привязанного за верёвку Иванушку в своей избе, нарушая его право на свободу.

Пленный Иванушка должен был быть обеспечен заботой Бабы-Яги, но она не отпускает его. Мало того, она ещё и хочет его съесть!

10. Русская народная сказка «Колобок»

Главный герой сказки Колобок самовольно ушел из дома, не послушался своих родителей — бабу и деда, поэтому попал в далеко не приятные жизненные обстоятельства и был съеден Лисой.

Родители несут ответственность за своих детей, а дети обязаны слушаться родителей и не покидать своего дома без их разрешения, не уступать в разговор с незнакомыми людьми.

11. Русская народная сказка «Лиса и Заяц»

В этой сказке Лиса хочет завладеть лубяным домом Зайца, нарушая таким образом право героя на свой дом и стремясь незаконным образом улучшить свои жилищные условия за счёт другого.

12. Русская народная былина «Садко»

Морской царь насильно удерживает героя былины на дне морском, и только смелость и находчивость Садко помогают ему вернуться к людям и обрести свободу.

Нарушено право героя на возможность сообщить родным о месте своего нахождения, он, по сути, оказался в плену у Морского царя.

Обсуждение ситуаций.

Учитель. А теперь я предлагаю вам разгадать кроссворд с помощью Конвенции о правах ребенка.

Кроссворд.

По вертикали:

1.Согласно ст. 29 Конвенции о правах ребенка, образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка и его…

2. Ст. 31 Конвенции признает право ребенка на отдых и…

  1. Кто, согласно ст. 18 Конвенции, несет основную ответственность за воспитание и развитие ребенка?
  2. Право ребенка на что закреплено в ст. 28 Конвенции?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *