- Гражданское право

Смягчающие обстоятельства при совершении налогового правонарушения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смягчающие обстоятельства при совершении налогового правонарушения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Штрафы бывают за несвоевременную сдачу отчётности. Например, не вовремя сдана декларация по налогу. В данном случае налоговый штраф составляет 5 % не уплаченного в срок налога за каждый полный или неполный месяц просрочки. Максимальный штраф в данном случае составит 30 % не уплаченного в срок налога, минимальный — 1 000 руб., в том числе и за нулевую декларацию.

Поскольку судебные инстанции рассматривают обстоятельства конкретных дел, составить какой-либо перечень обстоятельств, которые признавались смягчающими, также не представляется возможным. Но можно привести примеры решений, в которых различные обстоятельства были или не были признаны смягчающими.

Начнем с решений, в которых суды признали обстоятельства смягчающими:

  • совершение налогоплательщиком правонарушения впервые, отсутствие умысла и совершение налогового правонарушения по неосторожности (Постановление АС СЗО от 19.11.2018 по делу № А66-16452/2017);

  • совершение налогоплательщиком налоговых нарушений впервые, тяжелое материальное положение общества, возбуждение в отношении налогоплательщика дела о банкротстве (Постановление АС ВВО от 19.07.2018 по делу № А11-376/2016);

  • оказание налогоплательщиком услуг водоснабжения и водоотведения социально значимым и бюджетным организациям (Постановление АС ВВО от 09.07.2018 по делу № А43-16446/2016);

  • отсутствие тяжких последствий для бюджета в результате допущенного правонарушения, добросовестность налогоплательщика в виде надлежащего исполнения налоговых обязательств, нарушение, явившееся основанием для привлечения его к налоговой ответственности, не носит высокой степени общественной опасности (Постановление АС ЦО от 09.07.2018 по делу № А48-5803/2017).

Варианты формулировок для ходатайства

В качестве фактов, смягчающих вину, можно указать:

— совершение правонарушения впервые;

— неумышленность действий;

— невозможность выплаты зарплаты работникам из-за взыскания штрафа;

— то, что деятельность является убыточной или сезонной; то, что организация является добросовестным налогоплательщиком, и т.п.

При просроченном сроке сдачи отчетности в качестве смягчающих фактов могут быть признаны:

— несоразмерность наказания характеру и тяжести совершенного правонарушения;

— незначительность просрочки;

— отсутствие умысла на совершение правонарушения;

— отсутствие для бюджета негативных последствий;

— технический сбой, не позволивший представить отчет своевременно;

— факт совершения нарушения впервые.

В случае указания семейных ситуаций, предусмотренных ст. 112 НК РФ, при возможности, ходатайство об отмене штрафа в налоговую инспекцию или суд должно содержать копии документов, подтверждающие наличие обстоятельств, смягчающих ответственность.

Смягчающие обстоятельства

Все смягчающие вину обстоятельства можно условно разделить на те, которые прямо названы в ст. 112 Налогового кодекса РФ, и те, которые не названы, но активно применяются на практике.

В ст. 112 Налогового кодекса РФ речь идёт о таких обстоятельствах, как: нарушение из-за стечения тяжёлых личных или семейных обстоятельств; нарушение под угрозой, принуждением, в силу материальной, служебной или иной зависимости или тяжёлое материальное положение физлица-нарушителя. Как правило, на практике такие основания применяются к ответственности физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Весь интерес заключается в иных обстоятельствах, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность обстоятельствами. О таких обстоятельствах может заявить любая организация или индивидуальный предприниматель по большинству нарушений.

К ним можно отнести, например, совершение правонарушения впервые. То есть раньше вас не привлекали к ответственности за такое же нарушение. Вы признали свою вину, не оспариваете нарушение, а лишь просите о снижении штрафа.

При получении претензии от госоргана СПС КонсультантПлюс поможет быстро оценить спорную ситуацию и предложить варианты решений.

Штраф несоразмерен тяжести нарушения. В одном из дел организация при камеральной проверке нарушила срок и сдала тысячу документов по требованию ИФНС на один день позже. За это предусмотрен штраф по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации — 200 000 руб. (200 руб. за каждый непредставленный документ). Точно такой же штраф был бы, если бы налогоплательщик опоздал на месяц или не представил их вообще. Очевидно, что просрочка на один день не настолько тяжкое нарушение, чтобы применять к нему полный штраф.

Вы выполняете социально значимые функции, например ведёте научно-техническую деятельность, обслуживаете социальные объекты, такие как больницы, школы, детсады, оказываете коммунальные услуги населению и т. п. Следовательно, если наказать вас крупным штрафом, это повлечёт за собой негативные последствия для социальной сферы. В связи с чем штраф могут уменьшить.

Есть вариант сослаться на тяжёлое материальное положение организации или индивидуального предпринимателя. Штраф может его ещё больше ухудшить. Инспекция и суд оценивают тяжесть материального положения в каждом конкретном случае индивидуально. Например, ваше финансовое положение могут посчитать тяжёлым, если вы не сможете вовремя выплатить сотрудникам зарплату или исполнить обязательства перед кредиторами, а это грозит банкротством. Помните, что своё тяжелое финансовое положение вы должны подтвердить документами.

Запомните, что по смягчающим обстоятельствам можно уменьшить только налоговый штраф как меру ответственности. А вот пени таким образом уменьшить нельзя. Пеня не является видом налоговой ответственности. Пеня это то, что недополучил бюджет. Даже при смягчающих обстоятельствах пеню нужно уплатить в бюджет.

Вывод

Смягчающие налоговую ответственность обстоятельства могут на законном основании помочь уменьшить налоговый штраф. Главное – это признать свою вину и попросить наказать в меньшем размере, потому что у вас имеются такие-то смягчающие вашу ответственность обстоятельства. Помните об этом и не ждите, что налоговая инспекция самостоятельно их учтёт. Налоговая может элементарно не знать о них, и здесь вам на помощь приходит ходатайство о применении смягчающих налоговую ответственность обстоятельств, образец которого есть в справочной правовой системе КонсультантПлюс.

Во сколько раз снижается штраф?

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа снижается как минимум вдвое (п. 3 ст. 114 НК, п. 19 постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Встречались даже случаи, когда арбитры снижали штраф в 1000 раз (да-да, в тысячу!). Чтобы убедиться в этом, можно открыть, например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 18.03.2013 по делу № А05-11696/2011 или ФАС Центрального округа от 18.08.2009 по делу № А23-4409/08А-14-284.

Более того, есть судебные акты, в которых штраф был снижен до ноля (см., например, постановление ФАС Московского округа от 09.06.2014 № Ф05-5673/2014 по делу № А40-128346/13). Интересно, что, по мнению суда, налоговой инспекции следовало написать в решении по результатам проверки? Наверно, формулировка должна быть примерно такой: «С учетом смягчающих обстоятельств назначить штраф в размере 0 руб. 00 коп».

Впрочем, суды не всегда подходят к решению вопроса столь радикально. Чаще штраф снижается в два раза (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.06.2012 по делу № А33-17923/2011, ФАС Волго-Вятского округа от 16.05.2012 по делу № А79-8470/2011, ФАС Западно-Сибирского округа от 27.12.2010 по делу № А27-5522/2010), реже – в три-пять раз (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 04.02.2016 № Ф06-4544/2015 по делу № А12-17954/2015, ФАС Волго-Вятского округа от 27.03.2013 по делу № А11-5012/2012, ФАС Северо-Западного округа от 23.08.2012 по делу № А26-10442/2011).

Читайте также:  Иркутской области

Бывает, что суды снижают штрафы в 10 раз (постановления Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.09.2015 № Ф04-23257/2015 по делу № А45-20130/2014, ФАС Поволжского округа от 26.03.2014 по делу № А72-6157/2013, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.04.2013 по делу № А45-19364/2012) и даже в сотни раз (постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 02.09.2015 № Ф06-27289/2015 по делу № А12-39323/2014, ФАС Северо-Кавказского округа от 23.05.2013 по делу № А32-13982/2012, ФАС Московского округа от 24.05.2012 по делу № А41-7815/10).

Теперь перейдем к наиболее распространенным ситуациям, когда компании поднимают вопрос о смягчающих обстоятельствах.

Обстоятельства, которые влекут снижение размера штрафа или смягчение иного вида санкции, перечислены в статье 112 Налогового Кодекса. Их следует отличать от оснований, отменяющих и исключающих ответственность вообще. Они определяются ст. 111 указанного законодательного акта.

Правом устанавливать обстоятельства, способствующие смягчению санкций, уполномочены как налоговые органы, так и суд в ходе разбирательства по иску.

Как указано выше, базовым законодательным актом, устанавливающим основы смягчения санкций, является НК РФ. Однако его нормы не являются полными, поэтому он дополняются различными подзаконными документами, а также судебной практикой.

Важно! Если налоговый орган уже принял к сведению смягчающее основание и снизил размер штрафной санкции, это все равно не мешает суду также применить смягчение еще раз.

Расскажем об основных принципах смягчения наказания.

  1. Штраф должен быть уменьшен как минимум вдвое, даже если смягчающее условие лишь одно. При этом Министерство Финансов давало разъяснения несколько лет назад, что снизить нужно даже минимальные штрафные санкции. Обычно они действительно уменьшаются в два раза, однако судебная практика знает уменьшение данного наказания и в десять, и сто раз.
  2. Смягчающие обстоятельства не распространяются на пени, поэтому согласно Постановлению Конституционного Суда РФ их размер снизить не удастся.

Итак, какие же причины могут повлечь снисхождение суда или налогового инспектора:

  • тяжелые обстоятельства личного характера;
  • угроза или принуждение со стороны начальства;
  • трудное положение гражданина;
  • иные обстоятельства по усмотрению суда или налогового органа.

Стоит обратить внимание, что первые три пункта не получится применить для юридических лиц, что демонстрирует некое несовершенство законодательства, а также неравенство субъектов правонарушения.

Впрочем, исходя из судебной практики, суды зачастую применяют «Иные обстоятельства» в качестве повода смягчить ответственность компаний. Далее рассмотрим каждый из вышеуказанных пунктов подробнее.

Применение смягчающих оснований

Согласно действующим правилам работники налоговой службы должны самостоятельно проверить наличие уменьшающих наказание обстоятельств. Однако лучше всего и удобнее направить информацию обо всех значимых факторах в письменной форме на адрес инспекции по месту регистрации гражданина, ИП или по месту учета юридического лица.

Сделать это разрешается в течение месяца после того, как получена документация о проверке.

Ходатайство не имеет закрепленной и установленной формы, его можно писать свободно. Однако желательно отметить все весомые для разрешения дела обстоятельства.

Особое внимание уделяется факторам, которые могут расцениваться как облегчающие ответственность.

Итак, в письменном заявлении должны быть следующие данные:

  • наименование инспекции;
  • дата проведенной проверки;
  • список нарушений и наказаний, установленных за них;
  • ссылка на законодательный акт;
  • перечень оснований, снижающих размер наказания.

В конце уточняется характер просьбы: обычно это желание снизить санкцию в два раза. Кроме того, обязательно надо поставить подпись и дату.

Обстоятельства, смягчающие ответственность за налоговое правонарушение: общая характеристика

Процедуру смягчения ответственности за несоблюдение положений в сфере налогообложения регулирует целый ряд законодательных и подзаконных нормативных актов. Базовым документом, устанавливающим общие условия уменьшения ответственности за нарушения налоговых норм, является Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ). Его нормы последовательно дополняются, разъясняются и конкретизируются подзаконными актами, а также выводами из судебной практики.

В частности:

  1. НК обязывает уменьшить штрафные налоговые санкции не меньше чем вполовину при наличии хотя бы одного смягчающего условия (п. 3 ст. 114 НК РФ). При этом Минфин РФ разъясняет, что уменьшению подлежит даже минимальный штраф (письмо от 30.01.2012 № 03-02-08/7). На практике налоговая служба, как правило, снижает размер штрафных санкций ровно в 2 раза, хотя судебная практика знает и случаи уменьшения наказания в десятки или даже сотни раз (к примеру, постановления ФАС ЗСО от 15.10.2010 по делу № А75-430/2010 и ФАС ДВО от 21.12.2011 № Ф03-5882/2011 по делу № А24-1513/2011), что соответствует положениям постановления Пленумов ВС РФ № 41 и ВАС РФ № 9 от 11.06.1999.
  2. Особые обстоятельства не распространяются на пени, поэтому их размер таким способом уменьшить не получится (п. 5 постановления КС РФ от 17.12.1996 № 20-П).
  3. Положения ст. 112 НК РФ о перечне обстоятельств, наличие которых способствует снижению штрафных санкций, не являются императивными. Это означает, что список причин, смягчающих налоговое наказание, может быть расширен (подп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71).

Иные смягчающие обстоятельства

К иным обстоятельствам можно отнести достаточно большой перечень причин, которые могут быть признаны налоговой инспекцией как достаточные для смягчения штрафа. К таким иным обстоятельствам можно отнести:

  1. Наличие иждивенцев у лица, привлекаемого к ответственности (дети до 18 лет или престарелые родители);
  2. Если правонарушение совершено впервые;
  3. Отсутствие доходов у налогоплательщика;
  4. Пенсионный возраст и низкий размер пенсии, как следствие невозможность уплаты штрафных санкций в полном размере;
  5. Большое количество кредитных обязательств;
  6. Сумма налога, не уплаченная вовремя в бюджет и повлекшая за собой наложение штрафных санкций, уплачена полностью;
  7. Срок задержки сдачи декларации, из за которого были наложены штрафные санкции, небольшой (до 1 месяца).

Виды обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения

В список смягчающих условий, поименованных в п. 1 ст. 112 НК РФ, входят:

  1. Первичное совершение налогового нарушения под влиянием неблагоприятных факторов (личных, семейных).
  2. Подневольное совершение нарушения из-за угроз, принуждения либо служебной, материальной или иной подчиненности.
  3. Совершение нарушения гражданином из-за сложного материального положения.
  4. Другие факторы, признаваемые судом или налоговой службой в качестве смягчающих.

Анализ судебной практики позволяет разделить условия, при наличии которых снижаются размеры налоговых санкций, на несколько групп:

  1. Общие обстоятельства (могут пользоваться все субъекты), в число которых входят:
  • первичность нарушения;
  • неумышленность;
  • признание вины;
  • сложное финансовое положение субъекта;
  • наличие статуса градообразующего предприятия (постановление 6-го арбитражного апелляционного суда от 17.01.2012 № 06АП-5792/2011 по делу № А73-8890/2011);
  • социально значимая деятельность субъекта.
  1. Специальные (могут применяться только в отношении определенных налоговых нарушений):
  • если сдача декларации произведена позднее установленного срока, то смягчающими могут признаваться такие обстоятельства, как отсутствие ущерба для бюджета и незначительный период просрочки;
  • если налог уплачен не в полном объеме, то смягчающими могут признаваться такие обстоятельства, как самостоятельное выявление налогоплательщиком ошибок, погашение задолженности до привлечения к ответственности и переплата по другим налоговым платежам.
  1. Специфические (только для граждан или ИП), применяющиеся при наличии:
  • иждивенцев;
  • инвалидности;
  • серьезного заболевания (в том числе у родственника);
  • преклонного возраста;
  • кредитных обязательств.

Смягчающие обстоятельства, применяемые к юрлицам

В арбитражной практике единый подход отсутствует. Одни и те же обстоятельства могут засчитываться в качестве смягчающих или нет. Чаще всего применяются такие основания для уменьшения штрафа:

  1. Совершение правонарушения впервые.
  2. Признание вины и устранение ошибок. В совокупности могут трактоваться в качество одного смягчающего обстоятельства (см. постановление 9-го ААС от 18.06.2018 по делу № А40-249541/2017).
  3. Осуществление социально значимой деятельности, например, научной (см. постановление АС ПО от 09.04.2018 по делу № А72-3059/2017).
  4. Незначительность нарушения. Критерий применяется по-разному. Например, просрочка представления отчетности на 4 дня по одному из дел признана незначительной (см. решение АС Республики Карелия от 06.06.2018 по делу № А26-3737/2018). По другому делу просрочка уплаты составила чуть более 10 дней, однако сумма задолженности была более 70 млн руб., и п. 3 ст. 114 НК РФ не применен (см. постановление АС СКО от 18.01.2018 по делу № А61-1744/2016). В третьей ситуации суд указал, что незначительность не относится к числу смягчающих обстоятельств (см. постановление 16-го ААС от 05.03.2018 по делу № А63-5715/2017).
  5. Тяжелое финансовое положение — чаще всего в совокупности с критерием осуществления социально значимой деятельности. Нередко отказывают в его принятии, ссылаясь на рисковый характер предпринимательской деятельности (см. постановление АС МО от 07.09.2016 по делу № А41-100872/2015).
Читайте также:  Тверская область выплаты ветеранам труда в 2023 году

Ответственность за нарушения налогового законодательства

Ю. Утропов , аудитор ООО «ЛЕКС Аудит»

До принятия Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) конкретные виды и размеры ответственности участников налоговых отношений устанавливались целом рядом нормативных актов. Это прежде всего — Закон РФ от 27.12.92 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон РСФСР от 21.05.92 «О Государственной налоговой службе РСФСР», Закон РФ от 24.06.93 «О Федеральных органах налоговой полиции», Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ). В отношении таможенных пошлин — Таможенным кодексом РФ. Кроме этого, в ряде законов, посвященным отдельным налогам, рассматривались специфические вопросы ответственности за налоговые правонарушения.

Понятие налогового правонарушения.

В статье 106 Кодекса дано понятие налогового правонарушения, которым признается «. виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим кодексом установлена ответственность».

Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица (достигшие шестнадцатилетнего возраста). Причем никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение налогоплательщика или налогового агента к ответственности не освобождает их от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога.

Особенно важно отметить, что со вступлением в силу Кодекса каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения (если он сам, конечно не признает себя виновным и не заплатит штраф), пока его виновность не будет доказана и не будет установлена вступившим в законную силу решением суда. Он не обязан доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, так как обязанность по доказательству факта налогового правонарушения и виновности налогоплательщика в его совершении возлагается на налоговые органы, причем все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу. Кроме этого налогоплательщик вправе самостоятельно исправить ошибки, допущенные им при учете объекта налогообложения, исчислении и уплате налога.

Вина при совершении налогового правонарушения.

В статье 110 Кодекса предусмотрены две формы вины: умышленная и неосторожная. При этом вина организации в совершении налогового правонарушения определяется как вина ее должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера).

Статьями 111 и 112 установлен целый ряд обстоятельств, исключающих привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также исключающих вину лица в его совершении (стихийные бедствия и непреодолимые обстоятельства, болезненное состояние налогоплательщика в момент совершения деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, выполнение письменных указаний и разъяснений, данных налоговым органом). Приведены обстоятельства, смягчающие ответственность, например, совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, при которых суммы штрафных санкций уменьшаются не менее, чем в два раза, и отягчающие, например, совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. В этом случае сумма наложенного штрафа увеличивается на 100 процентов. Определено, что при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения более строгой санкции менее строгой, как это было возможно ранее.

Давность привлечения к ответственности, основания, санкции Статьей 113 Кодекса определен срок давности привлечения к ответственности. Так, лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Что касается штрафных санкций, то налоговые органы могут обратиться в суд с иском об их взыскании не позднее трех месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (ст. 115).

Перечень оснований для привлечения к налоговой ответственности стал значительно шире, изменились суммы штрафных санкций. Итак, что нас ожидает с 1 января 1999 года.

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

По нашему мнению, сейчас, когда отчеты сдаются по почте или принимаются обезличенно в одном из помещений налоговой инспекции, нет гарантии того, что у отдельных налоговых инспекторов не возникнет соблазна «не заметить» нарушений при камеральной проверке, а выявить их лишь при приёме годовых деклараций или при выездной проверке через несколько лет. К сожалению каких-либо мер ответственности по отношению к налоговым инспекторам за это не предусмотрено.

Не урегулирован и вопрос относительно мер ответственности за отказ налоговых инспекторов предоставить налогоплательщику или другому участнику налоговых отношений консультацию о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Конкретный размер административного штрафа исчисляется в зависимости от вида совершенного правонарушения, исходя из минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент окончания правонарушения или его пресечения. В отношении налоговых правонарушений действует положение о том, что виновными признаются должностные лица, чьи права и обязанности непосредственно связаны с определением размера и условий налогообложения, то есть руководитель организации и главный бухгалтер. Они и могут в ряде случаев подлежать административной ответственности, даже если неуплата налога (сбора) произошла из-за умышленных действий его работников.

Стоит напомнить и об уголовной ответственности. Согласно части 1 статьи 198 УК РФ уклонение от уплаты налогов или сборов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом от 200 до 700 МРОТ, или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период от 5 до 7 месяцев, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до 2 лет. Согласно части 2 указанной статьи то же деяние, совершенное в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных настоящей статьей, а также статьями 194 или 199 УК РФ — наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 7 месяцев до 1 года либо лишением свободы на срок до 5 лет. Уклонение от уплаты налога или сбора признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплата превышает 200 МРОТ, а в особо крупном размере — 500 МРОТ.

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на неё процентами, равными процентной ставке рефинансирования Банка России,. действовавшей в период со дня взыскания этой суммы, по день фактического возврата. Организация имеет право на обращение с иском в суд на неправомерные действия налоговых органов и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.

Судебная практика рассмотрения смягчающих обстоятельств, позволяющих снизить штраф

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, суды при наложении санкции должны учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.

Читайте также:  Что такое 3 класс капитальности?

На практике налоговики в лучшем случае снижают штраф в 2 раза. Однако суды снижают штрафы в 10 раз и больше. Проанализируем, какие смягчающие обстоятельства позволяют существенно снизить штраф. Тяжелое финансовое положение компании позволило снизить размер штрафа за неуплату налога на прибыль и НДС с 846,9 тыс. рублей до 169,4 тыс. рублей, т.е. в 5 раз (Постановление АC Северо-Западного округа от 14.04.2017 г. №А13-7201/2015). А впервые совершенное правонарушение позволяет снизить штраф за неправомерный вычет НДС в 2 раза (Решение АС Ямало-Ненецкого АО от 17.04.2017 г. №А81-4/2017).

Налоговый кодекс предусматривает возможность снижения штрафов за совершение налоговых правонарушений в случае наличия смягчающих обстоятельств.

  • Обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, перечислены в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ. Указанные обстоятельства не освобождают от налоговой ответственности полностью, а лишь уменьшают размер назначаемого штрафа.

Какие обстоятельства с учетом сложившейся правоприменительной практики могут быть учтены налоговым органом или судом смягчающими при применении налоговых санкций к налогоплательщику?

При наличии хотя бы одного смягчающего обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем наполовину по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса РФ за совершение налогового правонарушения.

    Обстоятельствами, позволяющими смягчить ответственность налогоплательщика за совершение налогового правонарушения, считаются:
  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • тяжелое материальное положение лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Последний пункт означает, что список смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим.

    Действительно, судя по правоприменительной практике, смягчающими обстоятельствами налоговыми и судебными органами признаются:
  • привлечение к налоговой ответственности впервые за весь период осуществления деятельности налогоплательщиком;
  • отсутствие прямого умысла в совершении правонарушения;
  • несоразмерность размера наложенного штрафа последствиям налогового правонарушения, что может подтверждаться тем обстоятельством, что сумма налоговой санкции составляет порядка 50% от исчисленной к уплате суммы налога по налоговой декларации;
  • отсутствие неблагоприятных экономических последствий для бюджета, поскольку уплата исчисленного в налоговой декларации налога была произведена в установленные п. 3 ст. 204 НК РФ сроки в полном объеме;
  • отсутствие существенного и необратимого вреда интересам государства;
  • отсутствие хозяйственной деятельности и дохода;
  • частичная добровольная оплата штрафных санкций;
  • незначительный пропуск срока представления налоговой декларации на один день;
  • отсутствие достаточных денежных средств для уплаты налогов и налоговых санкций, отсутствие прибыли, наличие задолженности перед контрагентами, наличие задолженности по заработной плате;
  • ошибки, сбой в работе компьютерной сети;
  • ведение социально-значимой деятельности, на пример, в таких сферах, как строительство и ремонт социальных объектов, производство сельхозпродукции, поставка продуктов питания для бюджетных учреждений и отдаленных населенных пунктов, оказание спонсорской и благотворительной помощи, финансирование общественно-культурных мероприятий.

Вместе с тем стоит отметить, что в каждом случае суд либо налоговый орган самостоятельно решают вопрос о правомерности смягчения ответственности исходя из конкретных обстоятельств.


В последнее время организации и предприниматели стали часто попадать под штрафы за непредставление (несвоевременное представление) документов и пояснений в рамках встречной налоговой проверки их контрагентов.

  • Штраф за непредоставление документов и сведений по встречной проверке налоговые органы применяют в качестве наказания налогоплательщиков, когда запрашиваемые ими документы не были представлены совсем или были направлены позже, чем того требует закон.

Однако причин неисполнения данной обязанности может быть множество. Посмотрим, какая именно ответственность налогоплательщика предусмотрена и в каких случаях она применима.

    Налоговый кодекс РФ содержит два основания, по которым можно оштрафовать налогоплательщика, не ответившее (или ответившее не должным образом) на требование налогового органа:
  • Статья 126 «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля».
  • Статья 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу».

В общих случаях при налоговых нарушениях по встречным проверкам должна применяться ст. 129.1 Налогового кодекса РФ. Однако на практике бывают ситуации, когда применение возможно и ст. 126 Налогового кодекса.

Вид нарушения Статья НК РФ Размер штрафа
Непредоставление документов по встречной проверке (игнорирование требования) ст. 126 НК РФ 10 000 руб. для организации и ИП, 1000 руб. для физлица, не являющегося ИП
ст. 129.1 НК РФ 5 000 руб.,
за повторное нарушение в календарном году — 20 000 руб.
Нарушение сроков представления документов ст. 129.1 НК РФ 5 000 руб.,
за повторное нарушение в календарном году — 20 000 руб.
Отказ от представления документов и сведений ст. 126 НК РФ 10 000 руб. для организации и ИП, 1000 руб. для физлица, не являющегося ИП
Предоставление заведомо недостоверной информации ст. 126 НК РФ 10 000 руб. для организации и ИП, 1000 руб. для физлица, не яв��яющегося ИП

Нередко налоговые инспекторы пытаются оштрафовать налогоплательщика по максимуму. Им это очень выгодно, ведь штраф по ст. 126 НК РФ вдвое больше размера санкции по ст. 129.1. К тому же формулировки статей, располагают к путанице понятий, существующих в рамках данных правоотношений.

Если мы по каким-то причинам вовремя не исполнили или не смогли исполнить требование налогового органа о представлении документов в рамках встречной проверки нашего контрагента, уплачивать предъявленный нам штраф спешить не будем. Внимательно изучим свою ситуацию и постараемся ее правильно оценить. Возможно, размер штрафа нам удастся уменьшить в разы, в том числе подав соответствующее ходатайство в налоговый орган о наличии смягчающих обстоятельств.

Меры административной ответственности за нарушения в сфере налогообложения

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Формы вины при совершении административного правонарушения. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Состав лиц, подлежащих административной ответственности. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых НК или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *