- КОАП

Порядок наложения штрафа за административное правонарушение

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок наложения штрафа за административное правонарушение». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Действующее в России законодательство наделяет сотрудников ФССП серьезными полномочиями. Это распространяется и на взыскание в рамках административной или уголовной ответственности, и на самостоятельно наложение на должника санкций в ходе ИП. Что наглядно демонстрируют примеры из судебной практики.

Самостоятельная защита должником собственных интересов представляется очень сложной задачей. Ее успешное решение предусматривает не только досконального знания нормативно-правовой базы, но и опыта участия в подобных делах. Чтобы избежать вероятных проблем с судебными приставами или минимизировать их негативные последствия, необходимо следовать двум простым рекомендациям.

Во-первых, если штраф наложен справедливо, имеет смысл уплатить деньги добровольно — в установленный срок и с обязательным информированием сотрудника ФССП. Во-вторых, имеет смысл обязательно проконсультироваться с опытным юристом, который занимается делами такой тематики. Еще лучше — заключить с ним договор на защиту интересов доверителя.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства

Смягчающие обстоятельства установлены в КоАП. В соответствии с ним приняты факторы и условия, с учетом которых к виновному применяются менее строгие меры административной ответственности.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • раскаяние;
  • добровольная явка с повинной;
  • добровольная компенсация или устранение причиненного ущерба;
  • профилактика последствий;
  • невменяемое состояние, трудная личная или семейная ситуация;
  • несовершеннолетие;
  • беременность или уход за малолетним ребенком.

Данный список является открытым, поскольку судебный орган может признать смягчающими факторы, не прописанные в действующем законодательстве. В любом случае обстоятельства, признанные смягчающими, будут соответствовать КоАП.

Определение 1

Отягчающими обстоятельствами являются факторы и условия, при которых назначается более строгое наказание за административное правонарушение. Так происходит, если данные условия не являются квалифицированным признаком нарушения административного законодательства.

Они представляют собой законодательно закрепленный список, который не подлежит расширительному толкованию:

  • лицо продолжает совершать противоправные действия, несмотря на требования должностных лиц прекратить их;
  • лицо совершает повторное нарушение, за которое оно уже подвергалось административному наказанию до истечения срока;
  • нарушитель вовлек несовершеннолетнего в незаконную деятельность;
  • противоправные действия совершены группой лиц;
  • административное правонарушение совершено в условиях чрезвычайной ситуации;
  • правонарушение, совершенное в состоянии алкогольного опьянения.

В отдельных случаях КоАП предусматривает другие обстоятельства, которые отягчают вину нарушителя. Тогда наказание назначается с учетом всех обстоятельств произошедшего.

Особые обстоятельства применения административной ответственности

Особые обстоятельства устанавливает КоАП и принятые в соответствии с ним федеральные законы. Они определяют обстоятельства, с учетом которых меры административной ответственности применяются в особом порядке.

Должные лица наказываются, если они не исполняют свои обязанности. Или исполняют, но в ненадлежащем порядке. Речь идет о физическом лице, которое является представителем власти на постоянной или временной основе. Иными словами, данное лицо имеет право распоряжаться широким кругом лиц, которые не зависят от него в служебном отношении. Физическое лицо также может выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в гос. органах, органах местного самоуправления, гос. и муниципальных организациях. Оно также может осуществлять данную деятельность в Вооруженных Силах и воинских формированиях РФ.

Должностными лицами, которые несут административную ответственность, являются:

  • руководители и сотрудники организаций;
  • члены советов директоров (наблюдательные советы), коллегиальных исполнительных органов (правления и дирекции), счетных, ревизионных и ликвидационных комиссий;
  • лица, занятые в конкурсной, аукционной, котировочной или единой комиссии, которую создал гос. или муниципальный заказчик;
  • ИП.

Иностранцы, проживающие на территории РФ, могут быть привлечены к административной ответственности на основании норм международного права. Дисциплинарная ответственность лиц, занятых на военной службе и лиц, имеющих специальное звание (сотрудники ОВД) регулируется нормативно-правовой базой, которая регламентирует прохождение военной службы. В ряде случаев административный арест и штраф не применяется.

Возмещение причиненного правонарушителем ущерба или вреда

Одним из способов, смягчающих размер и вид административного штрафа или другого типа наказания, является возмещение причиненного ущерба. Если правонарушитель добровольно не выполнил это действие, наказание не смягчается, а устранение возникшего вреда становится обязательной мерой.

Согласно статье 4.7 КоАП РФ, судья вправе обязать нарушителя возместить причиненный ущерб, если у сторон отсутствуют разногласия в этом вопросе. Если размер или порядок возмещения вреда является спорным, судебный орган должен при разрешении дела исходить из норм гражданского законодательства.

Контроль за процессом выплаты компенсации за ущерб или за иным процессом возмещения лежит на отделе судебных приставов по взысканию административных штрафов.

Административное наказание: понятие, виды и характеристика

Административное наказание имеет преимущественно профилактические цели, и поэтому ранее используемый термин «административное взыскание» больше отвечал своему предназначению.

Административное наказание – это мера юридической ответственности, назначаемая государством или от имени государства за совершенное административное правонарушение, которая применяется прежде всего в целях воспитания лица, совершившего административное правонарушение, в духе соблюдения законов и уважения прав и свобод других лиц и правопорядка в целом. Оно выполняет также функцию предупреждения совершения правонарушения как лицом, привлекающимся к административной ответственности, так и другими лицами.

Виды взысканий за совершение административных правонарушений

Рассматриваемые наказания, как правило, выражаются в воздействии на человека морально и (или) материально. А именно, они включают принудительные меры, такие как:

  1. Предупреждение — это формальный письменный выговор правонарушителя. Установлено только впервые совершенное преступление и при отсутствии причинения вреда или угрозы жизни и здоровью людей, животных, окружающей среды, объектам культурного наследия, государственной безопасности, при отсутствии угрозы стихийных бедствий и материального ущерба.
  2. Штраф — это денежное взыскание, максимальный размер которого зависит от допущенных нарушений и установлен статьей 3.5 КоАП РФ. Что касается минимального размера данного штрафа, то по тому же источнику права размер штрафа не может быть менее 100 рублей, а за совершение нарушений ПДД — 500 рублей.
  3. Конфискация — принудительное изъятие с акта совершения или административного правонарушения государственного имущества.
  4. Лишение физического лица особого права. Применение административных санкций данного плана осуществляется за систематические или серьезные нарушения порядка использования ранее предоставленного правонарушителю права (например, лишение водительских прав). Продолжительность этого лишения не может быть менее одного месяца и более 3 лет.
  5. Арест — изоляция человека от общества. Законодатель предусматривает, как правило, максимальный срок ареста — 15 суток, а в случае некоторых категорий нарушений — до 30 суток (например, за нарушение режима чрезвычайного положения).
  6. Административное выдворение за пределы Российской Федерации — это принудительное и контролируемое перемещение иностранных лиц или лиц без гражданства за пределы страны.
  7. Приостановление деятельности — временное прекращение деятельности юридических лиц или граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица. Данная административная санкция является карательной мерой в случаях, когда существует угроза жизни или здоровью лиц, возникновение инфекций, эпидемий, техногенных катастроф, радиационных аварий, а также если правонарушитель совершил действия в области незаконный оборот наркотиков, психотропные вещества, отмывание денег и финансирование терроризма, незаконный оборот и производство алкогольной и алкогольной продукции, процедуры управления, общественная безопасность и порядок, городское планирование, транспортная безопасность, защита собственности, некоторые виды деятельности для граждан других стран и лица без гражданства, а также в сфере их трудоустройства в коммерческих структурах… Приостановление деятельности устанавливается на максимальный срок 90 дней. В ситуациях, когда обстоятельства, приведшие к назначению этого наказания, утрачиваются, взыскание отменяется судьей, должностным лицом раньше, чем ожидалось.
  8. Дисквалификация: запрет на занятие должностей на федеральной государственной гражданской службе, аналогичных структурах субъектов Российской Федерации и др. данная мера устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.
  9. Запрет на участие в спортивных мероприятиях — это временное ограничение права гражданина находиться в местах, где в их день проводятся официальные спортивные мероприятия. Данная административная санкция может быть наложена за ранее допущенное лицом нарушение поведения в связи с данным событием и может составлять от 6 месяцев до 7 лет.
  10. Тюремная работа — это выполнение преступником обязательной государственной службы бесплатно в свое свободное время. Срок такого наказания может варьироваться от 20 до 200 часов, при этом человек не может работать более 4 часов в день.
Читайте также:  Единый сельхозналог в 2024 году для КФХ реквизиты

Отягчающие обстоятельства

Наряду со смягчающими обстоятельствами должна быть выбрана мера административного взыскания с учетом отягчающих обстоятельств. К ним относятся:

  • продолжение противоправных действий, несмотря на требования органов (лиц), уполномоченных их пресечь;
  • вовлечение в совершение преступлений граждан, не достигших совершеннолетия.

А также совершение административных правонарушений:

  • группой людей;
  • другой однородный план, в период, когда он считается объектом административного взыскания за первое подобное правонарушение;
  • в состоянии алкогольного, наркотического, психотропного опьянения или отказа от медицинского обследования в связи с наличием данного факта;
  • во время стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации.

Судья, должностное лицо или компетентный орган не вправе признать то или иное обстоятельство отягчающим обстоятельством, если оно установлено в качестве квалифицирующего признака преступления правилами об административной ответственности.

Назначение административных наказаний

Порядок назначения административного наказания лицу, виновному в совершении административного правонарушения, урегулирован главой 4 раздела I КоАП. Названная глава посвящена основным правилам назначения административных наказаний. В ней также, кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.

Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП, законодательными актами субъектов РФ.

Общие правила наложения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.

Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.

Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:

  • в КоАП закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;
  • в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний;
  • за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний только одно основное административное наказание;
  • назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание;
  • законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.

При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.

Принудительное взыскание

Чтобы подтвердить оплату штрафа, нарушитель должен представить соответствующий платежный документ в суд, либо иное ведомство, выносившее постановление. Также сведения о поступивших платежах будут проверяться через единую федеральную информационную систему. Если сведения об оплате отсутствуют, а платежный документ не представлен, наступают следующие последствия:

  • по истечении срока для добровольной оплаты, изготавливается второй экземпляр постановления;
  • в течение 10 дней документ направляется в службу ФССП по адресу должника;
  • приставы возбуждают исполнительное производство, направляют копию постановления должнику, дают срок до 5 дней для погашения штрафа;
  • по истечении 5 дней, сотрудник ФССП вправе использовать меры принудительного взыскания, а также обязан удержать с должника исполнительский сбор.

Естественно, если нарушителю была предоставлена отсрочка или рассрочка, постановление не будет направлено приставам.

Порядок проведения производства в ФССП будет зависеть от суммы штрафа. Если она не превышает 10 тыс. руб., пристав не может ввести ограничение на выезд за пределы РФ, либо временно лишить должника права управления транспортом. При сумме долга менее 10 тыс. руб., документы будут направлены для удержания на работу, по месту учебы или в иное учреждение, где должник получает постоянный доход. Допускается удерживать штрафы за счет стипендий, пенсий и иных выплат, за исключением случаев, прямо указанных в законе.

Если должником является предприятие, для взыскания штрафа будут направлены документы на арест банковских счетов. При отсутствии средств на счетах и операций, может накладываться арест на имущество для последующей реализации. Взыскание штрафов, взысканных с руководителя или иных должностных лиц предприятия, происходит в общем порядке, т.е. за счет их зарплаты или имущества, путем списания со счетов.

Если сумма штрафа превышает 10 тыс. руб., пристав сможет использовать все меры принудительного удержания и ограничения, предусмотренные Законом № 229-ФЗ:

  • выявление, розыск, арест и реализация имущественных активов;
  • арест и списание со счетов в банковских и кредитных учреждениях;
  • ограничительные меры по запрету на выезд за границу и временному лишению права управления транспортом;
  • направление документов на удержание с зарплаты, если у должника отсутствует имущество и деньги на счетах.

Обжалование постановления

Если вы не согласны с результатом постановления об административном правонарушении, то его можно обжаловать. Для этого дается 10 дней. Срок начинает идти с момента получения документа на руки.

Оспорить постановление об административном правонарушении может не только виновник, но и пострадавшая сторона, а также орган, оформивший протокол. Обжаловать документ можно через вышестоящее должное лицо либо через суд.

Если вы решили обратиться в судебный орган, то здесь необходимо соблюсти подсудность. Постановления могут обжаловаться как по месту совершения правонарушения, так и по месту жительства нарушителя.

Кроме того, нужно учесть и подведомственность суда. Например, если предприятие получило постановление о нарушении правил ГИБДД, то штраф обжалуется у мирового судьи. Если организация получила санкцию за налоговое нарушение, то дело по оспариванию документа будет рассматриваться уже в Арбитраже.

Наложение административного штрафа

Итогом рассмотрения дела должен быть вердикт суда или органа, на который возложены полномочия по рассмотрению дела.

В постановлении о наложении штрафа должны быть отражены все нормы законодательства, на которых оно основано, выводы суда или уполномоченного органа, сделанные в соответствии с объяснениями лиц, протоколами и иными доказательствами, представленными в материалы дела.

Штраф налагается с учетом:

  • характеристики лица, допустившего проступок;
  • имущественного положения виновного;
  • наличия смягчающих или напротив отягчающих факторов;
  • степени тяжести правонарушения;
Читайте также:  Госпрограмма «Семейный автомобиль 2022»: условия и нюансы

Минимальным штрафом можно отделаться если:

  • нарушитель раскаялся и искренне сожалеет о случившемся, путем признания вины;
  • виновное сам сообщил о том, что он нарушил закон;
  • привлекаемое лицо совершил действия по возмещению вреда;
  • на неправомерные действия лицо подтолкнули тяжелые жизненные обстоятельства;
  • ответственный за совершение правонарушения несовершеннолетний;
  • нарушение допущено беременной женщиной или с маленькими детьми.

КоАП. Статья 4.1. Общие правила назначения административного наказания

1. Адм. наказание за совершение адм. правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное адм. правонарушение, в соответствии с КоАП.

2. При назначении адм. наказания физ. лицу учитываются характер совершенного им адм. правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие адм. ответств-ть, и обстоятельства, отягчающие адм. отве-ть.

3. При назначении адм. наказания юр.лицу учитываются характер совершенного им адм. правонарушения, имущественное и финансовое положение юр. лица, обстоятельства, смягчающие адм. ответственность, и обстоятельства, отягчающие адм. ответственность.

4. Назначение адм. наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой адм. наказание было назначено.

5. Никто не может нести адм. ответственность дважды за одно и то же адм. правонарушение.

Обстоятельства смягчающие адм. отв-ть: раскаяние виновного; добровольное сообщение о совершении правонарушения; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельства отягчающие отв-ть за адм.правонарушение: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).

При совершении одним лицом нескольких адм. правонарушений наказание за каждое правонарушение в отдельности. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение.

Правила наложения административных наказаний.

КоАП в главе 4 регламентирует правила наложения административных наказаний. К ним относятся:

1) общие принципы наложения наказаний;

2) обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

3) исчисление сроков при наложении наказаний.

Наказания за административные правонарушения налагаются в пределах, установленных нормативным актом. Общие правила наложения наказания конкретизируют принципы гуманизма, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушений и личности правонарушителя. Законность при наложении наказания означает, что суд, орган или д/л м использовать только то наказание и в тех пределах, которые установлены в нормативном акте. При этом существует ряд гарантий:

1) в КоАП установлен исчерпывающий перечень наказаний;

2) в каждой правовой норме закрепляется вид и размер наказания;

3) при альтернативных наказаниях м б наложено только 1 основное или 1 основное и 1 дополнительное наказание.

Индивидуализация ответственности выражается в том, что при назначении наказаний физическому лицу учитываются:

1) характер правонарушения;

2) личность правонарушителя;

3) его имущественное положение;

4) смягчающие и отягчающие обстоятельства.

При назначении наказаний юр лицу учитываются:

1) характер правонарушения;

2) имущественное и финансовое положение;

3) отягчающие и смягчающие обстоятельства.

Орган, д/л или суд, определяя размер наказания не вправе превысить установленный предел или назначить его ниже минимума. Если же в ходе разбирательства орган, д/л или суд придет к выводу о нецелесообразности наложения наказаний на основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить лицо от административной ответственности по малозначительности.

КоАП РФ устанавливает смягчающие обстоятельства:

2) добровольное сообщение о правонарушении;

3) предотвращение вредных последствий;

4) совершение правонарушения в состоянии аффекта или при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) несовершеннолетие при совершении правонарушения;

6) беременные женщины или женщины, имеющие малолетнего ребенка.

Перечень смягчающих обстоятельств является открытым.

1) продолжение противоправного поведения после предупреждения;

2) повторное в течение года совершение нового административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетних;

5) в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) в состоянии опьянения.

Перечень является закрытым.

Совершение правонарушения в состоянии опьянения м и не учитываться в качестве отягчающего обстоятельства.

Постановление по делу об административном правонарушении не м б вынесено по истечении 2х месяцев со дня совершения административного правонарушения. Исключения:

I. Срок давности привлечения к административной ответственности равен году за нарушение законодательства:

1) о внутренних морских водах;

2) континентальном шельфе;

3) о несостоятельности банкротства;

4) миграционных правил;

5) о защите прав потребителей;

6) и т.д. см. ч. 1 ст. 4.5.

II. Срок давности составляет год при применении дисквалификации.

III. При длящемся правонарушении срок давности составляет год.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела и при наличии состава правонарушения срок давности исчисляется со дня отказа в возбуждении уголовного дела.

Срок погашения административного наказания – 1 год. Лицо считается не привлекавшимся к административной ответственности если в течение года после исполнения наказания оно не б вновь привлечено к административной ответственности.

При совершении 1м лицом 2х и более административных правонарушений наказание налагается отдельно за каждое, однако кодекс устанавливает возможность поглощения административных наказаний: если 2 и более правонарушения рассматриваются 1м и тем же органом или д/л, наказание налагается в пределах санкции, предусматривающей ответственность за более серьезное правонарушение. 70.

Последствия неоплаты административного штрафа

Если Вы не выплатили штраф в добровольном порядке или истек срок отсрочки (рассрочки) уплаты штрафа, то в этом случае проверяющий орган вправе взыскать штраф в принудительном порядке.

1.Порядок принудительного взыскания штрафа у физического лица или индивидуального предпринимателя:

Проверяющий орган направляет постановление о наложении штрафа по месту работы либо по месту, где должник получает вознаграждение, пенсию, стипендию, для удержания суммы штрафа в принудительном порядке из заработной платы или иных доходов должника (п. 1 ст. 894 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Если должник не работает, и у него нет официальных доходов, проверяющий орган направляет постановление о наложении штрафа судебному исполнителю для обращения взыскания на имущество должника (п. 3 ст. 894 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

2.Порядок принудительного взыскания штрафа у юридического лица:

Проверяющий орган направляет постановление о наложении штрафа судебному исполнителю, который направляет данное постановление в банк для изъятия денег с банковского счета юридического лица без его согласия в порядке, установленном законом.

Банк или организация, осуществляющая иные виды банковских операций, законом обязаны перечислить сумму штрафа в бюджет в установленном порядке (п. 2 ст. 895 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

В случае отсутствия денег на счетах юридического лица судебный исполнитель обращает взыскание на другое принадлежащее должнику имущество (например, недвижимость, автотранспорт и т.п.)(п. 3 ст. 895 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

Исполнение административного наказания

[reklama2]

Порядок исполнения административного наказания различается для отдельных видов административных наказаний:

  • Исполнение предупреждения – исполняется судьей, органом или должностным лицом, которые вынесли постановление путем вручения такого постановления или направления его копии;
  • Исполнение штрафа – штраф должен быть уплачен лицом в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа за исключением некоторых случаев, установленных КоАП;
  • Исполнение о конфискации орудия или предмета административного правонарушения – постановление выносится судьей и исполняется судебным приставом;
  • Исполнение лишения специального права – исполняется должностными лицами органов внутренних дел. Осуществляется путем изъятия и хранения данного права в течении конкретного срока;
  • Исполнение административного ареста – постановление выносится судьей и исполняется органами внутренних дел немедленно после вынесения такого постановления;
  • Исполнение административного выдворения – исполняется пограничными органами или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на это в установленным порядке;
  • Исполнение дисквалификации – исполнение производится путем прекращения договора с дисквалифицированным лицом;
  • Исполнение административного приостановления деятельности – выносится судьей, органом или должностным лицом и исполняется судебным приставом незамедлительно после вынесения постановления;
  • Исполнение обязательных работ – исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленным федеральным законодательством;
  • Исполнение административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения – исполняется лицом, привлеченным к административной ответственности.
Читайте также:  Групповой учет основных средств в 2024 году до какой суммы

Система административных взысканий и порядок их наложения

Административное взыскание — реакция на совершение на совершение административного правонарушения. Ст.

24 КоАП предусматривает следующие административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственного объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты); и исправительные работы и административный арест. Как видим, система («лестница») административных взысканий включает в себя различные по характеру, тяжести и юридическим характерам санкции. Это дает возможность соответствующим органам (должностным лицам) избрать меру взыскания за проступок с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, а также обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Имеется и еще одна мера — административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 32 КоАП).

Она заключается в принудительном и контролируемым перемещением выдворяемых через Государственную границу за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, — их контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 марта 1995 года «о предупреждении распространении в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ — инфекция)» предусмотрено, что в случае выявления ВИЧ — инфекции у иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории России, они подлежат депортации из Российской Федерации в порядке, установленном ее законодательством.

При определении размера административного штрафа следует руководствоваться не только КоАП, но и Законом от 14 июля 1992 года «о порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных КоАП РСФСР». Те размеры, которые были установлены до 14 июля 1992 года, утратили свое значение в связи с происходящим инфляционным процессом.

Следует также учитывать, что принят ряд законов, предусматривающих наложение административных штрафов на юридических лиц.

Так, согласно Закону от 19 декабря 1991 года «об охране окружающей природной среды», предприятия, учреждения, организации, виновные в совершении экологических правонарушений (загрязнения окружающей среды, не выполнения обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и д.р.,) подвергаются штрафу в размере от 50-ти тысяч до 500 тысяч рублей (в размера действовавших до 14 июля 1992 года).

К числу органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать взыскания, КоАП относят: административные комиссии при местной администрации; местную администрацию (в случае если не создано административная комиссия); комиссии по дела о несовершеннолетних при местной администрации; районные (городские) народные суды и судьи по административному и исполнительному производству; органы внутренних дел; органы государственной инспекции; другие органы (должностные лица), уполномоченные на то законодательством Российской Федерации.

При этом законодатель четко определил и круг правонарушений, за которые каждый орган (должностное лицо) правомочен, налагать административные взыскания. Определены также характер и размер санкций, которые могут применять конкретные органы и должностные лица. Например, исправительные работы и административный арест могут применяться только районным, (городским) народным судом (судьей).

В связи с неоднократными реорганизациями федеральных органов исполнительной власти изменилось количество органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также наименований некоторых из них. Так, в соответствии с Указом Президента от 12 ноября 1992 года новые наименования получили федеральные надзоры России, — теперь они именуются Госгортехнадзор, Госатомнадзор.

Учитывая необходимость борьбы с правонарушениями несовершеннолетних, Указом Президента от 6 сентября !993 года. «о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» образованно Межведомственная комиссия по делам о несовершеннолетних при Правительстве.

Согласно положению о ней от 5 июня 1994 года, Комиссия координирует деятельность министерств и ведомств в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывает организационно-методическую помощь комиссиям по делам о несовершеннолетних при органах исполнительной власти субъектов Федерации.

КоАП содержит общие правила наложения взысканий за административные правонарушения, которыми обязаны руководствоваться все органы (должностные лица). Взыскания налагаются с учетом характера правонарушения, и его последствий распространенности, личности нарушителя, степени его вины и других обстоятельств, например, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 34, 35).

Взыскания налагаются в пределах, установленных нормативными актами, предусматривающими ответственность за совершенное административное правонарушение.

Взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения.

Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течении года со дня окончания исполнения взыскания оно не совершило нового административного правонарушения. С истечением этого срока совершение этим же лицом аналогичного правонарушения исключает возможность его квалификации как повторного.

Комментарий к Статье 31.1 КоАП РФ

1. Момент, с которого постановление о назначении административного наказания и постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении вступают в законную силу, и регулируется данной статьей.

Устанавливаемый порядок вступления указанных постановлений и решений в законную силу согласуется с положениями статей 30.1 и 30.9 КоАП (см. комментарии).

Необходимо отметить, что обращение постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего постановление, по общему правилу через 10 дней после вынесения постановления, определения.

В случае рассмотрения жалобы, протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) на последующее решение по жалобе, протесту вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении направляется судье, уполномоченному обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу.

Если постановление по делу об административном правонарушении не было обжаловано или опротестовано в установленные сроки, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста — со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение.

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

2. Свойство законной силы решения означает, что оно является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению на всей территории Российской Федерации.

Существуют две категории решений, принимаемых арбитражным судом первой инстанции, в виде исключения приобретающих законную силу немедленно после их принятия. Это решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ч. 2 ст. 34 АПК) и решения по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 195 АПК). Предоставление законной силы указанным решениям немедленно после принятия вызвано их исключительной важностью для правопорядка в стране или отдельных ее регионах.

О привлечении к административной ответственности — десять дней (ч. 4 ст. 206 АПК);

Об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности — десять дней (ч. 5 ст. 211 АПК).

3. По другим смежным вопросам, возникающим при рассмотрении соответствующих положений, необходимо обращаться к главе 30 КоАП (см. комментарий).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *