- Пенсионный юрист

Алгоритм проведения СОУТ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Алгоритм проведения СОУТ в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Работодателю декларация специальной оценки условий труда необходима для уменьшения размера отчислений страховых взносов на работников, которые не работают в опасных или вредных условиях. Кроме того, сотрудникам, занятым на безопасных рабочих местах, не надо дополнительно доплачивать за вредность. Это не значит, что надо экономить на своих сотрудниках. Это говорит о том, что надо создавать рабочие места, которые соответствуют государственным нормативам охраны жизни и здоровья. В этом случае и сотрудники здоровы, и работодателю легче в финансовом плане.

Как сдавать отчет по форме 1-Т (условия труда) в 2023 году

Отчет по форме «1-Т (условия труда)» юридические лица сдают ежегодно. В этом отчете компании указывают сведения о состоянии условий труда и компенсациях за вредную и опасную работу.

Индивидуальные предприниматели и субъекты малого бизнеса по форме «1-Т (условия труда)» не отчитываются. Также не сдают этот отчет организации, которые не относятся к следующим отраслям:

  • сельское и лесное хозяйство, охота, рыбная ловля и разведение рыб;
  • добыча полезных ископаемых;
  • обрабатывающие производства;
  • обеспечение электроэнергией, газом, паром, кондиционирование воздуха;
  • водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов, ликвидация загрязнений;
  • строительство;
  • транспортировка и хранение;
  • информация и связь.

Срок сдачи. Сдать форму за год нужно в территориальное отделение Росстата до 21 января года, следующего за отчетным. Поскольку в 2023 году 21 января выпадает на субботу, по правилам статистической отчетности, подать отчет нужно не позднее понедельника 23 января включительно. С 00:00 часов 24 января 2023 года наступает период привлечения к административной ответственности.

Форма сдачи. Сдавать форму необходимо следующим образом. Код формы отчета по ОКУД — 0606004. Бланк формы и указания по его заполнению утверждены приказом Росстата от 30.07.2021 № 457 в редакции от 29 июля 2022 года № 532 (по состоянию на дату написания статьи в ноябре 2022 года).

Напоминаем, что, если у организации есть обособленные подразделения, отчет сдают по каждому такому подразделению, и в целом по юридическому лицу без таких подразделений. При этом обособленными подразделениями являются любые территориально обособленные от головного предприятия подразделения, в которых оборудованы стационарные рабочие места.

Особенности заполнения

При заполнении документа следует руководствоваться положениями, изложенными в письме Минтруда № 15-1/B-724 от 23.06.2014, основные требования:

  • указывается полное наименование работодателя и адреса в точном соответствии с уставными документами (если сведения подаются за рабочие места, расположенные в филиале без образования юридического лица, адрес указывается не по филиалу, а по основному подразделению);
  • наименование должностей или работ сотрудников, чьи места декларируются, указываются из карты спецоценки этого служебного места;
  • численность работников берется из карты спецоценки (3-й раздел отчета);
  • индивидуальные номера рабочих мест берутся из первой графы перечня служебных мест, на которых проводилась спецоценка (раздел 2-й отчета);
  • аналогичные рабочие места отмечаются литерой А, согласно сведениям из 4-й графы перечня 2-го раздела отчета;
  • кроме реквизитов заключения эксперта, необходимо указывать его фамилию и инициалы;
  • срок подачи декларации соответствия условий труда одинаков для бумажной и электронной формы.

ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий

Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.

Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда

Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.

Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.

Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.

Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?

Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.

Всего выделяют 4 класса.

  1. Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
  2. Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
  3. Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
  4. Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.

Ошибки и нарушения, допускаемые при проведении СОУТ

Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:

  • Ошибки работодателя.

Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.

Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:

№ пп Вид нарушения Какая законодательная норма нарушена
1 Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»)
2 Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д.
3 СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ
4 Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ)
5 Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н
6 Некорректное применение результатов спецоценки При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1)
7 Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ)
8 Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
9 Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ)
10 Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ)
Читайте также:  Как избежать штраф за несвоевремен сдачу сзвм в 2023 году

Для работодателя проведенная с нарушениями спецоценка может обернуться целым набором негативных последствий — судебным разбирательством (если работники обратятся в суд за признанием недействительными результатов СОУТ), внеплановыми визитами контролеров, проведением экспертизы СОУТ и другими неожиданными и не очень приятными мероприятиями и незапланированными расходами.

Заметим, что претензии работников и инспекторов к работодателю по итогам СОУТ, как показывает судебная практика, не всегда бывают обоснованными (см. Решение Ребрихинского районного суда Алтайского края от 14.01.2019 по делу № 2А-14/2019, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 16.04.2018 по делу № 11-5344/2018).

Распространенные ошибки при заполнении и сдаче СОУТ

Ошибка 1. Госинспекция может не принять декларацию СОУТ только по одному основанию – если заполненный документ не соответствует утвержденной действующей форме. Отказ по другим причинам законодательством не предусмотрен.

При мотивированном отказе документ вернут декларанту с указанием причин отказа на протяжении 10 раб. дн. Отсчет срока ведется со дня подачи декларации в госинспекцию.

Ошибка 2. После окончания срока действия декларации СОУТ (5 лет), сдавать ее опять не нужно, но только при одном условии. Если за это время на «задекларированных» рабочих местах не было ЧП и работники, за которыми они закреплены, не приобрели профзаболевание.

Если все же подобные случаи были, то действующая декларация аннулируется, по факту проводится стандартная, но внеплановая спецоценка со всеми вытекающими из нее последствиями и действиями.

Новые квартальные формы с отчета за I квартал 2023 года.

Также, этим же приказом Росстата вводится новые квартальные формы с отчета за 1 квартал 2023 года:

  • № ЗП-образование «Сведения о численности и оплате труда работников сферы образования по категориям персонала»;

  • № ЗП-культура «Сведения о численности и оплате труда работников сферы культуры по категориям персонала»;

  • № ЗП-наука «Сведения о численности и оплате труда работников организаций, осуществляющих научные исследования и разработки, по категориям персонала»;

  • № ЗП-соц «Сведения о численности и оплате труда работников сферы социального обслуживания по категориям персонала»;

  • № ЗП-здрав «Сведения о численности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориям персонала»;

  • № П-4(НЗ) «Сведения о неполной занятости и движении работников».

Размер социальных пособий

В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.

Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:

  • по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
  • по беременности и родам – ​360 164 рубля за 140 дней;
  • по уходу за ребенком до полутора лет – ​31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.

Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).

Специальная оценка условий труда в 2022 году

Все уже наслышаны, что с 1 марта 2022 года вводятся в действие поправки в Трудовой кодекс РФ, касающиеся охраны труда (Федеральный закон от 02.07.2021 N 311-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»). В связи с этим подготовлено много сопутствующих НПА.

Но что же именно изменится в процедуре проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах и насколько важные эти изменения?

  • Вводятся новые понятия, которые позволяют выделить процедуру оценки профессиональных рисков.

Статья 209 ТК РФ будет представлена в новой редакции, добавлен термин «опасность«, сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда — предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.

Как это отразится на специальной оценке условий труда в 2022 году?

Если на рабочем месте установлен 4 класс условий труда (опасный), работодатель обязан приостановить работу.

При этом, в случае, выявления такой опасности на рабочих местах за работниками на время приостановки работ сохраняется место (должность) и средний заработок.

Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторной специальной оценки условий труда, которая подтвердит снижение уровня опасности.

Интересно, как это будет реализовано на практике? Ведь существуют такие рабочие места как пожарные, сотрудники подразделений МЧС и другие рабочие места, чья деятельность связана с высоким риском для здоровья и жизни. По решению комиссии, на таких рабочих местах измерения не проводятся и им присваивается 4 класс условий труда (опасный).

Много было разговоров, ведь давно пора было для таких мест принять «Особенности проведения специальной оценки условий труда». Однако, для таких рабочих мест специальная оценка условий труда пока что проводится на общих основаниях.

Может быть после вступления в силу изменений 1 марта 2022 года дело пойдёт быстрее? Будем ждать разъяснений от Минтруда.

  • С 1 марта 2022 года планируются также изменения в сам ФЗ 426 другим Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» в части совершенствования оказания государственных услуг и цифровой трансформации», проект этого ФЗ пока что не внесен на рассмотрение в ГД РФ, но скорее всего, его примут.

Что нас ждет с 1 марта 2022 года в специальной оценке условий труда? Как будет реализована так называемая «цифровая трансформация»?

  • Отчеты по специальной оценке условий труда можно будет не печатать, а подписывать в электронном виде с использованием электронной подписи.

Вроде бы звучит здорово… больше не надо печатать кучу бумаги, сидеть подписывать… НО

Отчет по СОУТ это не только карты и сводные документы, но еще и протоколы измерений факторов на рабочих местах.

Протоколы измерений выдаются аккредитованной в национальном органе лабораторией и подписываются не одним человеком, а порой, и не двумя. То есть какая-то часть отчета должна быть подписана одними людьми, другая часть – другими.

Цепочка подписания документов примерно такова:

1 – получение подписанных ЭЦП протоколов измерений от лаборатории (здесь мы опустим факт внутренней кухни лабораторий)

2 — составление отчета по СОУТ экспертом, подписание ЭЦП эксперта всех нужных документов

3 — передача отчета Заказчику, ВСЕ члены комиссии которого, должны просмотреть и подписать отчет

4 – а далее должно быть ознакомление сотрудников с отчетом… а как ознакомить конкретного сотрудника с конкретной картой СОУТ? Если весь отчет по СОУТ в электронном виде?

Вопросов много, ответов пока что нет.

Не будем забывать тот факт, что Россия страна большая, до сих пор остаются такие места, где на столах стоят факсы, а про ЭЦП никто и не слышал.

Идея с цифровизацией хорошая, за цифровыми технологиями всё-таки будущее, но хромает реализация.

Ну что ж… Будем по старинке печатать на бумаге, благо- это нам никто не запрещает.

  • Перечень сведений во ФГИС СОУТ и функционал ФГИС СОУТ хотят расширить.

Объектом учета Федеральной государственную информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ФГИС СОУТ) дополнительно станет уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц ФСА.

Информацию из реестра организаций, проводящих СОУТ, и реестра экспертов можно будет получить онлайн путем формирования выписки из ФГИС СОУТ.

Сейчас реестр организаций, проводящих СОУТ и реестр экспертов есть на сайте Минтруда. А проверить внесены ли сведения во ФГИС СОУТ, о проведенной именно у Вас специальной оценке условий труда, можно там же онлайн, введя свой ИНН и ОГРН в специальную форму. Это всё в абсолютно свободном доступе для всех пользователей.

Обещают возможность автоматических выписок из реестров Минтруда – для работодателей это плюс, упрощает поиск подходящей организации для проведения СОУТ.

Также объектом учета ФГИС СОУТ в отношении работодателя станут результаты оценки профессиональных рисков. А результаты проведения специальной оценки условий труда смогут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками (в настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков).

Свяжут ли как-то две процедуры в одну? СОУТ и риски? Или это выльется во что-то новое един��е? Пока что неизвестно. Но, именно эти изменения вступают в силу только с 01 марта 2023 года. Время есть.

  • Организации, проводящие СОУТ обязаны сообщать о своих внутренних изменениях

А именно:

  1. Сведения о сокращении области аккредитации испытательной лаборатории;
  2. Сведения об изменении состава экспертов.

Эти сведения должны передаваться через ФГИС СОУТ в течение 10 рабочих дней с даты наступления этих случаев.

Сейчас сведения о работниках и сведения об области аккредитации передаются только во ФГИС Росаккредитации – это сведения касательно только лаборатории. Теперь придется передавать сведения еще и об экспертах в Минтруд. Работы прибавится.

  • Новое в рассмотрении разногласий по вопросам проведения экспертизы качества специальной оценки условий труда и результатам ее проведения.

С 1 марта 2022 года Минтруд более не будет рассматривать разногласия, если:

А) кто-то уже успел показать результаты экспертизы СОУТ в суде и судебное решение уже принято;

Читайте также:  Дополнения к апелляционной жалобе АПК

Б) если экспертиза проведена по отчету СОУТ 2-летней (и более) давности.

В тоже время, подать отчет по специальной оценке условий труда на экспертизу, по-прежнему, можно когда угодно. А оспорить- уже нет.

Интересно получается, ведь иногда, и в самих заключениях по экспертизе проведенной СОУТ бывают ошибки. Теперь идти только в суд.

  • С 1 марта 2022 года вступают в силу также много подзаконных НПА. Пока что проекты.
  • Изменится порядок регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (касается не только допуска «новеньких», но и в случае приостановки и возобновления деятельности «стареньких»)

Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда».

Что нового?

  • Сроки рассмотрения заявлений сократят до 7 рабочих дней со дня регистрации заявления (сейчас это 20 рабочих дней).

Также, в этом проекте говорят еще раз, что все организации, проводящие СОУТ, обязаны передавать сведения о своих изменениях (в части области аккредитации и состава экспертов) в течение 10 рабочих дней с даты наступления этих событий. Документы передаются в Минтруд либо на бумаге либо электронно, подписанные ЭЦП (тут, однако, не указано, что через ФГИС, но это только проект, могут и дополнить).

В течение 7 рабочих дней Минтруд обязан внести изменения в реестре.

  • Сертификат эксперта можно будет формировать электронно через ФГИС СОУТ.

(Проект приказа Минтруда России «Об утверждении формы сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, технических требований к нему, инструкции по заполнению бланка сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и Порядка формирования и ведения реестра экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда»)

Старые сертификаты, которые на бумаге, конечно будут действовать до срока их окончания.

Это плюс, ведь бумажный сертификат в реальности лежит просто пылится в папочке.

Электронные номера сертификатов будут присваиваться информационной системой учета в автоматическом режиме начиная с номера, следующего за последним номером сертификата эксперта, выданного на бумажном носителе.

Интересно, а номер в реестре экспертам всё таки оставят прежним или нет?

  • Изменения касательно подачи декларации соответствия условий труда с 1 марта 2022 года

Зачем подавать декларацию по оценке условий труда

В первую очередь, сдача декларации в интересах работодателя. С помощью отчета можно доказать тот факт, что сотрудники трудятся в приемлемых условиях, тем самым сократить размер страховых взносов и отказаться от предоставления льгот и гарантий.

Если же в компании выявлены вредные или опасные факторы, работодатель обязан уплачивать дополнительные страховые взносы до 8%. Надбавка начисляется в соответствии с Приказом Минтруда № 33н от 24.01.2014. Учитывайте, что, если вы устраните негативные факторы, после проведения внеочередной или очередной спецоценки вы сможете снизить финансовую нагрузку. Исключение — организации, в которых ранее был установлен 4 класс опасности.

Размер дополнительных страховых взносов в зависимости от условий труда

Условия труда Класс РМ % надбавки
Оптимальные 1
Допустимые 2
Вредные 3.1 2
3.2 4
3.3 6
3.4 7
Опасные 4 8

Особенности заполнения декларации оценки условий труда

Форма декларации утверждена Приказом Минтруда России № 80н от 07.02.2014, но при ее заполнении нужно учитывать и поправки, которые внесены Приказом Минтруда России № 642н от 14.11.2016. В целом заполнение отчета не вызывает сложностей, главное следите за тем, чтобы не было ошибок, помарок и опечаток.

Декларацию заполняют в отношении всех рабочих мест, даже если на них установлены оптимальные или допустимые условия труда. Вы можете не включать в отчет те места, работа на которых изначально подразумевает досрочную пенсию, льготы и гарантии. Если по итогам предыдущих аттестаций установлены вредные или опасные факторы, при этом вы не устранили их, отчитываться также не нужно.

Плановые и внеплановые надзорные мероприятия

Помимо первоначальной автоматизированной проверки соблюдение требований законодательства о проведении специальной оценки проверяется Государственной инспекцией труда в ходе плановых и внеплановых проверок.

Надзорные мероприятия проводятся на основании Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного приказом Минтруда от 30.10.2012 № 354н.

Периодичность проверки специальной оценки условий труда в отношении работодателей отдельно не установлена. Соответственно, в данном случае применимо общее положение ч. 2 ст. 9 закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ. В соответствии с ним плановая проверка не может проводиться чаще 1 раза в 3 года.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! План проверок СОУТ в 2021 году в отношении работодателей отдельно не формируется, а соблюдение требований о спецоценке проверяется в ходе общих надзорных мероприятий. План проверок ежегодно составляется и размещается на официальных интернет-страницах территориальных органов Государственной инспекции труда.

Кроме того, может проводиться внеплановая проверка по СОУТ по основаниям, указанным в п. 69 Административного регламента. Среди оснований этого надзорного мероприятия выделяют истечение срока предписания ГИТ, заявление работника или иного заинтересованного лица и др.

Как составить декларацию соответствия условий труда: изменения в 2021 году

Сопроводительное письмо — необязательный документ, но часто его прикладывают для решения таких задач:

  1. Письмо оповещает трудинспекцию, что им отправлена декларация.
  2. Письмо содержит перечень документов, которые были отправлены с самой декларацией. Если представитель организации передает документы лично, то один экземпляр письма сотрудник ведомства оставляет себе, а на втором ставит отметку о получении документов. Этот экземпляр будет подтверждением получения декларации.

Такое письмо не имеет унифицированной формы. Его организация должна составить самостоятельно, использовав стандартную структуру сопроводительного письма. В тексте не должно быть ошибок, разговорных слов и выражений.

В шапке письма должны быть следующие данные:

  1. Полное наименование организации, ее адрес, ИНН, КПП, ОГРН, номер телефона. Если письмо оформляется на фирменном бланке, то эти сведения автоматически будут вставлены в шапку письма.
  2. Наименование адресата. Здесь указывают полностью название инспекции по труду в своем городе, пишут ее адрес.
  3. Номер, под которым было зарегистрировано письмо в журнале исходящей документации организации.
  4. Дата составления письма.
  5. Наименование документа — «Сопроводительное письмо».

Далее начинается основная часть. В тексте должны быть такие сведения:

  1. Ссылка на законодательные акты. В данном случае это ФЗ №426 от 28.12.2013 г., ФЗ №136 от 01.05.2016 г. и Приказ Минтруда РФ от 07.02.2014 г. №80.
  2. Указание на отправку декларации СОУТ.
  3. Реквизиты заключения эксперта, на которое компания опирается в декларации.

После основного текста указывают список прилагаемых документов. Это декларация СОУТ, заключение эксперта, сведения об организации, проводящей СОУТ, копию титульного листа отчета о проведении СОУТ. У каждого документа надо указать количество листов.

В конце ставит подпись руководитель организации или его представитель.

Общество с ограниченной ответственностью «Гамма»
(ООО «Гамма»)
ИНН 5612233446/КПП 223344556/ОГРН 1122334455667789
610000, г. Киров, ул. Грибоедова, д. 123, тел. 456-23-98

В Государственную инспекцию
труда в Кировской области
610000, г. Киров, ул. Сурикова, д. 9

Исх. №34 от «24» ноября 2019 года

Сопроводительное письмо

В соответствии с ФЗ от 28.12.2013 г. №426-ФЗ, ФЗ от 01.05.2016 г. №136-ФЗ и Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №80н от 07.02.2014 г. направляем вам декларацию соответствия условий охраны труда государственным нормативным требованиям охраны труда, подготовленную на основании заключения эксперта компании, проводящей СОУТ, №4567-С от 20 ноября 2019 года.

Приложения:

  1. Декларация СОУТ на 6 л.
  2. Копия заключения эксперта компании №4567-С от 20 ноября 2019 года на 10 л.
  3. Копия титульного листа «Отчета о проведении специальной оценки условий труда» на 1 л.
  4. Сведения о компании, проводящей СОУТ, на 2 л.

Генеральный директор: Рассомахин / А.Р. Рассомахин

1. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее — декларация) оформляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее — работодатель) в отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса по результатам осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не выявлены, а также условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2016, N 18, ст. 2512).

2. Декларация подписывается руководителем юридического лица и заверяется печатью (при наличии), либо подписывается лично индивидуальным предпринимателем и подается работодателем по форме согласно приложению N 1 к Приказу в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости (далее — государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации) по месту своего нахождения либо нахождения своего филиала или представительства лично или направляется почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении.

3. Декларация может быть подана в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью работодателя, посредством заполнения формы декларации на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Читайте также:  Материнский капитал до какого года будет действовать программа в России

4. Декларация подается работодателем в срок не позднее тридцати рабочих дней со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6991; 2021, N 1, ст. 42), на рабочих местах, в отношении которых подается декларация с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных и законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

5. В случае подачи декларации в отношении хотя бы одного аналогичного рабочего места, признанного таковым в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда, в декларацию включаются сведения обо всех рабочих местах, аналогичных данному рабочему месту.

6. При поступлении декларации в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости на бумажном носителе должностным лицом территориального органа Федеральной службы по труду и занятости, ответственным за прием и регистрацию деклараций, заполняется соответствующий раздел декларации «Сведения о регистрации декларации». При подаче декларации в электронном виде данная информация заполняется автоматически с учетом места нахождения рабочих мест, в отношении которых подается декларация.

Основанием для отказа в принятии декларации является ее несоответствие форме, предусмотренной приложением N 1 к Приказу.

Отказ в принятии декларации по иным основаниям не допускается.

7. При наличии основания для отказа в принятии декларации, поданной на бумажном носителе, государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации в течение не более десяти рабочих дней со дня поступления декларации возвращает ее работодателю посредством почтовой связи с указанием причин возврата.

8. В случае устранения оснований, послуживших отказу в принятии декларации, работодатель вправе повторно подать декларацию.

Приложение N 3
к приказу Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
от 17 июня 2021 г. N 406н

Разделы 1.1 и 1.2 пополнились новой строкой 101 «Сумма налога, уплаченная в связи с применением ПСН, подлежащая зачёту». Её заполняют в случаях, когда предприниматели теряют право на ПСН.

Важно! Налогоплательщики, теряющие право на ПСН, считаются перешедшими на УСН или ЕСХН (согласно п.6 ст.346,45 Налогового кодекса РФ) в зависимости от того, с каким режимом совмещался ПСН. При этом сумма налога, подлежащая уплате при УСН, должна уменьшится на сумму налога, уплаченного по патенту. В действующей форме декларации отсутствует строка для данной суммы. Из-за этого часто возникали вопросы по заполнению декларации в таких случаях.

  • Бухгалтерский баланс
  • Справка о среднем заработке для определения размера пособия по безработице (стипендии)
  • Налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения
  • Платежная ведомость
  • Приходный кассовый ордер
  • Отчет о финансовых результатах
  • Расчет по страховым взносам
  • Справка с места работы

О том, в какой срок и в каком порядке подавать документы написано в ФЗ № 426. Согласно правилам документ в течение 30 рабочих дней с даты утверждения отчета должен быть направлен в органы госинспекции. Отправляя отчет, также следует приложить сопроводительное письмо. К этой бумаге нет специальных требований относительно ее формы, в ней дается перечень бумаг, направленных в ГИТ.

Отдельные рабочие места, в отношении которых декларация по СОУТ не подается:

  • трудовая деятельность предусматривает досрочные страховые пенсионные выплаты по возрасту/старости;
  • рабочие места, где ранее выявлялись опасные или вредные условия;
  • сотрудники при трудоустройстве получают гарантии относительно компенсации за труд, сопряженный с опасными или вредными условиями.

Подготовительный этап

На данном этапе перед работодателем стоит несколько основных задач. Их правильное выполнение положит начало успешному завершению СОУТ.

Во-первых, необходимо выпустить приказ о создании комиссии по СОУТ, утвердить порядок ее деятельности и график проведения спецоценки у себя на предприятии. Уже на этом этапе у некоторых работодателей возникали вопросы: «Если Я один или Нас всего двое, то как создать комиссию и соблюсти все требования ст. 9 Закона №426-ФЗ?». Ответ на этот вопрос мы ждали еще с 2014 года, когда спецоценка заменила аттестацию. Он, наконец, готов:

«В случае отсутствия возможности у работодателей — субъектов малого предпринимательства (включая работодателей — индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законом отнесены к микропредприятиям, образовать комиссию полномочия комиссии исполняет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник»

Итак, фиксируем: теперь комиссия может состоять из одного человека, и работодатель в единственном числе может возложить все обязательства, связанные с проведением СОУТ, на себя.

Вторая задача подготовительного этапа – составить и утвердить перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, при этом не забыв про аналогичность. Комиссия должна сделать это еще до начала проведения работ по спецоценке.

Третий пункт – выбрать экспертную организацию, состоящую в реестре по СОУТ и заключить с ней договор (контракт) на выполнение работ по специальной оценке условий труда. Выбранная организация должна в течение 5 рабочих дней с даты заключения получить уникальный идентификационный номер во ФГИС СОУТ и уведомить об этом работодателя до начала выполнения работ.

До внесения изменений в ст. 8 Закона №426-ФЗ такой обязанности у организации, проводящей СОУТ, не было. Это влекло за собой отсутствие прозрачности на данном этапе, отказ некоторых работодателей от заключенных договоров и отказ от проведения СОУТ после проверки ГИТ. Часть 6 ст. 8 Закона №426 добавила возможность дополнительного контроля и окончательно закрепила обязательства Работодателя и экспертной организации успешно завершить СОУТ. Созданная на начальном этапе запись предполагает наличие привязанных к ней результатов спецоценки и отсутствие их приведет к возникновению вопросов со стороны надзорных органов, а именно ГИТ.

Ну и в-четвертых, работодатель на подготовительном этапе должен предоставить все необходимые сведения, которые характеризуют условия труда на рабочих местах и смогут помочь экспертной организации в проведении спецоценки.

Изменения части 4 ст. 12 Закона №426-ФЗ в первую очередь коснулись организаций, проводящих СОУТ. Теперь экспертные организации должны применять методики (методы) измерений и средства измерений, которые позволяют проводить исследования (испытания) и измерения уровней ВОПФ во всех диапазонах, установленных методикой проведения специальной оценки условий труда. Данное изменение позволяет более глубоко исследовать воздействующие на работников факторы и не допустить выдачу результатов, не попадающих в действующие значения.

Однако, есть в этом и «подводный камень» — методикой СОУТ установлены достаточно широкие диапазоны определений по факторам, которые позволяют проводить измерения даже для опасного класса условий труда. В целом это хорошо, но далеко не все экспертные организации могут похвастаться такими возможностями, что в ближайшей перспективе значительно сократит рынок организаций, проводящих СОУТ.

Применять результаты специальной оценки условий труда в соответствии со ст. 7 Закона №426-ФЗ, теперь можно со дня утверждения отчета о проведении СОУТ при условии, что сведения о них внесены во ФГИС СОУТ.

Аналогичная ситуация в отношении сроков действия СОУТ и декларации соответствия ГНТОТ, которые предусмотрены частью 4 ст. 8 и частью 4 ст. 11 Закона №426-ФЗ соответственно.

Судя по изменениям, которые связаны с использованием Федеральной государственной информационной системы учета результатов СОУТ можно сделать предположение, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации будет активно развивать данное направление и нас еще будут ждать изменения, связанные с цифровизацией.

Проект приказа Минтруда об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную ​(вступает в силу с 1 марта 2022 г.)​

Документ корректирует предельно допустимые нормы нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную​, а именно:

Характер работы Предельно допустимая масса груза (включая массу тары и упаковки)
Подъем и перемещение тяжестей при чередовании с другой работой ​(до 2 раз в час)​ 10 кг
Подъем и перемещение тяжестей постоянно в течение рабочей смены​ 7 кг
Суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа рабочего дня (смены), не должна превышать:с рабочей поверхности ​с пола ​ 350 кг175 кг

Срок действия Декларациии СОУТ

До 1 января 2021 года Декларация соответствия действовала 5 лет и продлевалась на 5 лет, если условия труда на рабочем месте не менялись. Поправки в Закон № 426-ФЗ от 30.12.2020 закрепили ее бессрочный характер (п. 4 ст. 11).

Проект приказа Минтруда России учитывает изменения в нормативном регулировании. Из Порядка подачи Декларации исключен пункт о ее сроке действия — смотрите Приложение 2 к проекту приказа. Ведомство устраняет противоречия в толковании норм.

ГТИ имеет право прекратить действие Декларации в случаях, указанных в п. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ:

  • произошел несчастный случай на рабочем месте, не по вине третьих лиц

  • у работника выявлено профессиональное заболевание из-за воздействия вредных факторов

  • надзорная проверка установила нарушения требований охраны труда на рабочем месте или в отношении сотрудника.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *