- Уголовное право

Льготы по НДС: особенности проверки деклараций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы по НДС: особенности проверки деклараций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Под необлагаемыми операциями понимают следующие. Это операции, которые в соответствии со статьей 146 НК РФ являются объектом обложения налогом, однако в соответствии со статьей 149 НК РФ от него освобождены. Их следует отражать в разделе 7 декларации по НДС. Напомним, что порядок заполнения декларации утвержден приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.

Проверка необлагаемых операций

При этом не любая операция, указанная в статье 149 НК РФ, является льготный в полном смысле этого слова. Таковыми можно назвать лишь те из них, по которым от НДС освобождаются отдельные категории налогоплательщиков. Это определено в пункте 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33. Если говорить конкретно, то примером льготных операций из перечня статьи 149 НК РФ являются:

  • реализация продуктов питания, произведенных столовыми медицинских, образовательных учреждений и предприятий общепита, причем если продажа их осуществляется непосредственно в этих организациях;
  • реализация или передача на собственные нужды религиозных предметов, в т. ч. литературы в соответствии с перечнем из постановления Правительства от 31.03.2001 № 251.

Все прочие операции, которые выведены из-под НДС для всех групп налогоплательщиков, льготными, по сути, не являются. Это значит, что ИФНС не вправе требовать по ним подтверждение правомерности применения льгот в рамках «камералки» по НДС.

В упомянутом Письме ФНС говорится в том числе и об этом. Такие выводы подтверждаются пунктом 14 постановления Пленума ВАС РФ № 33 и письмом Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906.

Кому положены налоговые льготы по НДС

Льготы по НДС условно делятся на 3 вида: полное освобождение от налога, частичное (не облагаются только конкретные операции) и пониженные ставки НДС — 10% и 0%.

  • Транснефть Финанс
  • Северсталь ЦЕС
  • РЖД-ТРАНСПОРТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Компания Braun
  • Мостотрест
  • Альфа-Банк
  • Мособлгаз
  • Газпромбанк
  • МКУ Управление Делами Администрации
  • ФКР Москвы
  • Аппарат Мэра и Правительства Москвы
  • ВТБ Лизинг
  • Гипромез
  • АНО Комплекс инжиниринговых технологий Курчатовского института
  • Русское море
  • Издательство Просвещение
  • ИЦЛС Биотехнология
  • ГУП Моссвет

Истребование документов

По правилам ст. 88 НК РФ проверяющие при проведении КНП вправе истребовать у налогоплательщика документы только в том случае, если в представленной декларации заявлены применение льгот (п. 6), сумма НДС к возмещению (п. 8), исчисление налогов, связанных с добычей полезных ископаемых (п. 9).

Примечание. При подаче декларации без документов, которые должны к ней прилагаться, налоговики вправе истребовать их у предпринимателя. Например, при применении ставки 0% по НДС налогоплательщики должны вместе с декларацией представить в налоговый орган документы, которые подтверждают ее применение (п. 10 ст. 165 НК РФ).

Кроме того, налоговики могут потребовать документы, которые предприниматель должен был приложить к отчетности в соответствии с действующим законодательством, но не сделал этого.

Если таких оснований для истребования документов нет, налоговики не вправе их запрашивать (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Форма требования о представлении документов, которой пользуются налоговые органы в рамках КНП, утверждена Приказом ФНС России N ММ-3-06/338@ (Приложение 5).

Приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ «Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах».

В требовании проверяющий должен указать, какие документы и на основании какой статьи НК РФ истребуются и в каком виде их надо представлять. Кроме того, оно содержит информацию о сроках представления необходимых документов, а также о том, что грозит предпринимателю по закону, если он их не представит.

Если из требования не понятно, какие именно документы хочет получить проверяющий, то есть признаки истребуемых документов сформулированы нечетко, то хозяйствующий субъект, по мнению Президиума ВАС РФ (Постановление от 08.04.2008 N 15333/07), не может быть привлечен к ответственности на основании ст. 126 НК РФ в случае неисполнения данного требования.

Группы льгот и критерии для их представления

Законодательством прописаны самые разные льготы по НДС, и они разделяются на категории:

  • льготы для отдельных ИП или организаций;
  • привилегии для юридических и/или физических лиц при осуществлении ими определенных операций;
  • привилегии, действующие, когда реализуется конкретная товарная группа или предоставляются определенные виды услуг.
  1. Предприятия, которые вправе использовать льготы по НДС

Возможность платить налог на льготных условиях имеется у предприятий, а также ИП, из областей:

  • финансовой или страховой, а еще обслуживающие пластиковые банковские карты;
  • образовательной, сферы культуры, архивного дела;
  • погребальных услуг;
  • юридических и нотариальных;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • сельхозпроизводителей;
  • оплаты квитанций за услуги основного и дополнительного детского обучения;
  • продаж изделий для лиц с инвалидностью;
  • оказания помощи пожилым людям и гражданами с ограниченными физическими возможностями.
  1. Льготы на осуществление операций

Льготниками станут предприятия и физлица:

  • реализующие жилищные схемы для военнослужащих и их семей;
  • непосредственно участвующие в благотворительности, безвозмездно передающие финансовые и имущественные пожертвования;
  • предоставляющие недвижимые объекты в наем иностранным компаниям и частным лицам, аккредитованным в РФ.

К этой категории относятся и государственные предприятия, проводящие розыгрыши лотерей.

Отказ от льготы по НДС

Оказывается, отказаться от налоговых послаблений вполне возможно. А такие ситуации время от времени возникают. Может оказаться, что предприятию пользование льготами становится невыгодным. Достаточно пройти специальную процедуру и выполнить некоторые действия, чтобы от них отказаться:

  1. Сформировать перечень тех операций, что дают право на применение льготы, и представить его в налоговый орган. Обратите внимание: вы не сумеете отказаться от льготы только на одну какую-то операцию (или несколько по выбору) – лишь на все сразу. Поскольку отказ оформляют как минимум на год, принимают его в самом начале отчетного периода. К этому времени организации следует определиться с целесообразностью такого решения, чтобы суммарно налог на ввозимые товары, уплачиваемый поставщиком, не оказался больше размера налога, заплаченного им же за продажу этих товаров на территории РФ. Или, к примеру, управляющие компании в сфере ЖКХ часто от льготы этой отказываются.
  2. Написать заявление и обязательно в нем указать все виды товаров, услуг и операций, которые позволяют иметь освобождение от НДС. Передать его в налоговый орган не позднее начала квартала. Если подать его после квартала, когда НДС принят к вычету, закон нарушен не будет. Совсем необязательно лично доставлять заявление, можно воспользоваться почтовой (с уведомлением) или электронной связью. Форма заявления не является унифицированной, так что пишут его в свободной форме.
  3. Спустя год, процедуру повторить. Потому что именно на 12 месяцев оформляется отказ. Как только срок истекает, налоговая инспекция льготы пересматривает.
Читайте также:  Ужесточена ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям

Соответствующие инстанции вынесут положительное решение, если:

  • на предприятии применяется общий налоговый режим без всяких льгот;
  • все товары и услуги облагаются НДС;
  • оприходованы те из них, что уже куплены;
  • поставщик уже предоставил счет-фактуру, правильно оформленную и проведенную по бухгалтерским документам.

Иначе в полном соответствии с действующим законодательством привилегии начнут действовать.

Можно ли не отвечать на требование налоговой по льготам

Налоговики запрашивают пояснение практически по всем декларациям с заполненным разделом 7. При этом они ссылаются на п. 6 ст. НК РФ. Но эта статья разрешает истребовать пояснения и документы именно по льготным операциям, а не по всем, которые освобождены от НДС или не признаются объектами налогообложения (ст. 146, 149 НК РФ). При истребовании органы должны опираться на понятие «льготы», закреплённое в п. 1 ст. НК РФ.

Требовать подтверждения права на льготу налоговая может, только если организация на самом деле имеет преимущества перед другими налогоплательщиками. Иными словами, операции облагаются налогом не у всех, а только у компаний из определённых категорий. Например, не облагаются налогом и не являются льготными операции по продаже земли, гарантийному ремонту, распространению рекламных материалов стоимостью до 100 рублей за штуку, получению процентов по займам.

По таким операциям налоговики не вправе запрашивать документы (письма Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029 и от 03.12.2014 № 03-07-15/6190, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014). Привлечь к ответственности и оштрафовать за непредставление пояснений в этом случае нельзя.

Игнорировать требование налоговой мы не рекомендуем. Следует хотя бы направить письмо с отказом в представлении документов или представить пояснение с документом-обоснованием. Например, если вы продаёте необлагаемую медтехнику, таким документом будет регистрационное удостоверение.

Письмо об отказе в представлении документов должно содержать ссылку на статью, в соответствии с которой операцию нельзя признать льготной. Вот пример:

«В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков и долей в них не признаются объектом обложения НДС. Отсутствие таких операций в перечне объектов налогообложения не является налоговой льготой. Правом не начислять НДС с выручки от продажи земельных участков могут пользоваться любые организации без каких-либо ограничений. В связи с этим ООО “Звезда” уведомляет об отказе представить документы, указанные в требовании от 12.04.2021 № 321».

Перечень налоговых льгот

Для удобства можно поделить существующие льготы по НДС на группы:

Применяемые при продаже некоторых товаров, осуществлении услуг и работ Применяемые особыми группами компаний и ИП Применяемые при проведении некоторых операций
— продажа марок;

— продажа произведений народных худ. промыслов, объявленных ценными;

— продажа медикаментов (перечень закрытый);

— продажа монет из драг.металлов, не имеющих ценности для нумизматов;

— ремонт в рамках гарантийного срока использования;

— реставрация, ремонт, консервация исторических и культурных памятников и построек;

— научные исследования, опытно-конструкторские мероприятия, спонсируемые из бюджета;

— продажа драг.металлов/камней, руд с примесью драг.металлов, нешлифованных алмазов, их обломков;

— приготовление пищи для образовательных и медучреждений, детсадов;

— мед. услуги;

— транспортировка людей по городу и пригороду;

— тушение лесных пожаров;

— ремонт воздушных судов (в т. ч. аэронавигационное обслуживание) на аэродромах и в воздухе;

— лоцманская проводка и обсл. морских судов и судов внутр. плавания при нахождении в порту;

— сдача в аренду спортинвентаря для спортивно-зрелищных событий;

— продажа жилья целиком и долями;

— передача долей в правах на общее имущество в многоквартирном доме при продаже квартир;

— продажа эксклюзивных прав и прав на эксплуатацию новшеств, изобретений, софта для ЭВМ, топологии интегральных микросхем, БД, промышленных образцов;

— продажа лома и отходов ч. и цвет. металлов;

— отчуждение товара ради рекламы, лимит себестоимости до 100 тысяч рублей за ед.

— учебные курсы;

— продажи в точках, где нет пошлины;

— мероприятия в области искусства и культурные мероприятия, продажа входных билетов учреждениями физкультуры и спорта;

— съемки фильмов, признанных национальными;

— продажа товаров, услуг и работ обществами людей с ограниченными возможностями;

— продажа сельскохозяйственной продукции;

— Ритуальные услуги;

— услуги архивов;

— Услуги страховщиков;

— Пенсионное страхование муниципальными учреждениями;

— Операции в отделениях банков;

— Операции с банковскими картами;

— Платежи за детсад, занятия для развития детей;

— Уход за больными, пожилыми и людьми с ограниченными возможностями в гос. и муниципальных организациях соцзащиты;

— Адвокатская деятельность (в т. ч. адв. бюро);

— отчуждение товаров в пользу уголовно-исполнительных учреждений;

— продажа товаров, услуг и работ гос. унитарными организациями (и «уголовными» мастерскими лечебных исправительных колоний) при предприятиях соцзащиты и соцреабилитации населения, противотуберкулезных, психо- и психоневрологических организациях;

— продажа предметов религии и печатной продукции;

— Услуги санаторных, курортных, лагерных предприятий России для детей, пребывание в которых основывается на выдаче путевки или курсовки;

— казино;

— производство медикаментов, ремонт оптики, слуховых аппаратов и протезно-ортопедической продукции;

— услуги, за которые население уплачивает госпошлину.

— сдача в аренду площадей для иностранцев и зарубежных предприятий, прошедшим аккредитацию в РФ;

— предоставление заемных средств;

— работы по организации постройки жилья для военнослужащих;

— организация государственных лотерей;

— передача во временное пользование жилплощадей;

— осуществление работ в портовой ОЭЗ жителями данной зоны;

— перекупка кредитных продуктов и займов;

— благотворительная передача чего-либо;

— научные исследования и опытно-конструкторские работы, спонсируемые гос. бюджетом и направленные на изобретение новых продуктов и технологий;

— продажа долей предприятий, паев в инвест. фондах и фондах кооперативов, акций, инструментов срочных сделок.

Применение льгот по НДС

Применять существующие льготы по НДС представляется возможным любой компании или ИП при выполнении требований, которые условно делятся на 2 группы:

  • общие условия, относящиеся ко всем организациям;
  • дополнительные, в зависимости от рассматриваемой льготы:
  1. Если деятельность компании подлежит обязательному лицензированию, для получения льготы нужно, чтобы она была. Если лицензия не получена, НДС платится на общих условиях. Сотрудники ФНС пояснили, что возможность получать льготу по НДС утрачивается с даты прекращения действия лицензии. Но если организация заранее начала процесс ее продления (если нет — льготы точно не действуют), но не успела продлить по независящим от нее обстоятельствам, при этом продолжая социально значимую работу, льгота сохраняется.
  2. Когда организация совмещает несколько форм заработка, на одну из которых положена льгота, она ведет учет операций, связанных с НДС, для каждой из них по отдельности.

За льготниками сохранится обязанность:

  • выставлять счет-фактуру,
  • заполнять регистры покупок и продаж,
  • фиксировать приходящие и исходящие счета-фактуры,
  • подавать в ФНС декларацию по НДС.

Особые требования к счету-фактуре:

  • величина налога не обозначается,
  • пишется «Без налога (НДС)».

Операции, для которых не нужна выдача счета-фактуры:

  • реализация акций (кроме услуг брокеров и посредников);
  • операции из списка ст. 149 НК РФ, совершаемые банковскими учреждениями, компаниями-страховщиками и муниципальными пенсионными фондами.
Читайте также:  Как выплачивается больничный лист в 2023 году по болезни порядок расчета

Проверка декларации по НДС при использовании льгот

  • изменили перечень товаров, облагаемых по ставке 10 %;
  • изменен порядок представления документов для подтверждения экспорта товаров;
  • введен новый порядок обложения авансов при передаче имущественных прав;
  • есть новые освобождения;
  • принят особый порядок обложения макулатуры.

На семинаре расскажут, как работать с этими изменениями.

ФНС добавит еще пять кодов возможных ошибок в требования по НДС.

С 25 января 2021 года в требованиях о представлении пояснений по декларациям НДС появятся новые коды ошибок.

Сообщения об этом стали приходить налогоплательщикам по ТКС.

Вот эти коды.

В программе семинара, кроме заполнения декларации и новых правил по НДС в 2019-м году, — про ошибки в счетах-фактурах.

За движимое имущество теперь налог платить не нужно

С 2021 года налог на имущество надо платить только по недвижимости. Движимое имущество перестало быть объектом обложения независимо от того, подпадало ли оно под льготу раньше (п. 1 ст. 374 НК РФ в ред. ФЗ от 03.08.2018 № 302-ФЗ).

Новые правила расчёта налога на имущество при изменении кадастровой стоимости недвижимости в течение года

По общему правилу, изменённая кадастровая стоимость применяется при расчёте налога на имущество за будущие годы, но в некоторых случаях возможен пересчёт за текущий или предыдущие. С 1 января 2019 года эти исключения скорректировали (п. 15 ст. 378.2 ФЗ от 03.08.2018 № 334-ФЗ).

Налог на имущество можно пересчитать за все периоды, когда применялась прежняя стоимость, если в 2021 году кадастровая стоимость:

  • изменится из-за исправления технической ошибки в величине кадастровой стоимости;
  • уменьшится из-за исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости;
  • изменится из-за решения комиссии или суда об установлении рыночной стоимости;
  • уменьшится из-за решения комиссии или суда, подтвердивших недостоверность сведений.

С 2021 года при изменении характеристик объекта налог на имущество рассчитывается по новой кадастровой стоимости со дня внесения сведений в ЕГРН. Таким образом, по старой оценке налог придётся платить за полные месяцы с начала года до изменения стоимости, по новой оценке – с изменения и до конца года. Месяц считается полным, если право собственности возникло не позднее 15-го числа или прекратилось после 15-го числа

При просрочке уплаты считать пени нужно иначе

Пени рассчитываются исходя из суммы недоимки, количества дней просрочки и размера ставки рефинансирования Банка России (п. 3 ст. 58, п. п. 4, 7 ст. 75 НК РФ, п. п. 5, 6 ст. 26.11 Закона № 125-ФЗ).

Согласно изменениям, внесённым в пункт 3 статьи 75 НК РФ Федеральным законом от 27.11.2018 № 424-ФЗ, пени не могут быть больше недоимки, на которую их начисляют. Раньше такого ограничения не было. И пени нужно начислять и за день, когда недоимку погасили. До 27 декабря 2021 года его в расчёт не брали.

Таким образом, по недоимке, возникшей до 27.12.2018 включительно, пени начисляются до дня уплаты задолженности. А по недоимке, возникшей после этой даты, пени начисляются по день уплаты недоимки включительно. При этом сумма пеней не может превышать сумму недоимки, на которую они начислены.

Если ставка рефинансирования в периоде просрочки менялась, пени за периоды с разной ставкой нужно рассчитывать отдельно.

При обнаружении ошибки можно уточнить счёт УФК по платежам в бюджет

С 2021 года налогоплательщик при обнаружении ошибки вправе уточнить счёт Федерального казначейства в платёжке по налогам, страховым взносам, сборам, пеням, а также штрафам (п. 7 ст. 45 НК РФ в ред. ФЗ от 29.07.2018 № 232-ФЗ). Есть три условия:

  • с даты платежа прошло не больше трёх лет;
  • уточнение не приведёт к образованию недоимки;
  • деньги поступили в бюджет, несмотря на ошибку в платёжке. Это можно проверить при сверке расчётов с инспекцией.

При уточнении платежа налоговый орган обязан осуществить пересчёт пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика о принятом решении об уточнении платежа в течение пяти дней со дня принятия этого решения.

Как видим, изменения в Налоговом кодексе РФ неглобальные, но их много. Их необходимо учитывать при планировании финансовой деятельности организации на 2021 год.

Унифицированные формы реестров для подтверждения налоговых льгот с 01.07.2021

Чтобы правильно отразить код операции 1011712 в декларации по НДС, также нужно ознакомиться с некоторыми терминами и статьями НК РФ.

Данный код проставляют в разделе 2 декларации по НДС налоговые агенты. Посмотрим, кого налоговое законодательство относит к налоговым агентам и когда им следует проставлять указанный код в декларации:

Обратите внимание, что код 1011712 проставляется при заказе у иностранца работ или услуг — не при приобретении товара (при покупке у иностранца товаров код операции — 1011711).

Начнем со спецрежимов. НК РФ предусматривает следующие варианты:

  • упрощенная система (УСН)
  • «вмененка» (ЕНВД)
  • единый сельхозналог (ЕСХН)
  • патентная система (ПСН)

Каждый из этих режимов имеет свои условия для перехода, но в целом критерии можно объединить в следующие группы:

  1. Организационная форма и состав учредителей. Для ЕНВД и УСН доля организаций в уставном капитале ограничена 25%. А на патентную систему могут перейти только индивидуальные предприниматели.
  2. Масштаб бизнеса. Лимиты устанавливаются для выручки, численности персонала и стоимости объектов основных средств. Также ограничение предусмотрено и для предприятий, имеющих филиалы.
  3. Виды деятельности. Для УСН предусмотрены «запретные» сферы, например, банковские услуги или торговля подакцизными товарами. Всеми остальными видами деятельности на «упрощенке» заниматься можно (при соблюдении других ограничений). Для остальных трех спецрежимов, напротив, существуют только «закрытые» списки разрешенных направлений работы.

В чем может возникнуть сложность? Дело в том, что выполнить обязанности налогового агента российской компании или ИП потребуется только в том случае, если сделка с иностранцем (по приобретению работ или услуг) произошла на территории нашей страны. Поэтому прежде чем заняться оформлением раздела 2 декларации по НДС, убедитесь в этом (ст. 148 НК РФ). С данным обстоятельством нам поможет разобраться представленная ниже схема:

Как видите, сложности с определением места оказания услуги (выполнения работ) вполне возможны. А неверная оценка этого обстоятельства может повлиять на правильное заполнение раздела 2 декларации по НДС и обоснованное применение кода 1011712.

Комментируемым Письмом налоговики дают старт применению риск-ориентированного подхода к проверкам деклараций по НДС, в которых заявлены льготируемые операции. Применение такого подхода должно снизить объем истребуемых документов (то есть облегчить жизнь налогоплательщиков) и повысить результативность камеральных проверок.

При проведении камеральных налоговых проверок таких деклараций налоговики будут учитывать совокупность следующих факторов:

  • уровень налогового риска, присвоенного налогоплательщику Системой управления рисками АСК «НДС-2» (СУР),
  • результат предыдущих камеральных налоговых проверок налоговых деклараций налогоплательщика по НДС по вопросу правомерности применения налогоплательщиками налоговых льгот.

В феврале 2017 года Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ рассмотрела кассационную жалобу УК на постановление окружного суда, вынесенное по налоговому спору относительно права на возмещение НДС в ситуации отказа от применения освобождения от налогообложения задним числом (Определение ВС РФ от 21.02.2017 № 305‑КГ16-14941 по делу № А40-89628/2015). Пожалуй, это первый судебный акт по поводу применения льготы по НДС, принятый на столь высоком уровне. Всем компаниям, которые осуществляют операции, подпадающие под действие пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, нужно взять на заметку сделанные судом выводы. Несмотря на то, что при рассмотрении дел суды не обязаны руководствоваться ими, применять другую логику они вряд ли будут.

Читайте также:  Налоговые каникулы 2022 для ИП: кто и когда сможет воспользоваться льготами

Ответственность за нарушения правил исчисления и уплаты НДС

Выездные и камеральные налоговые проверки проводятся с целью выявления нарушений по начислению и уплате НДС. Если контрольными мероприятиями эти факты будут установлены, к компании будут применяться санкции в виде штрафов и пеней.

Если в акте будет отражено занижение базы по НДС, которое возникло в виде счетной ошибки, сбоя в работе программы или другого неумышленного действия, то штраф составит 20% от неуплаченной суммы налога.

В том случае, если инспекторы посчитают, что это действие было намеренным, штраф составит 40%. За все время, в течение которого дополнительно начисленный платеж не поступил в бюджет, надо уплатить пени.

Они начисляются на сумму неуплаченного налога в первые 30 дней после установленного срока уплаты в размере одной трехсотой ставки рефинансирования, установленной ЦБ. С 31 дня необходим расчет 1/150 этого значения.

Если проверка выявит сокрытие от налогообложения крупных сумм, на руководителя может быть заведено уголовное дело. Основанием для этого считается неуплата в течение 3 лет налогов на 15 млн. рублей.

Подтверждение льготы по НДС

Прежде чем перейти к разъяснениям по заполнению реестра, давайте определимся, по каким операциям нужно представлять документ, подтверждающий льготу по уплате НДС, а по каким — нет. Для этого ознакомимся с понятием налоговых льгот.

Льготами по налогам признаются налоговые послабления для определенных групп налогоплательщиков, в том числе возможность вообще не платить налоги или платить их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Иными словами, к льготам по НДС относятся операции, которые у одних налогоплательщиков не облагаются налогом, а у других — облагаются. И по ним необходимо формировать реестр документов.

А вот операции, по которым освобождение от НДС доступно для всех категорий налогоплательщиков, к льготируемым не относятся. И реестр подтверждающих документов по льготе НДС по ним составлять не надо (п. 14 постановления Пленума ВАС от 30.05.2014 № 33).

Определять операции, освобождаемые от НДС для отдельной группы налогоплательщиков и освобождаемые от НДС для всех плательщиков, поможет наш материал «Ст. 149 НК РФ (2018): вопросы и ответы».

А для получения полной и актуальной информации о льготах по НДС предлагаем заглянуть в нашу специальную рубрику.

Рекомендации для льготных операций

Согласно налоговому законодательству (п. 6 ст. 88 НК РФ) ревизоры вправе контролировать льготы, но (!) только те из них, которые подпадают под понятие «налоговая льгота» с учетом п. 1 ст. 56 НК РФ и позиции Пленума ВАС, изложенной в п. 14 Постановления от 30.05.2014 № 33. Это касается, например, столовых школ, организаций инвалидов, коллегий адвокатов и др. (ст. 149 НК РФ) – названные лица не платят НДС с реализации, а инспекторы вправе требовать у них документы и пояснения.

К сведению: операции, не ограниченные видом деятельности и доступные организациям любых форм собственности, не дают компаниям налоговых преимуществ. Поэтому такие операции (например, займы, реализация жилья и др.) не относятся к разряду льготируемых. Истребуемые по ним документы в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ налогоплательщик вправе не представлять (Письмо Минфина России от 03.12.2014 № 03-07-15/61906).

В настоящее время ФНС выступила с предложением изменить Налоговый кодекс (дополнить п. 6 ст. 88). При таких обстоятельствах инспекции смогут законно требовать документы и пояснения по всем необлагаемым операциям.

С целью эффективности администрирования налога ФНС издала рекомендации по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции (далее – Рекомендации). Таковые основаны на риск-ориентированном подходе, предполагающем контроль лишь некоторых (не всех) льготных операций.

Но чтобы объем истребуемых документов был сокращен (что, безусловно, является положительным моментом для имеющих преимущество по НДС плательщиков), нужно четко следовать Рекомендациям.

Алгоритм истребования документов

Налоговики обрабатывают реестр и рассчитывают объем документов, которые необходимо истребовать в дальнейшем. Объем подлежащих истребованию документов определяется для каждого кода льготной операции в соответствии с алгоритмом, изложенным в приложении 2 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@.

Если «льготник» представит реестр по рекомендованной форме и в документах не будет противоречий, максимальное количество запрошенных документов в разрезе кодов операций составит 40% их общего объема (но не более 500 документов). Если количество документов по определенному коду операции составит менее 30, контролеры истребуют их в полном объеме.

Пример 3.

Вернемся к условию предыдущего примера.

По итогам применения риск-ориентированного подхода ИФНС затребует:

– у ООО «Лютик» – 40% объема документов (но не менее 30 и не более 500) по каждому коду льготной операции;

– у ООО «Ромашка» – 100% объема документов по каждому коду льготной операции, без ограничения количества представляемых документов.

А теперь рассмотрим подробнее алгоритм истребования документов в зависимости от принадлежности организации к той или иной группе налогового риска.

Уровень налогового риска

Условия определения объема документов, подлежащих истребованию в разрезе кодов операций

Высокий

Организации представляют документы в любом случае

Средний

Организации представляют максимальное количество документов, если:

– заявлена льгота по коду операции впервые;
– по результатам предыдущей «камералки» контролеры выявили нарушения в части конкретной льготы.

Факт того, что нарушений по части применения льготы в ходе предыдущей проверки не выявлено, ведет к сокращению истребуемых документов до 10% общего объема.

При представлении типовых договоров (и отсутствии нарушений в предыдущих «камералках») контролеры истребуют не более 5% объема документов*.

Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение четырех налоговых периодов подряд и нарушений при этом не выявлено, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период

Низкий

Организации должны представлять максимальное количество документов, только если контролеры обнаружили нарушения по итогам предыдущей «камералки».

Если льгота применена впервые, инспекция запросит не более 10% общего объема документов. Если же при этом представляются формы типового договора (договоров), объем истребуемых документов составит не более 5%*.

Если компания заявляет одну и ту же льготу в течение трех налоговых периодов подряд, предшествующих проверяемому, без нарушений, документы по такому коду могут не истребоваться (не более трех налоговых периодов подряд). Пояснения (реестр) истребуются каждый налоговый период


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *