Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Локальный нормативный акт: как разработать и утвердить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В «Общих положениях» устанавливается нормативно-правовая база, положенная в основу разработки документа, определяются цели разработки и введения в действие Положения, сфера его применения в организации.
Раздел 2. Статус молодого специалиста
Статус молодого специалиста определяет совокупность прав и обязанностей, возникающих у выпускника образовательного учреждения профессионального образования со дня заключения трудового договора с работодателем.
В этой связи возникает вопрос: кто попадает под категорию «молодой специалист»? На сегодняшний день российское трудовое законодательство не содержит определения «молодой специалист». Организациям предоставляется практически полная нормотворческая свобода в данном вопросе. Для определения статуса «молодого специалиста предприятия» следует регламентировать:
- возрастные ограничения для отнесения работника к категории «молодой специалист». Как правило, в документах упоминается возраст до 30 (35) лет;
- условие о наличии диплома об окончании образовательного учреждения среднего и высшего профессионального образования (имеющего государственную аккредитацию или нет, решать работодателю. В документах организаций чаще используется ссылка на государственную аккредитацию образовательного учреждения);
- другие условия (например, о том, что это работник, впервые поступающий на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения, или о том, что это работник, принятый на работу на основе договора о целевой подготовке специалиста, и т.п.).
Существуют и необязательные ЛНА в кадрах, которые работодатель может составлять добровольно. Примеры:
-
акты о повышении квалификации сотрудников;
-
положения о премировании, выплате материальной помощи, командировках;
-
акты о дисциплинарной ответственности работников;
-
положение о прохождении персоналом медосмотра.
Специализированные ЛНА
Правда, стоит помнить, что практически в любом правиле будут присутствовать те или иные исключения. Здесь в роли таковых выступают особые, также обязательные нормативные бумаги, касающиеся исключительно определенных отраслей. Ярким примером деятельности, нуждающейся в разработке и внедрении дополнительной, но не менее важной документации, является обыкновенная школа.
Традиционные образовательные учреждения функционируют, в том числе и с задействованием определенной системы оценок, основы которой, конечно же, закрепляются в бумажном формате. Причем каждое ОУ составляет свой список критериев, предназначенных для применения к учащимся, основываясь на рекомендациях и постановлениях из следующего списка:
- Федеральный закон №273-ФЗ.
- Официальная программа «Развитие образования на 2022 год».
- Приказ Минобрнауки №462.
- Постановление Минобразования РФ №1324 и так далее.
Подобных примеров множество: в рамках той или иной сферы всегда найдутся регламенты, используемые исключительно для нее. Конечно, такое положение дел слегка усложняет процесс составления НПА для людей, не слишком разбирающихся в особенностях законодательных нормативов.
Изменение и отмена ЛПА
Понимание того, какие документы — это локальные акты, а какие нет, представляется в виде ключа к грамотной организации рабочего процесса. Нетрудно догадаться, что все поправки, вносимые в представленные бумаги, должны оформляться путем выпуска соответствующих приказов. Причем самостоятельно варьировать различные условия, прописанные в подобных бланках, работодатель не может от слова совсем. Предупреждать персонал о грядущих формациях следует не менее, чем за два месяца до их финального утверждения в рамках предприятия. Именно о таком правиле рассказывают выкладки, присутствующие в ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации. В аналогичном порядке выполняется и отмена всевозможных НПА, регламентировать которую можно в любой момент.
Ошибки, допущенные при составлении и внедрении ЛНПА, приводят к судебным спорам, материальным и репутационным издержкам.
Обнаруживаются ошибки в ходе проверок со стороны контролирующих органов (Трудовой инспекции и Прокуратуры). Проверки бывают плановые либо инициируются по жалобам работников.
К судебным спорам, материальным и репутационным издержкам приводят следующие ошибки:
Ошибка 1. Нормы ЛНПА ухудшают положение сотрудников в сравнении с тем положением, которое гарантируют последним нормы общего законодательства о труде (ч. 4 ст. 8 ТК РФ)
Последствия:
- штрафы для должностных лиц и ИП: 1000 — 5000 рублей (при повторном нарушении: 10 000 — 20 000 рублей);
- штрафы для юридических лиц: 30 000 — 50 000 рублей (при повторном нарушении: 50 000 -70 000 рублей) (ст. 5.27 КоАП РФ).
Основные требования, предъявляемые к локальным нормативным актам
Можно выделить два вида требований, предъявляемых к ЛНА: правовые и оформительские. Согласно Трудовому кодексу, ЛНА:
- могут приниматься единолично работодателем, но в некоторых случаях необходимо согласовать их с представителями сотрудников данного предприятия (эти случаи указаны в ТК);
- не могут предусматривать условия работы хуже, чем гарантированно ТК, а также коллективным договором предприятия и иными соглашениями (например, с профсоюзами);
- носят обязательный характер, за их неисполнение предполагается ответственность как работника (дисциплинарная), так и работодателя (административная).
Требования к оформлению локальных нормативных актов соответствуют правилам написания официальных документов.
Они в обязательном порядке должны содержать название предприятия, наименование документа (например, «Положение о…»), дату его регистрации, место составления. Кроме того, ЛНА имеют определенную структуру, состоящую из следующих частей:
- Общие положения. Это вводная часть, где прописывается перечень освещаемых проблем, юридическая основа документа, группы лиц, которые попадают под действия этого акта.
- Основная часть: суть документа.
- Заключительные положения: могут содержать различные организационные вопросы, связанные с этим актом. В частности, порядок вступления его силу, а также его отмену.
- Приложения: не являются обязательной частью. В них могут более подробно освещаться отдельные вопросы, на которые ссылаются в основной части, а также приводиться формы бланков внутренней документации.
Кто считается молодым специалистом в 2021 г
Молодой специалист — это работник с определенным уровнем образования – бакалавриат, магистратура, среднее профессиональное, который впервые устраивается на работу. Понятие как правило, характеризует гражданина, имеющего соответствующее образование и принятого на работу по полученной специальности, до достижения им определенного возраста.
Четкой границы, когда молодой специалист становится просто специалистом нет. Обычно это порог в 30-35 лет, но статус в региональных нормативных актах различается.
Например, в Москве это работник до 35 лет, в Санкт-Петербурге и Саратове — до 30. Статус присваивают только на три года — в этот срок не входят декретные отпуска и периоды службы в армии.
Например, если сотрудник устроится в 18 лет, в 21 год он уже перестанет считаться молодым специалистом.
Локальные нормативные акты организации: перечень 2021
Если в организации отсутствуют обязательные ЛНА, компании грозят штрафы. Проверьте, соответствует ли комплект законодательным требованиям, если нужно — внесите изменения. Образцы документов и советы экспертов вы найдете в статье.
Трудовой кодекс не содержит полного перечня локальных актов, которые нужно утвердить в организации. Но есть обязательные для всех компаний документы, которые запрашивают при проверке. Если не представите их, компанию оштрафуют. В статье мы расскажем, какие обязательные локальные нормативные акты нужно разработать в компании и как их утвердить. Скачайте полезную шпаргалку в Системе Кадры: Как принять локальный нормативный акт компании >>>
Скачайте образцы локальных нормативных актов организации, которые разработали наши эксперты:
Что такое локальный акт?
Работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями (ч. 1 ст. 8 ТК РФ).
При этом Трудовой кодекс не содержит ни определения локального акта, ни перечня документов, которые можно считать локальными актами.
Некоторые специалисты определяют локальные нормативные акты как акты, принимаемые работодателем и содержащие правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц. Но данная формулировка достаточно узка, поскольку к основным документам, содержащим правила поведения, можно отнести, например, Правила внутреннего трудового распорядка или инструкции по охране труда. Понятие локального нормативного акта несколько шире. Для его определения лучше воспользоваться положениями ст. 8 ТК РФ: локальный нормативный акт – документ, содержащий нормы трудового права, который принимается работодателем в пределах его компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.
А вот по поводу того, какие акты следует отнести к локальным, мнений достаточно много. Бесспорно, локальными актами являются Правила внутреннего трудового распорядка, различные положения (о персональных данных, об оплате труда, об аттестации), инструкции по охране труда и т. п. Некоторые специалисты относят к локальным актам также штатное расписание и график отпусков, а некоторые – и приказы руководителя.
Мы не можем согласиться с тем, что приказы являются локальными нормативными актами. Они относятся к организационно-распорядительным документам, как и табели учета рабочего времени, графики сменности и др.
Что касается штатного расписания и графика отпусков, Роструд, например, неоднократно относил их к локальным нормативным актам (см., например, письма Роструда от 22.03.2012 № 428‑6‑1, от 31.10.2007 № 4414‑6).
Не относятся к локальным нормативным актам коллективные договоры и соглашения.
А в Письме Роструда от 15.05.2014 № ПГ/4653‑6‑1указывается, что штатное расписание является локальным нормативным актом организации, но непосредственно не связанным с трудовой деятельностью. Поэтому работодатель не обязан знакомить с ним новичка при приеме на работу. Перед заключением трудового договора работники должны быть
ознакомлены только с локальными нормативными актами, связанными с трудовой деятельностью.
В любом случае, независимо от того, относятся ли штатное расписание и график отпусков к локальным нормативным актам, они должны быть в каждой организации.
Положение о молодых специалистах как локальный нормативный акт организации
Для определения критериев отнесения работников к категории “молодой специалист”, а также установления дополнительных мер поддержки молодых специалистов работодатель может принимать особый ЛНА. Как правило, это положение о молодых специалистах, но название может быть любым (далее – положение).
Положение обычно состоит из нескольких разделов:
- “Общие положения”, в котором указываются цель принятия ЛНА и правовая база ЛНА (то есть, какие НПА учитывались при разработке);
- “Статус молодого специалиста” – критерии отнесения работника к молодым специалистам и срок, в течение которого за работником сохраняется данный статус;
- “Права и обязанности работника и работодателя” – может быть единый раздел или два раздела – для работника и для работодателя; указываются основные обязанности и права в рамках отношений “работодатель – молодой специалист”. Не рекомендуется перегружать раздел общими правами и обязанностями, установленными трудовым законодательством, иными ЛНА, трудовым договором и т.п. Следует уделить внимание лишь специфичным правам и обязанностям, которые будут присущи только молодым специалистам и работодателю в отношениях с ними;
- “Гарантии и компенсации, предоставляемые молодому специалисту” – в разделе указывается, какие конкретно меры поддержки предлагает работодатель молодому специалисту. Это могут быть доплаты и надбавки к заработной плате, предоставление дополнительных дней отпуска, меры социальной поддержки и др.
- “Заключительные положения” – технические вопросы вступления в силу и применения ЛНА.Положение, как правило, принимается в обычном порядке, как и иные ЛНА, работники должны быть ознакомлены с ним под подпись. При этом знакомить под подпись следует не всех работников, а только тех, кто может подпадать под категорию молодых специалистов – как работающих у работодателя, так и устраивающихся на работу по трудовым договорам. Требование об ознакомлении с положением следует из абз. 6 ч. 1 ст. 21, абз. 9 ч. 2 ст. 22 ТК РФ.
Во многих регионах Российской Федерации власти установили для медицинских сотрудников, которые трудоустроились на территории сельской местности, дополнительные привилегии. Например, в Псковской области поощряется и средний медперсонал, которому предоставляются разовые выплаты.
Категория работников | Выплачиваемая сумма |
Врачи | 100 000 рублей. |
Медсестры, фельдшеры | 30 000 рублей. |
Медсестры, фельдшеры, работающие в фельдшерско-акушерских пунктах | 50 000 рублей. |
Мотивирующие средства
В случае, когда медработник направляется в ходе распределения на территорию сельской местности, на протяжении трех лет ему будут выплачиваться мотивирующие средства.
Количество выплачиваемых средств медработникам регулируется на уровне регионов, как и другие типы послаблений.
В среднем цена мотивирующего пособия равна миллиону рублей.
Размер предоставляемых молодым специалистам средств определяется правительством региона
Данное право предоставляется гражданам, которые являются специалистами в сфере науки и здравоохранения и только при соблюденном условия о распределении для трудоустройства в соответствующее место.
Важно! В случае отказа гражданина от распределения в предоставлении поддержки со стороны государства ему будет отказано.
Выплаты молодым специалистам
Также во многих субъектах полагается ежегодное единовременное пособие на период особого статуса. К примеру, в Калужской области с 2016 года в городских поселениях начинающий сотрудник получит 9187 рублей на первом году работы, во второй год – 18373 рубля, на третий – 27560 рублей. Эти нормы выше для села и поменьше для городских предприятий.
- Заявление о предоставлении выплат.
- Оригинал диплома с копией.
- Копии приказов о направлении в регион трудоустройства и зачислении в педагогический состав школы.
- Кадровая справка о стаже в ОУ, копия трудовой.
Программа молодых врачей
Постоянно нарастающие проблемы медицины в сельской местности, а также сложности при трудоустройстве молодых докторов привели к необходимости созданию специальной программы в 2012 году, под названием «Земский доктор».
Выпускники образовательных учреждений имеют возможность переехать в сельскую местность для проживания на постоянной основе с обеспечением рабочего места. Программой предусмотрена выплата субсидии в размере 1 млн. рублей.
Целью этой государственной помощи, действующей в рамках ФЗ №326 «Об обязательном медицинском страховании», является обеспечение рабочим местом молодых специалистов, компенсация затрат на переезд, а также обустройства на новом месте проживания.
Программа хорошо зарекомендовала себя во многих областях РФ.
Для получения государственной материальной помощи в размере 1 млн. рублей необходимо соблюдение следующих условий:
- до скольки лет? Максимальный возраст получателя не должен превышать 45 лет;
- трудовое соглашение заключается не менее чем на 5 лет;
- наличие диплома о высшем медицинском образовании;
- специалист обязан пройти ординатуру или интернатуру;
- если супруги медики, то государственная помощь выплачивается обоим;
- оплату производит Фонд обязательного медицинского страхования;
- полученные денежные средства не облагаются налогом;
- для оформления помощи заявителю необходимо обратиться в территориальное отделение ФОМС по месту жительства;
- место работы по распределению определяется из наличного списка;
- отказ от заключенного трудового соглашения порождает обязанность вернуть полученные средства;
- декретный отпуск не приостанавливает начисление трудового стажа.
Статистика по стране показывает, что в сельской местности катастрофически не хватает специалистов.
С этой целью для молодых работников предоставляются дополнительные льготы, которые выражаются в следующем:
- повышенная ставка по заработной плате;
- частичная оплата стоимости жилья;
- льготная тарификация предоставляемых коммунальных услуг.
Государственная поддержка молодых специалистов, занятых в сельской местности, подразумевает возможность оформления ипотечного договора на льготных условиях.
Чтобы ее получить необходимо, по завершению трудового договора, обратиться в территориальное отделение органов социальной поддержки населения.
Согласно условиям программы предоставления жилья, специалист имеет возможность приобрести жилую недвижимость по месту осуществления трудовой деятельности.
Для этого необходимо предоставить следующий пакет документов:
- заявление;
- документы, удостоверяющие личность;
- копию диплома о полученном образовании;
- свидетельства о рождении детей;
- официальное подтверждение необходимости улучшения жилищных условий;
- выписка с банковского счета, подтверждающая наличие необходимой суммы первоначального взноса.
Некоторые регионы Российской Федерации предусматривают возможность предоставления молодым специалистам материальной поддержки в начале трудовой деятельности, ежегодной выплатой премии, льготных условий проезда на общественном транспорте.
В действующем федеральном законодательстве (Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, принятые по вопросам регулирования трудовых отношений) не содержится понятия «молодой специалист».
Однако понятия «молодой специалист», «молодой работник» используется в различных нормативных правовых актах, регулирующих трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения с участием молодых специалистов. Данные понятия можно встретить и в названиях правовых актов и по тексту.
При этом единые критерии, позволяющие отнести конкретную категорию работников к молодым специалистам, до сих пор не выработаны.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».
В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (Рамбуйе, 27 ноября 2009 года) молодой специалист рассматривается как гражданин государства одной Стороны в возрасте от 18 до 30 лет, уже работающий или приступающий к трудовой деятельности, который отправляется на территорию государства другой Стороны для улучшения своих трудовых перспектив и углубления своего знания общества принимающего государства благодаря приобретению опыта оплачиваемой работы на основании трудового договора, заключенного с работодателем государства другой Стороны .
Указ Президента РФ от 29.04.2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» распространяет свое действие на молодых инженерно-технических работников, специалистов и высококвалифицированных рабочих организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации в возрасте до 35 лет.
В Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 г. № 1244-р) под молодым специалистом понимается выпускник высших и средних специальных учебных заведений искусств.
Согласно Отраслевому соглашению организаций и учреждений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды на 2009 — 2011 годы (утв. Общероссийским профсоюзом авиаработников, Росгидрометом 11.03.2009 г.) молодой специалист – это выпускник гидрометеорологических техникумов и ВУЗов, направляемый на работу в организации и учреждения Росгидромета на основе заявок работодателей.
Согласно отраслевым соглашениям по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2009 — 2011 годы (утв. Профсоюзом работников государственных учреждений и общественного обслуживания РФ, Росстатом 18.12.2008 г.), по организациям железнодорожного транспорта на 2011 — 2013 годы (утв. Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей, Советом Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта 01.11.2010 г.) молодыми специалистами являются выпускники профильных учреждений профессионального образования.
Более развернутое определение молодого специалиста закреплено в Отраслевом соглашении по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009 — 2011 годы и Положении о молодом специалисте ОАО «РЖД».
Согласно Отраслевому соглашению по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009 — 2011 годы (утв. Профсоюзом машиностроителей РФ, Ростехрегулированием 13.01.2009г.) молодыми специалистами считаются лица в возрасте до 30 лет, окончившие с отрывом от производства полный курс обучения в ВУЗе и поступившие на работу в организацию по профилю полученной специальности в течение 3-х месяцев непосредственно после окончания учебного заведения. При этом статус молодого специалиста исчисляется тремя годами с момента заключения трудового договора с работодателем при условии обязательства молодого специалиста отработать в организации не менее 3-х лет .
В соответствии с Положением о молодом специалисте ОАО «РЖД» (утв. ОАО «РЖД» от 23 декабря 2005 г. № 1295) к молодым специалистам относятся выпускники образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования очной формы обучения в возрасте до тридцати лет, принятые на работу в ОАО «РЖД» в год окончания учебы в соответствии с договором о целевой подготовке специалиста или на основании направления, выданного учебным заведением по согласованию с ОАО «РЖД». При этом в Положении указывается, что статус молодого специалиста действует в течение трех лет. Однако предусмотрена возможность продления указанного срока еще на три года в случае:
-
призыва молодого специалиста на военную службу (направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу);
-
направления молодого специалиста на стажировку или обучение с отрывом от производства по основному месту работы;
-
направления молодого специалиста в очную аспирантуру для подготовки и защиты кандидатской диссертации на срок не более трех лет;
-
предоставления молодому специалисту отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Таким образом, можно определить примерный перечень основных и дополнительных критериев, которым должен отвечать выпускник ВУЗа, претендующий на получение статуса «молодой специалист».
Положение о молодых специалистах
- Количество часов — 10
- Форма — очная, дистанционная
- Выдаваемый документ — удостоверение
Подробнее
- Количество часов — 10
- Форма — очная, дистанционная
- Выдаваемый документ — удостоверение
Подробнее
- Количество часов — 40
- Форма — очная, дистанционная
- Выдаваемый документ — удостоверение
Подробнее
- Специалист по охране труда — 6 уровень
- Необходимый стаж — 3 года
- Срок действия свидетельства — 3 года
Подробнее
1 этап
Минтруд утверждает и публикует новые правила в области безопасности труда.
2 этап
Предприятию необходимо отправить заявку на обучение в Учебный центр с указанием ФИО, должностей специалистов, которым требуется пройти внеочередную проверку.
3 этап
Специалисты прослушивают курс в очном или дистанционном формате в объеме 10 часов и сдают тест на знание правил.
4 этап
Специалисты учебного центра в течение 24 часов после успешной сдачи теста осуществляют выпуск удостоверения и отправку документов заказчику.
Регуляторная гильотина
С 01 января 2021 года в рамках «регуляторной гильотины» отменяется целый ряд нормативных правовых актов в области безопасности труда, данные изменения повлияют на работу практически всех организаций.
В настоящее время Минтрудом разработаны и опубликованы проекты правил по охране труда, затрагивающие практически все отрасли экономической деятельности, от строительно-монтажных работ, металлургии, эксплуатации транспорта до сельского хозяйства. Отмене и замене на новые подлежат правила по охране труда, типовые инструкции по охране труда, положения и перечни, всего порядка 500 документов.
В соответствии с действующим Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (постановление Минтруда от 13.01.2003 г. № 1/29, п. 3.3.
) при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда проводится внеочередная проверка знаний требований охраны труда работников организаций.
Внеочередной проверке знаний в лицензированной организации (учебном центре) подлежат:
- работодатели,
- руководители,
- заместители руководителей, курирующие вопросы охраны труда,
- заместители главных инженеров по охране труда,
- специалисты,
- инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор за проведением работ,
- специалисты служб охраны труда,
- работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда,
- члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда,
- члены комиссий по проверке знаний требований охраны труда.
Регулирование трудовых отношений в Российской Федерации осуществляется трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда.
Трудовое законодательство Российской Федерации состоит из Трудового кодекса Российской Федерации (принят 30 декабря 2001 г., действует с изм. на 19.05.2013 г.), федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
Трудовые отношения регулируются также иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, как то:
- указами Президента Российской Федерации (к примеру, указ Президента РФ от 29 апреля 2010 г. № 518 «О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации»);
- постановлениями Правительства Российской Федерации (к примеру, постановление Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года». Программа включает мероприятия, в том числе направленные на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности);
- нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти (к примеру, приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 449 от 28 июня 2007 г. утвержден административный регламент предоставления государственной услуги по организации временного трудоустройства, в том числе безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые);
- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (к примеру, постановление Правительства Хабаровского края от 15 июня 2009 г. № 178-пр «О реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» скачать (261.9 KБ);
- нормативные правовые акты органов местного самоуправления (к примеру, решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района в 2008 г. были утверждены муниципальные целевые программы «Кадры отрасли «Культура» скачать (249.0 KБ) , «Педагогические кадры» скачать (273.5 KБ), предусматривающие мероприятия по целевой подготовке и закреплению молодых специалистов);
- коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами.
Коллективный договор является правовым актом, который заключают работники и работодатель в лице их представителей.
В действующем федеральном законодательстве (Трудовой кодекс РФ, федеральные законы, принятые по вопросам регулирования трудовых отношений) не содержится понятия «молодой специалист».
Однако понятия «молодой специалист», «молодой работник» используется в различных нормативных правовых актах, регулирующих трудовые и иные непосредственно с ними связанные отношения с участием молодых специалистов. Данные понятия можно встретить и в названиях правовых актов и по тексту.
При этом единые критерии, позволяющие отнести конкретную категорию работников к молодым специалистам, до сих пор не выработаны.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального, среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную аккредитацию, и впервые поступающее на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».
В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства (Рамбуйе, 27 ноября 2009 года) молодой специалист рассматривается как гражданин государства одной Стороны в возрасте от 18 до 30 лет, уже работающий или приступающий к трудовой деятельности, который отправляется на территорию государства другой Стороны для улучшения своих трудовых перспектив и углубления своего знания общества принимающего государства благодаря приобретению опыта оплачиваемой работы на основании трудового договора, заключенного с работодателем государства другой Стороны.
Характер поддержки специалистов с особым статусом зависит от местного законодательства и действующих в субъектах РФ социально-экономических программ. Региональные правовые акты не должны идти вразрез с федеральным сводом законов.
На местах предусмотрен месячный срок с момента зачисления в штат для выплаты молодым специалистам ЕДВ. Сумма зависит от специализации сотрудника и места службы (сельская местность, город округ или городское поселение).
Также во многих субъектах полагается ежегодное единовременное пособие на период особого статуса.
К примеру, в Калужской области с 2016 года в городских поселениях начинающий сотрудник получит 9187 рублей на первом году работы, во второй год – 18373 рубля, на третий – 27560 рублей. Эти нормы выше для села и поменьше для городских предприятий.
Обеспечение жильем молодых специалистов для предприятия равнозначно разрешению кадрового вопроса. Вряд ли молодой врач или воспитатель детсада сорвется с места через год–полтора при достойных бытовых условиях. В этом плане регионами делается немало:
- При наличии ведомственного жилфонда выделяется служебное жилье.
- В отдельных случаях учреждение может компенсировать услуги ЖКХ.
- Предоставляются целевые кредиты с пониженной ставкой на увеличенный срок, а также субсидии и ссуды.
Для приобретения жилья по льготным условиям сотрудник обязан отработать после распределения 5 лет или заключить трудовое соглашение по отработке необходимого времени.
Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД» и коллективным договором ОАО «РЖД», определяет статус и обязанности молодого специалиста, а также гарантии, компенсации и обязанности ОАО «РЖД» в отношении молодого специалиста.
Бюджет этого проекта колоссальный – почти 300 миллиардов рублей! Финансирование планируется осуществлять из трех основных направлений: более 90 миллиардов из федерального бюджета, более 134 миллиардов из региональных бюджетов и чуть более 74 миллиардов из внебюджетных источников.