- Гражданское право

Периодическая аккредитация в 2023 году. Новый приказ 709н от 28.10.2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Периодическая аккредитация в 2023 году. Новый приказ 709н от 28.10.2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Наибольшие корректировки касательно вопросов переподготовки затронули выпускников стоматологических факультетов. Если раньше они могли переучиться на врача спортивной медицины, врача-рентгенолога, врача функциональной диагностики и др., то сейчас такая возможность у них отсутствует.

Вместе с изменениями в новом приказе о квалификационных требованиях появились и новые недостатки. Теперь выпускники стоматологического факультета, которые не имеют послевузовского образования, работают в должности врача-стоматолога (хотя раньше работали в должности врача-стоматолога общей практики),однако по мнению некоторых специалистов такую должность можно давать только после ординатуры. Точно так же в должности провизора-технолога могут работать как молодые выпускники медицинского университета без последипломного образования, так и специалисты, которые прошли интернатуру или ординатуру. Что касается должности участкового терапевта, теперь ее могут занимать специалисты с различным уровнем квалификации:

  • Выпускники по специальности “Лечебное дело”;
  • Врачи, которые окончили ординатуру по терапии;
  • Врачи, которые окончили ординатуру по семейной медицине или общей врачебной практике.

В некоторых изменениях в квалификационных требованиях усматриваются явные противоречия. Согласно профессиональным стандартам (приказ №399н от 25 июня 2015 года), врачи, окончившие медико-профилактический факультет по соответствующей специальности (медико-профилактическое дело), могут работать по 18 медицинским специальностям. Однако в последнем приказе №328н указано всего две должности для выпускников медико-профилактического факультета. Это врач-эпидемиолог и врач по общей гигиене.

Определенные нестыковки имеются и у других специальностей – медицинская кибернетика, медицинская биохимия и медицинская биофизика.

Требования к профессиональной подготовке и уровню образования

Для того чтобы начать работать медсестрой, необходимо окончить как минимум медицинское училище или медицинский колледж. Высшее образование, как правило, не обязательно. Для удобства и наглядности мы составили подробную таблицу, в которой указано, каким уровнем профессионального образования и каким сертификатом (свидетельством об аккредитации) должен обладать сестринский персонал (о сертификации и аккредитации мы расскажем ниже).

Специалист Образование Сертификат/свидетельство об аккредитации
Медицинская сестра Медсестра участковая Медсестра палатная Медсестра процедурной Медсестра патронажная Медсестра приемного отделения (приемного покоя) Медсестра стерилизационной Медсестра перевязочной Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности «Сестринское дело» или среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности «Лечебное дело» или «Акушерское дело» и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по специальности «Сестринское дело» Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Сестринское дело»
Медсестра врача общей практики (семейного врача) Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» Сертификат специалиста по специальности «Общая практика»
Операционная медсестра Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» Сертификат специалиста по специальности «Операционное дело»
Медсестра по физиотерапии Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» Сертификат специалиста по специальности «Физиотерапия»
Медсестра диетическая Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» Сертификат специалиста по специальности «Диетология»
Медсестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» Сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Общая практика»
Медсестра по массажу Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена по специальности «Медицинский массаж» (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)» или Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена по одной из специальностей: «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по специальности «Медицинский массаж» или Высшее образование — специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по специальности «Медицинский массаж» Сертификат специалиста по специальности «Медицинский массаж» и (или) свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Медицинский массаж»
Медсестра-анестезист Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по специальности «Анестезиология и реаниматология» Сертификат специалиста по специальности «Анестезиология и реаниматология» или свидетельство об аккредитации по специальности «Анестезиология и реаниматология»
Медсестра по реабилитации Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело» или «Акушерское дело» и дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки по специальности «Реабилитационное сестринское дело» Сертификат специалиста по специальности «Реабилитационное сестринское дело» или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Реабилитационное сестринское дело»
Старшая медсестра Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации по специальности «Организация сестринского дела» или высшее образование — бакалавриат по направлению подготовки «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации «Организация сестринского дела» Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело»; документ о повышении квалификации по специальности «Органи��ация сестринского дела»
Главная медсестра Среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело» или «Сестринское дело» и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по специальности «Организация сестринского дела» или высшее образование — магистратура по специальности «Управление сестринской деятельностью» Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Организация сестринского дела» Сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Управление сестринской деятельностью»

Вопрос про квалификационные требования к старшей медицинской сестре

В настоящее время вопросы допуска специалистов со средним медицинским образованием (к которым относится старшая медицинская сестра) к медицинской деятельности (с учетом их квалификации) регулируется Приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» (далее – Приказ № 541н) и Приказом Минздрава России от 10.02.2016 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (далее – Приказ №83н.).

Кроме того, этой тематике посвящено письмо Минздрава России от 21.03.2016 № 16-5/2019443 «По вопросу допуска к медицинской деятельности специалистов со средним медицинским образованием».

В указанном письме Минздрав России ссылается на Приказ № 541н в соответствии с которым наименование должности «старший» устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

Также Минздрав отмечает, что требованиями к квалификации медицинского работника, замещающего должность старшей медицинской сестры, является наличие среднего профессионального образования (повышенный уровень) по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификата по специальности «Сестринское дело».

Кроме того, Минздрав России обращает внимание на Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199, включающий специальность «Сестринское дело». Согласно указанному Перечню квалификацию медицинской сестры получают лица, освоившие федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ФГОС) базовой подготовки (срок освоения 2 года 10 мес.) по специальности «Сестринское дело», а также лица, освоившие ФГОС по этой специальности углубленной подготовки (срок освоения 3 года 10 мес.).

На основании всего изложенного выше, Минздрав России делает вывод, состоящий в том. что медицинский работник может осуществлять профессиональную деятельность в должности старшей медицинской сестры при наличии:

  • среднего профессионального образования повышенного уровня (углубленная подготовка);
  • сертификата по специальности «Сестринское дело».

Вместе с тем, по мнению Факультета Медицинского Права, трактовка Минздрава РФ предполагает излишне жесткие требования и не вполне соответствует действующему законодательству.

Прежде всего необходимо отметить, что Минздрав ориентировался исключительно на Приказ № 541н, проигнорировав Приказ № 83н. По нашему же мнению, приоритет необходимо отдавать именно Приказу №83 – он был принят позже чем приказ № 541н (а, следовательно, считается более «свежим» нормативно-правовым актом), является специальным правовым актом по отношению к Приказу № 541н (так как регламентирует квалификационные требования не просто к работникам сферы здравоохранения, а именно к работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием) и, наконец, содержит не просто характеристики, а требования, что и должно приниматься в расчет во время принятия решения о допуске к медицинской деятельности.

Таким образом, мы можем говорить о приоритете норм Приказа № 83н над нормами Приказа № 541н при принятии решения о допуске к медицинской деятельности.

Следует отметить, что Квалификационные требования, утвержденные Приказом № 83н включают следующие квалификационные требования по специальности «Сестринское дело» (которые распространяются, в том числе, на должность «старшая медицинская сестра»):

  • наличие среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело»;
  • наличие профессиональной переподготовки по специальности «Сестринское дело» при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело»;
  • повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Работа на должности старшей медицинской сестры по другим специальностям («Сестринское дело в педиатрии»; «Сестринское дело в косметологии»; «Функциональная диагностика» и т.д.) также не содержит иных требований кроме: профессионального образования по одной из следующих специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело»; профессиональной переподготовки по соответствующей специальности; повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Также для допуска к работе на должности старшей медицинской сестры требуется прохождение аккредитации по соответствующей специальности либо наличие сертификата по специальности. Указанное требование предусмотрено непосредственно частью 1 статьи 69 и частями 1-2 статьи 100 Федерального Закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Обращаем внимание на то, что в Квалификационных требованиях, утвержденных Приказом № 83н отсутствуют правовые нормы устанавливающие, что наименование должности «старший» устанавливается при условии, если специалист осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями.

Точно также Квалификационные требования, утвержденные Приказом № 83н, не предполагают повышенного уровня обра��ования (углубленной подготовки) в случае работы на должности старшей медицинской сестры.

При этом важное место составляет вопрос о том, может ли старшая медсестра исполнять свои трудовые функции получив среднее профессиональное образования базовой подготовки или же для этого необходимы некие особые знания, которые можно получить только в случае углубленной подготовки.

Для ответа на это вопрос необходимо проанализировать Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», утвержденный Приказом Минобрнауки России от 12.05.2014 № 502 (в редакции 24.07.2015).

Так, согласно этому Федеральному государственному образовательному стандарту основным отличием медсестёр, получивших углубленную подготовку от медсестер, получивших базовую подготовку, является наличие двух дополнительных видов профессиональной деятельности:

  • осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности;
  • организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в системе первичной медико-санитарной помощи в учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи.

Осуществление организационной и исследовательской сестринской деятельности включает в себя следующие способности (профессиональные компетенции):

  • организовывать подбор и расстановку среднего и младшего медицинского персонала;
  • организовывать рациональную работу исполнителей;
  • определять и планировать потребность в материально-технических ресурсах и осуществлять контроль за их рациональным использованием;
  • проводить исследовательскую работу по анализу и оценке качества сестринской помощи, способствовать внедрению современных медицинских технологий;
  • работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.

Организация и проведение лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий в отношении пациентов всех возрастных категорий в системе первичной медико-санитарной помощи в учреждениях специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи включает в себя следующие способности (профессиональные компетенции):

  • организовывать и оказывать сестринскую помощь, консультировать по вопросам укрепления здоровья пациента, его семьи, в том числе и детей; групп населения в учреждениях первичной медико-санитарной помощи;
  • проводить мониторинг развития ребенка в пределах своих полномочий;
  • организовывать и оказывать специализированную и высокотехнологичную сестринскую помощь пациентам всех возрастных категорий.
Читайте также:  Льготы ветеранам труда в Ставропольском крае в области стоматологии

Кроме того, углубленная подготовка предполагает наличие у медсестер, получивших их, три дополнительные профессиональные способности по сравнению с медсестрами, получившими базовую подготовку:

  • формировать мотивацию здорового образа жизни контингента;
  • организовывать обучение и контроль знаний и умений подчиненных;
  • создавать благоприятную производственную среду в трудовом коллективе.

Таким образом, углубленная подготовка медсестер предполагает приобретение профессиональных компетенций, связанных с осуществлением организационной и исследовательской сестринской деятельности, организацией и проведением лечебно-диагностических, реабилитационных и профилактических мероприятий, а также руководством подчиненными (обучение и контроль знаний и умений подчиненных, создание благоприятной производственной среды в трудовом коллективе и т.д.).

В случае отсутствия у старшей медицинской сестры подобных трудовых функций (а они прямо не предусмотрены нормативно-правовыми актами, за исключением нормы о руководстве подчиненными, о которой говорилось выше) логичным представляется не выдвигать к старшей медицинской сестре требований об углубленной подготовке.

В завершение хочется отметить, что с формальной точки зрения нормы Приказа № 541 содержат к тому же и терминологическую ошибку, поскольку оперируют термином «повышенный уровень образования» (законодательство РФ об образовании вообще не содержит подобного термина и поэтому толковать его можно как угодно – вплоть до включения в него повышения квалификации), в то время как в этому Федеральном государственном образовательном стандарте употребляется термин «углубленная подготовка». Позиция Минздрава РФ, который в своем письме от 21.03.2016 № 16-5/2019443 решил отождествить термины «повышенный уровень образования» и «углубленная подготовка» не подкреплена никакими нормативно-правовыми актами.

Профстандарт старшей медицинской сестры

Грамотное внедрение профстандартов организацией-работодателем включает следующие действия:

  • Разработку регламента, в котором описан порядок внедрения: план-график, ответственные лица, нужные им документы.
  • Рассмотрение деятельности персонала, в том числе характера трудовых операций, уровня нагрузки и т.д.
  • Подбор профстандартов и модернизация с их помощью действующей трудовой документации: изменение штатного расписания, перераспределение обязанностей и пр.
  • Разработка новой системы критериев, по которым будет даваться оценка как действующим сотрудникам, так и кандидатам на трудоустройство.
  • Изменение организационной среды – введение новых позиций, преобразование иерархических связей и пр.

Итогом всех этих операций для работодателя станет расширение возможностей по управлению персоналом, причём на основе законодательно корректной документации. Так, если старшая медсестра не будет отвечать положениям профстандарта, от неё можно потребовать прохождения дополнительно обучения.

Обязанности старшей медицинской сестры, а также права и задачи

Второй раздел документа включает в себя обязанности, которые должна выполнять старшая медсестра. Сюда входит:

  • составление рабочего графика подчиненных;
  • проведение систематических инструктажей;
  • своевременное замещение персонала, который по каким-либо причинам не вышел на работу;
  • ведение отчетной документации;
  • своевременное выделение персоналу необходимых медикаментов, инструментов и инвентаря;
  • требование от персонала вежливого отношения к пациентам, внимательного обращения с лекарственными препаратами и инструментами;
  • содействовать с персоналом в ходе лечения пациентов;
  • контролировать соблюдение устава медучреждения.
  1. Назначено лицо, имеющее среднее медицинское образование.
  2. Старшая медсестра находится в подчинении у заведующего отделением.
  3. Старшая медсестра должна:
    • знать свои обязанности, а также среднего и младшего медперсонала;
    • уметь составлять рабочий график;
    • знать законы РФ;
    • соблюдать технику безопасности и правила охраны труда;
    • организовывать медицинскую реабилитацию пациентов;
    • соблюдать правила гигиены.
  4. В период отпуска, больничного, командировки и т. п. старшую медсестру заменяет лицо, назначенное руководством.

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).

То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям среднего профессионального образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

То есть, после завершения образования в медицинском образовательном учреждении гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.

В целях установления единого подхода к квалификационным требованиям к специалистам со средним медицинским образованием приказом Минздрава России от 10.02.2016 N 83н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием.

Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2008 N 176н.

Так, например, для осуществления медицинской деятельности по медицинской специальности «Акушерское дело» необходимо получить либо получить среднее профессиональное образование по специальности «Акушерское дело», либо пройти профессиональную переподготовку по специальности «Акушерское дело» при наличии среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».

Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:

  1. Уровень профессионального образования
  2. Дополнительное профессиональное образование
  3. Должности

В разделе «Уровень профессионального образования» для каждой медицинской специальности указаны специальности из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицинские науки» согласно перечню специальностей среднего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 N 1199.

В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:

1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей Приказа № 1199. Это удобный инструмент, позволяющий медицинскому специалисту переквалифицироваться и работать в новой должности без повторного получения образования.

Стоит обратить внимание, что для ряда медицинских специальностей такая возможность не предусмотрена. Так, например, получение медицинской специальности «Лечебное дело» возможно только путем прохождения среднего профессионального образования по специальности «Лечебное дело».

2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.

В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В ряде случаев соответствие требованиям к медицинской специальности позволит занять соответствующей ей должность: например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Медицинская оптика» позволит занимать должность медицинского оптика-оптометриста.

В других случаях соответствие требованиям к одной специальности позволяет занимать несколько различных должностей. Например, соответствие требованиям к медицинской специальности «Сестринское дело» позволит занимать должности:

  • медицинская сестра,
  • старшая медицинская сестра,
  • медицинская сестра палатная (постовая),
  • медицинская сестра процедурной,
  • медицинская сестра перевязочной,
  • медицинская сестра участковая,
  • медицинская сестра приемного отделения,
  • медицинская сестра патронажная,
  • медицинская сестра по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи,
  • медицинская сестра стерилизационной,
  • заведующий фельдшерско-акушерским пунктом — медицинская сестра,
  • заведующий здравпунктом — медицинская сестра,
  • заведующий кабинетом медицинской профилактики — медицинская сестра.

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

Профессиональные стандарты медицинских работников в части требований к образованию и обучению ссылаются на приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием».

То есть квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н.

Так, например, для должности «Медицинская сестра» профстандарт не утвержден. Согласно Приказу 83н для специальности «Сестринское дело» установлены следующие квалификационные требования:

  • Среднее профессиональное образование по специальности «Сестринское дело» или профессиональная переподготовка по специальности «Сестринское дело» при наличии среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Акушерское дело»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Как мы разобрали выше в разделе «Должности» квалификационных требований приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист.

Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.

Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.

Приказ 541н является разделом Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

В соответствии с п.4 Приказа 541н квалификационная характеристика каждой должности содержит три раздела: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации». При этом в разделе «Требования к квалификации» определены уровни требуемого профессионального образования работника, необходимого для выполнения возложенных на него должностных обязанностей, а также требуемый стаж работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки, указанные в разделе «Требования к квалификации», приведены в соответствии с законом об образовании и иными нормативными правовыми актами.

Таким образом, на наш взгляд, Приказ 541н не устанавливает самостоятельных требований к квалификации, а приводит их для каждой должности медицинского работника в соответствии с иными нормативными правовыми актами. То есть требования к квалификации в Приказе 541н должны соответствовать Квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н. В случае правовой коллизии между Приказом 541н и Приказом 83н в части требований к квалификации применению, на наш взгляд, подлежит Приказ 83н.

В тоже время п.6 Приказа 541н устанавливает имеющий важное практическое значение правовой механизм занятия должностей медицинских работников в случае неполного соответствия квалификационным требованиям. Так, лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы. Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.

Читайте также:  Время продажи алкоголя в Новосибирске в 2022 году

Стоит отметить, что согласно статье 57 Трудового кодекса РФ существует два вида документов, содержащих квалификационные требования к должностям, профессиям, специальностям, которыми руководствуется работодатель – квалификационные справочники и профессиональные стандарты. Анализ ст.57, 143, 144 Трудового кодекса РФ позволяет говорить о том, что в настоящее время применяются как квалификационные справочники, так и профессиональные стандарты. Однако, несмотря на возможность по-прежнему применять квалификационные справочники, законодатель создает правовую возможность перехода в перспективе именно на профессиональные стандарты, утверждая для этих целей инструменты, позволяющие соотносить положения справочников со стандартами.

Исходя из этого, применение Приказа 541н как квалификационного справочника постепенно сойдет на нет по мере утверждения и внедрения в медицинских организациях профессиональных стандартов. В тоже время, как указывалось выше, квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием установлены именно приказом Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Обязательность соблюдения квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним образованием устанавливается лицензионным законодательством.

Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Согласно пп. «д» п.4 Положения к лицензионным требованиям при осуществлении медицинской деятельности отнесено наличие заключивших с соискателем лицензии трудовые договоры работников, имеющих среднее, высшее, послевузовское и (или) дополнительное медицинское или иное необходимое для выполнения заявленных работ (услуг) профессиональное образование и сертификат специалиста (для специалистов с медицинским образованием).

Несмотря на отсутствие прямого упоминания квалификационных требований, профессиональное образование, необходимое для выполнения работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, определяется именно квалификационными требованиями. Как мы выяснили выше, квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела: уровень профессионального образования, дополнительное профессиональное образование, должности.

Стоит обратить внимание, что лицензионное законодательство, включив квалификационные требования в состав лицензионных, тем не менее не гармонизировано с нормами приказа Минздрава России от 10 февраля 2016 г. N 83н. В частности, лицензионные требования указывают на обязательное наличие сертификата специалиста для специалистов с медицинским образованием, в то время как последние несколько лет медицинские специалисты получают свидетельства об аккредитации. По поводу данного противоречия в письме Минздрава России от 14.12.2015 N 16-5/10/2-7567 были даны следующие разъяснения: право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности начиная с 1 января 2016 года может быть подтверждено соискателем лицензии либо сертификатом специалиста либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено пр�� проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.

Невыполнение медицинской организацией требований пп. «д» п.4 Положения является грубым нарушением лицензионных требований. Осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Так, например, согласно ч.4 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Медицинская сестра наделена обобщённой трудовой функцией, которая заключается в оказании доврачебной медицинской помощи и осуществлении сестринского ухода за пациентами.

Эта функция должна выражаться в следующих трудовых действиях:

  • Проведение санитарно-гигиенического воспитания и образования населения и пропаганда здорового образа жизни, профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний
  • Проведение мероприятий по профилактике возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
  • Участие в оказании медицинской помощи взрослому населению, в том числе в рамках первичной доврачебной медико-санитарной помощи
  • Оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме

Профстандарты, помимо квалификационных требований, устанавливают правильное наименование должностей работников и их трудовые функции. Все локальные акты, в которых есть эти данные, нужно привести в соответствие новым нормативным документам. В частности, трудовые книжки, трудовые договоры, должностные инструкции, документы по оценке квалификации сотрудников.

**Приказ Минздрава от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

В чем трудности. Не все новые наименования должностей есть в номенклатуре**. Профстандарты значительно расширяют некоторые трудовые функции среднего медперсонала и его руководителей.

Что даёт появление профстандарта медицинской сестры?

Появление профстандарта для медсестер (медбратьев) — это комплексный документ, который более конкретно и четко, более подробно опишет различные должности и участки работы медицинской сестры, границы ее полномочий, разные уровни квалификации медсестер. Профстандарт установит определённые требования к опыту работы и образованию.

Разработка профстандарта позволит систематизировать и установить требования к трудовым функциям медицинской сестры на разных квалификационных уровнях.

Профстандарт станет объективной основой для формирования программ профессионального образования в области сестринского дела.

Именно профстандарт медсестры предоставляет основы для единой оценки профессиональных квалификаций персонала, вне зависимости от путей их.

Профстандарт: чем должна заниматься медицинская сестра?

Медицинская сестра наделена обобщённой трудовой функцией, которая заключается в оказании доврачебной медицинской помощи и осуществлении сестринского ухода за пациентами.

Эта функция должна выражаться в следующих трудовых действиях:

  • Проведение санитарно-гигиенического воспитания и образования населения и пропаганда здорового образа жизни, профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний
  • Проведение мероприятий по профилактике возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи
  • Участие в оказании медицинской помощи взрослому населению, в том числе в рамках первичной доврачебной медико-санитарной помощи
  • Оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме

Курсы для старшей медсестры

Задачи программы дополнительного профессионального образования повышения квалификации по организации сестринского дела:

  • обновление и углубление главными и старшими медсестрами, иными руководителями и сотрудниками медицинской организации теоретических знаний, практических навыков, совершенствование имеющихся и получение новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности медицинского персонала, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;

  • организация квалифицированного ухода за больными с использованием современных, инновационных методологий сестринской деятельности;

  • работа с нормативно-распорядительной документацией по организации и управлению кадровыми и материальными ресурсами;

  • проведение исследовательской деятельности, анализ ее результатов и их использование с учетом потребностей реформирования здравоохранения и сестринского дела;

  • оценка уровня профессиональной готовности сестринских кадров и проведение мероприятий по повышению квалификации медицинских кадров в области сестринского дела;

  • организация труда подчиненного среднего и младшего медперсонала и своего труда на научной основе;

  • владение методами поиска, сбора, систематизации, хранения и обработки информации с использованием современных средств электронной и оргтехники, баз данных и электронных библиотек;

  • организация оздоровительных, лечебно-диагностических, реабилитационных, профилактических и противоэпидемических мероприятий с учетом потребностей на уровне пациента, семьи и отдельных групп населения.

Квалификационные требования к медицинской сестре в России и за рубежом

В России медсестра относится к специалистам со средним уровнем квалификации. Но тем не менее до сих пор нет единых требований: нормативные документы по-разному трактуют квалификационные характеристики. Другая проблема: не существует чёткого разграничения полномочий медицинской сестры на разных уровнях квалификации и разных участках работы. Например, в нынешних нормативно-правовых документах РФ отсутствует определение сестринского дела, медицинского ухода в отличие от других стран, например, Эстонии, Канады, Швеции, Великобритании и Международного Совета медицинских сестёр.

В Европейском союзе согласно справке Европейской Федерации Ассоциаций Медицинских сестёр (ЕФАМ) принято выделять 4 категории квалификации медицинской сестры:

  • Младшая медсестра,
  • Дипломированная медсестра,
  • Медсестра-специалист, в том числе медсестра-акушерка,
  • Высококвалифицированная практикующая медсестра.

В большей части стран Евросоюза, в Швеции, Финляндии, Канаде дипломированная медицинская сестра общей профиля имеет высшее базовое образование (бакалавриат).

Внесите изменения в локальные акты

Профстандарты, помимо квалификационных требований, устанавливают правильное наименование должностей работников и их трудовые функции. Все локальные акты, в которых есть эти данные, нужно привести в соответствие новым нормативным документам. В частности, трудовые книжки, трудовые договоры, должностные инструкции, документы по оценке квалификации сотрудников.

**Приказ Минздрава от 20.12.2012 № 1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников».

В чем трудности. Не все новые наименования должностей есть в номенклатуре**. Профстандарты значительно расширяют некоторые трудовые функции среднего медперсонала и его руководителей.

Как преодолеть. Составьте план-график внедрения профстандартов. Шаблон скачайте ниже. Изменения по должностями, которых еще нет в номенклатуре, отложите до момента внесения их в номенклатуру.

Структура профстандарта для старшей медсестры

В 2016-м году Минтруд принял профстандарт 02.003, содержащий характеристики основного медперсонала. Он включает четыре части.

В начальном разделе дается общая информация: принадлежность профессии к группе занятости и видам деятельности по кодам ОКВЭД и ОКЗ.

Вторая часть включает базовые сведения о двух обобщенных трудовых функциях, лежащих в основе профессии, а также их составляющих.

Обобщенные функции медперсонала:

Для них, как и для их составляющих, даны степени сложности и коды.

Третья часть содержит подробное описание обобщенных функций и их составляющих.

По каждой обобщенной функции приведены следующие данные:

Так, сотрудница, выполняющая функции медсестры по медицинскому уходу за больными, должна отвечать следующим требованиям:

По каждой из составляющих приведена следующая информация:

Так, для составляющей «Профессиональный уход за пациентом» даются следующие сведения:

В заключительной части документа дан список его организаций-разработчиков.

Внимание! Должностные параметры, не описанные в документе, – особенности работы, порядок подчинения и прочие сведения – содержатся в должностной инструкции.

Должностная инструкция главной медицинской сестры

  • Инструкция по охране труда для оператора пульта управления асфальтобетонного завода
  • Инструкция по охране труда для оператора пульта управления дробильно-сортировочного узла
  • Инструкция по охране труда для кладовщика
  • Инструкция по охране труда для слесаря-сантехника
  • Инструкция по охране труда для машиниста асфальтоукладчика
  • admin к записи Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля
  • сергей к записи Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля
  • admin к записи Инструкция по охране труда при выполнении работ на высоте
  • екатерина к записи Инструкция по охране труда при выполнении работ на высоте
  • admin к записи Инструкция по охране труда для водителя легкового автомобиля

Среднее профессиональное образование или дополнительное проф. образование, допустима также профессиональная переподготовка по направлению «Младшая медицинская сестра по уходу за больными». Прохождение подготовки/переподготовки по утвержденным программам для специалистов среднего звена.

Дополнительно нужно пройти медосмотр и подтвердить отсутствие ограничений на выбранную специальность.

Отсутствие в отношении кандидата положительных судебных решений (судимости).

Профессия медсестра имеет два уровня квалификации — второй и четвертый. В зависимости от этого, на медработника возлагаются различные функции.

Медсестры второй категории обязаны:

  • размещать материальные объекты и медотходы на средствах транспортировки;
  • транспортировать и своевременно доставлять материальные объекты и медотходы к месту назначения;
  • проводить ежедневную уборку и дезинфекцию помещений общественного пользования;
  • обеззараживать воздух, проветривать палаты, помещения и кабинеты;
  • приводить в порядок холодильники, в которых хранятся продукты пациентов;
  • дезинфицировать предметы ухода, оборудование, инвентарь и медизделия;
  • проводить предстерилизационную очистку медизделий;
  • осуществлять уход за умершими и их транспортировку.

Медсестры четвертой категории обязаны:

  • ухаживать за больными;
  • получать информацию от пациентов, а также их родственников;
  • размещать и перемещать больных в постели;
  • проводить санобработку и гигиенические мероприятия в отношении тяжелобольных;
  • помогать пациентам при физиологических отправлениях;
  • кормить пациентов, не имеющих возможности питаться самостоятельно;
  • транспортировать и сопровождать пациентов;
  • помогать медсестрам при проведении простой диагностики;
  • наблюдать за состоянием больных;
  • доставлять биоматериал в лаборатории.

В перечень должностных обязанностей медицинской сестры входит:

  • доврачебная медпомощь, забор биоматериала для исследований в условиях лаборатории;
  • уход за больным в медорганизации и на дому;
  • стерилизация мединструмента, перевязочных средств;
  • помощь врачу при проведении лечения и диагностики в условиях амбулатории и стационара;
  • подготовка пациента к исследованиям, процедурам, операциям;
  • контроль за выполнением врачебных назначений;
  • учет, хранение, использование лекарств и этилового спирта;
  • персональный учет, ведение базы данных состояния здоровья граждан;
  • медицинский документооборот;
  • санитарно-просветительская работа с населением;
  • сбор и утилизация медотходов.

Профессиональный стандарт медицинской сестры включает в себя следующие умения:

  1. Не только оказание медуслуг, но и взаимодействие с родственниками, врачами и пациентами.
  2. Участие в создании больничной безопасной среды, организации рабочего пространства для себя в перевязочном, манипуляционном или процедурном кабинете.
  3. Получение письменных согласий на проведение тех или иных процедур, которые назначил врач.
  4. Применение медикаментов по назначению врача.
  5. Введение инъекций, постановка инфузионных сред и капельниц.
  6. Ведение учета лекарственных средств, заполнение отчетности и документации на прием и хранение лекарств.
  7. Наблюдение за состоянием пациентов.
  8. Оказание неотложной помощи до приезда врача, если у пациента возникло осложнение на то или иное лекарство.
Читайте также:  За скважину надо платить налог или нет в 2023 году

Профессиональный стандарт медицинской диетической сестры имеет свои отличия, но, тем не менее, он входит в свод профстандартов. Основной деятельностью такой медсестры является планирование лечебного питания пациента. То есть диетмедсестра обязана:

  1. По вопросам лечебного питания взаимодействовать с другими службами медицинского учреждения такими как пищевой блок, бухгалтерия или врач-диетолог.
  2. Организовывать работу пищевого блока.
  3. Формировать карточки диетблюд.
  4. Составлять меню на неделю, которое будет соответствовать разным лечебным диетам.
  5. На совете медицинского учреждения представлять проекты лечебного меню, которое зависит от вида диеты.
  6. В своей деятельности проводить анализ натуральных и денежных показателей.
  7. Вести отчетную и учетную документацию.

Обязанности же диетсестры носят более расширенный характер. К ним относится:

  • Формирование диетического меню для пациентов учреждения.
  • Соблюдение физиологических норм питания для пациентов.
  • Учет вида лечебной диеты перед формированием меню на неделю.
  • Формирование совместно с врачом диетологом недельного меню, учитывая сезонность.
  • Составление ра��нообразных блюд.
  • Правильное распределение денег на продукты для недельной диеты.
  • Высчитывание совместно с врачом-диетологом пищевой ценности и химического состава блюда.
  • Сверка выполнения натуральных и денежных норм по диетическому питанию вместе с бухгалтерией. Это делается в отчетный период, за который могут взять месяц, неделю.

Стандарты профессиональной деятельности медицинской сестры, которая помогает в реабилитации, следующие:

  1. Взаимодействие как с реабилитационным отделением, так и с другими службами в интересах пациента.
  2. Выполнение врачебных назначений на любом этапе реабилитации.
  3. Проведение мероприятий по физиотерапии и лечебной физкультуре.
  4. Проведение лечебного массажа.
  5. Использование методов, которые позволяют психологически разгрузить пациента.
  6. Оценка эффективности реабилитационных процедур, которые уже были проведены.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, теоретические основы сестринского дела, основы лечебно-диагностического процесса, профилактики заболеваний, пропаганды здорового образа жизни, правила эксплуатации медицинского инструментария и оборудования, правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений, основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, основы валеологии и санологии, основы медицины катастроф, правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения, основные виды медицинской документации, медицинскую этику и деонтологию, психологию профессионального общения, основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Акушерское дело», «Сестринское дело» и сертификат специалиста по специальности «Сестринское дело», «Сестринское дело в педиатрии», «Общая практика» без предъявления требований к стажу работы.

Приказ Минздрава России от 22.11.2021 N 1083н

Аттестация медицинских работников на категорию — это экзамен, в ходе которого оцениваются теоретические знания и практические навыки медика, необходимые в его работе. В отличие от обязательного повышения квалификации аттестация является добровольной. Ее наличие дает специалисту определенные преимущества, в том числе материального характера.

О продолжительности трудовой недели для специалистов медпрофиля узнайте из статьи «Какова продолжительность рабочей недели».

Любая медорганизация обязана обеспечивать не только проведение аттестаций медработников, но и выполнять прочие предписания, отраженные в законодательстве об охране труда. Лучший способ ознакомиться с такими предписаниями — получить доступ к проверочным листам ГИТ по охране труда.

В отношении медицинской деятельности законодательством как раз установлено иное. Так, согласно ч.1 ст.69 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

Поскольку переход к процедуре аккредитации специалиста осуществляется постепенно, то до 1 января 2026 года право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста (п.1 ч.1 ст.100 Закона об основах охраны здоровья).

Аккредитация специалиста — процедура определения соответствия лица, получившего медицинское, фармацевтическое или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности либо фармацевтической деятельности (ч.3 ст.69 Закона об основах охраны здоровья).

То есть, в случае с медицинской деятельностью между образовательным этапом и этапом трудоустройства встроен еще один этап – этап допуска в профессию через процедуру аккредитации (ранее также — сертификации).

В заявлении о допуске к аккредитации специалиста потребуется указать специальность, по которой аккредитуемый намерен осуществлять медицинскую или фармацевтическую деятельность (п.26 Положения об аккредитации специалистов, утвержденного приказом Минздрава России от 02.06.2016 N 334н).

Однако здесь стоит обратить внимание, что аккредитация специалиста осуществляется не по специальностям высшего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, а по медицинским специальностям согласно Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.

То есть, после завершения образования в медицинском вузе гражданину присваивается квалификация по образовательной специальности, но, чтобы получить право на осуществление медицинской деятельности, он должен пройти аккредитацию специалиста по медицинской специальности. Этот переход важно уяснить, поскольку в силу употребления понятий «специальность» и «квалификация» в различных значениях возможно возникновение путаницы.

В целях установления единого подхода к квалификационным требованиям к специалистам с высшим медицинским образованием приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н утверждены Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Именно этот документ соотносит образовательные специальности, утвержденные приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061, с медицинскими специальностями по номенклатуре, утвержденной приказом Минздрава России от 07.10.2015 N 700н.

Так, например, для осуществления медицинской деятельности по медицинской специальности «Акушерство и гинекология» необходимо получить высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия» и пройти подготовку в интернатуре/ординатуре по специальности «Акушерство и гинекология».

Квалификационные требования к каждой медицинской специальности содержат три основных раздела:

  1. Уровень профессионального образования
  2. Дополнительное профессиональное образование
  3. Должности

В разделе «Уровень профессионального образования» для каждой медицинской специальности указаны специальности из укрупненной группы специальностей «Здравоохранение и медицина» согласно перечню специальностей высшего образования – специалитета и перечню специальностей высшего образования — подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, утвержденным приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 N 1061.

В разделе «Дополнительное профессиональное образование» для каждой медицинской специальности могут быть указаны следующие варианты квалификационных требований:

1. Возможность получить новую медицинскую специальность путем дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре вместо прохождения интернатуры/ординатуры по новой специальности. Это удобный инструмент, позволяющий врачу переквалифицироваться и работать в новой должности без длительного обучения в о��динатуре.

Стоит обратить внимание, что для ряда медицинских специальностей такая возможность не предусмотрена. Так, например, получение медицинской специальности «Торакальная хирургия» возможно только через подготовку в ординатуре по специальности «Торакальная хирургия».

2. Необходимость повышения квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности. Данное требование коррелирует с тем, что допуск к медицинской деятельности путем выдачи сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста действует в течение 5 лет.

3. Необходимость непрерывного повышения квалификации в течение всей трудовой деятельности. Изменениями, внесенными в квалификационные требования с 15 июля 2017 года приказом Минздрава России от 15 июня 2017 года N 328н, для ряда специальностей установлено новое требование к дополнительному образованию — непрерывное повышение квалификации в течение всей трудовой деятельности. Новое требование установлено для лиц, получивших образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальностям (уровень специалитета) 31.05.01 Лечебное дело, 32.05.01 Медико-профилактическое дело, 30.05.01 Медицинская биохимия, 30.05.02 Медицинская биофизика, 30.05.03 Медицинская кибернетика, 31.05.02 Педиатрия, 31.05.03 Стоматология, 31.05.02 Фармация, и высшее образование (бакалавриат) по специальности 34.03.01 «Сестринское дело» после 1 января 2016 года и прошедших аккредитацию специалиста. Требование установлено для занятия указанными лицами следующих должностей: врач-терапевт участковый, врач по общей гигиене, врач-эпидемиолог, врач клинической лабораторной диагностики, врач функциональной диагностики, врач-статистик, врач- педиатр, врач-педиатр участковый, врач-педиатр городской (районный), медицинская сестра общей практики, медицинская сестра по паллиативной помощи, медицинская сестра по профилактике, медицинская сестра по реабилитации, врач-стоматолог, провизор, провизор-технолог.

В разделе «Должности» для каждой медицинской специальности указаны наименования должностей, которые может занимать специалист. Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников утверждена приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н. В подавляющем большинстве случаев для занятия одной должности медицинского работника предусмотрены единые квалификационные требования.

Однако, есть исключения, — например, должность врача-терапевта участкового, разрешено занимать при соответствии квалификационным требованиям по одной из трех медицинских специальностей:

1. Специальность «Терапия»:

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
  • Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия» или профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Чем же руководствоваться медицинским организациям как работодателям при трудоустройстве медицинских специалистов?

С точки зрения трудового законодательства квалификация работника — уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника (ст.195.1 Трудового кодекса РФ).

Современное трудовое право раскрывает понятие квалификации работника через понятие профессионального стандарта. Профессиональный стандарт дает характеристику тому уровню знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы, который необходим работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Однако цель профессионального стандарта скорее не ввести новые правовые нормы, устанавливающие требования к квалификации работника, а собрать воедино действующие требования нормативных правовых актов. Именно в этом смысле профессиональные стандарты в части квалификационных требований обязательны для применения работодателями (ч.1 ст.195.3 Трудового кодекса РФ).

Профессиональные стандарты врачей в части требований к образованию и обучению ссылаются на Квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденные приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.

То есть квалификационные требования к медицинским работникам с высшим образованием установлены именно приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, а профессиональные стандарты дублируют эти требования применительно к определенному виду медицинской деятельности или трудовой функции.

Поскольку система профессиональных стандартов в настоящее время находится на этапе формирования, то далеко не для всех медицинских специалистов разработаны и утверждены профессиональные стандарты, в силу чего работодателя необходимо обращаться к квалифицированным требованиям, сформулированным в приказе Минздрава России от 08.10.2015 N 707н.

Так, например, для врача по водолазной медицине профстандарт не утвержден. Согласно Приказу 707н для специальности «Водолазная медицина» установлены следующие квалификационные требования:

  • Высшее образование — специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия»;
  • Подготовка в ординатуре по специальности «Водолазная медицина» или профессиональная переподготовка по специальности «Водолазная медицина» при наличии подготовки в инте��натуре/ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Терапия»;
  • Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности.

Вместе с тем, в письме Минздравсоцразвития России от 20.10.2011 N 16-1/10/2-10354 до введения специальности «Водолазная медицина» диагностику и профилактику острых и хронических заболеваний, связанных с профессиональной деятельностью водолазов, а также медицинское обеспечение водолазных спусков осуществляли служащие в Вооруженных Силах Российской Федерации офицеры медицинской службы и лица из числа гражданского персонала.

Квалификационные требования к медицинской сестре в России и за рубежом

В России медсестра относится к специалистам со средним уровнем квалификации. Но тем не менее до сих пор нет единых требований: нормативные документы по-разному трактуют квалификационные характеристики. Другая проблема: не существует чёткого разграничения полномочий медицинской сестры на разных уровнях квалификации и разных участках работы. Например, в нынешних нормативно-правовых документах РФ отсутствует определение сестринского дела, медицинского ухода в отличие от других стран, например, Эстонии, Канады, Швеции, Великобритании и Международного Совета медицинских сестёр.

В Европейском союзе согласно справке Европейской Федерации Ассоциаций Медицинских сестёр (ЕФАМ) принято выделять 4 категории квалификации медицинской сестры:

  • Младшая медсестра,
  • Дипломированная медсестра,
  • Медсестра-специалист, в том числе медсестра-акушерка,
  • Высококвалифицированная практикующая медсестра.

В большей части стран Евросоюза, в Швеции, Финляндии, Канаде дипломированная медицинская сестра общей профиля имеет высшее базовое образование (бакалавриат).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *